Приморский великан: записки юного спелеолога

4.11.11 Записки юного спелеолога

Приморский великан:  записки юного спелеолога
(литературный отчет о большом ноябрьском спелеопоходе)

Попыток стать спелеологом, или, по крайне мере, приблизится к этому почетному званию, у меня было несколько. Первый раз лет в 12. Именно в этом возрасте состоялся мой первый в жизни осознанный поход и ни куда-нибудь, а в самую объемную пещеру Приморского края – Мокрушенскую. Тогда  это было равносильно целому приключению: с учителем физкультуры уехать в соседний поселок, пройти километров под 8, несколько дней жить самостоятельно, при этом посетить место овеянное ореолом загадочности и таинственности, что еще нужно молодому взрослеющему организму для сочинения «Как я провел этим летом». Но спелеологом я в тот раз не стал, а стал туристом, именно 14 километровый (предел детского воображения) выход в село Серафимовка, под палящим солнцем, истертые в кровь кирзовыми сапогами ноги (батя где то умудрялся достать детские размеры этой обувки при этом,  говоря, что она самая что ни на есть подходящая для походов вещь), рюкзак-пузырь, куда мог поместиться не только мои КЛМН, но и я сам, предопредели, раз и навсегда мою пешеходную направленность.
Вторая попытка была уже по приезду на учебу в город в далеком 2001 году. Как оно и водится, записался  в школу спелеологов, даже посетил их первую тренировку на карьере, но на вторую не пришел. Думаю если бы все-таки пришел, то уже бы был спелеком с десятилетним стажем.
Третья попытка растянулась года на два… Собрались значит водник, пару пешиков, полуальпинист, плюшевая зверушка, и что главное в моем случае, спелеолог покорить высшую точку Алтая, гору Белуха, самостоятельно, но под единым брендом “GT”,…что из этого получилось можно почитать в отчете о нашем алтайском походе 2010 года, главное все живы и здоровы и до сих пор ходят в походы, даже неведомая зверушка. Но тесное общение с представителем земных недр не могло пройти даром. Весь прошлый год я так издали присматривался к этим странным людям из подземелья: пару раз выезжал с ними на их подземные полигоны, побеждал с ними в соревнованиях, приобщал к сплавам по бурным рекам. Убедившись, что девушки у них красивые, рюкзаки - не тяжелые, и таскаются  они в худшем случае до Соляника и обратно, питаются ни чем попало (то есть не раскладкой с сушеным мясом в 600 грамм), а сгущенкой и окорочками, и вдобавок к выше перечисленному учат работать с веревками, я в очередной раз решил вступить в подземное братство.
Теперь собственно о Приморском Великане, выезд в который явился для школы спелеологов 2011 г. первым серьезным испытанием, где в живую отработалась техника подъема-спуска на веревке, хождение в распоре, хождение по перилам и т.п. Сама пещера   (длина 540 метров, глубина 93 метра), расположена в Партизанским районе в 32 км юго-восточнее поселка Сергеевка,  в верховьях реки Левая Алексеевка. Открыта в 1949 году местным охотником…  Итак, традиционно в 4-том вагоне (традиционно в третьем вагоне это у грин тура, традиционно в последнем – у велосипедистов, что уж говорить клубов много, традиции и вагоны у всех разные) мы человек эдак под 30 собрались в электричке, потеряв при посадке мальчика с морковкой - не добежал. В электроне скучать не приходилось - коллектив большой, можно подонимать инструкторов и стажеров, связать себе пару усов, попытаться одеть обвязку (умные люди эти альпинисты ничего не выдумывали со скальной обвязкой, бери надевай и иди, быстро же надеть спелеообвязку - целая наука, так сказать долгие годы упорных тренировок). Когда же все надоест,  можно уйти в соседний вагон  и обнаружить там «гринтуровцев», диверсионными двойками-тройками уходящие по разным направлениям нашей необъятной родины, или пройтись еще  дальше к скучающим водникам,  которые на время забыли про свои весла и  вынуждено покоряют Пиданы-Фалазы.
В Партизанск, из-за поломки электрички, мы прибыли с большим опозданием, и сразу же пересели на автобус, который довез нас практически до самого места. Забазировались мы на поляне у пещеры Белый Дворец. В отличие от пешиков у спелеологов есть такой главнюк под названием комендант лагеря,… весьма строгая личность. Поэтому не успев снять рюкзаки, вся школота пошла собирать дрова, таскать воду и т.д., пришлось и мне отрабатывать свой кусок хлеба… Поздно пообедав или рано поужинав, состоялся консилиум инструкторов, куда допустили и школьников. На повестке дня важный вопрос, нет не где расположена пещера…а когда в нее идти… или сразу или завтра или по частям.  Долго не могли придти к общему знаменателю и по итогу инструктор Лена властно сказала «Идем в пещеру». Тогда я еще и не подозревал чем это обернется… Ввиду  того, что одновременно в пещеру  спустилось около 20 человек, а обвязок на школоту не хватало, прохождения пещеры лично для меня вылилось в целое испытание. Нет не техническое, с технической стороны все было довольно просто. Но мое гуаховское термобелье подвело меня практически сразу, я мерз как цуцик в долгих ожиданиях своей очереди куда-нибудь пролезть или на что-нибудь посмотреть. Хорошо, что обзаведшись собственным комплектом снаряжения (что уже купил, что взял в грин туре), мне не пришлось без конца снимать и одевать обвязку. По итогу, прохождение пещеры заняло около 10 часов (на следующий день я выяснил, что по сути и трех часов вполне достаточно для беглого осмотра). Заключительным  аккордом этой спелео-ночи стал спуск в трехуровний колодец (спускались до второго, основного уровня). Там есть замечательная штука, «гипотермия» узкий лаз, круто уходящий вниз, и обрывающий двухметровой стенкой.   В общем это то место куда легко спуститься в распоре, но очень трудно выбраться. Стоя на дне, необходимо за что то зацепиться, полностью подтянуться, чтобы обрести дальнейший упор. Кроме этого колодец интересен тем, что является перспективным. В нем уже долгие годы поисковики спелеологи пытаются раскопать  проход в новые неизвестные миры… На часах ранее утро, долгожданный выход из пещеры и возвращение хомо сапиеса в естественную среду. По рации пытаемся выйти на связь с базовым лагерем и доложится о том, что последняя группы спелеологов вышла из пещеры: но в ответ услышали что то невнятное и явно сонное…На улице дождь и поэтому обратное возвращение по скользкой круто обрывающейся тропе явилось последним нашим испытанием...
Проснувшись в середине дня, и поздно позавтракав или вовремя пообедав, я вдвоем со стажером Андреем, отпросились на второй спуск в Приморский Великан, где уже несколько часов группа кинематографистов  во главе с Гиричем снимали заключительную  часть блокбастера о нелегкой жизни пещерных людей… Ходить по полупустой пещере вещь куда более занятная и увлекательная. Вдоволь налазившись «по верхам», мы наконец добрались до съемочной площадки, где вовсю трудились актеры, режиссеры, видеооператоры и человек с хлопушкой. Хотя съемочная площадка и представляла место достаточно уютное: много света, горелка, палатка, салат из огурцов, - мы не стали на ней долго задерживаться и отправились в колодец. В прошлую ночь мы не спускались на самый нижний уровень пещеры – в озерный колодец, поэтому сейчас мы шли именно в него. По итогу он мне понравился больше всего в пещере: узкий практически полностью вертикальный, словно дымоход, лаз метров 20, с крохотным озером на дне. Жумарить здесь одно удовольствие. Спускался в него два раза, первый раз технический, второй раз для фотосессий.  Третьего не было, ибо подходило контрольное время  нашего возвращения - 24.00. Подход к контрольному времени у спелеологов более серьезный, чем у других туристов, ибо «пропавших» можно искать, не взирая на погодные условия и время суток, а сами пещеры как говорится, обладают повышенным классом опасности, поэтому мы не стали искушать инструкторов возможностью навешать нам люлей за опоздание и вернулись в лагерь за полчаса до истечения оного. Итого в этот раз в пещере мы пробыли около 8 часов. Однако на этом наш спелео день не закончился, и мы напоследок сходили  в Белый дворец: мне хотелось посмотреть на каменный тюльпан, находящийся в самом дальнем углу этой небольшой, но уютной пещеры и о существовании которого я узнал совсем недавно. Кроме того в Белом дворце есть несколько замечательных шкуродеров, куда даже моя скромная тушка не способна пролезть.
Следующий заключительный день значимых событий не принес, за исключением того, что на обратном пути к автобусу мимо нас весело шурша, пронеслась стайка знакомых ориентировщиков. По итогу хочется сказать, что всем поход понравился, особенно школоте, а впереди нас ждет Соляник и Стерегущее Копье.

P/S 1. Благодарности.

Выражаю благодарности:
Начальнику похода – за организацию.
Всем инструкторам за то, что наши тушки залезли и главное вылезли из пещеры. При этом число влезших тушек совпало с числом вылезших.
Съемочной группе за то, что пустили на съемочную площадку и напоили чаем
Всей школоте и стажерам за компанию
Игорю Догадько, за то, что подобрал мою тушку на спортивной и довез ее до электрички.

P/S2Ввиду частых ко мне вопросов о том, кто такие школьники и с чем их едят, взял на себя смелость составит первый в мире спелео-гринтуровский словарь.

Краткий спелео-гринтуровский словарь (пока из трех слов) под редакцией дфн А.А.Вишнеского, издание первое

Школьник – по-нашему бандерлог, существо как правило ниче не умеющее и самостоятельно никуда не ходящее, даже в лес по грибы/дрова.
Стажер – что-то типа нашего лося. В общем бандерлог с годичным стажем. Че то умеет, че то знает, от еды не отказывается. По грибы ходит самостоятельно, по дрова стареется не ходить (на это есть школьники).
Инструктор – в лексиконе гринтуровцев данное слово аналогов не имеет и не используется. Бог для школоты. Существо все знающее и умеющее, которое требует повышенного внимания и оберегания. Может навешать люлей.
        Наш кандидат
– в лексиконе спелеоклуба данное слово аналогов не имеет и не используется. А вот в ГринТуре -существо все знающее и умеющее, которое требует повышенного внимания и оберегания. Может подсидеть рукклуба.