600 км мужества

29.04.2008 600 км мужества

Начало

Идея прокатиться на велосипедах от Владивостока до Дальнегорска, где я в настоящий момент обитаю, пришла внезапно. Разумеется, новая затея требовала скорейшего воплощения в жизнь. Вот только ехать «по серенькому», так, чтобы никто не знал, не хотелось. А по сему появилось желание выжать из нового проекта максимум. Кое-что получилось...

Нет, это не самоутверждение, как я имел неосторожность сказать по TV. Это новый опыт если хотите. В данном случае я желал проверить свои организаторские способности. А испытал ещё и волевые качества.:)

Итак, «воля волей, если сил невпроворот, а я увлёкся» и рванул вперёд к заветной цели Для начала мне необходимо было заинтересовать людей. Запустив дорожный вирус приключений в массы, я стал наблюдать. Заинтересованных оказалось немалo человек 5-7 вероятных. Но с приближением срока, список Б велопробега немного поредел. Таким образом, в результате широкомасштабной рекламной акции с интригующим названием «С Юга на Север по бездорожью», остались

самые стойкие.

Команда подобралась разношёрстная: и по возрасту, и по роду деятельности. Евгений

Вороненко - 33 года, эксперт по кредитным картам в «Сбербанке». Димыч, то есть я - 24

года, журналист. Алексей Селюк - 15 лет, школьник. Последнего пришлось отмазывать от

учёбы, имея при этом архипродолжительный разговор с директором, известным своим

грозным нравом. Многие, будучи уже бывшими учениками, заслышав фамилию Бакарась

(это директор), содрогаются от ужаса, а нам с Евгением пришлось вести с ней переговоры.

Представляете? В итоге, применив метод психологического айкидо (как мне тогда

показалось), мы отстояли парня.

Ребята, кстати, без лишних вопросов согласились на поездку, едва я произнёс: «Желаете ли

вы, господа, ощутить прелесть ковбойской жизни и через 600 км езды в седле свой зад?»

Были бы все так легки на подъём!

Итак, по воле провидения, я оказался паровозом проекта. Но без ребят, которые решились на

поездку, вряд ли бы наша затея состоялась. Паровоз хорош в сцепке с составом. Так и

получилось. Поэтому я выражаю огромную благодарность всем участникам этого

веломарафона, в том числе и тем, кто способствовал нашему продвижению вперёд.

А именно: ПТР и лично моему другу Александру Бережному за сюжет на канале "Россия".

Благодаря тебе, Саша, нас узнавали и приветствовали, как звёзд Большого экрана. Особенно

это было заметно в глухих населённых пунктах, где мало событий, много свободного

времени и самогонки. ))) От местного населения нередко поступала масса предложений

выпить за здоровый образ жизни. Но мы пили только домашние куриные яйца, что тоже

неплохо для организма, если без фанатизма.)))

Кстати, сюжет вы и сейчас сможете посмотреть на сайте ПТР

Но сразу, чтобы не возникало лишних вопросов, скажу, что его мы снимали заранее, и

велосипеды были без нагрузки. По этой причине у придирчивых зрителей могли возникнуть

сомнения в истинности нашей затеи. Но когда на следующий день после съёмок эти

«буквоеды», прищуриваясь, смотрели «ящик», мы уже выехали за пределы Владивостока.

Также мы выражаем признательность ПКЦЦЮТЭ и лично Александру Витальевичу

Олейникову за предоставленные календарики, которые мы с радостью раздовали

интересующимся людям, и за футболки, которые мы с гордостью на себя надели (ещё бы, не

часто носишь на груди логотип самой уважаемой туристической фирмы в Приморье). Более

того, Александр Витальевич стал для меня, своего рода, сенсеем. Ведь если бы не старания

этого опытнейшего гида, я бы никогда по новому не взглянул на Китай и... не полюбил бы

так велосипед.

Финансовую поддержку дружному коллективу велосипедистов оказали дальнегорское

отделение партии "Молодая Гвардия" и лично Наталья Касьян. За это ей отдельное спасибо.

Наташа, я верю, что это только начало нашего сотрудничества. В будущем мы обязательно

взорвём общественность новыми проектами.

В добрый путь

Дальше я немного изменю стиль повествования. Итак, предлагаю окунуться в увлекательный

мир приключений и виртуально разделить с нами те впечатления, которые были записаны в

дороге...

Новорождённое солнце отражалось в мокром колесе. Широкие покрышки приветствовали

утро монотонным гулом (на асфальте колёса, предназначенные для езды по бездорожью,

сильно шумят). Мы двигались на Север - трое велосипедистов, решивших испытать организм на выносливость. И путь наш пролегал от Владивостока до Дальнегорска. Евгений Вороненко, Алексей Селюк и автор этого репортажа покинули приморскую столицу 29 апреля. В 5 часов утра мы уже крутили педали и, предвкушая дорожные приключения, провожали взглядами первые троллейбусы. Они увозили сонных пассажиров и осколком цивилизации скрывались за поворотом.

Что говорить, мы знали, на что идём. Нам хотелось почувствовать разницу между городским укладом жизни и существованием деревень и хуторов, которые пересекали наш маршрут. А путь мы выбрали не из лёгких. Нам с товарищами предстояло преодолеть 600 км по асфальту, грунтовке и бездорожью и, придерживаясь береговой линии, попасть в Дальнегорск. Минуя Шкотово, Новую Москву, Сергеевку, Лазо, Милоградово, Горноводное, Ольгу, Весёлый Яр, Зеркальное, Рудную Пристань - в течении пяти дней мы собирались совершить это увлекательное путешествие. Но давайте обо всём по порядку.

День1

Полные сил и энергии мы поднимались на Шаморский перевал. Рассвет не думал

начинаться, и только когда мы проезжали мимо лагеря «Океан», он забрезжил бледной

полоской света на горизонте. Давно мы с такой радостью не встречали Солнце.

Ехали, воодушевлённые приключениями. На багажнике и за спиной нехитрый скарб:

палатка, сменная обувь, одежда, спальник и т.д. - всё, что нужно для комфортной жизни в

лесу.

Самым сложным участком дороги в первый день пути оказалась находкинская трасса. От

Артёма-3 до Шкотово нам пришлось двигаться с особой осторожностью, поскольку

огромные трейлеры на узкой проезжей части так и норовили нас зацепить. Пришлось даже

позабыть на время ПДД и ехать не по направлению движения, а навстречу транспорту. Так

лучше контролировать ситуацию на дороге.

К слову, ни в одном российском городе я не замечал дорожного знака «велосипедная

дорожка». Хотя формально он существует...

Однако, нам недолго пришлось рисковать. Свернув на партизанскую трассу, мы сразу

почувствовали разницу - машин стало гораздо меньше. До самого вечера мы двигались

очень быстро и удалились от Владивостока на 125 км. Ночевать решили после села Новая

Москва, возле ключа Берёзовый.

Кстати, было большой удачей, что мы не поехали дальше (а такая мысль витала в воздухе),

поскольку следующая удобная стоянка была очень далеко. Разум взял верх, и за час до

темноты мы остановились.

День 2

Было сложно заставить себя встать в 4:00. Но, преодолев сонное состояние, при свете фонариков, мы начали поковать багаж. Умывшись холодной водой и напившись чаю, двинулись в путь. В 6:00 поднялись на перевал Серебряный.

Надо сказать, что каждый, даже самый незначительный подъём, требует от велосипедиста больших усилий. Но зато, оказавшись на вершине перевала, спортсмен как будто

приближается к кульминационной точке. Можно ещё добавить, что мысль о спуске греет.

Хотя тепло ранним утром на скорости 60 км/ч не бывает.

Перевал - это вообще важный этап в жизни каждого. Ты идёшь к цели, силишься понять

смысл бытия, и на последнем бугорке, когда уклон уже не так крут, ты понимаешь, что

приблизился к Истине.

Наверху, прислонив своего аллюминиего «Росинанта» к дорожному столбу, можно с

лёгкостью в душе посмотреть по сторонам. В эту минуту сознание чисто, как слеза младенца,

прозрачно, как воздух в горах. Мысли приобретают ясность и ты уже больше не тот, что был

раньше. Ты - другой человек...

Другими мы спускались в соседний водороздел. На хуторе Ратное купили очень вкусное

молоко. Хозяйка радовалась нашему появлению и тому, что мы на велосипедах. Отличное

это место, хутор Ратное! И молоко там, могу свидетельствовать, не разбавляют ключевой

водичкой...

Наконец, впереди замаячила серая полоска пыли. Грунтовка - вот настоящее испытание. Но

впереди Лазовский перевал! Жара, пыль от проезжающих автомобилей и очень затяжной

подъём дали о себе знать - наверх мы поднялись изрядно утомлёнными. Зато, как я уже

говорил, вниз катились с удовольствием. И на ночёвку встали в верховьях реки Лазовки.

ДеньЗ

После вчерашнего испытания никто не хотел рано открывать глаза. Поэтому проснулись все

не в 4:00, а в 5 утра. Лишний час покоя, возможно, и не сильно взбодрил наши утомлённые

организмы, зато дорога, больше напоминающая стиральную доску, прогнала сон напрочь. Я

ничуть не преувеличиваю: чтобы доехать по такой дороге до Лазо, надо постараться. Но нам

деваться было некуда - мы крутили педали, встречались взглядами с удивлёнными

водителями (не часто они видят подобное) и терпеливо ждали, когда грунтовка станет

лучше...

У каждого населённого пункта, встречающегося на нашем пути, есть своё настроение. Лазо,

как и другие небольшие посёлки, живёт размеренной жизнью. Создаётся впечатление, будто

здесь никто никуда не торопится. Какая-то сила и уверенность чувствуется в добротных

деревянных постройках, чего не скажешь, например, о хуторе Данильченково.

Триста метров прямой и два дома через дорогу - вот и весь хутор. И пьют все безбожно.

Прямо на наших глазах двое пьяных ведут очумевшую от самогонки женщину, падают,

встают и снова падают... Жизнь здесь низкая и грязная, как басовый ключ.

Кажется, что эти люди ничего не замечают, но наша группа, видимо, оказалась не слишком

характерным для этих мест явлением. Поэтому без общения с местными не обошлось.

Молодая пьяная девушка побежала за нами с призывом остановится. Мне вспомнился эпизод

из «Золотого телёнка», когда Остап встречает на вокзале босяка и неисправимого воришку

Шуру. Помните?

- Командор! - кричит потрясённый Шура.

- Не обнимайте меня. Я теперь гордый. - отвечает великий комбинатор.

- Командор! Забурел! Забурел!..

Мы, конечно, не советские миллионеры, но диалог между Катей (так она представилась) и нами происходил примерно в таком же русле непонимания.

- А вы что, спортсмены? - спрашивает юная «леди». Чувствуется, что в этой глуши ей

недостаёт общения.

- Конечно, это видно по нашим велосипедам. - отвечаем.

Катя заходит в тупик. Она не знает, о чём можно поговорит с ребятами вроде нас. Но отпускать нас ей тоже не хочется. Во взгляде тоска и напряжение. И следующий вопрос, который она задаёт, ставит в тупик уже нас.

- А у вас зажигалка есть?

Мы отшучиваемся и уезжаем.

- Вы не курите? - раздаётся нам вдогонку...

В населённых пунктах, которые мы проезжаем дальше, отсутствует мобильная связь и интернет. Дети окружают нас и разглядывают, как инопланетян. Мы движемся на Север.

День 4

Мы как раз достигли кульминационного самочувствия и... проспали. Выехали лишь в 7:30. Было немного жаль, что наше путешествие подходило к концу. Но, в тоже время, радостно оттого, что мы едем по таким замечательным местам.

Спустившись с Щербаковского перевала, мы въехали в село Горноводное. «Заправились» водичкой и курагой и двинулись дальше по долине реки Минеральной. Тайга перекликалась птичьими голосами, а речка вторила им божественным журчанием. Полная гармония! Однако, заметив лесовоз, который вёз кедр, я подумал и о другом, о грустном. КАМАЗ врезался своим страшным рычанием в природную эйфорию звуков и увозил драгоценные деревья в сторону Чугуевки. Такое беззаконие, конечно, идёт вразрез со здравым смыслом и элементарной человеческой этикой...

К вечеру мы доехали до Ольги и в первый раз за четыре дня увидели море. Оно угрожало нам встречным ветром и тусклым недобрым светом стоящего на рейде, до отказа набитого лесом сухогруза.

День 5

Ночью шёл дождь, поэтому никому не охота было вставать. Но дорога звала - пришлось

покинуть тёплые спальные мешки и собираться.

Встречный ветер не прекращался - это усложняло задачу вовремя добраться до

Дальнегорска. К тому же наш путь пролегал через Весёлый Яр и пос. Зеркальное, где почти

нет дорог.

В Тимофеевке, в магазине «На перекрёстке» произошёл забавный диалог с продавцом.

- Здравствуйте! - говорим мы.

- Ага! - отвечает нам женщина за прилавком...

Здесь, в Тимофеевке, жизнь замерла с уходом военных.

Намочив ноги в заливе Владимир, мы отправились дальше на Север. Лесные дороги -

лучшее, что мы смогли здесь увидеть. Наши ожидания оправдались - по болоту, завалам,

горельникам, применяя методы ориентирования на местности, 40 км мы тащили велосипеды

на себе. Пожалуй, что об этом участке надо рассказать подробнее. )))

Не знаю, какой чёрт нас туда дёрнул, но мы оказались отчаянными ребятами, не

побоявшимися трудностей. «Придерживаться береговой линии» - такова была главная

установка похода. И мы пошли... Трудно объяснить словами, что значит 40 км по болоту с

полным обмундированием и с велосипедами. Но я попробую.

В результате пожаров огромные пространства долины реки Брусиловки, заросшие кочкой,

превратились в поле, покрытое шипами - горелый тростник очень острый. С виду

безобидное растение могло с лёгкостью проткнуть колесо. Поэтому двигались мы

осторожно. Пока шли увидели убегающего барсука. Испуганный зверь метался по колючему полю, как сумасшедший - минуты две мы провожали его взглядами. Интересно, барсуки умеют материться?

Не знаю, как там барсуки, а козлы матерятся, как сапожники. Кто хоть раз слышал их лай, тот поймёт. Двух таких матёрых рогатых лесных зверей мы спугнули чуть позже. В тот момент я пожалел, что под рукой нет заряженного ружья. Инстинкт, блин. Но если отсутствие огнестрельного оружия в заманчивой ситуации - это лишь досадное недоразумение, то наше дальнейшее ориентирование на местности оказалось настоящей сложностью. Моей задачей было правильно распознать распадок, в котором скрывалась заросшая лесная дорога. По ней лет 20 никто активно не ездил. К моему удовольствию я справился с этой задачей и вывел группу точно. Хотя карта была так себе -двухкилометровка.

Но и на этом наши мытарства по русскому бездорожью не закончились. В условиях сложного рельефа, холодной и мокрой погоды (денёк тогда не задался), бесконечных завалов и трясин приходилось чаще обычного сравнивать местность с картой. Я был уверен, что мы идём в правильном направлении, но через несколько километров настоящего испытания нотка сомнения закралась в партитуру моей интуиции. Дело в том, что ответвления вправо не было и мы шли по неуказанной на карте дороге. Поразмыслив, я решил продолжать движение, поскольку направление мы выдерживали правильное. В общем, интуиция и здесь меня не подвела - к вечеру мы вышли точно в пос. Зеркальное.

От проделанного пути нас переполнял восторг! Не знаю, как ребята, а я представлял себя ковбоем, прошедшим через земли воинственных апачей и оставшемся в живых. Тихая сияющая радость переполняла меня с головой. Я искал глазами салун, где дамы танцуют кан¬кан, искал кривоногих друзей-ковбоев, чья жизнь проходила в седле и за бутылкой виски.))) Но нас встретила продавщица Аня (тоже ничего). Загадочно улыбаясь, как Джоконда, эта милая девушка тонкими ломтиками порезала нам сала, взвесила и продала. И даже предложила из-под полы водку...

Стемнело в предпоследний день нашего путешествия, как обычно. И где-то на стыке дня и ночи Евгений сломал свой велосипед. Не переключившись на пониженную, он видимо сильно надавил на педаль и обломал крепление «собачки» или «петуха», в общем, устройства заднего переключения скоростей. Велик потерял свои ходовые качества. Я принял решение двигаться вперёд до ближайшего брода, а Женя пошёл пешком. К тому моменту, когда он прибыл, Лёха развёл костёр, а я поставил палатку. Последние километры мы двигались в полной темноте, подсвечивая дорогу фонариками.

День 6, последний

Осталось совсем немного - 30 с небольшим километров до Рудной Пристани. Вспомнил вчерашнюю картину возле магазина в Зеркальном. Дед со старухой прямо из горла пьют пиво и рассказывают нам об истории своего района.

Проснувшись утром позже обычного, я почувствовал какую-то упрямую, толкающую вперёд силу. Она ощущалась во всём: в кончиках пальцев, в огне, на котором закипала вода, в облаках, проплывающих мимо.. .в ногах. Может я просто выспался?))) Но, скорее, дело не в этом. За спиной пять сотен вёрст, которые мы с друзьями преодолели сами, без помощи всяких там двигателей внутреннего сгорания. И эта мысль грела, придавала уверенности, окрыляла.

Правда, не успев закончить проект «С Юга на Север по бездорожью», мы уже думали о

следующем. Дорога - это, по всей видимости, наркотик, только для здоровых людей.

Попробовал раз и затянуло.

В верховьях р. Монастырки мы бьши уже в полдень. Через два часа команда дальнегорских

велосипедистов с триумфом въехала на Рудную Пристань и отправилась дальше в

Дальнегорск. Последние километры я тащил сломанный велосипед вместе с Женей на

прицепе. Евгений был чрезвычайно рад этому обстоятельству и, стоя в седле, так как сидеть

он уже не мог, любовался проплывающими мимо окрестностями.

Ну а я, в свою очередь, испытывал на прочность свой велик и напоследок нагружал свой

натруженный организм...

В Дальнегорске, на центральной площади, нас встречала съёмочная группа местного

телеканала (мы заранее их оповестили). Ответив на вопросы журналистов, мы поехали по

домам. А в мозгу уже пульсировала новая идея...

Так, 4 мая, окончился веломарафон длиной в 600 км, который участники пробега посветили

Дню Победы русского народа в Великой Отечественной войне.