Траверс Фалаза-Пидан-Лысый дед
Уже долгое время меня не отпускало желание сходить траверс ЛД-П-Ф (или наоборот)... Эта была четвертая попытка – до этого, по разным причинам, удавалось "захватить" лишь кусочек траверса с какой-нибудь из его сторон. Спросив всех, кто был способен на сей подвиг в выходные, выяснил, что пойду с проверенным в Нонстопах разной сложности товарищем – Сашей. Вдвоем – всяко веселее (хотя уже был почти готов идти соло, несмотря на внезапную простуду). Обговорив детали, решили:
- Выдвигаемся в сб утром на электричке до Анисимовки.
- Идём нонстоп (без ночёвки).
- Берём снегоступы (спасибо Владимиру Шкрябину за то, что не ответил отказом на попрошайничество снаряги).
Утро субботы, лёгкий мандраж, невнятная погода за окном, встреча на перроне двух улыбающихся физиономий (а так же прилегающих частей тела и в меру объемных рюкзаков). Пока ехали на точку старта пешего пути – восторженно обсуждали прошлые и предстоящие походы, делились впечатлениями, активно поедали пищу, а так же всеми силами подготавливали себя и свои немощьные тельца к марш-броску. Сна ни в одном глазу, полная боевая готовность, пару раз проверили сидушки перед выходом, так как в прошлый раз, в спешке покидая электричку, подарили кому-то дорогой сердцу фонарик. В Анисимовке вышло как всегда много дачников и подозрительно мало туристов. Быстрым шагом топая в сторону Грибановки, продумывали стремительный набег в магазин по пути (кофе, плюшки, забытые ложки и все такое), но когда до заветного магазина оставалось всего метров 30 – с нами поравнялся грузовичок, и его водитель жестами показал нам, чтобы мы падали в кузов. Долго нас уговаривать не пришлось ) По пути подобрали ещё одного туриста, который планировал прогуляться на Фалазу по кольцу, а так же надеялся, что на этом пути ему пригодятся снегоступы.
Хоба защищала пятую точку от металла кузова, сукхасана хорошо гасила тряску на кочках, собеседники были интересные, так что до горнолыжки добрались мигом. Водителя поблагодарили, перекинулись парой слов о предстоящем маршруте. Его удивило, что мы не собираемся спать. Он заверил, что снегоступы на траверсе не понадобятся, усомнился в адекватности нашей задумки, пожелал удачи и на этом мы распрощались. Последние приготовления и в 10:40 мы выдвигаемся в сторону Фалазы. На горнолыжном склоне ещё снег, но много мелких камней и прогалин – сезон уже закрыт. На тропе мокрая и скользкая земля чередуется с полосками льда. Кошки были бы очень кстати, так как чем выше – тем больше льда, да и подошва трекинговых ботинок изрядно стёрлась, так что надежды на хорошее сцепление не было. Меня поражал Саша. Как ему удается идти на траверс в сноубордических ботинках и переть в них в крутую горку быстрее меня?!
Лес был как всегда хорош: и сам по себе, и пением птиц, а так же видами, в местах, где деревья расступались. Мы не смогли понять, где все туристы? Ведь Фалаза – одна из самых посещаемых вершин Приморского края. И пусть нас подвезли, но обычно много желающих приезжают и на своих машинах. Тем не менее на всем протяжении пути – ни души. На верхушку заскочили достаточно быстро – к 12 были уже там. Вершина нас встретила туманом с видимостью в 20 метров, лёгким но холодным ветром и мелким дождем, больше похожим на град. А так же практически полным отсутствием снега (мысль, что снегоступы были взяты зря, не очень радовала). Тем не менее устроили получасовой привал, укрывшись от ветра. Идём в сторону второй вершины, чтобы оттуда пойти на траверс. По пути нашли 1 снегоуборочную лопату без черенка и одну с черенком. Видимо тут дух Пидана внушил Александру, что снегоуборочная лопата – это именно та вещь, которой пока ещё нет на вершине Пидана среди прочих ненужных вещей... У него не было выбора )
Спустившись по траверсу метров 50, наткнулись на мокрый снег, и надели снегоступы, но совсем не на долго, снег исчез так же быстро, как и появился.
И все же, после прохождения открытого участка склона, в лесу, снег появился снова, и был именно такой, какой требуется для снегоступов – сверху плотный наст, который на 80% пути до Пидана выдерживал нас. Редкий дождик превратился в мокрый снег, который сразу же таял при соприкосновении с нашей одеждой. К сожалению, мои шмотки не были мембранными, а дождевик мне надевать было лень, да и глупо в нашем лесу. Так что очень скоро я был насквозь мокрый, и единственное что помогало не мёрзнуть – быстро идти и греть собой флис, чтобы он грел меня ) Получалось достаточно неплохо, шли попеременно, в основном я позади, где-то между отстегнулся снегоступ/нужно свериться с навигатором/какой вкусный, свежий снег/и "Саня, не топи так быстро, я не успеваю!" Вот скажите, как человек в сноубордических ботах, с не шибко лёгким рюкзаком, да ещё и лопатой за спиной может обладать такой прытью? Когда идешь вторым – есть и плюсы и минусы. Например, видя, как впереди идущий проваливается – есть шанс обойти это место стороной и не тратить силы на откапывание себя из сугроба в этих ластах. Но так же есть шанс провалиться, идя след в след, так как наст становится тоньше. На одном из привалов решили что "все нормальные люди дома сидят в такую погоду" – поэтому так никого и не встретили по пути. Первую половину пути "пупыри" траверса обходили стороной, но пару раз увязнув в «жидком снегу» и продираясь через непроходимые завалы, пришли к выводу, что лучше по верхушкам топать. Да, приходится набирать больше высоты, да, там местами сложно проходить в этих ветвистых деревьях с камнями, да, там ветер, но именно он делает наст, который позволяет идти, а не буксовать. Сумерки нас накрыли ближе к Пидану. Полная Луна и в меру густой туман дают хорошую видимость в темноте. Правда Саша отказался идти без фонарика, заявив, что ему слишком дороги глаза.
Можно было бы с этим поспорить, ведь глаза целых два, а вот шанс пройти траверс не используя фонарики – всего один. Но споры – бессмысленное занятие, так что пришлось топать с фонариком. В ночи как всегда я первый, так как пялиться в GPS, следить туда ли идёт Саша и пытаться не спотыкаться об периодически попадающиеся лунки от его снегоступов, держа при этом 2 трекинговые палки в руке, слишком сложно. Кстати, у него все чаще стала слетать стропа крепления снегоступа, а время, затрачиваемое на устранение этого – увеличилось.
К этому времени снег почти закончился. Правда он по прогнозу к 21:00 только начаться должен был, но всё как всегда))) На последних подъёмах перед Пиданом мой верный боевой товарищ стал отставать – и в голову стали закрадываться сомнения – а не сольемся ли мы снова на Пидане?! Перед вершиной пришлось ещё и снегоступы снимать – гигантские валуны общеизвестной горы не лучший для них рельеф. В ~ 20:50 пришли к тригоному. Саша сказал, что его миссия перед Пиданом выполнена, и водрузил лопату между скал, ленточек и флагов. И тут бы он слился (точнее мы, так как команда, и всё такое), но меня подводить ему не хотелось, так как я возлагал большие надежды на этот поход (да и сколько можно предпринимать попыток ради прохождения ЛД-П-Ф???) Так что мы поели, сменили носки, я кинул себе в ноги самогревы, и приготовились к траверсу до следующей вершины – Лысого деда. Только вначале позвонили, чтобы нас потом забрала машина из деревни у подножья.
Скажи мне кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты – это про нас. Помимо того, что мы и так схожи с Сашей по степени отбитости головы и жажде приключений на пятую точку, Таня оказалась такой же сумасшедшей. Именно ей мы позвонили и попросили забрать нас с Молёного мыса, так как оттуда топать до электрички ещё около 20 км, да и успели бы мы только к вечерней, скорее всего. Поэтому ей мысль выезжать на пузотерке в воскресенье в ~ 4:30 утра фиг знает куда за нами показалась вполне здравой. Поэтому мы, полные конфет и в меру холодного кофе из термоса, а так же надежд и настроя на победу, потопали дальше.
С двух последних раз, когда мне удавалось пройти траверс Лысый дед – Пидан, я помню, что самые кущи, завалы, обледенелые камни и прочие прелести – ближе к Пидану. Поэтому очень обрадовался, когда мы прошли уже 2/5 расстояния. Из сложностей тут было пара небольших отклонений от курса, в меру завалов, а так же периодически слетающие снегоступы у Саши. В 00:50 решили устроить полноценный привал. Растопить снег, выбирая менее жёлтый (а это непросто в тусклом свете фонарей))), закипятить чай, запарить лапшу, и всякое такое. В общем-то вся процедура заняла 1 час 15 мин. Это капец просто... Новоприобретенная горелка оказалась дохлой, ей очень не хватало ветрозащиты. Пока мы ждали чуда и грели руки об пламя горелки, а котелок руками – замёрзли прилично. И даже горячая еда и чай потом не особо обрадовали и дали тепло. А когда пошли дальше - нас ждал сюрприз. Наст перестал держать практически совсем. И даже когда ты уже встал одной ногой и не провалился – стоило лишь попытаться шагнуть второй – и ты уже бултыхаешься в жидком сугробе, пытаясь найти точку опоры, чтобы хотя бы принять вертикальное положение. Моему негодованию просто не было предела, и я не особо сдерживал себя в выражениях.
Дойдя до той точки, где я принял решение развернуться назад (когда месяц назад пытались пройти этот траверс, только в обратной последовательности с Лысого деда), появилась надежда дойти до последней вершины по своей тропе. Но нет. 3 снегопада, тепло и ночь сделали свое дело – когда идешь шаг в шаг по навигатору по своему же треку – проваливаешься сильно и лишь иногда попадается что то твердое, видимо остатки тропы. Так что минут через 10 я бросил это занятие и пошел лишь иногда сверяясь с навигатором, благо вершину было видно. Итого на гору Лысый дед поднялись к 4, вместо 2 (3 – край), как я рассчитывал, стоя на Пидане. Позвонили ещё раз Тане, и, как это ни странно, но она всё ещё планировала к нам ехать. Лично я бы скорее всего ответил нет и положил трубку сразу, если бы мне позвонили в 4 утра в вс. Александр поднимался из последних сил, и теперь ему предстоял долгий спуск в деревню на автопилоте. Снегоступы сняли перед курумником и больше не надевали.
Спускались долго по скользкому жидкому снегу, периодически падая и останавливаясь. В 5.45 ещё раз позвонили Тане, так как внизу, в распадке, связи уже не было. Выяснилось, что она едет по навигатору в телефоне, и ни она, ни навигатор не знают дорогу точно (один раз уже уехала не туда), на дороге туман, так что нам сильно спешить не стоит. Ок, мы уже не имеем сил особо спешить. Пропустили основную тропу с хребта, и заметил это только минут через 20. Ничего страшного, подумал я, так мы спустимся ещё ближе к Моленому мысу... Спустились к грунтовке, передохнули, поели и всё такое. Рассвет. Выключаем фонари, которые и так уже почти не светят. Дорога в очень плохом состоянии, мокрая, с огромными лужами, с колеей от чего-то внедорожного. Да, сюда Приус точно не проедет. Прошлись до деревни – она выглядит заброшенной, жилых будто 4-5 домов. А нашей Танюшки нет . Дальше деревни идёт развилка, и так как мы не знали с какой стороны ее повел навигатор - решили ждать. Пока поищем связь и попробуем узнать у местных на счёт заброски до электрички. И тут за спиной сигнал – да, это наша спасительница. Кофе, переодевание, трамбовка вещей, обсуждение путешествия – и мгновенная телепортация домой (так бывает, когда долго не спишь, а потом попадаешь в комфортное место, вроде сидения автомобиля). Итого 35 км за 21,5 часов. Галочку в голове поставил. Гештальт завершен. В следующий раз может Лысая – Белая – Ольховая нонстопом? Всё возможно, главное желание. Ну и продумывать сразу пути отступления, не беспокоя людей в выходной в 4 утра.
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарии,
Комментарии
Fatcat
ср, 04/04/2018 - 08:21
Постоянная ссылка
Обращаю внимание читателей,
Обращаю внимание читателей, что пройденный Яриком и Ко траверс Фалаза-Пидан-Лысый Дед входит в список траверсов на «Упоротого траверсанта Приморья». Положение см. http://turizm.primkray.ru/blog/polozhenie-klushelikiy-traversant-primory...