Облачный нон-стоп, или ошибки, которые могут стоить очень дорого

10 декабря 2012

«Облачный нон-стоп, или ошибки, которые могут стоить очень дорого»

Участники: Игорь Д., Сергей Н., Сергей К., Аня Ф.
Дата: 10.11.2012 г.-13.11.2012 г.
Цель: Провести выходные с пользой.

В Лукьяновке на нон-стопе у нас с Серегой Н. зашел разговор о том, что мне осталось сходить на Снежную, чтобы получить значок «Приморский барс». Серега сказал что тоже не против такого значка, и почему бы ему не начать со Снежной, а раз едем так далеко, то решили заодно сходить и на Облачую. Состав людей, собирающихся в этот поход, менялся на протяжении недели, в результате решились ехать я, Серега Н., Игорь Д., и в последний момент к нам присоединился Сергей К., увидевший объявление на форуме Гринтура.
Выехали в субботу в 5 утра на Серегиной машине. Позавтракали в столовой в Ивановке, и двинулись в с. Ясное. Там пересели на УАЗ. Реку Уссури сильно размыло, поэтому наш УАЗ через реку тащил бульдозер. Доехали до вертолетной площадки, сходили на Снежную, поднимаясь на Снежную попытались найти исток Уссури, но его уже сильно занесло снегом. На вершине видимости не было, но когда мы только начали спускаться виды открывающиеся со Снежной предстали нам во всей красе, ни намека на цивилизацию, везде лес, сопки, просто сказочная красота.

С погодой нам повезло, было солнечно, тепло и безветренно. Вдоволь насладившись окружающей нас красотой, мы быстро сбежали вниз на вертолетную площадку, где нас ждал УАЗ, и поехали на стоянку №6.... (продолжение ниже)
 *Облачный нон-стоп, на взгляд Ани>>>
 *Облачный нон-стоп, взгляд Игоря>>>
 *ЧП на Облачной взгляд со стороны>>

[cp:newpage]

Облачный нон-стоп, на взгляд Ани
. Стоянка №6
Там поставили палатки, приготовили ужин, покушали, залили термоса на завтра, и завалились спать. В семь утра проснулись, позавтракали (все, кроме меня), и двинулись на Облачную. Я в субботу вечером очень неважно себя чувствовала (видно не пошла еда из столовой в Ивановке), поэтому решили меня разгрузить, Сергей взял мой рюкзак с термосом и теплой одеждой, а Игорь взял рюкзак Сергея, они туда сложили все на двоих.
Ошибка №1-не отдавайте свой рюкзак (у каждого в рюкзаке должен быть свой перекус, спички, термос с чаем, теплая одежда)
Когда мы вышли было еще темно, но погода продолжала радовать, было тепло и тихо. По мере того как мы поднимались осень быстро превращалась в зиму на высоте 1100-1200 м уже лежал снег.
Штурманом было решено назначить Игоря, т.к. он два раза уже был на Облачной, и только у него был GSM-навигатор. Когда мы вышли на плато, выяснялось, что в навигаторе затерлась карта, и остались только точки, и Игорь тогда не сказал, но в навигаторе еще и батарейки на тот момент почти сели, а второго комплекта собой не было.
Ошибка №2-нельзя рассчитывать только на GSM-навигатор, надо брать с собой компас, распечатывать карту, и брать второй комплект батареек.
В результате мы прошли мимо подъема на вершину, но Игорь быстро сориентировался, и мы вернулись к подъему. Правда пока мы ходили туда-сюда, погода успела испортиться, поднялся очень сильный ветер, началась метель. Игорь пошел на вершину, я сделала попытку пойти за ним и хотела сказать, что ну ее, эту вершину. (самое обидное, что до нее оставалось всего-то 150 м.), погода портится, лучше пойти обратно, но не смогла идти на встречу ветру, сбивающему с ног, в добавок к этому в глаза летел с виду снег, а по ощущениям это были острые ледяные иглы. Я вернулась обратно.
Ошибка №3-НЕЛЬЗЯ РАЗДЕЛЯТЬСЯ!!!
Такую же попытку сделал Серега Н., но тоже вернулся обратно. И мы решили по следам идти вниз. Решили то решили, только следов, ведущих вниз, мы найти не смогли, хотя потратили на это где-то часа полтора, и в результате вернулись туда, откуда Игорь пошел на вершину. Мы с Сергеем К. сразу узнали это место, и отказались идти дальше по следам. А Серега Н. пошел по пути подъема Игоря, мы кричали, что это следы на вершину, но он нас не слушал, и шел дальше. Погода тем временем продолжала портиться, снег шел все сильнее, видимость становилась все хуже. Мне невольно вспомнился фильм «Тридцатый маршрут», и стало как-то совсем не по себе. И вот мы с Сергеем стоим, мерзнем, ждем Серегу, обсуждаем, что разделяться нельзя, а то получиться как в тупом американском фильме, все разделились и поубивались.
Подождали минут десять, а стоять холодно, Серега не идет, решили потихоньку идти вниз, и тут наконец-то увидели Серегу (а ведь еще каких-то 5-10 минут (когда замерзаешь, каждая минута кажется часом), и мы бы ушли, и все было бы еще хуже). Уговорили его оставить попытки искать следы, чтобы спускаться по пути подъема, т.к. это ни чем хорошим может, не закончится. Хочу заметить, к тому времени как мы решили спускаться, Серега уже не чувствовал пальцы на руках, т.к. теплые перчатки он оставил с машине, которая осталась в с. Ясное. Надо отдать должное Сергею, когда он увидел что Серегиным пальцам совсем плохо, они поменялись перчатками.
Ошибка №4-относитесь серьезней к подбору одежды и обуви в холодное время года, обморожение это очень не приятная и опасная штука.
Мы решили сваливаться вниз, и выходить куда придется. Сергей позвонил жене, и сказал «Милая, мы на Облачной, начинаем спускаться, звони в МЧС». Наши же с Серегой сенсорные телефоны отказались работать в таких условиях эксплуатации.
Ошибка №5-сенсорный телефон в походе тебе не друг.
 И тут выясняется что вся еда, три коробка спичек, зажигалка остались у Игоря, т.к. Сергей с Игорем решили взять на двоих один рюкзак, чтобы по очереди его нести. Подбив запасы мы выясняли что у нас три термоса чая, пачка орехов-сухофруктов, 6 батончиков фрутилата, две пачки сушеных бананов на троих. Плюс два налобных фонаря.
Ошибка №6-в поход всегда берите с собой фонарь, даже днем.
Осознав всю серьезность нашего положения, мы решили идти всю ночь, чтобы не замерзнуть. И тут начался наш Облачный нон-стоп. Мы довольно быстро вышли к ручью,  и пошли вдоль него, перебираясь то на одну, то на другую его сторону. Очень хотелось до темноты уйти со снега, но не получилось. Мне хотелось рыдать, и я решила, что вот сейчас стемнеет и я заплачу. Потом подумала, что толку рыдать, жалеть себя, надо идти, и все. Всю ночь мы шли сначала под снегом, потом под проливным дождем. Я ни разу не ходила по ночному лесу, поэтому мне было очень, очень, очень страшно. Особенно если учесть что в субботу по пути на Снежную мы видели медвежьи и волчьи следы, и егеря на кордоне рассказали, что на днях тут совсем рядом волки косулю загрызли. И пока мы шли, видели несколько деревьев, об которые тигр точил свои когти. В общем, я шла и думала, какая смерть приятнее: замерзнуть, чтобы волк разорвал, медведь или тигр. И мне все время казалось, что кто-то за мной крадется, особенно когда мы лезли по бурелому, и я цеплялась одеждой за ветки деревьев. Правда внешне я старалась вида не подавать, и угрюмо молчала, только иногда на перекурах ворчала, что хватит отдыхать, надо идти, а то замерзнем. Вот так мы и топали, множество, раз перебирались через ручей, по камням, и по бревнышкам, потом вышли на казалось, ведущую вниз просеку, прошли по ней полчаса, иона стала подниматься вверх, мы опять вернулись к ручью, и через некоторое время вышли на хорошую просеку, точно ведущую вниз. Была одна интересная переправа, река, шириной метров 5, а через нее в виде мостика наклонен ствол дерева, идти по нему было страшновато, т.к. шел дождь и дерево было скользким, и ширина ствола была не сильно большая, поэтому мы перебирались по нему сидя на попе, перехватываясь руками.
В четыре часа утра мы все-таки вышли на кордонную дорогу, и направились (как мы думали) к кордону. Мы прошли первый брод, потом долго шли до второго брода, прошли третий брод, и там где мы ожидали увидеть кордон, мы дотопав к семи утра, увидели будку с холодной баней и сырыми спичками, и реку Уссури, через которую нас в УАЗе перетаскивал бульдозер. (А на кордон мы не вышли, потому, что спускались по Березникам). И стало нам совсем тоскливо, от осознания того, что нам еще долго здесь придется сидеть и ждать, пока кто-нибудь будет перебираться через реку. Мы, мокрые на сквозь, уставшие, голодные забились в эту холодную баню, прижались друг к другу, потому что там все равно было теплее, чем на улице. Я даже почти уснула, как вдруг мы увидели свет фар. Мы выбежали, стали махать фонариками, чтобы нас заметили. На том берегу реки стоял Сафарик, и водитель был в раздумьях, проедет он здесь, или нет. С огромным трудом через бурную реку нам удалось докричаться до водителя, что: мы туристы! шли всю ночь! Заблудились! помогите! Нам повезло, на той стороне реки стояла бытовка, с работниками, которые собирались восстанавливать мост. Водитель Сафарика их разбудил, и нас на бульдозере перевезли через реку. В бытовке работники оказали нам гостеприимство. Растопили хорошо печку, дали сухую обувь, (мои треккинговые ботинки набрав воды стали весить каждый килограмма 2) накормили тушенкой с хлебом, картошкой, напоили чаем. Потом приехал отец водителя Владимира, который нас забрасывал на УАЗе, отвез нас в дом, возле которого стояла наша машина. Там гостеприимные хозяева нас накормили супом с домашней свининой, напоили чаем с брусникой и с медом, и уложили спать. В доме был телефон, но восьмерка не работала, поэтому мы не могли сразу выйти на связь. Еще нас очень насторожил тот факт, что Владимир на УАЗе, как было договорено, в 17 часов подъехал на стоянку №6, но в лагере никого не было, он подождал до 23 часов, но так никого и не дождался. Так же мы узнали что на наши поиски поехали МЧС и военные. Проснувшись в два часа я узнала, что Сергей Н. созванивался с Толей Андреевым, и рассказал ситуацию. Зеленый и Толя решили что если Игорь не найдется до вечера, то они соберут спас. Отряд и поедут на его поиски. Я позвонила домой, успокоила маму, и мы стали ждать, когда найдется Игорь. К вечеру выяснялось что Игорь  тоже всю ночь спускался по Облачному, и вышел на стоянку № 6 в 8 утра..
Вечером хозяйка дома нажарила нам хариуса, и мы успокоившись, что с Игорем все хорошо, радостно набросились на вкусную рыбку.
Около девяти часов вечера приехал ЗИЛ с военными, Игорем, и нашими вещами. Мы собрались, поблагодарили хозяев за радушие и гостеприимство, и двинулись в Чугуевку, чтобы там, в полиции рассказать про наши приключения.
Домой я приехала 13 ноября в 8 утра. И сразу упала спать без задних ног.
Для себя я помимо выше указанных ошибок сделала следующие выводы: хватит ходить, как коза на веревочке, надо учиться ориентироваться, и читать карту, надо учиться разводить костер, короче хватит быть бандерлогом.
Во второй день группой пройдено: от стоянки № 6 до седловины Облачной – 12 км (из них 7 по дороге), набор высоты при этом 1050м; от седловины Облачной – по ключу Березняки до дороги Ясное – Щербаковка – 16 км; по дороге Ясное-Щербаковка до переправы через Уссури – 9км. Итого 37 км (из них 16км) по дороге. Расстояние (кроме дорог) определено по электронной карте Приморского края с применением к-та 1,2 без учета навигационных «затупов».

Облачный нон-стоп, взгляд Игоря.

До выхода на плато шли по маркированной тропе, а после выхода из леса по турам (погода пока позволяла). Карты Приморского края на ЖПС не было. Как выяснилось потом при замене батареек сдвинулся Микро СД с закачанной картой. После выхода на плато попытался идти по памяти по тропе. Не получилось (видимость была метров 20-25). Сделали петельку метров 100. Тупо повесил ЖПС на руку, взял азимут на отмеченную ранее точку – седловина. В седловине ветер дул еще сильнее. Честно предупредил группу, что по пути на вершину и на самой вершине будет еще хуже, но идти не много(150м набора высоты), навигационных сложностей при подъеме быть не может, а вот обратно нужно быть внимательным, потому что понимал, что ЖРС вот-вот сдохнет. Народ занервничал. Решил, что вместо того чтобы уговаривать идти на вершину, эффективней будет начать движение самому. Не сомневался, что Сергей Н.и Аня, а за ними и Сергей К. пойдут за мной. Я ошибся. На вершине был в 13.20. Залез в каменное укрытие, прождал минут 5, понял, что никто за мной не двинулся и двинулся вниз. К этому времени окончательно сдох ЖПС. Мои попытки реанимировать ЖПС путем замены местами батареек привели только к тому, что улетел Микро СД и я минут 15 потратил на его поиски и откапывание из под снега. Идя наверх, я специально старался идти не по камням, а по снегу. При чем там где снег «держал» втаптывал в него ботинки, чтобы оставлять глубокий след, который не успевало бы замести. До седла спустился быстро и без приключений. А вот дальше!!! Мало того, что когда шли к седлу кое-где снег держал, следы оставались неглубокими и их уже замело, их порядком запутали два Сергея и Аня, когда искали путь назад. Я почему то был уверен, что они уже начали спуск, а ведь может они находились в нескольких десятках метров от меня и стоило покричать. Поиски выхода на плато заняли часа полтора. Следы уже настолько перепутались, к тому же на жестких участках снега терялись, что понять, чьи это следы и когда они сделаны я не смог. До Следопыта из одноименного романа Фенимора Купера мне, видимо, очень далеко. Еще часа полтора как я потом посчитал, я потратил на поиски следов, по которым начала спуск остальная группа или нашего подъема я не смог. С 16.42 до 16.44 (как я потом определил по сотовому) я сделал три звонка на сотовый двум Сергеям и Ане, но все были не доступны. Когда мы поднимались, то связь у меня появилась при выходе из зоны леса на высоте 1500м, из чего я сделал вывод, что группа уже находится в зоне леса. Решил спускаться в какой нить распадок и дальше до пересечения с дорогой Ясное-Щербаковка. Бумажной карты с собой не было, но в общих чертах держал ее в голове. Что двигаться нужно к стоянке, а не к кордону или в Ясное считал очевидным, как и то что лучше выпасть на Уссури выше по течению чем впадает в нее Гнилой чем ниже, хотя бы для того чтобы не попасть в такую же ситуацию как остальная группа, находившаяся рядом с Ясным, но не имеющая возможности туда попасть. Поэтому взял чуть западнее (насколько я мог в той ситуации определить). В какой - то распадок попал достаточно быстро. В верховьях по нему шлось хорошо. Из зоны снега вышел еще засветло. Пока светло решил идти без остановок. Спугнул изюбра. Он показался мне огромным. Тигры раза в 3-4 меньше. Когда стемнело, остановился на первый перекус и тут до меня дошло, что почти весь хавчик у меня, а как потом выяснилось и спички. Шел все время по правому берегу. Мне казалось, что все просеки вдоль Соболиного и Облачного ключа по карте с правой стороны. Иногда приходилось удаляться от реки. Один раз удалился настолько, соблазнившись на хорошую тропку, что потом долго искал ключ, потому что в этом месте рельеф был ровным, а шум ключа накладывался на шум дождя и ветра.  Нашел опять свой ключ, а через небольшой промежуток времени (сотик не включал, он почти сел. а других часов не было) вышел на приличную просеку, которая два раза пересекла ключ, но шла в одном с ним направлении и наконец я с вероятностью 95 %, несмотря на то что и фонарик у меня практически сел, узнал это место – там где вывалилась группа Вишневского в БоНоПоходе 2010 года на дорогу Ясное-Щербаковка. Значит я шел по Облачному, жаль что не по Соболиному. В том походе 2010 года я был навигатором и у меня отложилось в памяти, что до поворота на Гнилой отсюда 12 км и еще около 3 км до стоянки № 6. Это уже хоть какая то определенность. Остаток моих сомнений развеяли таблички: Стоянка № 10, ключ Соболиный, стоянка № 9 и наконец: Поворот на Облачную, К тому времени фонарь сел окончательно, но дождь прекратился, небо немного прояснилось и света звезд вполне хватало. На стоянку я пришел когда начало светать, т.е в начале девятого. Мои надежды, что группа на стоянке, не оправдались. Но сил что - либо предпринимать не осталось. При этом я понимал, что тревогу забил водитель Володя, который должен быть приехать за нами еще вчера в 17.00 и нас на стоянке не обнаружил. Решил пару часов поспать, а потом налегке идти на кордон, чтобы узнать обстановку. Но часов в 10.00 приехали работники заповедника, сказали, что поиски организованы (хотя группа была уже в Ясном) и решили, что мне логичнее оставаться на месте, на тот случай если группа придет на стоянку. Почти сразу же приехал МЧС и тоже отправился на поиски. В районе 16.00-17.00 подъехали МЧС и военные, сказали, что вся группа уже в Ясном и чтобы я собирал все вещи и побыстрее иначе не переправимся через реку. От Ясного доехали до Чугуевки, где дали показания в УВД, а потом долго ехали в город, меняясь за рулем я и два Сереги. Был момент, когда перед Ивановкой простояли не знаю сколько времени, потому что ни один из нас из-за усталости не мог управлять машиной. Домой приехал в 7.30 помылся, побрился и поехал на работу, где первым делом написал задним числом заявление на один день без сохранения заработной платы. Заявление подписано, но тем не менее пока два дня после похода работаю до 23.00. Мне сказали: «Раз ночами по горам лазаешь, то значит, можешь и во благо предприятии ночью поработать, тем более у тебя ненормированный рабочий день». С точки зрения работодателя они правы.
Я же, считаю, себя неправым в том, что расколол группу, и все больше и больше вижу преимуществ в хождении по обычным туристическим (некатегорийным) маршрутам «в одного».
Во второй день мною пройдено: от стоянки № 6 до Облачной – 12 км (из них 7 по дороге), набор высоты при этом 1200м; от седловины Облачной – по ключу Соболиному до дороги Ясное – Щербаковка – 15 км; по дороге Ясное-Щербаковка до поворота на Облачную – 12 км, от поворота до стоянки № 6 – 3 км. Итого 42 км (из них 25 км по дорогам). Расстояние (кроме дорог) определено по электронной карте Приморского края с применением к-та 1,2 без учета навигационных «затупов» .