Сказ о том, как по Приморью поколесили

сентябрь 2023

Наконец-то я созрел написать отчет по сентябрьскому походу, никак не мог найти вдохновение (руки не доходили до клавиатуры). Многие ощущения и эмоции конечно позабылись, поэтому расскажу вкратце о самых ярких воспоминаниях.

В качестве эпиграфа

Подлетает ворона к лебедям и говорит:

- Лебеди, вы каждый год на юг улетаете, возьмите меня с собой, никогда там не была, очень хочу побывать.

- Ворона ты чего, туда лететь очень долго, последние два дня над морем лететь без перерыва, негде присесть отдохнуть, ты не долетишь до юга.

- Да я выдержу, я птица большая, сильная, я вам не помешаю.

Летят, долетают до моря, Лебеди вороне говорят:

- Смотри, дальше море, лететь не меньше двух дней без перерыва, не выдержишь – мы тебя не спасём, последний шанс отказаться.

- Да ладно вам, я птица большая, сильная, я выдержу, не переживайте.

Прилетают Лебеди на юг, вороны нет, взгрустнули, столько летели вместе, решили подождать. К концу третьего дня видят, летит ворона в полуметре от воды, волны её почти захлестывают. Долетает до берега и падает. Лебеди подлетают, говорят:

- Ворона, ты молодец, три дня без посадки! Ну ты птица, ты большая птица!

- да, я птица большая… но такая долбанутая…

Этот анекдот мне рассказал Саня на второй день похода, я его потом периодически вспоминал. Теперь по порядку. Собрались мы в велопоход по Приморью. Идея была озвучена ещё весной, в мечтах было проехать порядка 1500 км за 2 недели. Ближе к дате планы скорректировались, отпуск оказался не резиновый, на поход осталось 10 дней, маршрут был снижен до 1000 км.

Группа желающих была собрана, осталось только накатать до похода обязательные 1000 км, установленные рукпохом и генератором идеи Сашей Чернавиным.

Выезд был запланирован на 2 сентября, возвращение 11 сентября. Ежедневный план минимум составлял 100 км в день, на последний день приходилось порядка 50 км. «А если будем ехать по 150 км, то каждые пару дней можно делать дневку» - воодушевлял нас Саша. Ну да, конечно, тут то план минимум бы выполнить…

В планах было ехать впятером, но, как часто бывает, по разным причинам и обстоятельствам у троих членов группы поехать не получилось.

Маршрут:

Владивосток - по Шаморовской трассе уходим на Штыково и Многоудобное - далее по дороге через Уссурийский заповедник мимо Отрадного едем в Ивановку - через Реттиховку в Арсеньев - далее Кавалерово – Ольга – Лазо – Хмельницкое - и через Шкотово возвращаемся во Владивосток.

Вечером 30 августа разделили снарягу, закупили и поделили продукты (меню, расход газа, плановые места ночевок пропишу ниже отчёта) и утром 2 сентября, сделав селфи перед клубом, весело выдвинулись в путь.

Несмотря на полные велосумки (на багажнике порядка 25 кг) мы ещё бодры и веселы. Шаморовскую трассу проехали без приключений, затем решили съехать в сторону Силинского и выехать в районе поворота на п. Артемовский. В районе Штыковских прудов появились первые признаки усталости – ехать дальше не хотелось от слова совершенно. За Многоудобным нас ждал сюрприз – знак с надписью, что на 46 км обвал моста, дороги нет. Подумав решили все-таки ехать дальше, велосипед ведь очень проходимый транспорт, через 30 км будет видно.

Остановились по плану за Многоудобное, перед дорогой на Уссурийский заповедник, проехали 99 км. Последние километры дались крайне тяжело, в горку уже ехать не мог, последние 500 метров прошёл пешком. Устал настолько, что с трудом не только ходил, но и вечерняя перловка в горло не лезла. Думал, как же поеду утром?!...

Второй день начался неплохо, ехать надо было вниз. Вопреки переживаниям, мышцы относительно быстро вошли в ритм. До моста добрались на одном дыхании. Я порадовался, что его уже починили и нам не пришлось проверять проходимость и плавательность нашего транспорта. Перед Отрадным я уже всеми фибрами души мечтал о великом изобретении человечества – асфальте, грунтовка пыталась добить меня через многострадальную пятую точку… И у неё это получалось!... Отрадное порадовало меня парой километров асфальта… даже не представляете это блаженство – спокойно сидеть в седле и крутить педали не подскакивая каждую секунду…

Ивановка. Доехали до неё мы после обеда, но все равно заехали в кафешку поесть сырников с морсом… ммм, блаженство, обязательно посетите это место. А ещё тут холодная вода из крана, после жары и пропедалированых километров лучше крана с холодной водой мог быть только душ.

Саня меня пытался убедить, что уставать под вечер это нормально, я радовался минутам приятного отдыха и соглашался... Но не до конца, блин я уже после обеда почти никакой, в горку педали вообще не едут, а он бодрячком.

Пик жары мы встретили в Снегуровке, там Саша показал лайфхак для начинающих вело и не вело туристов: надетая, только что простиранная футболка добавляет в жару немного бодрости, кайфа и хорошего настроения.

Ночевку второго дня мы встретили примерно в 20 км после Реттиховки, проехав деревушку Буянки, т.е. несмотря на достаточное количество грунтовки от плана мы не отклонились, проехали порядка 110 км. На последнем подъеме случился первый казус – у Саши сильно стало спускать колесо, сделали остановку для замены камеры. Затаборились на пятаке прям возле дороги, данная дорога явно не пользуется спросом у автолюбителей. Из плохого – там, где не хотелось бы, обнаружил у себя мозоль, причем уже хорошенечко содранный. Посетовав на велошорты и всю ситуацию в целом, побрёл готовить ужин.

Также, как и второй день, третий начался с небольшого спуска. Дорога была хоть и грунтовая, но очень приятная для езды. На повороте на Арсеньев догнал Сашу, подшипник каретки на его велосипеде вел себя не очень хорошо, периодически издавал ненужные звуки и прям говорил: «Замените меня на другой, я не хочу дальше ехать с вами…». Узнав номер нужного подшипника, решено было поискать запчасть в Арсеньеве, куда мы и двинули дальше.

По сравнению с деревушками и поселками, через которые мы проезжали, Арсеньев город конечно большой, но проехав пару-тройку авто и вело магазинов было быстро выяснено – запчасть редкая, и где либо ее не достать. Назначив следующим пунктом поиска нужной детали Кавалерово, мы поехали вперед с набором высоты. Посреди горки я услышал подозрительные звуки со стороны заднего колеса. Это были благополучно забытые такелажные резинки, которыми я дополнительно притягивал коврик и тапочки к рюкзаку, чтобы поменьше болтались на кочках. Это чудо, что резинки не намотались на колесо, не повредили спицу или трансмиссию, хотя проехал я с ними болтающимися порядка 3-5 км, авария могла быть очень даже не приятная… Пообещав себе, что больше никогда не забуду их крепить (ну ну, конечно…) поехал догонять Сашу.

Во второй половине дня у нас были перевалы Еловый и Кедровый. Саша загодя морально меня к ним готовил. Не скажу что сами перевалы были сверх тяжелыми, а вот подъезд к этим перевалам… Прежде чем «насладиться» несколькими километрами крутого подъема мы проехали «даженескажусколько» подъемов, некоторые мне казались даже покруче самих перевалов. Но это были всего-то безымянные подъемы, в которые приходилось крайне тяжело карабкаться. Скорость велосипеда падала до скорости идущего человека, много раз останавливался просто отдышаться, несколько раз переходил на пешку (любишь кататься, люби и велик покатать). В каждый поворот я смотрел с надеждой, что набор высоты закончен и через силу заставлял себя ехать дальше. Мухи внаглую кружили надо мной (буду верить, что я сладкий, как варенье), когда я, сжав зубы, терпел и не отмахивался от них – садились без приглашения на очки. Пытаясь отвлечься, рассматривал природу по обе стороны от дороги: куда ни глянь яркая зеленая трава, густой смешанный лес. Этот яркий запах леса, деревьев, грибов не передать словами. Проезжая на машине настолько ярко эту красоту не увидеть. Где-то на тещином языке Саша меня успокоил, что скоро подъем закончится, уже почти самая вершина. Внизу немного в стороне от дороги протекал ручеек (как же он был хорош в эту жаркую погоду), где мы набрали воды и даже ополоснулись. Почувствовав себя гораздо лучше, я был готов брать перевал за перевалом (правда это чувство достаточно быстро закончилось). Запаковавшись, дальше решили ехать как «джентльмены удачи» – в трусах и майках. Хвастаясь своим эксклюзивным полосатым загаром на ногах, двинул покорять перевал.

Наконец-то, дорога вверх закончилась, на вершине стоял довольный Саня и обрадовал меня, что мы на вершине перевала, теперь только вниз. В тот момент эта новость была самая лучшая во всем мире. Спуск вниз в этот и последующие дни олицетворял само блаженство: хороший асфальт, шелест шин, ветер обдувает разгоряченное тело и лицо, сдувает пакостных насекомых, преследующих тебя. Хотелось закрыть от наслаждения глаза, расставить руки в стороны, чтобы чувствовать ветер каждой клеткой своего тела… Спасибо о инстинкт самосохранения что ты существуешь, на 50 км/ч такой фокус был бы удостоен, пожалуй, цирковых оваций. Дорога вниз заканчивалась почему то быстрее чем вверх, спустившись в Новомихайловку рукпох устроил привал – придорожное кафе с вкусным морсом, чаем и блинами было обалденным окончанием тяжелого дня. Ну, не совсем окончанием… Несмотря на то, что программа минимум была выполнена, и даже перевыполнена (Новомихайловку должны были проехать утром следующего дня), решено было проехать несколько километров дальше чтобы найти уютное местечко для ночлега. Проехав еще добрых 12 километров, в течении которых я думал: Какие уютные местечки проезжаем, вот даже можно прям на обочине палатку поставить… Но Саша уже приближался к горизонту, поэтому оставалось забить эмоции подальше и поднапрячься еще. Остановились перед деревенькой с красивым названием Каменка, более или менее хорошим местом для ночлега оказалась красивая зеленая поляна буквально в 10 метрах от автомобильного моста. Живописная поляна, звук журчащей внизу речки… и противный писк комарья, прилетевшего к нам на огонек. Лайфхак для начинающих туристов: чтобы научиться быстро собираться, ставить палатку и готовить ужин – делайте это все в местах скопления комаров, у них есть методы работы с молодежью.

Четвертый день ознаменовался взятием перевалов Яблочный и Венюкова (да, который прошли Венюков М.И., Пржевальский Н.М. и Арсеньев В.К.). В начале пути дорога была практически прямой, затем стала плавно забирать вверх, где и закончилась постепенно взятием перевалов. Довольные и уставшие сделав пару фоток, спустились в Кавалерово. Время позволяло попить чаю и даже проехать дальше. Затаборились примерно в 15 км от Кавалерово, после поворота на деревню Устиновка, на берегу реки Зеркальная. Возможно уже говорил ранее, но какой же это кайф смыть себя пыль и пот за целый день пути, холодная вода придает сил, ощущаешь себя как заново родившимся. По первоначальному плану Кавалерово должны были проехать на 5 день пути, таким образом, мы продолжали опережать график, за четвертый день проехав 120 км.

В сторону Ольги я ни разу не ездил, дорога в целом мне понравилась: асфальт, машин едет относительно немного, слева и справа красивейшая природа, запах леса. Саша периодически отрывался вперед и терялся за поворотом, один раз я даже думал, что где-то его проскочил. Через 50 км сделали остановку на обед в Серафимовке, заехали на Серафимовский источник. Если будете здесь проезжать, обязательно посетите это место. Место очень красивое, окружено с двух сторон небольшими скалами, поросшими лесом, ледяной ключ бьет из-под скалы, через полтора метра обустроена добротная купель, в которой мы, конечно же, окунулись (несмотря на то, что ноги в такой воде начинало сводить менее чем за минуту). Тишина, прекрасная природа, молодой лес, отсюда совершенно не хотелось уезжать обратно на дорогу…

Через час с небольшим добрались до Ольги. Если честно, я думал, что этот поселок примерно как Кавалерово, но он оказался довольно маленьким и тихим. От Ольги дорога снова уходила вверх, но небольшими подъемами и спусками, мы с Сашей назвали их качелями. Саше они не очень понравились, мне же давались легче, чем затяжные перевалы, не успевал совсем выбиться из сил. За пятый день проехали порядка 110 км, доехали до начала грунтовой дороги недалеко от реки Аввакумовка.

Шестой день начался с грунтовки, пыльной и нескончаемой. Выехали около 7 утра, поэтому пылящие грузовики, едущие откуда то с местного карьера, мы успели не застать, что не могло не радовать. Сколько километров была грунтовка я не скажу, но мне хватило. Горноводное порадовало нас небольшим количеством ровной дороги и обалденно вкусным Серебряным источником, где мы наполнили все свои емкости. Далее шел подъем по грунтовке, давался очень тяжело, судя по обрывочным воспоминаниям, мне эта часть пути не очень то понравилась. С достающими меня насекомыми решил поступить просто – хорошенько опрыскал шлем репелентом. Помогло, но не на долго, я ожидал большего эффекта. Периодически переходя на пешку подъем был взят, наверху уже заждался радостный рукпох. Спуск был не самый простой, соотношение песка и камня на этом участке не давало хорошего сцепления, казалось, разгонись чуть сильнее и потеряешь управление.

До ночи доехали до деревни Данильченково, снова шла грунтовка, на которой у меня стало спускать колесо. Хорошего места для ночевки (с речкой, чистым небом и отсутствием комарья) на карте не предвиделось, докатили до конца деревни, где и решили встать в каком-то поле. Запомните, если есть возможность, не становитесь на ночлег в сельхозполях. Не успели мы расположиться, как нас обложила туча мошки, клеить камеру в таких условиях врагу не пожелаешь. Спрятавшись в дождевики (неплохо помогают кстати) занялись делами. Пока я занимался ремонтом, Саша успел поставить палатку, сварганить еду и спрятаться в палатке ужинать. У меня камера почему то плохо влезала в покрышку (почему я разобрался только через пару дней). Закончив ремонт, взял тарелку и залез в палатку. Перловая каша несколько странно выглядела, пару секунд созерцания на нее дали результат – мошка небольшим ковриком усеяла всю поверхность тарелки. Решив, что раз они меня едят, я их тоже могу поесть, смело перемешал эту приправу. Ну, ничего так, даже на зубах не хрустит.

Сборы утром были довольно быстрые. Пока я возился, Саша, сказав: «Дособираюсь у дороги», утащил свой транспорт и вещи подальше от въедливой мошки. Я поспешил за ним. Поскорее разогнавшись, двинули вперед, ветерок обдувал нас, сдувая самых цепких кровососущих.

До Лазо добрались к обеду, проехав почти 50 км пути и преодолев довольно крутой перевал после деревни Сокольчи (к сожалению, названия перевала я не нашел). Пообедав в Лазо и набрав воды в дорогу поехали к самому тяжелому (по крайней мере, для меня) Лазовскому перевалу. После Лазо дорога шла по асфальту, но немного забирала вверх. Примерно через 18-20 километров асфальт превратился в грунтовку. Первые пару километров дорогу отсыпали щебнем, работал спецтранспорт, но от этого легче не становилось. Велосипед вяз в щебенке, пробуксовывал, ехать становилось невозможно. Мечтая, чтобы не весь подъем был таким, мы наконец-то выехали на более твердую поверхность. Подъем по Лазовскому перевалу для меня в воспоминаниях остался нескончаемой дорогой, машинами, поднимающими столбы пыли, бьющейся в голове мыслью «Да когда же ты кончишься?!...».

Про езду по дорогам края и водителей машин стоит сказать отдельно: в дороге встречались разные водители, на грунтовках кто-то вежливо притормаживал, чтобы не поднимать совсем сильно облака пыли, в основном машины проносились, но некоторые грузовики и большегрузы стоят особого внимания – при подъеме в горку водители как будто нарочно проезжали тебя и вдавливали газу так, что черное облако выхлопа летело как раз тебе в физиономию… Я, пожалуй, буду продолжать верить, что это не что иное как стечение обстоятельств.

Вернемся к Лазовскому перевалу. Да, это были очень тяжелые километры, дорога была очень пыльной, белый баф, которым я периодически закрывал нос, в дальнейшем отстирался у меня далеко не с первого раза, деревья и растительность по бокам дороги стоят все покрытые пылью… Мрачное зрелище… Периодически открывался вид вниз со склона, на текущую речку Лазовку, чистейшая вода, казалось сверху виден каждый камушек, красивейшие перекаты, зелень по берегам, вид обалденный… От увиденной недосягаемой чистой воды становилось еще более тошно, чертовски хотелось смыть с себя всю пыль, наверное, я бы радовался любой более-менее крупной луже, встреченной на пути. Периодически ноги переставали крутить педали, чтобы не тратить время на простой спешивался и шел пешком. В какой-то момент идти пешком толкая велосипед больше не мог. Рыча на перевал и мысленно матерясь, продвигался вперед непростительно медленно.

Наконец-то, он закончился!!! Сколько это продолжалось точно не скажу, от начала грунтовки и до верха перевала прошло порядка 3 часов. Наверху меня уже заждался Саня, весь перевал он смог одолеть на велике (да, до такого мне еще тренироваться и тренироваться). Порадовавшись, что ночевка планируется у реки и прямо до нее идет спуск, быстро забросил в себя орехи и практически без промедления двинули вниз. На ночевку встали на берегу реки Сергеевка, проехав поворот на базу отдыха Лукоморье. Приехав сюда на машине я бы, наверное, ни за что не полез бы в воду, потрогав ее вынес бы вердикт, что она крайне мокрая и холодная для купания. Сейчас же, только переобувшись в тапочки, не раздеваясь, я не раздумывая залез в бодрящую воду. Это было блаженство, смыть с себя всю пыль, охладить уставшее тело, с каждым окунанием казалось все пережитое во время подъема в перевал смывалось без оглядки. Сейчас даже порой возникают мысли, что надо будет попробовать еще разок его осилить… Пока я успешно отгоняю эти мысли.

Дорога на следующее утро практически до Казанки шла с уклоном вниз, каких-то крупных подъемов по пути не было, с хорошим темпом мы продвигались вперед, жары еще не было, не высохшая одежда охлаждала, ехать было одно удовольствие. После Казанки дорога пошла в небольшой подъем, на очередной плановой остановке Саша сказал – «Тут до Хмельницкого осталось чуть-чуть, давай без остановки, а там нормально посидим в кафешке». Наивный я, еще верю в это туристическое «да тут не далеко». Ехали мы до кафе «У ущелья Дарданеллы» еще 35 минут… ну, наверное, это относительно не далеко. Перекусив выдвинулись в путь. Впереди нас ждал перевал Серебряный, от Дарданелл до верха порядка 19 километров, из них сам перевал около трех. Это конечно не Лазовский перевал, но тоже не самый легкий участок пути. Сжав зубы, запретил себе спешиваться, несколько раз останавливался на несколько секунд перевести дыхание. Но я его все-таки сделал. Наверх забрались как раз к обеду, самое то, после обеда ждал безмятежный спуск до самого Шкотова. В районе реки Стеклянуха обнаружил у себя казус опять же на заднем колесе – грыжа вылезла и обратно залезать совершенно не собиралась. С трудом догнав Сашу, осмотрели еще раз колесо, замену покрышки (хорошо с собой была запасная) решили сделать на перекрестке на АЗС, до туда было не больше 5 километров.

На АЗС снял пришедшую в негодность покрышку, опять обратил внимание, что камера не очень хорошо залазит на предназначенное ей место. Все оказалось очень просто: по неведомым мне причинам у меня в 26 колесе оказалась камера на 27,5. Как она сюда попала?!... Думаю, она просто выросла во время похода:)

Поставив запасную покрышку и камеру нужного размера поехали в сторону нового моста Шкотово-Артем. Время близилось к стоянке, до Шаморовской трассы решили не ехать, а встать на ночлег на берегу моря. Перебросившись через леера, спустил велосипед по технической лестнице. Саша решил легких путей не искать и не превращать вело в пешку, поэтому просто съехал с косогора, слегка навернувшись во время спуска.

До дома оставалось 70 километров, большая часть пути была по прямой. Самым сложным ожидался подъем на Седанке. По аэропортовской трассе встретили очень много сотрудников правоохранительных органов. С трудом вспомнил – начался (а может уже закончился) восточный экономический форум. Мы сотрудникам были безразличны и уже к 12 часам дня радостные делали селфи напротив клуба. Весь поход уложился в 8,5 дней. Проехали 957 километров. Плановый график передвижения был опережен ровно на сутки. Устал я в данном походе очень, но думаю если будет возможность обязательно поеду еще.

Как и обещал, кратко о технической части похода.

Меню

Рацион был однообразный, но в тоже время ни разу не повторился.

Завтрак:

– заварная овсяная каша 1,5 пакетика на человека;

– кофе со сгущенным молоком;

– печенька

Обед:

– суп: пакетик супа (со звездочками, гороховый, рассольник и др) + рыбная консерва (сайра, горбуша, лосось, форель, иваси и др.) + картофельное пюре (завариваемое);

– хлеб;

– чай

Ужин:

– крупа (5 видов разной крупы, которая варится в пакетиках);

– тушенка (разные виды мяса, которые нашли в магазине);

– консервированные овощи;

– чай;

– пряник

Неучтенка:

– 0,5 л меда (в чай или просто так)

Маршрут

День Плановый Фактический

Владивосток – Щитовая – Емар – Артем – Штыково – Многоудобное – р.Артемовка (102 км)

Владивосток – Щитовая – Емар – Артем – Штыково – Многоудобное – не доезжая р.Артемовка (99 км)

Р.Артемовка – Отрадное – Николаевка – Ивановка – Снегуровка – Вассиановка – Реттиховка – Буянки (100 км)

Р.Артемовка – Отрадное – Николаевка – Ивановка – Снегуровка – Вассиановка – Реттиховка – Буянки (112 км)

Буянки – Новотроицкое – Корниловка – Арсеньев – Сысоевка – Новосысоевка – Варфаломеевка – Достоевка – р.Трактовый (99 км)

Буянки – Новотроицкое – Корниловка – Арсеньев – Сысоевка – Новосысоевка – Варфаломеевка – Достоевка – р.Трактовый – Новомихайловка – въезд в Каменку (115 км)

р.Трактовый – Новомихайловка – Каменка – Варпаковка – Уборка – Антоновка – Шумный – Нижние Лужки – кл.Яблочный (105 км)

Каменка – Варпаковка – Уборка – Антоновка – Шумный – Нижние Лужки – кл.Яблочный – Рудный – Кавалерово – р.Зеркальная (120 км)

кл.Яблочный – Рудный – Кавалерово – Горнореченский – Серафимовка – 7 километр (100 км)

р.Зеркальная – Горнореченский – Серафимовка – 7 километр – Ольга – Пермское – Ветка – Новониколаевка – р.Аввакумовка (109 км)

7 километр – Ольга – Пермское – Ветка – Новониколаевка – Горноводное – Щербаковка – Бровки – р.Лиственная (103 км)

р.Аввакумовка – Горноводное – Щербаковка – Бровки – р.Лиственная – Милоградово – Данильченково (105 км)

р.Лиственная – Милоградово – Сокольчи – Старая Каменка – Лазо – р.Лазовка (104 км)

Данильченково – Сокольчи – Старая Каменка – Лазо – р.Лазовка – Лазовский перевал – р.Сергеевка (102)

р.Лазовка – Монакино – Сергеевка – Ратное – Фроловка – Казанка – Хмельницкое (100 км)

р.Сергеевка – Монакино – Сергеевка – Ратное – Фроловка – Казанка – Хмельницкое – – Серебряное – Новая Москва – Стеклянуха – Шкотово (125 км)

Хмельницкое – Серебряное – Новая Москва – Стеклянуха – Шкотово – Артемовский – Тавайза (100 км)

Шкотово – аэропортовская трасса – низководный мост – Седанка – Заря – Баляева (70 км)

Тавайза – Владивосток (45 км)

Общая снаряга:

– поварешка;

– горелка накручивающаяся;

– ветрозащита;

– газ (расчетный – 3шт по 450гр (20гр на прием); взяли 3шт по 450гр + 1шт 230гр + 1шт 100гр; израсходовали около 550 - 600гр газа);

– подставка под баллон;

– дорожные карты (5 шт с укрупнёнными районами) + компас;

– аптечка;

– ремнабор:

У каждого – 2 запасные камеры + тросик переключения + цепь + смазка + насос + мультитул с выжимкой;

Общий – покрышка на 26 + седло + пара педалей + пара запасных эксцентриков + пассатижи + скотч/изолента + педальный ключ на 15 + винты/шайбы/гайки;

– минимум 4л воды в день + вода на ход.