По пояс в снегу у Лысого Деда

12.12.2000

12-14.12.2000 г.

Участники: Вася Аня и Я.

Барахло: пила, печка, палатка “зима”, топор, котлы.

Почему-то раньше зимой мы не ходили в походы. Был один раз, но после него долго не мог собраться, если не считать похода с печкой. Да, я подчеркиваю, с печкой – потому что комфорт ночевки очень сильно отличается. Но почему-то в этот раз на печку повелся только Вася, а Аня сказала, что понесет ее, но палатку отдаст ему. Мне же осталось только идти и развлекать их разговорами. Итак …

День 1 – 12.12.00.

Встав рано утром, бегу на первый трамвай, но … не тут то было. Один, а затем второй и третий трамваи проходят мимо. До отправления электрички остается 30 минут. Нет! Допустить чтобы поход прошел без меня – это уж слишком … Голосую машину, и мы вдвоем (с рюкзаком) еле влазим на заднее место. Хорошо хоть лыжи не взял.

Доехал, добежал, влез, тронулись… Фуф – облегченно вздохнул.

Пока едем, рассказываю маршрут, показывая пальцем в карту. Потом будет лениво доставать руки из рукавиц.

Приехали. Выгружаемся на перрон и обуваем рюкзаки. По-моему, у меня самый маленький. Аня несет печку: у нее квадратный рюкзак, из карманов торчат трубы, не хватает еще дымка и был бы человек-пароход. У Васька огромный рюкзак из-за палатки, которая занимает 2/3 объема, жуть. А я несу котлы и продукты.

Дорога из Новонежино в Рождественку идет долго. Сначала буксуем в перевал по обледенелой дороге. Затем на “тормозах” с него спускаемся.

Но вот село пройдено, и мы в лесу. Сначала пару километров по старой колее, пробитой в снегу. Затем по тропинке какого-то охотника. Но вот наши пути разошлись, и приходится топтать снег по очереди: то я, то Вася; Аня идет последней. За весь световой день едва дошли до подножия хребта.

Вечереет, необходимо пораньше поставить лагерь – ведь нужно заготовить еще дров на всю ночь. Вот тут-то и произошла заминка. Накануне заморозков прошли дожди, и теперь, спиливая любое “сухое” дерево, мы находим в нем ледяной столбик. В итоге напилили и накололи чего-то полусухого.

Откопали место под палатку, поставили и затопили печку. Дымит, трещит, а горит плохо. И так примерно всю ночь, по очереди подкидывая тоненькие дровишки, в полусонном состоянии, мы сохраняли ценное тепло.

Моя смена с двух до четырех утра. Настругал щепок помельче. Разложил рядом с печкой, чтобы просохли – не помогло. Они наоборот растаяли.

Вот огонь разгорелся поярче. Сижу, лежу, сплю…

Так как я ближе всех к печке – мне тепло. Печка уже прогорела и я получаю пинок в бок. Заснул, а они замерзли. Суечусь, разжигаю. Щепки уже высохли и хорошо разгорелись. Закидываю дров потолще.

Все! Моя смена закончилась. Теперь я могу попинать сменщиков…

День 2 – 13.12.00.

Утром ощущение невыспанности. Собираем лагерь. Мороз. Все движения медленные. Без рукавиц сразу становится плохо – зима.

Как обычно, завтракаем молочным и вперед. Лысый Дед ждет нас. Сегодня идти сложнее – в подъем, да и снега здесь из-за высоты больше. Да еще с рюкзаками, т.к. неизвестно как и где придется ночевать.

Скорость передвижения маленькая, и если мы пойдем как осенью, полукругом, то нам еще долго копаться в снегу. Предлагаю немного срезать и пойти на Деда напрямик, без захода на хребет. Народ выдохся и поддерживает “короткий путь”.

Час дня, пора бы пообедать. Вершина где-то впереди, за хребтиком, за ельником. По хорошему пора уже возвращаться. Слишком глубокий снег, по пояс, не дает выполнить задуманный маршрут. Предлагаю оставить рюкзаки и попробовать “рвануть” налегке. Пробуем. Эффект тот же.

В порыве резвости влазим на хребет и становится ясно, что пытаясь срезать путь, я отклонился от курса и не счел нужным проконтролировать это по компасу и карте. И вот… Мы абсолютно на другом хребте, перпендикулярно отходящем от Ливадийского, но недалеко от него. Гору Лысый Дед очень хорошо видно. Пидан тоже. И еще, мы недалеко от какой-то безымянной вершинки.

Оценив ситуацию, реально понимаю, что в этот раз на Лысый Дед нам не попасть. Разве что затратить еще день, два. Становится грустно. Аня и Вася подбадривают: давай сходим хоть на эту безымянную…

Идем. Вершина недалеко, но она заросла ельником, хотя и не густо.

Поднимаемся и кричим “Ура!”. Вася зажигает фальшвеер, я раздаю всем конфеты. Аня радуется как ребенок – мы все-таки зашли на вершину. Хоть не на ту, которую думали, но на Вершину. Предлагает назвать ее в честь заведшего их сюда Сусанина – пик Зеленого. Я вежливо отнекиваюсь, было бы чем гордиться – заблудился в двух сопках.

Оставляем контрольную записку, несколько конфет и идем обратно. Скоро вечер, надо думать о стоянке. Спускаемся обратно к рюкзакам и далее, по своей тропе.

По проторенному идти намного легче и быстрее. Решаем не останавливаться здесь, а проскочить до того места, где мы стояли. Там снег уже раскопан, утоптан, и дрова (плохие) остались.

Идем. Смеркается. Пришли. Помня прошлую ночь и неудобное толстое бревно поперек палатки, мы с Васей, по Аниному указанию, идем искать потоньше и покороче – чтоб тепло от печки о бревно не задерживалось.

Аня готовит ужин, мы ставим палатку и затапливаем печку. Ищем короткое бревно и, спилив сухую трухлявую короткую елку, замираем. Неужели?! Да она сухая! Идеально сухая, из трех десятков сухих спиленных она – единственная! Вот вам и бревнышко поперек палатки. Пилим ее на дрова, колем, подбрасываю в печку и … мигом жара.

Ужинаем. Над нами яркое звездное небо, значит будет еще холоднее. Для эксперимента надо было градусник взять.

Намерзлись за день и с удовольствием влазим в теплую, даже жаркую, палатку. Вот что значит хорошие дрова. Сплю в палатке даже не укрывшись, сверху на спальнике, в одной футболке. Дежурит Аня, значит можно спать спокойно…

День 3 – 14.12.00.

Домой ноги всегда идут быстрее. Вот и сегодня, мороз вроде тот же, а собираемся шустрее. Может от того, что отдохнули хорошо.

Погода хорошая – солнечно. Собираем рюкзаки. Печка у Ани вроде как больше стала, да и труба выше. Это она гостинец детям на Новый Год несет – снежную бабу (шутка). Просто от того, что малюсенькая елочка, завернутая в шарф, не влезла в карман, из него пришлось вытащить трубу и вставить ее в другую. Вот и получился рюкзак с дымоходом.

На дороге все так же скользко, идем по обочине.

В Новонежино приходим рано, до электрички еще 2,5 часа. Останавливаемся у реки. Местные дети катаются на коньках и санках, мы же готовим обед. Снега здесь значительно меньше, чем у Лысого Деда. Будь там столько же (20-25 см), мы бы легко и спокойно взошли на гору…

Но ничего, это не последний поход. Увидимся еще, Лысый Дед…