ОЛЬХОВАЯ-2 или В ПОИСКАХ ГРАДУСНИКА

14.01.06 Ольховая

14-15.01.2006 г.
ОЛЬХОВАЯ-2 или В ПОИСКАХ ГРАДУСНИКА
Народ: Матвей, Сергей, Виола и Я.

Чем больше ходишь в походы, тем, наверное, безалабернее становишься… Или, видимо, я не совсем оклемался от серьезной болячки и переложил все сборы на других людей… Другими были: Матвей – ответственный за количество и качество собирающегося в путешествие на гору людей; Сергей – ответственный за пропитание этих людей и Виолена – проводник, который знает куда идти. Я же до последнего дня сомневался идти или нет… прошла всего неделя, как я вывернул позвоночник. Но, сходив в очередной раз к мануальщику, я решился идти! Буду восьмым и, так сказать, наблюдающим…
Отзвонившись и прописавшись в обед пятницы, я понял, что продукты готовы и уложены; что люди: Саша, Сережа, Матвей, Виола, Сергей, Катя и Саша – укомплектованы и распределены по машинам. Что накануне в туристических магазинах был пик продажи снаряжения J, и что с погодой нам повезло – идет снег!
Собираться начал поздно, в 20 часов, и первым делом поточил пилу – главный инструмент, чтобы зимой не замерзнуть… К 22 я собрался и вскоре завалился спать… Просыпался, правда, три раза ночью – как бы не проспать. Наверное волновался, как бы без меня не уехали J.
Утром отзвонился Матвей, сказал, что летает по городу, собирает народ и что за мной опоздают, т.к. моя очередь последняя. И вообще, мы едем через Шамору. Последняя так последняя, подумал я и успел выпить еще кружечку чая… Снова позвонил Матвей… сказал, что погода плохая и людям хочется спать – выходной ведь, и, вообще, такая рань – 7 утра. И нас уже едет всего четверо, т.к. Катя и Сережа еще вчера вечером обрубили свои хвосты, а Саша, сегодня утром узнав, что раскладкой занимался Сергей, вообще отказался ехать…
… Я выпил третью кружку чая… снова позвонил Матвей… я был готов уже раздеться и снова завалиться спать (думал, что скажет – мы не едем J), но радостный голос сообщил, что машина подана, где меня носит… Спускаюсь… Барахла много. Приходится все тащить… а нез-з-зя!! Ладно, потом разделим, люди понесут. Запихиваюсь в машину… Палатка, печка, продукты, рюкзак и запасной коврик (взятый на кого-то, кто не пошел…)
Едем! Ура, подальше за город… Едем не спеша, дорога покрыта снегом, но небо проясняется, и даже иногда проглядывают голубые пятна. Мы спим на задней седушке, а Матвей рулит и слушает на полную катушку Витаса. «Поцелуй…» звучит в ушах снова и снова, заснешь тут с вами… Правда некоторые умудряются J.
После Бровничей несколько раз останавливались… пытались заниматься фотоохотой. Один раз даже удачно. Лисица, не обращая внимания на проезжающие мимо автомобили, мышковала в поле на снегу. Подъехав поближе, пытаюсь дотянуться оптикой… Нет, далеко. А ближе подойти не получилось. Увидев наш интерес к своей персоне, лиса скрылась в кустах… Вероятно, большое количество орланов и филинов, сидящих на деревьях вдоль дороги, тоже мышкуют…
Выехав с Тихой в 7.40, мы были во Фроловке в 10 утра. Как ни странно, но в районах снега выпало меньше, чем в городе и на подъезде к Алексеевке видно было, что выпало всего 7 сантиметров.
Свернув с федеральной трассы сразу за мостом через р. Алексеевку направо, едем по заснеженной дороге. По свежему снегу уже две колеи, видимо охотники раньше нас встали… На развилке на р. Малую Алексеевку предлагаю сделать небольшой крюк. Пользуюсь случаем показать парням, где находятся Алексеевские пещеры: Белый Дворец, Приморский Великан и Кабарга. Ехать туда от развилки чуть более 4-х км.
Поворот на пещеру отмечен людьми, на деревьях вязки, пакеты и зарубки. Бывшую когда-то в лесу тропу прорубили и прокатали машинами до самой пещеры. Оставив машину у дороги (она бы конечно проехала, но зачем?..), прогуливаемся по свежему мягкому снегу до Белого Дворца. Рядом с пещерой уже оборудованы лавочки и столики… Напилены большущие стволы дров… Никакой романтики… Лишь покрытые снегом красавцы-тисы радуют глаз… Пещера пока не изменилась, правда мы в нее не полезли, поэтому неизвестно что внутри. Я показал лишь вход и подход.
Вернувшись к машине, обедаем или завтракаем (кому как нравится) и укладываем-распределяем вещи. Пытался убедить себя не вмешиваться в «процесс похода», а быть наблюдателем, но не могу! Просто не слов! Мои разглагольствования в течение недели о том, что нужно и что не нужно брать в ЗИМНИЙ ПОХОД по-моему не возымели никакого эффекта… Кроме того, что у нас на 4-х оказалось продуктов на 8 человек, их еще было и на неделю! (Зря Саша не пошел, он бы наверняка не пожалел и был бы сыт ежеминутно!) То, что я писал категорически не брать, было взято: свежая картошка, огурцы, перцы, яблоки, хлеб… Но надо отдать должное Сергею, рацион был составлен отменный J.
Распихав по рюкзакам продукты, делим снаряжение… Сергею – палатка, Матвею – печка, мне – остальное по мелочи (нельзя ведь себя-то перегружать J). Тут же возникает новый прикол… Оказывается, Матвею никто не переслал список обязательного снаряжения, и у него в рюкзаке кроме печки лежат только коврик и спальник!!! Ну и посуда еще… Я в шоке. Вот вам и зимний поход. На улице, кстати, сначала казалось не холодно, а потом ручки то согреть нелегко… А температура неизвестна… градусник, забытый в прошлом походе, еще не найден.
Перекусив мясом, хлебом и чаем с большущим лимоном (ну просто очень кислым J), едем дальше, в конечную точку – до бывшего лесосклада. Вернее, возвращаемся обратно по дороге 4 км и, проехав мостик, поворачиваем направо.
Вдруг что-то загромыхало, как будто отвалился багажник с машины. Оказалось, это посыпались с крыши дрова, взятые заботливым завхозом из города…
Вот и полянка – приехали. Сегодня здесь еще никого не было и, вероятно, не будет. Порыскав в свежем снегу на поляне, возвращаюсь радостный! Нашелся забытый и замерзший градусник! Но, собственно, не сильно-то холодно ему и было, всего (-7°). С погодой нам повезло. Небо открылось. Ясное солнце и довольно тепло, можно идти без рукавиц.
На предложения Матвея начинаю бурно реагировать. Поход еще не начался, а он уже выражается по поводу и без, предлагая никуда не ходить, а поставить палатку прямо здесь. рекомендую Виолене, как руководителю данного похода, загонять их на гору альпенштоком…
Наконец-то ушли… топчут тропинку. Я, как балласт, пойду последним. Спокойно собираюсь, упаковывая куртку в рюкзак и развинчивая альпенштоки (кстати, хочется выразить огромную благодарность Юре, который не только не дал потеряться моим альпенштокам в массе туристов, но и отремонтировал их!).
Бреду потихонечку, ветра нет, хорошо… Метров через 300 натыкаюсь… наша группа отдыхает J. Да… видимо будет тяжелый день. Вышли, кстати, поздновато, в 12.30. Рассказал про удовольствие ночевки на крутом склоне зимой… идем дальше.
Коллективчик подобрался еще тот J. То приставали к девушке с вопросами и пожеланиями, благо она, как руководитель, послала их… вперед! То громко кричали эху: «Сергей!», видимо, пытаясь дозваться завхоза…
Так, с шутками и прибаутками добрались до перекуса, сообщив, что дальше не тронутся не только шерпы – Сергей и Матвей, но и их сагиб – Виолена J.
Перекусываем (вроде как обедаем). Чай, кофе, сало и сникерс… дался мне этот шоколадный батончик?! В общем, пытаясь его откусить, я чуть не выплюнул все зубы… вот тебе и молочный, вот и с орехом… Он каменный! J.
Пользуясь временем, достали ЖПС – определяются на местности. Нет бы по сторонам посмотреть, они в небо смотрят – спутники ищут… Нашли! Радостные. Высоту определили, говорят, 200 метров всего осталось вверх! Видимо после такой инфы, а может после обеда пошли лучше.
Начали попадаться первые просветы. То скалка с видом на распадок, то сыпушка с видом на долину и близлежащие сопки. Солнце приближается к закату и уже начинают играть розоватые краски. Видна гора Макариха, словно теплоход торчащая над плотной дымкой.
Мы на хребтике. Небольшой ветерок, прохладно, температура (-10° С). В принципе нормально, в прошлый раз холоднее было. Идем везде по нашим следам. Их правда замело снегом, но как только сходишь с тропы, то проваливаешься от по колено до по пояс…
Сколько у меня уже фотографий Лысой и Белой?.. неизвестно. Фотографирую еще, т.к. мне нравится. Легкая ультрамариновая полоса неба прямо над сопками. Солнце еще ниже к закату. Макариха в сполохах. Над скалами разводы легких облаков. Эти останцы впечатляют Матвея. Он предлагает полазить здесь со снарягой летом. Поживем увидим… а сейчас надо срочно до места стоянки и пилить дрова…
А вот и она… слегка запорошенная снегом ровная площадочка за 1 км от вершины. Защищенная хребтиком от ветра и, что самое важное, с дровами. Время 17.40. Скоро стемнеет. Развожу маленький костер, и идем с парнями пилить дрова. Елки попадаются тоненькие, но их много и все сухие, только ветки обламывать приходится, а то по тропе между деревьев не протянешь. Я пилю, Матвей с Сергеем оттаскивают.
Сквозь ельник виден красивый закат. Схватив фотоаппарат, пытаюсь добраться до сыпушки, но поздно… пока дотащил очередную елку, солнце закатилось…
Пока мы занимались заготовкой дров, оказывается – костер потух, и все дуновения Виолкиной хобочки ему не помогали. Развожу заново… Плавим снег. Причем такое впечатление, что на один котел воды надо 20 котлов снега! Парни с удовольствием пилят дрова, Виола готовит ужин (правда из «топора» J), оказалось, что картошку забыли, и сайровый суп, положенный по раскладке, превратился в макароны с водой, рисом и сайрой.
Ставлю палатку, благо всего неделю назад она здесь стояла, и известны все деревья и кусты, за которые цеплять оттяжки. Стемнело. Ставлю печку и развожу огонь. В палатке тепло и хорошо.
Управившись с делами, в 21 залезаем в палатку. У нас праздничный ужин: свежий салат из замороженных огурцов и помидоров, жареное мясо с кетчупом, красная икра с хлебом, глинтвейн и «суп» (типа из сайры). Вот вам и походная раскладка
J. После вкусного ужина (спасибо Сергею и Виоле) вспоминаю, что градусник остался зимовать на улице… нехорошо. Затаскиваем его в палатку. На улице (-13°), ветра нет и большущая луна – на все небо. Светло!
Поболтали довольно недолго… все расползлись по спальникам кроме Виолы. Ее очередь первой сидеть возле печки 2,5 часа и подкидывать дрова, пока товарищи спят… Людей мало. Приходится дежурить за себя и за того парня… который в городе остался J. И так каждому.
Моя смена последняя – утром. Сплю спокойно. Спина и ноги вроде не болят… после такого массажика с рюкзаком-то. Просыпался всего один раз, когда температура в палатке упала до «0». Не знаю, кто дежурил, но возле печки никого… хорошо угли не потухли. Подкинул дров и снова спать…
Пять тридцать. Моя смена. Дров осталось немного, но надеюсь хватит. Печка раскаляется докрасна. Наверху в палатке жара и дышать нечем (+40°), а на полу всего (+4°), как в холодильнике J. От нечего делать развлекаюсь подкидыванием дров и изготовлением оладушков из подручных средств – чая и манки. Говорят, взяли сгущенку, вот утром на завтрак и съедим. Попытался попить чаю с красной икрой, вот дурак, повелся на блестящее. Икра пропала – усохла и замерзла, прилипает к зубам хуже смолы и пластилина…
Нажарив оладьев, поискал сгущенку. Не нашел, но шуршать долго не стал, пусть спят до утра. В 7 утра выполз из палатки. Температура (-13°), долго топил снег. Сделал чай и сварил макарон с тушенкой – вот вещь, не замерзающая на морозе J. Я имею в виду в сухом виде. Затащил весь завтрак в палатку, подкинул дров и начал потихоньку будить всех по очереди J расспросами – куда же задевалась сгущенка… может ее ночью кто съел?
Как это ни странно, но аппетита с утра ни у кого не было, видимо зря варил. Сергей с Виоленой поклевали вчерашний суп, а Матвей – вынутый откуда-то из курка сникерс… Оладушки без сгущенки даже с горячим чаем – это уже не то… Чуть-чуть спасло положение наличие мармелада, взятого как неучтенка руководителем. За это мы с желудком были ему благодарны J.
Солнце уже высоко встало над горизонтом, а мы еще не собрались и даже не вышли в сторону вершины. Сергей даже выдвинул такой лозунг – кто быстрее соберется, тому на вершине – шампанское! Наивный, я его из продуктового пакета еще в машине выложил… Ага! Каково же было мое удивление, когда он ловким движением руки достал бутылку «советского» шампанского из рулона с полотенцем. Как говорится, никто не забыт… ничто не забыто…
В общем, бросив лагерь как есть, выдвигаемся в сторону вершины. Вначале тропят дорогу перед сагибом (Виоленой) шерпы – Матвей и Сергей. Сзади же (наверное в обозе, потому что с рюкзаком) ползу я, как реальный балласт.
Погода хорошая, ясная. Небо синее-синее, в лесу не особо холодно, всего (-10°) и ветра нет. А вот на хребтике приходится закрывать ухо рукой – балаклаву забыл в лагере. С хребта открывается вид на все четыре стороны, однако, вершины Ольховой не видно из-за каменного пупыря за озером.
Снега здесь нападало тоже немного, как и внизу – сантиметров 7. Но следов недельной давности не видно совсем. И парни, не зная куда идти, обойдя озеро слева, углубляются в лес… Не поковырявшись и 2-х минут по пояс в снегу, возвращаются к озеру. Виолена показывает им правильный путь, а сама мчится к сказочным елям, изображая то ли сайгака в глубоком снегу, то ли большого зайца J. Елки и впрямь сказочные, огромные лапы прикрыты снежным покровом, который не скатился с веток, а лег толстым и ровным слоем. Виды – словно на картинке!
С вершины каменного пупыря виден тригоном и близлежащие горки, их фотать удобно по солнцу. Матвей уже там, помогает Сергею привязывать флаг к альпенштоку. Виолена пробирается между больших камней, стараясь не проваливаться… Я же, стоя на ветру, пытаюсь фотографировать замерзшими руками. Вид в сторону Лысой и Белой впечатляет – за горками ничего не видно, да и сопки, словно острова, торчат из облаков. Низкая плотная облачность до высоты примерно 700-800 метров накрыла всю долину реки Киевка. Жаль только снимки против солнца. Приближаю торчащий «остров» г. Черной, далековато, дымка дает о себе знать. Вот бы сейчас туда. Кстати, мы там еще и не были. Это, правда, Лазовский заповедник, но надо попробовать договориться с Хохряковым на 2-3-х дневное путешествие.
Замерзнув окончательно, бегу догонять группу… но, видимо, неудачно, или не спеши – народ не смеши. Попадаю левой ногой между камней (снег провалился) и, имея инерцию тела, пытаюсь не упасть, отчаянно размахивая альпенштоком. Колено зверски изгибается и скрипит, но выдерживает. Уф… хорошо не сломал!
Выбравшись из каменной ловушки, хромаю до тригонома. Спрятавшись за большой камень, надеваем куртки, ветер все-таки сильный. Фотографируемся на вершине кто как. Некоторые даже умудрились на фоне пролетающего самолета J. Больше всех позирует Матвей, он – следующий на обложке «журнала» Приморский Барс. Вообще, мне нравится его плановость восхождений. Только забравшись на гору, он уже собирается на следующую…
С вершины Ольховой видно, наверное, все Приморье. По крайней мере все знакомые горки я опознал, до которых ехать и ехать – весь день… Сергей тоже восхищается видами, но как зачарованный носится с шампанским, предлагая полить все шипящей пеной, празднуя восхождение… Снимаю открывание бутылки на морозе, слегка чем-то напоминает сюжеты из Формулы-1. Холодное с пузырьками шампанское – пробую чисто символически. Мне лучше чай. Тем более взяли оладушки с мармеладом.
Вдоволь нарезвившись на вершине, возвращаемся. Восхитительные виды будоражат взор. народ под впечатлением кубарем скатывается со склона горы, попадая в огромный сугроб возле ельника.
Полдень. Солнце в зените. Глаза слепит белоснежный покров озера. Льда и дна не видно. Вероятно уровень был небольшой. Красивая белоснежная поляна вместо высокогорного озера. Делаю почти коллективную фотку – три богатыря (вернее два и одна богатырша J). Ну и, естественно, каждый хочет по отдельности, с озером и горой, в гордом одиночестве…
Спуск в лагерь занял час. Правда пришлось Сереге метров 100 копать колею в снегу по пояс… Это мы, не послушав руководительницу, пошли «своим» путем (я, конечно, заблудил их). Просто мы тогда здесь шли, и должна была быть тропа. Но снегопад на хребте, видимо, вещь непредсказуемая, и в одном месте – это голые камни, а здесь – снега по пояс.
Добравшись до лагеря третьим, замечаю небывалую суету… словно мы на электричку опаздываем. Костер потух, печка тоже. Сворачиваем и складываем все по порядку. Матвей с нетерпением ждет печку. Видимо понравился генератор тепла, хотя в его спальнике при таком минусе можно было на улице спать J.
Пришла Виолена, вся в снежной пыли, видимо где-то летела кувырком. Глаза счастливые, ну и, на взгляд, вроде травм нет. А чистосердечного признания от нее не добьешься!
Матвей, закосив на хромые коленки, уходит первым, на полчаса раньше. Мы же тщательно упаковываемся и снимаем палатку. Интересное явление – три проплавленных места от спальников, вот жаркие люди! Я не замерзал, но и снег спиной не плавил…
Складываем оставшиеся дрова в кучку. Может кому и пригодится место нашей стоянки, она нас хорошо уже несколько дней ютила…
Обернувшись напоследок, замечаю снова чуть не забытый градусник – теперь уже на дереве, а не в снегу…
Спуск… как много в этом слове. Каждый воспринимает сие действие по своему: кто-то скатывается, кто-то сползает, кто-то перепрыгивает из следа в след. Но все это на тропе! Чуть шаг в сторону, и ты по колено, а то и по пояс в снегу.
Сергей убежал вперед догонять Матвея. Виолена идет где-то сзади. Я бреду сам с собой. Скрипя левой коленкой J. Мешает! Нарушает тишину и хруст снега. Несколько раз перекуриваем, но все равно – вниз легче, чем наверх. Хотя Матвею спуски даются очень тяжело, да и не ему одному, что-то, видимо, колени у народа слабые…
Спустившись за 2 часа 20 минут – это от лагеря (1 час – с вершины до лагеря) – Матвей нас уже ждет и волнуется. В этот раз он дохромал быстро (а может в прошлые косил J). Сергей даже догнать его не смог, а сейчас, переобувшись, важно вышагивает в тапочках по поляне. Виолнеа натерла ноги, видимо нога ерзает в ботинке, что весьма чревато на спусках. Но все уже позади…
Обедать или ужинать у машины не стали, кто ее любит – мороженую картошку J. Поэтому погрузились и потом криками загоняли Зеленого в машину. А он все тормозил и не хотел торопиться уезжать из леса…
Едем, жуем конфеты и снова слушаем Витаса и прочую музыку. Во рту пересохло и хочется пить. В машине только пара банок ледяного Ред-Була, которые вспухли, открылись, но не разлились J.
Кое-как раскорячившись, засыпаю на заднем сидении… Сон… или сны. Я даже не знаю сколько спал, но неожиданно проснулся… Да мы уже не в лесу. Веселая музыка, веселые глаза. Какие-то разговоры.
Остановившись у ущелья Дарданеллы, все с удовольствием выпили по кружечке чая с огромным пирожком и поехали домой, где нас, конечно же, ждут!
Нагруженный рюкзаком, палаткой и котелками взбираюсь по ступенькам. Стоп! А где же печка?! Теперь что, снова на Ольховую за печкой? Да нет! J Ее, видимо, Матвей с собой упер… чтобы быть поближе к тепленькому, а может он так готовится к новому походу…