Байкал 2023_Детский поход Гринтур. Часть 2

Дата события: 
23.07 - 04.08.2023

Байкал 2023. Детской поход Гринтур.

2 этап. Кругобайкальская железная дорога (КБЖД).

Порт Байкал-110км.  (м. Половинный) – Маритуй – Шабартуй - Старая Ангасолка –ст. падь Темная

 

29 июля День №7

Подъем сегодня общий. Выход в 8:20. По холодку. Еще раз прогулялись по Листвянке до пристани Рогатка. На сей раз с рюкзаками.

    Хорошо, что пришли заранее. К отходу парома в 10:45 набралось много и машин и людей. На борт плашкоут брал только 20 чел.

Нас почти разлучили.

    Переправились через устье Ангары в порт Байкал (он же населенный пункт, он же железнодорожная станция), откуда начался 2 этап данного путешествия - КБЖД.

   «КБЖД – один из участков Транссиба, которую называют «золотой пряжкой стального пояса России». Первый поезд по КБЖД прошел в 1904 году.

   Кругобайкальская железная дорога не идет вокруг Байкала и никогда не шла. Кругобайкальская значит, что она идет «кругом», то есть огибает Байкал на своем пути как препятствие. С одной стороны, мы почти всегда видим берег, а с другой стороны над железной дорогой нависают склоны.

   КБЖД не просто одна из красивейших железнодорожных магистралей, это произведение инженерного искусства, где на каждые 100 метров пути приходится одно выдающееся рукотворное техническое сооружение. По насыщенности инженерными сооружениями КБЖД была и остается в настоящее время одной из первых в мире.

   Инженерные конструкции КБЖД впечатляют.

    Из-за сложного рельефа берега, сложенного практически везде скальными породами, подавляющая часть маршрута проложена в тоннелях либо на искусственных полках, вырубленных в скалах; откосы дороги укреплены подпорными стенками. В своё время строительство велось практически вручную; по причине отсутствия прибрежной трассы доставка всех материалов (за исключением камня, добываемого на месте) к месту строительства осуществлялась по воде.

Сейчас ключевые станции КБЖД превращены в туристические объекты."

   После шумной туристической Листвянки попадаешь в опустевший поселок, где при практическом отсутствии людей есть замерший порт с «кладбищем кораблей». Время здесь будто остановилось. Тихо, безлюдно, размеренно. 

Сориентировались. Решили сразу осесть на станции.  Чистенькие лавочки перрона располагагали.

   Порт Байкал – одна из станций КБЖД. Он неразрывно связан с Кругобайкальской железной дорогой, вернее его появление напрямую связано с её строительством. Здание вокзала было отреставрировано к 100-летнему юбилею дороги. Перрон оформлен под стать дореволюционному вокзалу в ретро-стиле. Да и другие станции максимально окультурили, стремясь сделать туробъект мирового стандарта. Мы оценили. 

   Умывшись в хай-тек туалете, пообедали бутербродами и пирожками.  Пирожки продавала девочка 10 лет, которая сказала, что ей нужно продать все пирожки и тогда она сможет пойти покупаться. Наша оптовая закупка пирожков пришлась как нельзя кстати.

    На первом этаже вокзала находится музей, посвященный строительству КБЖД. Музейная композиция очень достойная: один зал, но экспонатов много. Документы, фотографии, макеты, предметы, относящиеся к строительству и жизнедеятельности станции Байкал. Посещение бесплатное. Но работает не постоянно. Нам пришлось подождать прибытия экскурсионного состава из Улан-Удэ, к которому привязывалось по времени открытие музея.

      

     В ожидании экскурсии, желающие поднялась по тропе на обзорную точку над устьем Ангары и к старому маяку.

   С обзорной глыбы мрамора открываются панорамные виды на поселок, порт, железную дорогу и набережную лежащей напротив Листвянки. 

   Действующий паровоз Л-3438 притащил туристический поезд. К пыхающей паром машине даже приблизится страшновато, зато можно было посмотреть как тендер заправляется водой, и полазить по его брату Л-4657 превращенному в памятник. Название поезда  «Лебедянка» в честь конструктора Льва Лебедянского. 

    

   В 14:50 подошел фирменный электропоезд с ласковым названием «Нерпочка». Разместившись в нем, мы отправилась до станции Половинная (110 км КБЖД), откуда продолжаем путешествие пешком. Электричка специальная в 3 вагона. Комфортная. Рассадка мест тоже не такая, как в привычных нам приморских электричках.

   Изучаем в окно окрестности. Большая часть отдыхающих оседает на ближайших к Порт Байкал пляжах и турбазах, дальше народу на берегу все меньше, остановки реже, да и пляжи все больше сменяются подпорными стенками. Пока взрослые отдыхали, или с интересом смотрели в окно, дети шумно играли в карты и тихо пялились в свежезаряженные смартфоны. На станцию Половинная прибыли в 16:36.

   На станции стоял памятник – старинный поезд, построенный в Америке и поставленный по ленд-лизу. Что интересно – паровоз стоит не на постаменте или специально положенных рельсах – а прямо на фрагменте старого пути, где раньше ходили поезда. Вот на нем дети оторвались. Облазив все что только можно и устроив игру в прятки.

   Поколебавшись, решили не вставать на пляже под м. Половинный, а начать путь по шпалам. 

Прошли первые мосты 

и первый тоннельчик.

    Километрах в 2 от станции нашлась приемлемая стоянка за деревьями на заросшем травой мыске. Остановились, зная что на КБЖД со стоянками не густо. Денис с Пашей проскочили на 1.5 км вперед и вернулись с дровами и заключением, что стоит ночевать на выбранном месте.

   Искупались. Поужинали. Снова варим компот из заначки изюма и сухофруктов, оставшихся от перекусов. Дети устроили на берегу у подпорной стенки собственный костер и аттракцион. С пробежкой по стене и прыжками через огонь.  Без новых ссадин не обошлось.

30 июля. День №8

Подъем в 7 часов. Ура, наконец-то не в 5 утра и все выспались! В 9 после завтрака продолжаем наш путь. Прощаемся с двумя нашими попутчиками – Егором и его мамой Анастасией. Они досрочно уходят в цивилизацию. Пожелания удачных стоянок и хорошего прохождения маршрута.

 В этот день мы проходили по множеству тоннелей, мостов, мостиков, мимо подпорных стенок и водоотводов. 

 

Часто встречаются таблички «обвал»

и следы свежих обвалов.

   Пройдя запланированное на день, в 1км за станцией Маритуй встаем на обед и ночевку под крутым осыпным берегом. Побеспокоив пару рыбаков небезуспешно ловящих хариуса на кораблик, размещаемся на каменистом пляже. Для новичков проведен мастер-класс, как вставать на камнях. 

Паша и Егор этот раз поставили палатку не у берега Байкала, как остальные, а выше. На полочке склона с шикарным видом на Байкал. И приглашали к себе гостей. 

   В этот день мальчишки придумали ноу-хау – банную печь, представляющую собой полукруглую конструкцию с одной топкой и опорой посередине, на которую опирались два плоских камня. Периодически Паша поливал раскаленные камни для пара. Тент был опущен до состояния 90 градусов от второй половины тента, перекинутой через ребро, за счет чего пар не уходил моментально. На ребро тента можно было повесить вещи, и, так как там скапливалось тепло, они высыхали быстрее, чем на улице. Так приятно после купания в прохладном озере погреться у самодельной печурки. Надо отдать должное, старшие мальчишки всегда приглашали остальных к себе погреться и просто «потусить». На маршруте Егор угощал лимонной водичкой, которая отлично утоляла жажду и бодрила в жаркую погоду.  Каждый вечер у детей проходил «круг силы», ставший традиционным. Это когда ложишься в замкнутый круг, слушаешь успокаивающую музыку и смотришь на звезды и…мечтаешь!

    Дети облюбовали для купания «русалочий камень». Спорадические заплывы продолжались до ужина.

   Вечером Маргарита смогла наконец-то провести детскую интеллектуальную викторину, наградой за участие в которой стала ее шоколадка из перекуса.  Надо отметить, что все показали глубокие знания по географии и биологии.

    Умиротворенно сидим на берегу. Совсем близко поплескивает хариус. Издалека, через озеро, доносится шум поездов далекого Транссиба. Сероватый вечерний сумрак неожидано стал наливаться красочным закатом невидимого за мысом солнца.

Все затопило розовым.

И возник радужный мост через весь Байкал.

 

31 июля День №9

Традиционный ранний подъем с ободряющим пятиминутным дождиком. Выход в 8:10.

В этот день мы проходили очень большое количество тоннелей.

  

Встречали двойные тоннели, когда выходишь из одного и сразу попадаешь в другой, а потом и в третий. 

    Задержались на м. Киркирей с его двумя тоннелями, водоводом, беседкой, памятными досками и местами фотосетов.

Первый построенный тоннель и путь через м.Киркирей оказался неудачным. Дорога за ним осыпалась, и пришлось строить более масштабный, с отводом ручья по желобу выше арки входа. В пустом тоннеле сейчас сделана автоматическая подсветка. Как рассказали встреченные туристы, ночевавшие за тоннелем на полке от первоначального пути, - ночью эффектно. Днем мы этого не оценили. Зато осмотрели все. Много фотографировались.

         По тоннелям КБЖД приятно проходить в жаркую погоду, там прохладно, нет комаров и мошки. Шли в темноте с фонариками. Некоторых из нас давил груз осознания, что над ним тонны горной породы. Других впечатляли масштабы работ. Сколько камня было вырублено вручную при строительстве. Дети, для остроты ощущений, хотели встретить в тоннеле поезд.

 

Иногда в тоннелях встречаются полудикие лошади, укрывающиеся от непогоды и насекомых.

Поезда/электрички на КБЖД всегда часто и очень громко гудят, предупреждая туристов и лошадей о своем скором появлении.

Всегда, когда мы встречали поезда, машинисты дружелюбно махали рукой, приветствуя туристов. Мы, конечно же, махали в ответ.

Юные походники всеми историческими чудесами железнодорожной инженерии вскорости пресытились, и просто шагали по шпалам, играя в словесные игры. Или пели песни.

Погода меняется.

Входишь в тоннель - лето солнце. Выходишь – прохлада,  дождь и сумрак. Выныриваешь из следующего – опять лето, жара.

    На обед встали в пади Шабартуй.

    У заброшенного здания в тенечке рядом с речкой. 

Дети, понятно, не упустили возможности полазить по экзотической «заброшке». 

Денис по пути нарвал ревень и на обед сварили компот из ревня и изюма – очень вкусный с кислинкой. На раздаче обеда Галя с мамой.

Хотелось бы отметить, что дежурств как таковых не было, но всех участников старались задействовать в приготовлении пищи и мойке котлов. Соглашались. Особенно за конфету или шоколадку.

Пошли дальше, пощипывая на привалах изредка попадающуюся землянику и костянику.

В 17 ч. подошли к 138 км. За тоннелем, не доходя до станции 200м. нашлась отличная поляна. Ровная большая площадка высоко на мыске. Прикрытая кустами от путей и панорамно открытая на Байкал. 

   От поляны хороший спуск на пляж. Шикарно!

Купались. Отдыхали. Любовались видами и радовались проплывающими нерпами.

К ужину душистый чай со смородиновым листом, набранным Машей Руденко на обеде.

 И на этой стоянке Паша с Егором собрали банную печь. Причем конструкция печи совершенствуется. Потом парни соорудили небольшой пирс из старой шпалы и после ужина стали нырять. Миша также присоединился, но пробил ногу об камень. Очередная мед.помощь оказана. Рана обработана, наложен пластырь.

В это день прошли 15 км.

1 августа День №10

Ранний подъем. Выход в 8 утра. Пасмурно.

Сегодня идем от 137 км до станции Старая Ангасолка (149 км)

   Прошли ст. Шарыжалгай, что означает с бурятского «Желтая падь». Старые каменные здания бывшей станции обжили и приспособили под постройки туристической базы. Очень интересно тут оборудовали места для размещения туристов – в двух бывших железнодорожных вагонах. Но есть и домики. Имеется отреставрированное здание старого вокзала. Шарыжалгай – одно из самых цивилизованных и обжитых мест на КБЖД. Повсюду ландшафтный дизайн, водяная мельница, красивые деревянные домики для туристов и т.п.

   Очень впечатлили новые модульные туалеты на станциях КБЖД и особенно станции Шарыжалгай, которые отличает оригинальная внешняя отделка из натурального дерева, стилизованная под рубленный сруб. В них «практически можно жить»: горячая/холодная вода, салфетки/бумага/жидкое мыло, релаксирующая музыка, приятный запах, многочисленные сенсорные кнопки, система вентиляции, светодиодное освещение и т.п.

   И снова тоннели, мосты, галереи. 

Сбылись детские чаянья, - встретить в тоннеле поезд.

Подходим к Ангасолке.

  Растянулись. Подустали. В Ангасолке задержались на перроне, сходили зашли в часовню святителя Николая Чудотворца – покровителя всех путешествующих. Не из религиозного рвения, а из живого любопытства. Часовня ухоженная, уютная. 

   Зреющий с утра дождь начался.

  На обед мы укрылись в беседке, пройдя за мост к пустым тоннелям. В меню сублимированная картошка (натуральная без консервантов) с зажаркой, колбаса, сухари, чечевица. Планировалось, что мы здесь задержимся подольше попляжничать «на прощание с Байкалом», но погода не способствовала. Только немногие из детей отважились совершать заплывы с каменных глыб. На что взрослые зябко смотрели с кручи.

   После обеда посетили культурно-выставочный центр Н.К. Рериха. 

   В настоящее время в центре работают три выставочных зала, где проводятся выставки репродукций и картин известного художника, а также иных мастеров. Покупаете бахилы (есть в музее) и вы внутри! Музей, где хранят наследие культурного деятеля и художника Николая Рериха, был открыт в 2003 году, в 2013 году случился пожар, но чуткие работники музея, любящие своё дело и жизнь Рерихов, смогли восстановить центр. Нам провели познавательную экскурсию.

   В это время пришли люди с иркутской электрички. Совершают традиционный для местных прогулочный маршрут: спуск по темной пади до Ангасолки – прогулка по КБЖД или льду Байкала - выход на окраине п. Култук у памятного знака КБЖД – короткий подъем до о.п.Земляничный, с которого отъезд в Иркутск. Есть резон завершать путь по КБЖД именно так. Но для нас это дополнительные километры. И менять запланированную схему маршрута на ходу не стали.

   После экскурсии и прогулок по Старой Ангасолке нацепили рюкзаки, и обойдя дом Рерихов с тыла, направились на конечную точку нашего путешествия – Остановочный пункт Темная Падь. Идти от Ангасолки 3,5 км. 

   Сначала мы шли по милому березовому леску, пили чистую воду из ручья, разглядывали мухоморы, а также искали краснокнижные растения (башмачки и т.п.). В пади Темная у ручья две оборудованных стоянки, сырые и комариные.

   Затем начался крутой затяжной подъем по корням, который не всем дался легко. Видимо, сказалась накопившаяся за поход усталость от рюкзаков за спиной.   

   В конце подъема, не доходя 5…10 мин до станции – большое кострище с лавочками и плакатами. Выше тропы удобная полка (остатки старой дороги).

16:30 Там и встали, поглядывая на пасмурное небо. Единственным минусом стоянки стала удаленность ручья, и, как следствие, отсутствие воды. Но наши парни – Егор и Павел, вооружившись бутылями, отправились вниз с горы за водой (1км). Воды принесли много, хватило и на ужин, и всем разлить с собой в дорогу.

Остановочный пункт Темная Падь стал конечной точкой нашего похода, дальше - цивилизация. После ужина развели большой костер и подвели итоги. Обменялись впечатлениями о походе. Что понравилось, что нет на маршруте.

Отметили что:

- За время путешествия как по ББТ, так и по КБЖД мы встретили мало туристов, хотя должен быть пик сезона.

- На наш взгляд, участок тропы от Большого Голоустного до Котов – более приятный и интересный, нежели от Котов до Листвянки. Кто спешит может с Котов уехать катером.

- Есть ракета с Листвянки на Ольхон. Удобно. Но тогда КБЖД исключать. Для нас 3 в 1 был бы перебор. Как и подъем на пик Черского. Оставим на другой раз.

- Программу «культурной части» надо готовить, как и маршрут, заранее. В Листвянке мы упустили возможность прокатиться на канатной дороге, находящейся 200м за музеем.

- Режим "ранний старт с полудневками"  был оптимален и всем понравился.

- Что мы увидели на КБЖД?

  1. Мосты и виадуки– их очень много (больше двух сотен, а если точно - 248). Есть маленькие через ручьи, есть очень большие через речки. Есть бетонные и металлические. У некоторых установлены таблички с полным описанием моста. Некоторые мосты действующие.
  2. Тоннели – их около 40 штук. Самый короткий длиной 31 метр, а самый длинный длиной 778 метров. В стенах тоннелей есть небольшие углубления, ниши, чтобы прятаться от электрички, если она вдруг застанет вас внутри тоннеля. И сквозные продухи для паровозного дыма.
  3. Подпорные стенки из тесаного камня. Всего на КБЖД их около 268. Самая известная "Итальянская" с красивыми арками. Видели ее из Нерпочки. 
  4. Противооползневые галереи "козырьки"–  внешне похожие на тоннели, но сделаны не в скале, а сами по себе. 
  5. Дикие лошади – говорят, что этих лошадей завезли сюда, чтобы разводить, а потом бросили. Лошади одичали и самостоятельно зимуют в этих местах. 

         Где еще в мире можно спокойно ходить пешком по железной дороге, любуясь архитектурными шедеврами прошлого, которые удачно вписались в байкальский ландшафт. Только на КБЖД!

2 августа День №11

В эту ночь давала о себе знать близко расположенная Транссибирская магистраль: поезда пассажирские/грузовые неслись один за другим, грохот, свист, спать невозможно! Хотя, кому как - Саша утром сказала, что ее это, наоборот, убаюкивало. Плюс ночью пошел сильный дождь и скрыл все звуки, кроме шелеста капель. Это была наша первая по-настоящему дождливая ночь.

В 5 часов утра мы проснулись, умылись, под дождем, без завтрака собрали лагерь и пошли на остановочный пункт Темная Падь, откуда в 6:40 на электричке отправились в город Иркутск. 

Конец маршрута.

   Иркутск встретил нас дождем. Заселяемся в хостел, чисто, уютно. У каждой семьи отдельный номер. Горячая вода, мягкая кровать. После 10-дневного похода такие блага цивилизации воспринимаются по-особенному.  

   После «чистки перьев» мы, красивые и приятно пахнущие, пошли в столовую Бонжур, где за очень приемлемую сумму пообедали.

   Затем экскурсионная программа: пошли прогуляться по центру Иркутска, посетив дежурные тур-объекты. Пешеходную зону «130 квартал». Сфотографировались перед Иркутским бабром – мифическое животное с мордой и туловищем тигра, но с хвостом и перепончатыми лапами бобра, в зубах у этого диковинного зверя зажата добыча – тушка соболя. Надпись на постаменте гласит «Бабр», в древности местные жители так называли тигра. Этот хищник с давних времен символизировал силу и мощь. И со временем Бабр с соболем в зубах стал символом Иркутска. Фото с бабром в Иркутске является обязательным в программе!

  Посетили Музей истории Восточно-Сибирской железной дороги. Нам провели бесплатную экскурсию.

   Имеется несколько отдельных залов, посвященных строительству КБЖД, Байкало-Амурской магистрали. В филиале музея мы уже были на станции порт Байкал. Именно там экскурсовод-энтузиаст Александр Викторович рассказал об истории железной дороги так, как будто сам ее прожил.

Зашли в Янту. Набрали кучу молочки. По возвращению вечером готовим на кухне в хостеле

3 августа

   Продолжается культурная программа. Всех на свалку!

 

В смысле едем в Музей Мусора.

 

   Музей находится действительно на свалке, а точнее на полигоне твердых бытовых отходов. Примерно в 15 км от центра города, Мы туда добирались централизованно на такси. История музея началась с того, что в 2015 году сотрудники полигона решили построить входные ворота из материалов, найденных на свалке. Постепенно коллекция музея пополнялась новыми экспонатами, собранными здесь же в мастерской из деталей, найденных на свалке. Появились целые выставки разной тематики. Стоимость входного билета 350 руб. для взрослого, 250 - для детей. Из минусов – на кассе отсутствует карта расположения выставок и экспонатов, нет какого-либо путеводителя, так как полигон очень большой. Но не критично.

 

 В музее впечатляет всё! Интересен павильон с выставкой вещей, найденных на свалке.

   По сути это старый хлам, но идея собрать в одном месте и оформить в виде музея, отличная. Интересно рассматривать такие знакомые из далёкого детства вещи. Да вообще всё в этом музее интересно. На данный момент музей насчитывает 5 тысяч экспонатов.  Мусоровозы везут полные кузовы «добра», которое только нужно создателям этого парка-музея.

  На полигоне есть фентезийные зоны, патриотический зал ВОВ, имеются зал с образцами обмундирования и историческим оружием, из которого за дополнительную плату можно пострелять холостыми патронами. Ассортимент от пистолета до пулемета. Ребятня после своих выстрелов бегала еще горячие гильзы собирала, - горсти трофеев домой).     

  После музея заехали в столовую на обед. Немного передохнули в хостеле.

Погода стояла солнечная, жаркая. Давая шанс желающим подсушить палатки и тенты перед упаковкой в багаж.

Дальше свободная программа. Кто-то направился на рынок – купить фруктов, ягоды, сувениров домой. Кто-то покружить по городу, прочувствовать дух Иркутска, где старые рубленые дома в деревянном кружеве соседствуют со стеклом и металлопрофилем. Кто-то поесть мороженое, побеситься среди фантанов на нарядных улицах и набережных.

   Пошли гулять на набережную Ангары, есть мороженое. И встретились ... С нашими знакомыми  москвичами!

Честно говоря, не ожидали их встретить в большом городе. Поделились своими впечатлениями о пройденных маршрутах и попрощались. Вечером мы улетаем во Владивосток, а они на следующий день в Москву.

  В аэропорт можно было уехать общественным транспортом засветло, но для компании с «разбегающимися тараканами» сочли удобней вариант такси к отлету.

Поужинали. Денис с Павлом на прощание сходили на набережную в ночной иллюминации.

   Стартуем из хостела на 3 разных машинах. В аэропорту мотаем в пленку рюкзаки. Это последний мастер-класс похода.

  4 августа в 01 час ночи мы вылетели из Иркутска во Владивосток. Перелет ночной прошел спокойно. Все спали.

   Владивосток встретил родной баней. Сыро, душно, низкое серое небо. Недолгие прощания. Разъезжаемся по домам, ликвидировать последствия и …  Лето еще не кончилось!

ps: Итоги от Маргариты Борисовой:

  По походу хотелось бы отметить следующее.

  Огромным преимуществом является наличие пресной воды, которую можно пить из Байкала. Эту воду мы использовали и для готовки, и как техническую.

  Удачным совпадением, я бы отметила, приблизительно одинаковый возраст детей, больше общих интересов. Вообще, дети шли на удивление бодро, сплочённо, старшие помогали младшим, а иногда и наоборот; у детей находилось достаточно времени для сражений на сосновых шишках, игры в крокодила, побросать фрисби, мяч и просто поноситься в догонялки.

  Приятным удивлением для меня было небольшое количество комаров, мошки, белоножки на протяжении всего маршрута. Не было необходимости в использовании репеллента. Видимо, особый климат с ветрами не слишком комфортен летающей живности. За все время маршрута нам встретилась одна змея (ее видели только дети), и лично я убила одного клеща, который полз по тенту нашей палатки. Это было в последний день похода в лесу. Медведей не встречали, хотя на указателях на протяжении ББТ видели предупреждающие таблички.

  Хотелось бы отметить отлично сбалансированное и разнообразное питание: на завтрак каши (на сухом либо сгущенном молоке), на обед всегда суп, на ужин каши/макароны с бужениной или с говядиной в собственном соку. Еда была вкусная. Мои дети (Маша и Галя) кушали очень хорошо.  

  На протяжении ББТ и КБЖД связи почти нет (только в крупных поселках). У меня Теле 2 – иногда появлялся слабый сигнал. Так что, если вы устали от звонков по работе в любое время суток и в отпуске, добро пожаловать на Байкал).

  Данный степенной поход я бы рекомендовала новичкам, семьям с детьми и просто всем, кто желает познакомиться с Жемчужиной России - легендарным озером Байкал. Ведь человеку просто необходимо иногда бывать в красивых местах, поскольку они пробуждают в человеке возвышенные чувства и делают его духовно богаче. Такой поход – отличный способ показать самому себе, что жизнь может быть прекрасной и интересной вдали от благ цивилизации.

  Для современного человека отказ от удобной постели, горячей воды и интернета в большинстве случае уже подвиг. Поэтому жизнь в походных условиях в какой-то степени можно отнести к аскетическим упражнениям. Кто-то справляется с ними легко, кому-то приходится пересиливать себя. В любом случае, научитесь относиться к этим временным лишениям без излишних страданий и извлекать из них пользу.

  А еще в походе вы научитесь высыпаться в любой обстановке на любом рельефе…на кочках, при ярком свете луны, на склоне, на буграх, на мягкой кровати (потом в хостеле). 

  Поход – это возможность познать себя, проверить свой характер, как на «вредность», так и на лучшие человеческие качества, испытать себя на прочность, обнаружить свой скрытый потенциал и приобрести уверенность в себе.

  В ходе похода инструктора неоднократно обращали внимание на то, что по меркам спортивного туризма, данный поход не просто лайтовый (легкий), а экстра-лайтовый. Но! Это для опытных походников он несложный, а для нашей семьи (Борисовых), которые до этого ходили только в походы выходного дня, это пока высшая категория.

  Маршрут и легкий, и трудный одновременно. Потому что тропа – не всегда прогулочная, иногда надо долго идти вверх с рюкзаком по серпантину, иногда надо лезть вверх с руками или спускаться на хобе.  Это дикая природа, возможны встречи с животными, возможны обвалы, можно подвернуть ногу, упасть и т.п. На протяжении всего маршрута нужно быть аккуратным и внимательным!

  Подводя итог, хочется отметить, что поход всем очень понравился, все участники познакомились с Бриллиантом России – озером Байкал, который привлекает туристов со всего мира, каждый из участников похода по-своему окрасил наше путешествие и внес вклад для его успешного прохождения, а также приобрел новые навыки, опыт, которые позволят в дальнейшем покорять и исследовать новые места. Многообразие природных красок и неповторимые красоты озера Байкал никого не оставили равнодушными!

  Закончить свой рассказ хотелось бы словами известного советского писателя А.Твардовского -  

 «Байкал – бесценный дар природы да будет вечен на земле».

  Большая благодарность инструкторам за организацию и сопровождение такого замечательного маршрута!

Голосование: 
5
Оценка: 5 (голосов 1 )

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарии,