Через Главный Хребет к морю или в верховьях Малой Лабы.

06 сентября 2012, Через Главный Хребет к морю или в верховьях Малой Лабы.

Через Главный Кавказский Хребет к морю. Часть 2 или в верховьях Малой Лабы.

После прошлогоднего прохождения тридцатого маршрута (из Адыгеи через Главный Кавказский хребет к Черному морю) у меня возникла мысль сходить еще раз подобный маршрут Наиболее простым в техническом и навигационном плане является маршрут «Псебай-Красная Поляна». Сначала хотел сходить сам, но возникли некоторые сложности:
  1. Заброска от Псебая до кордона Третья рота (48 км).
  2. Оформление пропусков в заповедник (в отличии от прошлого года оформляют на группу не менее 3-х человек)
  3. Оформление пограничного пропуска (оформляется за 1 месяц, дистанционно оформить можно но проблематично)
Эти обстоятельства вынудили меня поначалу присоединиться к Ставропольскому турклубу Стрижамент. Однако график их движения меня явно не утсраивал. На маршрут вместе одной дневкой они закладывали 4,5 дня. Я решил попробовать пройти его за два, поэтому сразу попросил погран. пропуск оформить на меня индивидуально. Рук похом пошла моя давняя знакомая Светлана. Сначала она поообещала, что отдаст мне документы после первой ночевки, потом после первого перевала, а в конечном итоге отдала мне их и часть продуктов сразу же после заброски до кордона «Третья рота».
Вначале складывалось все как нельзя хорошо: ни холодно и особо не жарко (конец августа), маркированная тропа, которая то выходила к самому берегу Малой Лабы, то углублялась в буковый лес, то пересекала левые притоки Малой Лабы. Так с перерывом на перекусы и обед, потихоньку набирая высоту, я и шел до самого вечера. Часикам к 20-и наткнулся на семейную пару, которая предложила угостить меня грибным то ли супом, то ли кашей. Подумав, что сэкономлю время на приготовлении ужина, я долго выеживаться не стал. Только тронувшись дальше  сообразил, что сами то они этот грибной суп (кашу) не ели, почему настойчиво предлагали мне дальше не идти а вставать на ночевку рядом с ними и очень уж энергично кивали головами в ответ на мой вопрос: «А грибы то съедобные?».
Но надвигающаяся темнота вытеснила из моей головы эту проблему и поменяла  на другую: ночлега. Дело в том, что ночевать в заповеднике можно только на строго отведенных стоянках. Меня предварительно закошмарили, что   если тебя в неустановленном месте застанет егерский патруль, то только штрафом не отделаешься. Человек вносится в черный список и более ему на всем Кавказе ни в один заповедник НИКОГДА пропуск не дадут. Можно правда отработать пару дней на покосе. До ближайшей стоянки было километров 6-7. И из двух занятий (возможного покоса и вполне реального ночного ориентирования) я выбрал второе. Тропа периодически выходила на каменистый берег Малой Лабы и поиски ее продолжения ночью занимали определенное время, поэтому темп передвижения несколько снизился. Где то в 23.30 я дошел до самого широкого левого притока Малой Лабы – речки Чистой. Чтобы попасть на место стоянки нужно было переправиться через Чистую. Сходу найти брод не удалось. Делать нечего и я встал на ночлег, не дойдя до штатного места стоянки метров 100, решив что встану рано утром соберу палатку перейду речку и там уж позавтракаю.

За первый день я прошел: по JPS – 38 км; по километровым столбикам, которые кое где установлены на тропе – 31 км; по описанию маршрута – 28 км. Набор высоты – 700м.   Закрыл палатку в 23.59 и со звуком закрывающееся молнии услышал звуки мелкого дождичка. «Хорошо, - подумал я, - будет приятнее спать». Я ошибался.. В 3.30 я проснулся от того что мелкий дождичек превратился в сильнейший ливень. Именно в эту ночь было второе за сезон наводнение в Краснодарском крае, когда пострадала Новомихайловка. Тут и вспомнились байки про тренировки Шатилова, когда он ночью поднимал группу и давал вводную «Переноска лагеря». Зря я тогда посмеивался. Мне проводить фактическую тренировку по переноске палатки не пришлось, но было мягко сказать неуютно. Ближе к утру ливень стал затихать. И также как вчера вечером со звуком открывающейся молнии палатки исчез звук дождя. Может попробовать себя в битве экстрасенсов? Продолжение тропы, которая по логике вещей должна вывести к броду, оказалось в трех метрах от палатки. И действительно,  метров через 50 тропка уперлась в берег реки Чистой. Но после прошедшего ливня бродом и не пахло. Я стал вспоминать все, что рассказывал Кариков на занятиях в Горной школе в 2009 году. Но вспоминалось почему то другое: мой неудачный опыт переправы на Кавалеровской петле в том же 2009 году. Но там была натянута веревка, гораздо более слабое течение и судьи, которые и помогли вытащить меня из под воды. Здесь ничего этого не было. Тех кого я обогнал вчера, в том числе и моя группа, должны были подойти к Чистой только к вечеру. Я для чего я тогда шел вчера 14 часов? С горем пополам я сумел перебраться на правый берег Чистой. Врать не буду – очковал. А вот для чувств которые я испытал через две минуты после моей переправы    не могу подобрать слов. Пройдя метров   100, выше моей переправы я увидел аккуратненький такой мостик через Чистую и там же штатную стоянку. Люди на стоянке изумленно спросили «А ты откуда пришел?».

Чем выше, тем Малая Лаба установилась уже, тропа все чаще выходила на участки альпийских лугов с растительностью в человеческий рост и потом и на курумник, чем приморца конечно же не испугаешь. Теперь не пропустить бы приток вдоль которого нужно подниматься к перевалу Аишха (2401 м). Закончилась зона Псебайского лесничества и началась зона Краснополянского, а вместе с этим закончилась и маркировка тропы. Тем не менее, тропа довела не только до нужного притока, но и свернула к нужному перевалу. Растительность тут уже не такая высокая и потому открывались чудные виды на всю долину Малой Лабы. Перед самым перевалом я наконец то встретил конный егерский патруль. Документы проверять не стали, поверив мне на слово, как в том анекдоте про то как Петька в Англии в «очко» играл. До перевала я дошел к 13.00. Короткий отдых и вниз. Вопреки моим опасениям, навигационных сложностей и здесь не возникло. Вниз шла тропка и через 300 м потери высоты вышла на грунтовую дорогу, которой на карте нет, но ей некуда больше спускаться как к реке Пслух. Тут же появилась и сотовая связь. Нарушив традиции альпинизма где считается, что восхождение закончено только в лагере, чтобы веселей было идти я стал звонить своим знакомым и в первую очередь должил о совершенном походе Александру Руслановичу, который одобрил этот конкретный маршрут, идею выхода через Главный Кавказский хребет к Черному морю в частности и регион Кавказа, как перспективный для развития туризма в целом, а также дал мне указание подготовить отчет, чем я и занимаюсь. В 16.30 я был на кордоне Пслух, где опять о наличии документов мне поверили на слово, а вот  пограничники проверили все очень тщательно. Ложкой дегтя оказался участок от погранзаставы до Красной Поляны. Стройка, после прошедшего ливня и проездублоьшегрузов гавны по щиколотку. После выхода на уже построенный участок дороги я отмывался в Мзымте не меньше получаса. В 20.00 я В Красной Поляне.

За второй день по JPS пройдено 32 км, по описанию 36 км. Набор высоты – 800м, сброс – 1800м. План не только выполнен, но и перевыполнен, потому что в этот день успел уехать в Сочи.
В дальнейших планах: еще один маршрут из серии «Через Главный Кавказский хребет к морю»: из Архыза в Красную Поляну. Подробно его не изучал, но скорее всего одному этот маршрут не пройти.