Загадки Сестры

31.08 – 02.09 2018 г

В суету городов и в потоки машин
Возвращаемся мы, просто некуда деться.
И спускаемся вниз с покорённых вершин,
Оставляя в горах своё сердце.

В. Высоцкий

31.08 – 02.09 2018 г

Поход по маршруту: г. Владивосток – пос. Лазо – Падь Медоносная – г. Лазаря – скалы Зубы дракона – г. Сестра – пос. Лазо – г. Владивосток.

Руководитель похода: Гомов Сергей.

Участники: Маслюков Павел, Верес Наталья, Адаменко Евгения.

С вершиной под названием Сестра, что возвышается над  Лазовским районом, у меня связаны очень интересные воспоминания.

Познакомилась я с ней в Большом Ноябрьском походе СТК «Green Tour» 2010 года. О тех эпохальных странствиях гринтуровцев написана масса рассказов и сложено немало легенд. Дополню красочные описания тем, что это был мой первый серьезный поход. Забравшись незадолго до этого на Фалазу и Туманную, я чувствовала себя просто монстром горных восхождений! Когда в клубе заговорили о ноябрьском походе, я сразу записалась в участники. Четыре дня ходить по горам? Легко! Школы для новичков в клубе еще не было, и я не особо вникала в понятия «маршрут», «снаряжение» и прочие жизненно необходимые вещи. Я отправилась в горы на несколько дней в дешевом китайском свитере и с летним синтепоновым спальником в рюкзаке. Из теплых вещей были тяжеленный лыжный костюм и шерстяная тельняшка. Уже в походе я выяснила, что данный маршрут отличался особой протяженностью и сложностью. От него отказались туристы, ходившие в горы не один год. За четыре дня нужно было покорить четыре зачетные вершины: Облачную, Снежную, Острую и Сестру. Поход проходил под девизом: «Слабые умрут!». Я выжила.

Так, волей случая, я научилась жить в холодной палатке при минус двадцати пяти с ветром, продираться наверх с тяжелым рюкзаком сквозь заросли стланика, есть снег в отсутствие воды, мешая его с изюмом. Оказалось, что можно мыться в горных реках в ноябре, а вместо шампуня использовать «Фейри». В этих суровых условиях прошла моя первая встреча с Сестрой.

Второй раз я целенаправленно пыталась зайти на эту вершину зимой 2016 года, на лыжах. Группа стояла лагерем на Камень-Брате и совершала радиальные выходы. В тот день мы с Сергеем - будущим председателем «Гринроута» - вышли позже основного состава, пробрались через Зубы Дракона и уже собирались двинуться дальше, как началась метель. Идти на Сестру вдвоем пол-дня при нулевой видимости мы не решились и повернули обратно в лагерь. Уже тогда я поняла, что Сестра привечает путников далеко не всегда, и договариваться с ней надо особо.

В прошлом году мы твердо решили побывать на Сестре. Готовились тщательно, выискивая треки, планируя заброску и пути отступления, дошивая снаряжение. Но поход, запланированный на начало июня, состоялся только в первых числах сентября. Сначала из-за засухи и пожаров был закрыт заповедник. Потом непрерывно гремевшие тайфуны размыли все подходы к горе. Постоянно менялся состав группы. Наконец, через три дня после очередного августовского потопа, когда вода в реках немного спала, наша группа из четырех человек выехала в сторону Лазо. Было решено прорываться к вершине независимо от состояния дорог и погоды.

Реки, встречавшиеся по пути, наглядно демонстрировали нам путь на Сестру. Все поймы затопило, пройти по ним мог только вездеход.

В Лазо нас встретил Олег, местный проводник, уверявший нас в проходимости своей спецтехники. В его дворе скромно стояла «Нива». Выбирать не приходилось. Погрузившись в машину, выдвинулись по кратчайшему пути к подножью Сестры – через падь Медоносную.

Но зря мы сомневались в отечественном автопроме! «Нива» переезжала топи и форсировала реки не хуже танка. На некоторых участках вода доходила до окон. Через семнадцать километров дорога все-таки закончилась. Нацепили рюкзаки, пошли пешком. Тропа периодически уводила нас с верного пути в, казалось бы, очевидных точках маршрута. Однажды чуть существенно не сбросили набор высоты. Сестра играла с нами в разведчиков и проверяла на бдительность. Но, похоже, она ничего не знала о туристическом братстве! Кто-то из предыдущих покорителей нарисовал стрелки на камнях и повесил метки на деревья. К тому же, нас вел Серега Шаман, а в группе был Паша Следопыт, так что хорошая погода вместе с верной дорогой были нам обеспечены.

Сестра постепенно раскрывала нам свою красоту. Светлые березовые рощи сменялись дубняками, а потом и вовсе открытыми каменными россыпями, откуда были видны все окрестные распадки. По пути начали встречаться герои местных легенд. Йети мы, правда, не видели, но зато Женя заметила в кустах смутные очертания Одичавшей коровы. Ее уже лет десять не могут пристрелить охотники, хотя следы копыт попадаются постоянно. Тропа сильно петляла. К вечеру погода начала портиться, небо сдерживало дождь только благодаря шаманскому варгану. Позади были пятнадцать километров и семь часов подъема. На высоте около полутора тысяч метров мы обнаружили висящие на дереве резиновые тапки размера так сорок пятого. Это был верный знак. Мы вышли на туристическую стоянку, а, значит, рядом должна быть вода! Ручей обнаружился метрах в пятидесяти от обозначенного на карте места. Нашел его Паша.

Если наш рукпох чутьем угадывал правильное направление, то Паша был просто мастером по поиску различных источников выживания в тайге. Например, на каждую стоянку Паша приносил пакет грибов, собранных по дороге. В походе мы их ели в различных вариациях – грибной суп, грибная лапша, каша с грибами…

В восемь утра следующего дня начался подъем на вершину. Двигались по треку и воспоминаниям о лыжном походе 2016 года. Тогда рельеф был совершенно иным: метровый слой снега сглаживал тропу до состояния лыжни. Теперь тропы практически не было. Мы петляли между скалами, то спускаясь в овраг, то опять забирая круто вверх. Перевалив через Зубы Дракона, мы выбрались из леса на открытое плато.

Дракон лежал посреди долины, упершись головой в самое подножье Сестры.

Острые оконечности его хребта возвышались над лесом. Страж окрестных гор, он расположился здесь надолго, верно неся свою службу и внимательно наблюдая за путниками.

Сегодня Дракон был в хорошем расположении духа. Мы без труда поднялись на освещенную солнцем вершинку под названием Малая Сестра. Густые шапки облаков остались далеко внизу, все окрестные горы просматривались как на ладони. Еще каких-нибудь сто метров стланика и мы у цели!

Стланик. Я помнила его с большого похода две тысячи десятого года. Тогда я застряла в этих кривых переплетенных ветках вместе с рюкзаком. Группа ушла вперед, и мне казалось, что я навечно останусь торчать здесь, посреди карликового леса, как памятник всем сумасбродным начинаниям.

Поднявшись на Сестру, мы поняли, что запечатлеем здесь только почтовый ящик, когда-то принесенный сюда братьями-туристами. Перейдя границу затерянного в горах иного пространства, мы попали в непроглядный туман. Холод и сырость пронизывали насквозь. Триангуляр с вывернутой ветром стойкой лежал на земле. На вершине царил свой мир, надежно скрытый от посторонних глаз. Записавшись в книгу путешественников и установив на место геодезический знак, поспешили обратно на Малую. Как только спустились, увидели, что над Сестрой синеет чистое небо. Нда…

На обратном пути вновь пришлось попетлять между Зубами Дракона. Зато мы подробно рассмотрели местных причудливых идолов. Вот голова змеи, отдыхающей на камне. Чуть поодаль - огромный каменный лев, устремивший взгляд на солнце. А вот целый каменный замок с башнями и балконами! Нам не хотелось покидать этот мир, существующий миллионы лет и позволивший нам прикоснуться к его тайнам.

Стемнело. После ужина мы сидели у костра и обсуждали сегодняшний подъем, как вдруг Сергей заметил мерцание между деревьями. Выйдя на открытое пространство, мы увидели следующее. Вдали прямо напротив нашей поляны тянулся ровный ряд огней, словно от освещенной автотрассы. Странно. Никакого населенного пункта в тех местах быть не могло. Наутро мы еще раз осмотрели противоположные сопки. Перед нами на много километров простирались склоны, покрытые лесом. Еще одна загадка Сестры! На всякий случай мы решили исключить из меню грибы.

На третий день мы прощались с Сестрой. Я открыла для себя еще один уголок нашей планеты, удивительный и прекрасный. Восемь лет назад, измотанная трехдневным переходом по горам, я просто не обращала внимания на окружавшую меня красоту. Позже, описывая свои походы, я каждый раз сталкивалась с тем, что у каждой вершины свой характер, особые привычки и отношение к путешественникам. Сестра очень неохотно пропускает гостей в свои владения, но в этот раз она была благосклонна. Загадочная вершина провожала нас по освещенным солнцем распадкам, в приветливые березовые рощи, где только-только начиналась осень…

Горы. Они дают нам силу и испытывают наш характер на прочность. Они знают, готовы ли мы к испытаниям и не доверяют слабым. Их нельзя обмануть, нельзя подкупить. Это чистилище, через которое или проходишь и идешь дальше, или никогда туда больше не возвращаешься.

Да будет благословен тот день, когда я впервые пошла в горы!