За мороженкой в Фокино

12.06.2021-14.06.2021

За мороженкой в Фокино.

Фалаза - Пидан - Лысый-дед… Горбуша – Криничная.

Такой был наш план. Кто его выдумал, и с кого спрос - история умалчивает. Сегодня ответственность уже ни на кого не возложить, висяк капитальный, как убийство без свидетелей в 1994 году))

Дата события: 12.06.2021-14.06.2021

Пятеро уверенных в своих силах и беспощадно подготовленных бойцов, обсуждали свой славный маршрут в Whatsapp.

За три дня… Летом… 50 км – конечно договорились.

Кто-то даже успел поспорить на бутылку коньяка, что план удастся выполнить… удивительно, что у некоторых людей были сомнения в наших силах))

Говорили - тяжело будет. Говорили - завалы будут. Но слушать было некому…

Ну да, ну ок, ну завалы, но идти можно же? Да. Значит дойдем. Переживем как нибудь по 15км в день...

И вот 12.06.2021, в 4 часа утра стоим на автобусной остановке в Артеме и ждем  Рундика.

Рундик был не так силен, как мы и, видимо, решил поспать. На подмогу Рундику, пришел Станислав, но, увидев наш багаж, он растворился в ночной тишине. План доехать на такси – провалился). Едем на авто до Грибановки.

В 6:++ мы на старте, прибыли в Грибановку, обрабатываем одежду и лица средствами против мошки/комаров/клещей и прочих насекомых. Довольные полные сил, выходим на маршрут.

На начале подъема замираем от неописуемой красоты. Это и есть тот самый утренний Дзен.

Сегодняшней день будет прекрасен во всех смыслах.

Целеустремленность группы поражает, и мы в миг забегаем на хребет. Но было такое чувство, что «мы что-то забыли», и оно неумолимо преследовало нас где-то 2 километра, до первого привала. И вот, да, мы забыли набрать воды. Не беда, у нас же есть Аркадий, для которого 4 км не круг, пока мы наслаждались пением птичек, он в один миг пополнил наши запасы, и догнал группу на подходах к лавочке.

Страшно подумать, но в тот момент мы пересчитали всю наличную жидкость, включая коньяк, исключая абсент, на всех в группе: чай, колу, поверейд, воду - всего набралось 7.5л на 5х - и прикидывали, может не идти за водой, по 1.5литра на нос хватит на день до пидана. Коллективный демократический разум взял верх, и Аркадий принес еще 7л воды.

Забегая вперед, скажу - на финише этого дня, в месте установки лагеря мы слили максимум 1.5л воды в кастрюлю для борща. Все остальное было выпито. 13л на 5х.

Ранее мои походы такого конского расхода воды не знали. Даже наоборот - как-то пришлось ходить практически насухую: на 2.5 дня на 3чел взяли 10 л воды, и все было норм, правда осенью.

….

Немного потеряли времени, но мы же спортивные туристы, поэтому гордо, с высоко поднятой головой, преодолеваем трудности. Все постепенно втягивались в общий темп и привыкали к весу рюкзаков. Язвительный шуточки не давали упасть духом всей команде!

Примерно в 10 часов, в бодром расположении духа, мы забрались на вершину Литовки.

Немного перекусив, мы снова двинулись в путь, на это раз на высоту 1152 (г. Медвежка), начался наш траверс.

Сначала там нащупывалась тропа, потом мы сбивались с нее, но в целом идти было норм, тк большая часть пути до Медвежки была маркирована для бега, и флажки сразу давали понять, с какой стороны есть брешь в завалах, или где его обходить. Поэтому темп был неплохим, память подкидывала дежавю из прошлых походов "о, тут я шел и тут я уже был"

Лес приветствовал нас чудесными пейзажами. Вот эти завалы сфотаны уже после медвежки, но девочки как вставили фото, так пусть и будет.

Казалось, что деревья растут отовсюду.  В том числе и сверху. Казалось, что невозможно преодолеть эти джунгли, но мы отгоняли от себя эти мысли. Периодически сбиваясь с тропы, мы медленно и верно пробирались к солнцу на вершине г.Медвежки.

Туристы, любуясь природой, радостно скачут по лесным завалам:

И вот, в 14:00, преодолев 4 км пути, вышли на вершину Медвежки :).

Мы приступили к истиной цели нашего похода «Подняться Выше и съесть как можно больше вкусняшек», килька по-гавайски, что может быть фкуснее… Правильно, только картофельное пюре с мяском.

За час мы успели не только заметно облегчить рюкзаки, съев часть провианта, но и подремать под ласковым солнышком.

Наша следующая цель – Ливадийская. Мы еще не представляли, какой путь нас ждет.

Помимо непролазной тайги, нас ждала стая голодных мух и гнуса. Спреи и всякие прочие средства не помогали, а наоборот раззодоривали голодных насекомых. На траверсе идеальное место для них - там задерживаются и выпадают росой утренние туманы, а потому всегда очень мокро. Все ямки и впадинки заполнены водой, как после дождя!

Мы ломились со свежими силами, но каждый метр давался минимум десятком шагов, вверх-вниз, вправо-влево, 2 назад, 1 вперед…  через завалы шли не туда, куда нужно, а туда, куда можно идти, лишь бы идти. Сначала слева от хребта, но завалы стали в какой-то момент вообще непроходимы. Перевалились вправо от хребта - там очень узко посаженные елки, сильно обдирающие руки, и очень большие камни, 1-2м высотой, на которые залезть и спрыгнуть очень проблемно. Далеко по елкам уйти не удалось, снова вернулись на левую сторону и пошли рубаться в завалы. Колени и локти покрылись синяками, руки и плечи исцарапались, но темп был супермедленным. В таком темпе прошли 2.5 часа. Посмотрели на навигатор, 1 ОДИН, МАТЬ ВАШУ, километр по полукруглому треку, и 500 ПЯТЬСОТ МЕТРОВ в направлении цели!!!!

От такого супер-результата мотивация явно просела.

Народ начал роптать, и я представлял себя то Моисеем, то Иваном Сусаниным, говоря да нет, да совсем немного осталось, мы обязательно выберемся отсюда!

Сквозь дремучий лес проглядывали лучики солнышка, и немного горных пейзажей. Казалось нет конца этим завалам.

Мы продолжали идти и идти.

Иногда попадались ровные широкие участки, на них даже ловили тропу, но через 3-4 минуты счастья снова были поваленные деревья кучками по 5-10 штук, и снова их приходилось обходить и обходить.

Лица девчонок краснели от жары и злости, градус кипения подходил к критическому. Еще через час рельеф стал более плоским, появились поля с травой, обрамленные молодыми широколиственными деревьями. Идти стало заметно легче, но силы таяли, а солнце неумолимо двигалось к закату. Шли и радовались тому, что можно просто идти, а не лезть и карабкаться через "расчески" с риском упасть на них.

Начало смеркаться, а мы еще были далеки от ночевочного лагеря. Скоро должна была появиться явная тропа, мы уже ходили по ней ночью год назад с Пидана, и она была явно лучше (по крайней мере в свете прошлогодней луны), чем тот рельеф, по которому мы шли сейчас. В какой-то момент разделились по ширине хребта и шли в 5-7 м друг от друга, в поисках тропы, теряя в скорости.

На очередном привале посмотрели в навигатор, до поворота на "эскудовскую" поляну, где решили ночевать, тк там можно было поискать воду, было около 1-1.2км. Поляна эта была в конце автодороги из Новолитовска, по которой уже ходили в прошлом году в интересный ночной поход. Приняли решение бросить попытки искать тропу, и ломанулусь напролом. 1000м до поляны, 800м до поляны, 700…

Страсти кипели, силы покидали участников, каждое существенное препятствие отзывалось матерным эхом, где же, когда же???? Может мы заблудились или прошли поворот.

Но я был спокоен и уверен в себе.

600м до поляны, 300 до тропы, 500м до поляны 200 до тропы. 300м до поляны, 50 до тропы, 250м до поляны, мы на тропе.. Хм, нет тропы, хотя навигатор рисует нас прямо на ней. 200м до поляны, 150, тропы все нет, да и хрен с ней, 100, идем прямо на поляну по азимуту и вдруг…. Урааааа, тропа, да нет, дорога!!! Тропа явно переходит в автомобильную колею, пролазаю под 2 бревнами, через 20м колея становится езженной, еще через 20, ура, поляна, выдох облегчения у всех участников… слезы радости на 5 минут.

Около 21.00 мы были на полянке. Сброшены на землю рюкзаки и кроссовки, ощущение земли, босыми ногами, вот это настоящий вечерний Дзен.

6 минут оказалось достаточно, чтобы прийти в себя и распределить лагерные обязанности.

Сильная половина нашей группы Андрей и Аркадий отправились на поиски воды, девочки принялись за приготовление настоящего туристического ужина… Треск костра, запах готовящегося борща на высоте 900 метров, вот ради чего мы так долго шли ☺

Вода оказалась не так уж и близко, но время терпит, и на девчонок можно положиться. Спуск по дороге занял почти час. Набрать воду, текущую тонкой струйкой в чашку от термоса по всем бутылкам еще 10-15 мин. Подьем с весом и ввверх - минут 40 - сказался отдых, шагали очень весело.

Вернулись - борщ готов, девчонки уставшие и готовые расходиться по палаткам. Сидели, ели, держали совет, что делать дальше. Мнения разделились на 2 части. Аркадий и Мара, команда "Гринтур" - были готовы идти еще день, по крайней мере до Лысодеда. Вика и Марина, команда "Борща" - не готовы были пройти еще один день по таким же кущам, а вероятность того, что идти будет легче - нулевая. Окончательное решение обе группы отложили до утра, я обещал идти с борщом, куда бы они не пошли. Травматизма не было, но мошка искусала девочек так сильно, что руки и ноги явно вспухли, и даже я, обычно наплевательски относившийся к гнусу, не смог застегнуть с утра часы на левой руке, и удивленно перевесил их на правую.

Утром все решения подтвердились, Марьяна и Аркадий взяли необходимый провиант, вдоволь воды, оставили мне все лишние и тяжелые вещи, и расстворились в тайге в направлении Пидана.

А мы, Вика, Марина и Андрей отправились в Новолитовск, по уже знакомой с прошлого года дороге. Обещалось полное отсутствие трэша, комфортная дорога, спуск только вниз, полноценный обед и морюшко в Ливадии в конце дня. Аркадию и Маре полный план, конечно не рассказали, зачем селить зерно сомнения в их боевой настрой?

Немного отойдя от лагеря, мы попали под сильный ливень, который сменился коротким градом, дорога казалась бесконечной, и вот первый брод - холодная водичка заметно облегчила тяжесть в ногах.

Мы никуда не торопились, в понравившемся месте утроили привал, обед, горячий чай, и вот совсем уже не хотся двигаться дальше☺  Но морюшко ласково звало нас, мы собрали последние силы. В путь!

На обеде, смотря на закипающий котелок, я произнес главную фразу дня: "Вот сегодня, девочки, у нас нормальный поход, дорога, обед, все хорошо, к вечеру все будем у моря, а потом дома, а что за @#₽& вчера была - я и сам не знаю")))

Еще через час спуск совсем закончился, и мы неспешно брели по ровной дороге с лужами, ручьями и ручейками, мотая километр за километром. Вызвали эвакуацию в новолитовск, пришли в него одновременно с машиной, уже к 17-00. У Вики выкрутили клеща из самого красивого места и помчали в ливадию!

Про 11 ошибок в слове Фокино отдельно повеселило!!!

Ура!!! Мы на море. Наша часть похода официально завершена!

Девчонки уехали, я остался в южном ночевать, чтобы завтра забрать особо упоротых с Лысодеда. Уговор был на то, что за день они доходят до вершины, а мы до Новолитовска. На след день неспешно спускаются к подножию, я неспешно забираю машину в Грибановке и встречаю их в Моленом мысе.

Тем временем, наши товарищи продолжали свой путь, и вот приходит заветное сообщение они добрались до г.Лысый  Дед

Сюда мы не дошли.

Добрались они до вершины только к 21-00. Выход из лагеря был до 9 утра!!! 12 часов, снова завалы, да еще забыли взять средство от насекомых!!! Уххххххх, герои.

Далее записано со слов выживших:

С утра часть группы, распухшая вдвое из-за мушиных укусов, решила сойти с маршрута и отправиться в Новолитовск по дороге. Мы с Аркадием решили, что мы еще недостаточно утомились в этом походе, поэтому будем его продолжать. Рукпох пообещал, что подберет нас, где бы мы ни выбились из сил, но посоветовал все-таки выбиваться из сил где-нибудь, где есть дорога. Мы обещали подумать и, взяв с собой около девяти литров воды, выдвинулись в сторону Пидана.

Почти сразу нас накрыла гроза с молниями и дождем, переросшим в град. Мы порадовались, что на курумнике не будет жарко, поели град и, стараясь не думать о том, что мы идем по хребту как раз тогда, когда где-то невдалеке бьют молнии, весело побежали вперед. К курумнику дождь закончился и вылезло слепящее солнце, которое сопровождало нас весь день, прекрасно гармонируя с полнейшим отсутствием ветра.

Съев по бутеру на вершине Пидана, мы спросили у встреченных людей, где тут Лысый дед. Их показания немного не совпадали со взятым Аркадием азимутом, но мы решили не быть придирчивыми и пошли в указанную сторону.

Первые несколько часов идти было очень легко - сначала по курумнику вниз, потом по вполне проходимому лесу вдоль хребта. Мы начали бодро рассуждать о том, что в таком темпе вполне можем достичь изначальной цели нашего похода и успеть в Фокино. И тут начались завалы. И солнце. И мошка.

Пообедать мы решились только ближе к четырем часам дня и только потому, что уже вконец оголодали. Стоило нам остановиться хоть на минуту, мошка налетала в десятикратном количестве и начинаться кусаться совсем уж нещадно. Я пообещала очень быстро развести супер-дымный костер и поставила личный рекорд, разведя его секунд за сорок. Укутавшись в дым, мы сварили гречку, пообедали и отправились дальше.

Часть пути перед самым подъемом на Лысый дед оказалась особенно непростой - завалы были абсолютно везде, вечерело, а мы уже здорово устали. В добавок ко всему, воды в такую жару оказалось маловато и пришлось ее экономить. Уткнувшись лицом в мох, я слушала голос недосягаемого ручья, протекавшего где-то глубоко под корнями деревьев. Аркадий, уткнувшись лбом в колени, раскачивался из стороны в сторону, чтобы хоть как-то отогнать мошек, а я пыталась вспомнить, не является ли это первым признаком нервного срыва. Наверное, окажись у Аркадия в руках в этот момент огнемет, он бы с удовольствием опробовал его на мошках.

Наконец, мы добрались до начала подъема на Лысый дед. Идти стало намного легче, завалы закончились, а потом и вовсе начался курумник. Даже надвигающиеся сумерки не огорчали нас, а радовали, потому что наконец-то стало возможным одеть хоть что-то для защиты от мошек и не расплавиться.

Поднявшись на вершину, мы бурно порадовались, что гора оказалась именно Лысом дедом и, быстро сфотографировавшись у тригонома, в сгущающихся сумерках поставили палатку недалеко от него. Поднявшийся ветер нас не смущал - ведь он сдувал почти всех мошек, а это было единственным, что интересовало нас к этому моменту.

Наутро оказалось, что палатку мы поставили прямо на муравейник. Здоровенные муравьи, недовольные такой реализацией программы “доступное жилье”, разбудили нас на рассвете, намекая, что пора бы и честь знать. Мы не стали с ними спорить и быстренько ушли. Рассвет, кстати, был потрясающий.

Здраво оценив почти полное отсутствие воды и количество синяков по всей поверхности тела, мы решили сойти с маршрута и спуститься в Моленый мыс, где нас подобрал и покормил мороженым рукпох, честь ему за это и хвала!)

Выводы из этой истории могут быть такими:

1) собираясь в поход летом, бери побольше воды и антимоскитный спрей (а то и сетку);

2) от Фалазы до Фокино за три дня в середине июня пройти непросто, большая часть нашей команды оказалась не готова к такому марш-броску. И никто не оказался готов к мошкам;

3) все равно весело, отлично сходили, хочу еще, когда следующий поход?)

===

Забрать машину из грибановки оказалось еще тем квестом, доехал из южного до трассы на такси, через полчаса пересел в находкинский автобус, не меньше часа ехал до Романовки, и…  пшик. На повороте можно стоять сколько угодно - никто в Анисимовку не едет, а кто едет - попутчиков не берет. Сначала с великодушным рыбаком на Лексусе доехал до Новонежино. Зашел в магазин взял 2 по 1.5л холодной газировки для ребят. Ииии…  снова ничего еще минут 40 простоял, голосуя в аниську. Потом уже стал приставать к людям, заходившим в магазин, мол подвезите, и нашелся-таки сердобольный владелец дома в аниське, который за символическую 1000р (нехило так) довез меня до Грибановки. При этом обставил дело так, что мне обязательно надо посмотреть его дом и сдающийся туристам дом, на что ушло еще полчаса.

И вот, квест решен, я мчу в Моленый мыс, ребят встречаю по дороге к нему, они говорят после вчерашнего шагать по дороге одно удовольствие, и теперь будут ходить в походы только по дороге или тропе. Газировка заходит как родная, хочется мороженки, но она только в Фокино. Или в Шкотово уже… Так и не помню, купили мы ее или нет…

Мчим дальше в направлении города, остановка на Санаторной, все уже отдохнули, и от жары и физически, но мореееее, заплыв, и - точно домой!

Итого 45 километров за 3 дня

Авторы:

Андрей Федоренко, Марьяна Верешкина, Вика Богданова.

Корректор и выпускающий редактор - Андрей Федоренко.