Сочи, Тридцатка

Дата события: 
23.06.11 Тридцатка

Тридцатка.
 
Участник: Догадько Игорь.
Маршрут: Майкоп- КПП «Лаго-Наки» - пр. Фишт – г. Оштен – озеро Псенодах – пр. Фишт – Бабук-Аул – Солох-Аул - Сочи.
Сроки: 23.06.2011 – 27.06.2011
 
Для справки: Знаменитый маршрут проходит по территории Майкопского района Республики Адыгея и Дагомысского района Краснодарского края и захватывает Западный отдел и Лагонакский биосферный полигон  Кавказского заповедника. Географически большая часть маршрута проходит по плато Лаго-Наки, расположенному на высоте 2000 м над уровнем моря через перевалы Фишт-Оштеновского массива (трёх самых высоких гор данного района – Фишт, Оштен и Пшеха-су).
        Идея перевалить через Главный Кавказский хребет и выйти к Черному морю не новая, а я ей загорелся после просмотра сериала «Маршрут» с Абдуловым в главной роли. Такую же мысль высказала и моя тогда еще 9-летняя дочь. Однако во всех описаниях рекомендуется брать с собой на маршрут детей с 12 лет. В этом году дочери исполнилось 12, но желание идти со мной у нее исчезло. Но, не пропадать же материалу (карты, описания), которому я  собрал. Искать попутчиков, почему то не хотелось, поэтому решил идти один. Хотя, по правде говоря, чуть было не повелся на предложение велосипедистов из Велокубани проехать этот маршрут на велике, и даже договорился о его (велика) прокате, но в последний момент от этой мысли отказался, потому что велопоход исключал возможность восхождения на какую - нибудь из вершин Фишт – Оштенской группы.
Доехав  на такси от Майкопа до конца асфальтовой дороги к КПП «Лагонаки», дальше я пошел пешком по грунтовке, зарегистрировавшись по пути в МЧС и забив все ключевые точки маршрута в GPS. Дойдя до КПП «Лагонгаки», оформил пропуска в заповедник и начал искать место для ночлега. Рядом с КПП оказалась недорогая турбаза и я решил в последний раз воспользоваться благами цивилизации, чтобы с утра не тратить время на сбор палатки и укладку рюкзака. В первый, а лучше его считать нулевым днем было пройдено всего 6 км по грунтовой дороге, которые вообщем - то я планировал проехать, но прошел пешком, чтобы не слушать нытья таксиста.
Справедливости ради, надо сказать, что классическая «тридцатка» начинается не с КПП «Лагонаки», а с Гузерипля. Но,  тогда в стороне остается одноименное с КПП плато, на котором обязательно стоит побывать.
Утром первого дня я вышел в 7 часов утра и уже через пол часа был на Азишском перевале, откуда открылся великолепный вид на плато Лагонаки (альпийские луга в сочетании со снежниками), которое мне предстояло сегодня пересечь и это было меньше чем половина сегодняшнего пути. За временем я не следил и незаметно оказался на следующем Абадзешском перевале. Оттуда, как на ладони,  виден Оштен, на который я планировал восхождение на следующий день и Абадзеш. А сегодня я должен был обойти Оштен с востока через так называемую «Инструктоскую щель» (проход между двумя скалами). При этом «под ногами» оказывается долина реки Белой (излюбленное место рафтеров). Следующий перевал - Гузерипльский. Сразу после него  во всем величии предстает знаменитый «Фишт». Около полутора часов пути и я поднимаюсь на последний сегодня перевал Армянский. Остается спуститься по буковому лесу в долину реки Белой к приюту Фишт, прикидывая при этом: а сколько же с меня «сдерут» за постановку палатки. К моему удивлению не содрали ничего. Оказалось что на приюте можно купить самые необходимые продукты. Причем продукты первой необходимости (крупы, консервы, спички), несмотря на то что их забрасывают на «вертушке», продаются по обычным ценам. А вот шоколад, напитки, пиво дороже раза в два. Баня – 1час: 500 руб. Жаба меня «задавила» и прищлось мыться в реке Белой (4 гр. по Цельсию). На приют я пришел в пятницу вечером и народу было достаточно много. Большинство планировало восхождение на Фишт. Подъем на него проходит через ледник, закрытый в это время года, поэтому «в одного» я еще заранее решил туда не соваться и не взял с собой ни кошек ни ледоруба.
Итого в первый день пройдено 22 км, 4 перевала.
На следующий (второй день) у меня планировалась радиалка на Оштен по некатегорийному маршруту, хотя на него (Оштен) есть и «пятерочки». Следуя советам МЧС – цев я поднялся на Фишт – Оштеновский перевал и начал искать тропу из туров. Поиски результатов не дали и пошел наверх траверсируя склон, местами травянистый, местами осыпной. Как я не старался, но все же уперся в скалы. Вблизи они оказались совсем несложными для лазания. Когда я их частично преодолел,  то сбоку увидел те самые турики, про которые мне рассказывали МЧС - цы Дальнейший подъем технически не представлял сложностей, а вот физически? Все таки высота 2804м, хоть и не Эверест, но недостаток кислорода немного уже сказывается. На вершине встретился с группой из 3-х человек, которые закрепили флаг, «сфотали» меня на его фоне   и подробно рассказали мне какие вершины видны с Оштена. Вниз я уже шел по турикам и спустившись на перевал решил не сразу идти к приюту, а свалиться с перевала в другую сторону к озеру Псенодах, в котором как мне говорили теплая вода. Действительно, оказалась теплой, во всяком случае теплее чем в р. Белой. Наверное, градусов 10. Теперь мне предстояло второй раз за сегодня подняться на Фишт - Оштенский перевал теперь уже с другой стороны. И во время отдыха на перевале меня догнали велосипедисты с ВелоКубани, с которыми я предварительно собирался ехать. Пришлось сознаться им, что я и есть тот самый IGORD, который сначала сращивал велик напрокат, а потом «съехал» с темы. Чистосердечное признание облегчает вину и мы расстались друзьями, хотя не совсем расстались. Я пересекался с ними периодически до середины следующего дня. Надо сказать, что для великов маршрут очень сложный. Местами (процентов 20  маршрута) его нельзя даже катить и в прямом смысле  приходилось тащить на себе.
Итого во второй день радиально пройдено 25 км, 1 перевал дважды и одна вершина.
С утра третьего дня я опять вышел пораньше, чтобы до жары проскочить два перевала Белореченский и Черкесский. Это мне вообщем - то удалось, но не из-за быстрой ходьбы, а из-за ухудшения погоды. Должно жебыло когда - нибудь прекратиться везение с погодой.
 Главный Кавказский хребет в этом месте так хитро идет, что до сих пор до конца не разобрался на каком именно из этих двух перевалов «собственно» переваливаешь Главный Кавказский хребет. Так или иначе, после Черкесского перевала предстоял так называемый «веселый спуск» - потеря высоты около полутора километров по буковому лесу. На этом спуске от меня окончательно оторвались велосипедисты. Честно говоря, не хотел бы с ними поменяться.  Уже на подходу к Бабук - аулу предстояло перейти реку Щахе по подвесному мостику, надежность которого вызывала опасения, а речка (да еще во время дождя) ого какая бурная. А дождь к тому времени разыгрался не на шутку. В приюте Бабук - аул за постановку палатки нужно было заплатить 50 руб., а за место в ихней стационарной 80 руб. Весь народ пошел в стационарные палатки. Я же решил поставить свою и дело вовсе не в экономии 30 руб., как посчитали остальные туристы, ночевавшие на приюте, предсказывавшие, что ночью меня затопит. Я же решив, что затопит или нет, это еще вопрос, а вот комары точно сожрут, если буду ночевать в стационарной палатке, в итоге ухитрился закинуть в палатку вещи, коврик и спальник и запрыгнуть сам в считанные секунды, не напустив комаров. К утру к разочарованию других туристов меня так и не подтопило. А к моему не то чтобы злорадству… в эту ночь в стационарных палатках разыгрывались нешуточные сражения между туристами и комарами, при чем судя по их (туристов) лицам с утра успех был явно не на стороне первых.
Итого в третий день пройдено 18 км, 2 перевала.
На четвертый день,  признаюсь, я смалодушничал. 17 км дороги от Бабук-Аула до Солох-Аула после дождя (а дождь еще не прекратился) чуть хуже чем дорога от Лукьяновки до Пидана в воскресенье вечером осенью после того как всю неделю шли дожди, а на выходные ГАЗы сделали несколько десятков рейсов с бандерлогами туда и обратно. А тут тройка москвичей арендовавших УАЗик предложила войти в долю. Сначала было отказавшись, потом я согласился. Полтора часа и мы в Солох-Ауле. Оттуда общественным транспортом в Дагомыс и затем в Сочи.
Тридцатый маршрут называется «через горы к Черному морю» и  подразумевает после «сайгачивания» по горным перевалам купание в теплом море. Но, не тут то было. Черное море встретило «нехилым» штормом. И вместо того, чтобы за 3,5 часа добраться на Комете до Анапы (где отдыхала  моя семья) пришлось 12 часов тащиться туда на автобусе. Да и вообще Сочи в преддверии Олимпиады – 2014 г. не приглянулся. Похож на Владик сейчас. Одним словом: стройка.
Итого за три дня и вечер нулевого дня пройден 71 км, 7 перевалов (один из них дважды) и одна вершина.
А в голове выстраиваются уже новые планы: пройти через Главный Кавказский хребет из Псебая в Красную Поляну и из Архыза в Красную Поляну. Первый маршрут достаточно прост для прохождения и ориентирования. Три дня идешь вверх по правому берегу Малой Лабы, четвертый, а может и часть пятого падаешь в Красную Поляну. Трудность в том, что кроме пропуска в заповедник нужно оформлять пропуск в погранзону. А вот второй маршрут лучше идти хотя бы вдвоем. Есть категорийные перевалы. Хотя вплотную этим еще не занимался.

Фотогалерея: 
IMG_2549
IMG_2600
IMG_2551
IMG_2567
IMG_2572
Голосование: 
0
Голосов пока нет

Комментарии



- баня и в Лукьяновке так стОит:)
- с новыми палками тебя!
- если что, у меня есть "Маршрут" на DVD
и остаётся только позавидовать:)


Аватар Владимир Шкрябин

Молодец Игорь! и сходил хорошо и написал хорошо! Коля дай фильм глянуть? :) его нет в фильмах на клубном компе?;) где список?



Дам, чего-ж не дать. Нету на компе. Нету и компа:)



...фильм тот не стоит просмотра, очень посредственый боевик, правда в необычном месте, снимался то же кстате не на "тридцатки"....А Игорь молодец что побывал там



Фильм снимался в районе Красной Поляны. Это не боевик.



Про сериал можно почитать тут
http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/280956/

заслуживает внимания:
1. на основе реальных событий
2. обалденные места
3. одна из последних ролей Абдулова
4. фильм "в тему"
не шедевр, но по совокупности-можно посмотреть, если есть 7 свободных часов:)



Игорь, молодец! Такой маршрут прошел. И столько перевалов, по нескольку в день! Нам одного перевала хватило по чтоб два дня еще отходить от него. Умница! Правда одному рисковано так ходить. Новых тебе маршрутов и свершений! :)

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарии,