В гостях у Каменного Духа

1-2 мая 2018 г.

СТК «Green Route».

Поход по маршруту: Владивосток – с. Беневское (лесопитомник) – ключ Еломовский – водопад Беневской – г. Лысая (1556 метров) – с. Беневское – г. Владивосток

Руководитель похода: Гомов Сергей.

Участники: Шевляков Михаил, Верес Наталья.

Все будет не так, как мы решим.

Все будет тогда, когда мы решимся.

Омар Хайям

Жизнь – это самое большое приключение. Каждый день нас ожидает новый путь, и каким он будет, не знает никто.

Утром первого мая 2018 года нам была уготована дорога в Лазовский район Приморья и далее, по Еломовскому ключу и Беневским водопадам на вершину горы Лысая. Попутчиком нашим стал Михаил, будущий врач, едва начавший постигать особенности туристической жизни. В Мише вовсю бурлил спортивный энтузиазм, но он и представить себе не мог, чем обернется для него очередной праздник Весны и Труда.

Встали в четыре утра. Выехали в шесть.

По Лазовскому району пробирались в дыму. Горели леса. Мы спросили интернет насчет погоды, он выдал: над Беневским сухой туман (видимо, так теперь называются лесные пожары).

Ровно в полдень «Green Route» с полными рюкзаками выдвинулся из лесопитомника в сторону водопадов. Майское небо хмурилось, но не отменяло посещение одного из сакральных мест Приморья и ночевку на вершине горы.

Начиналось все довольно безоблачно. Дорога радовала тишиной и теплом. Еломовский ключ мирно журчал среди камней, кругом цвел багульник.

Водопад был великолепен. Раньше я видела его только в периоды полноводья. Весной мощный поток обрушивался в бурлящую реку, сверкая на солнце и заливая брызгами окрестные скалы. Поздней осенью Беневской не замерзал полностью и струился множеством ручейков сквозь причудливую паутину ледяного панциря. Этот год выдался маловодным. Наплывы льда свешивались с оголенных порогов. Сам водопад рассыпался по скале каскадами, являя миру причудливую картину в обрамлении белоснежного багета.

С трудом оторвавшись от водопадных красот, мы двинулись к основной цели путешествия – вершине Лысой. Взяв круто вправо от основного русла реки, мы залезли на осыпь и шли по ней, пока взгляду не открылся тот самый ландшафт, по которому нам предстояло подниматься пять часов.

Такой пейзаж мог возникнуть только в воображении писателя-фантаста: каменная безжизненная пустыня на поверхности необитаемой планеты. Но она лежала прямо перед нами. Кто и когда насыпал эту гору? Бесконечная  серая дорога в небо…

Спокойствие этих мест обманчиво. Заблудиться в однообразных россыпях легче, чем в тайге. Я не помню ни одного подъема на Лысую без сбивающего с ног ветра, достигающего ураганной силы на вершине. А тут еще неутешительный прогноз на ближайшие дни. Пока было тихо. На всякий случай, я попросила Сергея поиграть на варгане: не мешало попросить Духа горы о всяческом содействии.

Небо темнело, но пропускало нас все дальше к вершине. Заманивало. По этим развалам, и правда, идешь как завороженный. Склоны Лысой горы только на первый взгляд напоминают пустыню. Впереди неожиданно возникали все новые скульптурные комплексы, рельефные композиции и каменные изваяния. По левую сторону возвышался Стоунхендж с его загадочными камнями. Прямо под ногами лежал какой-то предмет, напоминающий лодку. Похоже, она окаменела много тысячелетий назад.

Удивительно, что в этой, казалось бы, безжизненной стране камней есть островки цветущей зелени, настоящие оазисы. Кое-где исток Еломовского ключа даже пробивался наружу сквозь скальник.

Тем временем погода портилась и начинало смеркаться. Моросил мелкий дождь, резко похолодало. Судя по данным GPS, до вершины оставалось четыреста метров. Но это если идти по прямой. Рукпох принял решение разбить лагерь. Начав подъем в два часа дня, мы стали искать место для стоянки в семь вечера. А найти его на крутой каменистой осыпи было непросто. Слева виднелся участок, заросший деревьями. К этому спасительному островку посреди океана серых валунов пришлось  пробираться сквозь заросли стланика. То еще удовольствие, скажу я вам! Стланик растет над камнями и закрывает их полностью  Ноги то и дело проваливались в расщелины, рюкзак не хотел пролезать между ветками. Мы чувствовали себя индейцами, пробирающимися по джунглям Амазонии и забывшими дома мачете.

Сергей прокладывал дорогу к месту ночлега. Я, по возможности не поминая прародительницу Духа горы, продиралась через переплетеные стволы. Михаил молча шел замыкающим, ни на минуту не выпуская меня из вида, и мысли его были не про оазисы и сказочные изваяния. Скорее всего, Мишу терзали сомнения, таким ли уж знаковым для него был тот день, когда он впервые познакомился с туристами и пошел с ними в поход.

Лагерь поставили в сумерках. Быстро поужинав, забрались в спальники. Осенняя сырость сменилась зимними заморозками.

И кто сказал, что у нас ненастоящие горы? Поясную смену времен года: лето-осень-зима, а потом в обратном порядке, я наблюдала, карабкаясь по отрогам Центрального Тянь-Шаня. Но, уверяю вас, не обязательно ехать так далеко. Все это можно увидеть в Приморье на Лысой горе.

Утро второго мая обещало интересное продолжение похода. Вокруг лежали сугробы. Хорошо, что мы вечером натянули тент над лагерем! Миша набрал свежего снега для чая, Сергей продолжил изучение маршрута.

Вершина была где-то совсем близко. После завтрака, оставив лагерь, мы пошли к ней, руководствуясь лишь треком. Снег не прекращался, туман стоял такой, что ничего не было видно в трех шагах. Удивительно, но сильного ветра на Лысой тоже не было. Гора явно благоволила нам. Я старалась не думать о том, что нас всего трое бредет по тем местам, куда долетит только вертолет, и то в хорошую погоду.

Тригоном возник неожиданно. Возвышаясь над знакомой каменной пирамидой, он возвещал нам победу силы духа над здравым смыслом. Вершина! Запечатлевшись на фоне треноги и невесть откуда взявшегося рядом креста, мы поспешили вниз. Надо было свернуть лагерь и спуститься на базу до наступления темноты.

Спуск всегда тяжелее подъема. Особенно если он проходит по неустойчивым скользким камням, и надо постоянно балансировать с тяжелым рюкзаком за спиной. Небо становилось свинцово-темным, какая-то мрачная тишина висела в воздухе. Было ясно: задерживаться нельзя. Метель в горах – очень нежелательное явление на маршруте. А если внизу будет ливень, Еломовский ключ не перейти вброд. Прыгая по осыпи, а кое-где просто скатываясь, мы спешили вниз, к весенним ручьям и цветущим лужайкам.

Вот и знакомые очертания Стоунхенджа, и вновь бесконечные серые россыпи застывшей в своем величии каменной долины. Снег сменился мелким дождем. Мы немного отдохнули в небольшой рощице, где ключ пробивался сквозь каменные нагромождения, и вновь поспешили к подножью. В тот момент, когда мы спустились к Беневскому, дождь усилился. Мы успели вовремя, но расслабляться было нельзя. Ливень превращает ручей в мощный поток, сносящий все на своем пути. Последние километры преодолели практически бегом.

В лесопитомнике нас уже ждали. Наш автомобиль мирно дремал у ограды дома с солнечными батареями на крыше. Сидя на скамейке под навесом, мокрые и уставшие, мы пили чай, постепенно возвращаясь к реальности. Не покидало ощущение того, что мы вернулись с другой планеты. В горах, и правда, время течет по-другому, да и вся жизнь воспринимается иначе. Далеко внизу остаются бытовая суета и повседневные заботы. Ты становишься частью этих вечных хребтов, низкого неба, серых скал, сливаешься с ними в одно целое и понимаешь, что ты лишь частица огромного бесконечного мира, который открывает нам свои тайны.

Лазовский перевал встретил нас густым, как молоко, туманом. Еще одно приключение подходило к концу.

Что ждет нас в следующий раз?

p.s. Из сводок новостей.

В среду, 2 мая, к побережью Приморья приблизился глубокий циклон, из-за чего на территории края объявили штормовое предупреждение. Кроме сильных дождей и порывистого ветра, погода преподнесла еще один сюрприз – снег в самый разгар весны. Его наблюдали в утреннее время в районе Лазовского перевала проезжающие мимо водители…