Приморский Великан

19 марта 2013, 10:16

И снова лилипутов тянет в Великан…

Маршрут: Находка – Сергеевка - Приморский Великан - Белый Дворец – Кабарга – Находка.

Участники: традиционно 11 человек из Находки + 1 из Дуная.

Решили ударно отметить 8 марта посещением трех пещер – Приморский Великан, Белый Дворец, Кабарга и заодно произвести разведку близлежащих маршрутов (на Ольховую, Алексеевские водопады, на пещеру Новую).

После некоторого не вполне богатого пещерного опыта я заметила, что туристы делятся по отношению к пещерам на ряд групп: первые к ним относительно равнодушны, хотя спокойно могут ходить (чаще одного раза хватает); вторые интересуются, но боятся (узости, сырости, замкнутого пространства, высоты и т.д.) и третьи, к которым я отношу и себя с дочерью, просто «заболевают» ими. Не успеешь выйти, и снова уже тянет назад. Видимо в нас активизировались какие-то дремлющие гены пещерных людей. А может это какая-то особая магия Приморского Великана.

Из зоны доступа (телефоны тут не берут) мы решили пропасть на 3 дня.

День первый: Приморский Великан. 8 марта - заезд на поляну. Время на установку палатки с печкой уже сократилось до получаса, вот что значит опыт. Затем пошла заготовка дров на 3 дня и 2 ночи. После перекуса, во время которого наши рыцари задарили нас тортами и наговорили кучу хороших слов в честь праздника, наша компания разделилась. Девушки из 1 и 2й группы моей классификации пошли потренироваться на подъеме в Кабаргу, остальные с некоторым количеством новичков выдвинулись к Великану в 16.00. Тропу недельной давности снова присыпало снегом, хорошим таким 10 сантиметровым слоем. Но идти по зимнему лесу прекрасно, когда еще порошит снег и сугробы выше колена, а в городе в это время все черно и грязно – просто телепортация какая-то из весны в зиму.

Еще в январе, обсуждая планы на 8 марта, выбирали между Великаном и Мокрушей. Но т.к. в Мокрушу, по слухам, собиралось идти не меньше 60 человек из разных групп, нам совсем не хотелось стоять там в очереди и «блистать» своей древней амуницией. Правда теперь, благодаря нашим «спонсорам» у нас появилась новая верхняя обвязка и несколько разноцветных блестящих карабинов («они такие красивые, а главное вкусные!»- заявила моя дочь, не забывшая облизать их во время спуска), а основной «инструмент», как прежде - металлическая лестница.

Изучив теорию (с практикой пока засада, не к кому прибиться), я теперь знаю, что наша техника спуска называется лестнично-веревочной, применялась она до 70-80х годов, и вполне имеет право на существование и сейчас на высотах до 20 метров. Новички немного волновались, а мы уже - типа опытные, проскользнули в щель со свистом, даже узости не заметили (потому что предусмотрительно оставили теперь куртки в «предбаннике»). Вместе с навешиванием страховочных веревок и лестницы, 8 человек спустились за 1 час. И снова попадаем в зачарованное подземное царство, где 6 часов пролетают, как один миг и теряются ощущения голода, жажды и всего остального физиологического тоже, зато остаются чувства восхищения, очарования, ожидания чего-то нового за каждым новым поворотом и пролазом. И мы это новое увидели. Я обследовала пару тупичковых проходов, куда в прошлый раз не попали, т.к. торопились пройти «основную программу». В тупиковом зале с продушиной на склон были огромные скопления летучих мышей. Колонии, как здоровые черные лепешки, штук по 150 в каждой, и таких несколько на обеих стенах. Некоторые уже начали просыпаться, летали, «ругались» на нас своими цвыркающими голосами и скалили зубки, такие лапочки.

В другом тупике дочку понесло под самый потолок и в осыпи камней она нашла темную косточку, потом еще, потом загорелись глаза и у меня. Мы в азарте насобирали полный карман ребер, позвонков, пальцев. **Потом с этими костями целая эпопея вышла – пришлось всю неделю вести переписку с научными кругами Владивостока, Берсенев (нач.Зова тигра) вообще сказал, что мы совершили преступление против науки, в итоге мы нашли женщину – научного сотрудника, которая как раз занимается палеофауной пещер. Теперь осталось ей эти кости передать. Но в следующий раз уже десять раз подумаешь, прежде чем что-нибудь возьмешь из пещер, и никому не советую. Ну что ж, на ошибках учатся**. Идем=ползем=корячимся дальше. В этот раз, по сравнению с декабрем, в пещере гораздо суше. В дальнем полукруглом зальчике даю варганный концерт – акустика обалденная. Не хочется, но пора возвращаться. Снова осталась недосказанность, недоделанность - так и не покорены последние два колодца, не успели зайти в этот раз на третий ярус со здоровым сталагнатом, но ведь нужно что-то оставить на следующий раз. We'll be back. В ночь темную вышли около 23.00. Спуск, как всегда, реактивный, рихтующий пятую точку.

День второй: разведочный+ Белый Дворец. Дорога (для ГАЗа) до 2й поляны под Ольховой есть. Дальше до ключа Осинового – одно направление. Еще дальше только намек на дорогу и снега реально по пояс. Побарахтались в снегу и вернулись.

После обеда – разведка к пещере Новой. Лесовозная дорога утрамбованная, как асфальт. Но на нужный нам сворот при расчистке дороги нагребли огромный сугроб ростом с ГАЗ. Дальше за сугробом – целина непаханая. Если бы с утра да на целый день, то мы б ее, конечно одолели. А так пошли просто прогуляться по лесорубному серпантину, дошли до верха – вся гора изрезана волоками, а дорога идет еще дальше. Скоро дикой тайги совсем не останется, какими темпами ее выкашивают – одно расстройство.

Ну и сказка на ночь – Белый Дворец. Пролаз в него с красивым названием *меандр* заставляет поработать несколько другие группы мышц, чем в Великане. А в зале – красивые стоячие ледяные сосульки целой галерей тянутся почти до конца хода с постепенным уменьшением их размеров. Но самые первые – настоящие произведения искусства! Хотя некоторым они и напоминали большие бутыли с самогоном (точно, и по виду, и по цвету). мIMG_4022.JPG Еще мы там экспериментировали с подсветкой, получилась вообще сказка!

В дальнем зале полюбовались на каменный тюльпан, но из-за озера и большой влажности фотоаппарат там очень быстро запотевает и долго не хочет отпотевать обратно.

День третий: Кабарга. «Есть у нас традиция – мы через день ходим в Кабаргу», - так сказали наши девчонки и пошли снова на штурм склона. После ночной метели позавчерашней тропы нет совсем. Ползем вверх, тренируемся. Сзади догоняют нас уже в пещере группа женщин и девушек, как оказалось, тоже из Находки. После входного коридора на повороте успели нарасти красивые снежные длинные кристаллические сосульки – это очень хрупкая красота.

В самой же пещере мы нового ничего не обнаружили, за исключением каких-то ползающих по стенам длинных штуковин с хвостами (не пещерные кузнечики) – засняли их для опознания. На спуске финальная горка так очаровала, что некоторые вспомнили детство золотое, и съехали с нее несколько раз, в том числе и «паровозиком». Уезжать не хочется, но надо. Пещерно-палаточным людям, какими мы стали за эти три дня, пора разъезжаться по домам и квартирам. Но впечатлений осталось гораздо больше, чем зафиксировано на фотографиях.