Маленькое путешествие в Дальневосточный морской заповедник.

06 сентября 2012, Маленькое путешествие в Дальневосточный морской заповедник. 30.08.-01.09.2012 г.

Когда ко мне в гости собралась приехать сестра из далекой Московии, я решила, что Приморье ей нужно показать как следует. Но времени было всего неделя, а потому сильно не разгонишься. Вообще говоря, я рассматривала разные варианты для мини-похода, в том числе и такие, как п-ов Краббе и коса Назимова. Но остановила свой выбор на Дальневосточном морском заповеднике (ДМЗ), насмотревшись в ЖЖ фото приморских фотографов.
К этому небольшому походу я готовилась по-взрослому. Сначала перерыла весь Интернет, выудив оттуда информацию, а потом уже, имея определенную базу, задала оставшиеся вопросы в эфир.
Сразу же хочу выразить благодарность Анатолию Андрееву за ценные советы, фотографии и полезную карту-шпаргалку.
Потом я направилась в дирекцию ДМЗ, расположенную на станции Чайка, с целью получить пропуск в заповедник. Пообщалась с директором ДМЗ и выяснила, что просто для пешего посещения заповедника (береговой зоны) пропуск не нужен, а вот устанавливать лагерь на берегу нельзя. Выяснилась и еще одна интересная деталь. Оказывается, значительная часть берега и прилегающей территории принадлежит фирме ООО «Парк Гамов», которая имеет там свои интересы, что приводит к конфликту с заповедником. Имена эта ситуация во многом объясняет то, что творится в бухте Астафьева, но эта отдельная история.
В итоге в поход мы собрались вдвоем. Правда, погода, мягко говоря, нам не способствовала. Выезд был назначен на среду, 29 августа. Билеты на комету до Славянки я взяла еще в понедельник. А во вторник мы отправились на Попов, чтобы походить вдоль острова на каяке. Надо сказать, что у нас был хороший шанс из-за приближающегося тайфуна остаться ночевать на Попове без палатки, но в итоге все обошлось.
Потом была тревожная тайфунная ночь во Владивостоке, и стало ясно, что в среду мы никуда не едем, т.к. морской пассажирский транспорт в этот день не ходил.
А в четверг мы все же выдвинулись навстречу заповеднику. На пирсе Славянки на нас набросились алчные таксисты, которые дружно посмеялись над нашим пожеланием доехать до базы отдыха «Морской заповедник» за 1 тыр. Но смеялись они зря – явки и пороли у меня были заготовлены заранее, и мы отправились к точке старта за названную сумму.
На базе отдыха нас встретил не менее деловой сторож, который запросил с нас 100 руб. за то, что провел до тропинки к дикому пляжу, расположенному за базой отдыха.
Но наконец мы на берегу моря! Дикий пляж оправдал свое название: мы встретили там лишь семью собирателей ракушек, но и они вскоре уехали, оставив нас наедине с природой.

Кстати, нам советовали стартовать прямо от заповедника, либо с дикого пляжа. Но море было достаточно бурным, мысок между диким пляжем и пляжем заповедника выглядел непроходимым, что видно и на фото.
А впереди открывалась вот такая перспектива нашего маршрута.
Перекусив, мы отправились к этой перспективе. Берег здесь каменистый, но вполне проходимый, даже при бурном после прохождения тайфуна море.
Стали встречаться бакланы, не особо волновавшиеся при нашем приближении.

Подъем на мыс перед бухтой Северная провешен веревкой. В принципе, можно подняться и ножками, но под рюкзаком гораздо удобнее было идти по веревке.

Вид с мыса на бухту Северная и мыс Льва.

Бухта Северная во всей красе.

Вообще, бухта Северная произвела на нас очень хорошее впечатление. Она была, пожалуй, самой чистой из всех бухт, что мы видели. Очень широкая, песочек на берегу. Правда, есть подозрение, что в безветренную погоду там полно комаров, т.к. местность болотиста. Но при нас на побережье был сильный ветер. В бухте стояла только одна машина и, учитывая размеры бухты, авто совершенно терялась. Так что мы отошли к противоположному краю бухты и вдоволь накупались голышом, благо вода была достаточно теплая.
Далее мы перебродили небольшую речку, впадающую в море в конце бухты, и направились по дороге в лес. Как-то незаметно проскочили отворот к мысу Льва, а потому вновь спустились к морю уже лишь за мысом Матросова.

Впереди четко читались кекуры Бакланьи.
Т.к. море все еще штормило, иногда приходилось разуваться, чтобы проскочить небольшие мыски.
Но по берегу до кекур дойти все равно не удалось, уже на самом мысу мы уперлись в непроход, который попытались преодолеть свободным лазанием, но это у нас не получилось, т.к. впереди было все еще более непроходимо.
Поэтому немного вернулись назад, где тропа, провешенная веревкой, взбиралась наверх. Преодолев подъем, мы увидели один из символов заповедника – скалу «штаны», а также забрались на мыс и облазили там все тропинки, фотографируя кекуры с каждой смотровой точки. Тропинки набиты столь заметные, что кажется там ходят толпы народу, хотя мы никого не встретили.

Прогулка по воде около кекур была исключена – слишком неспокойное море окружало их

Напоследок сфотались на фоне «штанов» и отправились в бухту Горшкова – место нашей первой ночевки.

Как-то вот с тропинками нам не везло и мы пошли по дороге, сделав хороший крюк. Сначала все боялись, что придем рано, придется прятаться по кустам от егерей. Куда там. Только-только успели выйти на берег в северной части бухты к наступлению сумерек. Быстро поставили палатку. А природа подарила вот такие закатные краски.

Утром я все порывалась встать и выйти пораньше, но сестра моего устремления не оценила, так что вышли только в 9.30. Вот так выглядела бухта утром.

Буквально через 100 м. от места ночевки на берегу снова уткнулись в непроход. Пришлось возвращаться и идти в круговую по дороге. Тропинку, которая судя по карте должна начинаться недалеко от нашего лагеря, мы снова не нашли. По дороге в южную часть бухты Горшкова увидели первую змею. Как потом узнали, это был тигровый уж. Аня прониклась и одела сапоги. У меня сапоги невысокие, поэтому посчитала нецелесообразным менять на них кроссовки. Кому уж мы точно принесли вред, так это паукам, больше похожим по размерам на тарантулов. Их сети были натянуты поперек дороги через каждый 5-15 метров, что очень огорчало сестру. Я же почему-то не обращала на них особо внимание, видимо потому, что впереди в основном шла Аня))) Да, много паучьих сетей пострадало в тот день от наших палок. Продолжая про змей, отмечу, что мы встретили их на своем пути не менее 6 штук, все остальные были щитомордники. Через одного я даже бесцеремонно переступила, не заметив его на дороге. И только Аня, шедшая в тот момент позади, обратила на змею мое внимание.
Таким образом, мы пришли в южную часть бухты Горшкова. Здесь, в лесочке недалеко от берега, стояла палатка, рядом с которой находились ее обитатели в кол-ве 3-х человек: муж, жена и маленькая девочка. Их мы встретим еще раз в бухте Средней.
Южная часть бухты Горшкова.

Я вглядывалась в морские дали, высматривая лодку со злыми егерями, но так ничего и не усмотрев, решила искупаться и здесь.

Дальше по берегу было снова не пройти и мы в который раз углубились в лес. На берег бухты Средней мы вышли почти через 2 часа. Оказались прямо напротив кордона заповедника и были уверены, что к нам непременно зарулят егеря. Как бы не так. У них были гости: около берега покачивалась небольшая яхта, а потому им было явно не до нас.

Поэтому мы пофоткались на берегу и пошли дальше.
Двигались вдоль берега, т.к. по описанию бухта проходима. Но очень скоро мы увидели перед собой непроход, снова попытались полазить, поискать веревку, потом путь на верх, но, увы, пришлось возвращаться назад – на дорогу.

По пути в лесу, помимо уже привычных змей и пауков, встречали и вот такую красоту:

Намотав очередной круг по лесу, вышли в средней части бухты Средней (извините за тавтологию). Здесь было особенно приятное место. В закутке, невидимые с кордона, тусили человек 10. Причем, они жгли костер. Тут я не выдержала и полезла купаться. Вода очень чистая и прозрачная, нереального бирюзового цвета.

Дальше было видно, что по берегу не пройти, и мы снова отправились в паучьи владения, хотя было очень неохота. Но иногда, взобравшись на какой-нибудь косогор, мы получали в вознаграждение вот такие виды.

Бухта Средняя стала для нас местом, которое никак не получалось покинуть. И вот мы уже в третий раз выходим на ее берег.

Снова безуспешно поискали тропу, на этот раз в бухту Нерпичья. В результате отправились по дороге, которая сначала полого, а затем очень круто стала взбираться все выше и выше. Мы видели отворот дороги в бухту Нерпичья, но время неуклонно клонилось к вечеру, а мы стремились в бухту Астафьева. Пошел дождик, на небе засветилась радуга

В итоге бухту Нерпичья мы увидели только сверху, так и не успев побывать там.

По самым верхам мы прошли-таки в бухту Астафьева. Дождь припустил основательно, не давая расслабляться. Спуск в бухту разбит машинами вдрызг. Как будто там прошла целая танковая дивизия. Мусора на берегу немного, но песок весь перепахан, что создает довольно унылую картину. Народа в тот момент почти не было, всего-то машины 4, но мы решили пройти по берегу немного назад, в обозначенное на нашей карте место для ночевки. Зашли по камням за небольшой мысок, и о, чудо! Маленькая уютная бухточка, где нет ни одной машины, ни одной палатки. Дождь временно прекратился, позволив спокойно поставить палатку. Даже почти успели приготовить ужин без дождя.
На утро погода по-прежнему хмурилась. То начинал сыпать моросящий дождик, то пытался прийти туман. Хотя на горизонте виднелась едва заметная светлая полоса. Правда, к нам она не приближалась. Пока сестра спала, я сначала посидела на берегу, а потом решила немного прогуляться в сторону Нерпичьей.

Наша ночевая бухточка в бухте Астафьева
Кое-где читалась тропа вдоль берега. Так мне удалось дойти до мыса Азарьева, который был не проходим, но наверх вела тропа. А вокруг бушевало море.

Потом мы довольно долго совещались, возвращаться ли сегодня или запрятать вещи и на легке сбегать в Теляковского. Я была скорее за второй вариант, хотя погода и смущала. Но Аня сказала, что с нее пауков и змей достаточно, да и погода не та. Так что решено было в итоге уходить.
По пути пофоткали волнующееся море на мыске рядом нашей бухточкой

Море в широкой части бухты Астафьева было также неспокойно.

А на выходе из бухты со стороны Витязя был заборчик, а рядом с ним - собиратели платы за проезд и проход в заповедную! бухту.
Дорога в Витязь из Астафьева была также ужасно разбита и разъезжена. Видели застрявшую машину с хабаровчанами. Но нам было проще – мы пешком.
Бухта Витязь произвела удручающее впечатление. Грязный, замусоренный берег. Шум строительной техники, огромные лужи грязи. Так трудно было поверить, что буквально меньше, чем в 5 км. отсюда находится хрупкая природа заповедника. Увы, берега заповедника тоже замусорены. Причем, даже бухты Средней, где расположен кордон. А в Горшкова, под одной из скалок – целая гора мусора. Все разъезжено. Сложилось впечатление, что егеря махнули рукой на это безобразие и занимаются чем-то другим. К сожалению.
Мы прошли уже больше половины пути от Витязя до Андреевки, когда встретили квадроциклистов, предложивших подвезти нас. Им было не совсем по пути, но по ходу движения, решили довести нас до гостиницы Елена, откуда ходит зарубинский автобус во Владивосток. Поездочка была уууух, не без адреналина. Надо было видеть, какие мы все были чумазые, когда оказались в Андреевке. Приехали мы буквально за 15 мин. до автобуса. Я только успела смыть основную грязь в речке. Буквально перед автобусом предприимчивый владелец микрика насобирал народ до Владика за 600 руб. И мы тоже вписались туда. В итоге были в городе через 3 часа, проехав по новому низководному мосту через Амурский залив. Между тем, погода только ухудшалась, так что не зря мы все-таки уехали.
А теперь я хочу немного порассуждать на тему заповедника.
Когда готовилась к нашему мини-походу, то вот какую информацию прочитала в Википедии.
«За морским заповедником закреплено три участка акватории общей площадью 63 тысячи гектаров и утверждена охранная зона вокруг морских границ шириной 3 мили, вокруг сухопутных — 500 метров».
 Про Восточный участок ДМЗ, куда мы собирались, сказано следующее:
«Зона полной заповедности — это самый большой — Восточный участок (45 тыс. га акватории и 900 га территории), в который входят острова Большой Пелис, Стенина, Матвеева, Де-Ливрона, Гильдебрандта, Дурново, островки Максимова, Входные, Астафьева, Утёсистый, кекуры Бакланьи, колоннообразный кекур около мыса Сосновый и кекуры вблизи о. Большой Пелис, камни Елизарова, бухты Горшкова, Средняя, Нерпичья, Астафьева, Спасения и Теляковского. Здесь запрещены изъятие и интродукция любых организмов. В охранной зоне бухты Средняя и бухты Спасения построены кордоны заповедника, на которых живут инспекторы охраны. Гостями кордонов «Бухта Спасения» и «Бухта Средняя» бывают научные сотрудники, приглашённые в заповедник для исследовательских работ»
«В заповеднике и его охранной зоне запрещается изъятие любых животных и растений, загрязнение природной среды, движение судов и автотранспорта, въезд, проживание на побережье и островах»
Эта же информация отражена и на официальном сайте ДМЗ. Поэтому мы и боялись встречи с егерями, думая, что они нас прогонят.
НО. Заповедник официально дает разрешения на проведение морских экскурсий на этом участке, а также сухопутных.
Кроме того, гостями кордонов, оказывается, могут быть не только научные сотрудники, но и не имеющие никакого отношения к науке люди. Кроме того, в бухте Астафьева, на территорию буферной зоны заповедника, уже года три как заезжают автомобили и устанавливаются лагеря. Не мне судить, правильно ли перекрывать людям полностью доступ к нетронутой дикой природе. Но то, что происходит там сейчас, очень похоже на коммерческую деятельность заповедника, а его защитные функции похоже уже всем по боку. Результат – мусор на берегу, хаос натоптанных тропинок и непонятных дорог, постоянное беспокойство животных и птиц.
Кстати сказать, в 2010 году едва не была построена резиденция президента России на полуострове Гамова, на территории ДМЗ. Но это решение все-таки было отменено.
А в 2012 году в июле появлялась информация, которая обсуждалась в Интернете, о строительстве базы отдыха в бухте Астафьева.
Поэтому полумеры, похоже, ни к чему хорошему все-таки не приводят.
Но, возвращаясь к нашему путешествию, хочу сказать, что эти места конечно же замечательные и уникальные. Но если туда ходить, то не в сезон, чтобы не видеть мусора и беспардонного отношения человека к природе.