"Гоби на десерт" итоговый отчет о путешествии в Монголию

Дата события: 
19.06.2015-19.07.2015

I. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ
1. Проводящая организация:

Туристический клуб «Green Tour», http://turizm.primkray.ru 
Приморский край, г.Владивосток, Снеговая 35, каб. 5

2. Место проведения:   Россия – Монголия
3. Общие справочные сведения о маршруте

Вид
туризма

Категория
сложности
похода

Протяженность
активной части
похода, км

Продолжительность

Сроки
проведения

общая

ходовых
дней

комбинированный

пятая

14000 (в т.ч.Монголия 3270км)

31

28

19.06.2015- 19.07.2015

  Руководитель группы – Шкрябин Владимир Викторович.

Номер маршрутной книжки – 0-75-15 МКК СФО
Количество участников – 14.
4. подробная нитка маршрута Участок 1(Россия):
Владивосток – Хабаровск – Биробиджан – Чита – Улан-Удэ – Култук – Монды


Участок 2 (Монголия):
пер.Мунгийн-Даба 1829 – Ханх – оз.Хубсугул– пер.Аджистын-Даба – пер.Сантын-Даба 2057 – пер.Модын-Даба – пер.Их-Хилэнгийн-Даба 1753 – Хатгал –пер.Мярас-Дурэлдж 1682 – оз.Эрхэл-Нур – Мурэн – пер.Цаган-Бургасын-Даба – пер.Дзолэнгийн-Даба 2230 – Джаргалант – пер.Орохын-Даба – оз.Тэрхийн-Цаган-Нур – Тарян – Цэцэрлэг – Хотонт – ур.Номгоны-Хундий – руины монастыря Овган-Хийд – Арвай-Хэр – Гучин-Ус – - пески Хонгорын-Элс - Сэврэй – Баясах – Гурван-Тэс – р.Дзулганайн-Гол – Хэрмэн-Цав– степь Баян-Булгийн-Тал – Шинэ-Джинст – пещера – Баян-Цаган – Чандмань – Бэгэр – Алтай – Дарив – Манхан – оз.Хара-Ус-Нур – Ховд – пер.Хату-Хутэл 1589 – Баян-Энгэр – пер.Хашани-Даба 2561 – оз.Хыг-Нуруд – г.Цаст-Ула 4203 –Алган-Цугц – пер.Хуйтэн-Хутэл 1987 – Улэгэй – пер.Оботын-Даба – Цаган-Нур – пер.Дурбэт-Даба 2481


Участок 3 (Россия):
Ташанта – Кош-Агач- (сплав)– Горно-Алтайск – Бийск – Новосибирск – Кемерово – Красноярск – Иркутск – Улан-Удэ – Чита – Биробиджан – Хабаровск – Владивосток

 

5. Определяющие препятствия маршрута


Вид
препятствия

Название, высота

 

км



Дата

прохождения



Характеристика

препятствия



Асфальтированные дороги



Владивосток- Монды



4300



19-25.06.15



10 *  ПП 2 КТ



Разбитый асфальт



Пер. Мунгийн Даба 1829



2



25.06.15



ЛП 2КТ



Грунтовая дорога, колея



Ханх-Хатгал



127



26.06.15



ПП 4КТ



Грунтовая дорога, колея



Пер. Анджистын Даба 1720



2



26.06.15



ЛП 3КТ



Грунтовая дорога, колея



Пер. Сантын Даба 2057м



2



26.06.15



ЛП 3КТ



Грунтовая дорога, колея



Пер. Мондын Даба



2



26.06.15



ЛП 3 КТ



Грунтовая дорога, колея



Пер. Их Хилэнгийн Даба 1753



2



26.06.15



ЛП 3 КТ



Грунтовая дорога, колея



Пер.1863м



2



27.06.15



ЛП 3 КТ



Прибрежная полоса



Озеро Эрхел Нуур



2



27.06.15



ЛП 2 КТ



Грунтовая дорога, колея



Пер. Цаган Бургасын Даба



2



27.06.15



ЛП 2 КТ



Остро-колотый камень



Озеро Дзун Нуур



2



27.06.15



ЛП 3 КТ



Асфальтовая и грунтовая дороги



Хатгал- Озеро Дзун Нуур



254



27.06.15



ПП 3КТ



 грунтовая дорога



Пер. Дзоленгийн Даба 2230



2



28.06.15



ЛП 3 КТ



грунтовая дорога



Озеро Дзун Нуур - Джаргалант



87,7



28.06.15



ПП 2 КТ



грунтовая дорога



Джаргалант - Ценхер



293



29.06.15



ПП 4 КТ



грунтовая дорога



Пер.Орохын Даба



2



29.06.15



ЛП 2 КТ



тропа



Оз. Тэрхийн Цаган Нуур



1



29.06.15



ЛП 1 КТ



Пересеченная местность



Вулканические пещеры, ПЕШЕЕ



3



29.06.15



ЛП 1 КТ



тропа



Вулкан Хорго Ула



3



29.06.15



ЛП 1 КТ



грунтовая дорога



Перевал 2052



2



29.06.15



ЛП 2 КТ



асфальт



Перевал 1894



1



29.06.15



ЛП 1 КТ



асфальт



Ценхэр-Айванхер



396



30.06.15



ПП 2 КТ



грунтовая дорога



Айванхер –пески ХонгорынЭлс



303



01.07.15



ПП 3 КТ



грунтовая дорога



Перевал 2000



2



01.07.15



ЛП 2 КТ



Песчаные дюны



пески Хонгорын Элс восхождение, ПЕШЕЕ



2



01.07.15



ЛП 2 КТ



Песчаная колея



пески Хонгорын Элс



15



02.07.15



ПП 5 КТ



грунтовая дорога



пески - каньон



112



02.07.15



ПП 5 КТ



Пересеченная местность



Безымянная вершина



4



03.07.15



ЛП 2 КТ



грунтовая дорога



Каньон-ур.ХарманЦев



175



03.07.15



ПП 3 КТ



Бездорожье



окрестности-ур.ХарманЦев



30



03.07.15



ПП 5 КТ



Пересеченная местность



ур.ХарманЦев, ПЕШЕЕ



10



04.07.15



ЛП 1 КТ



Бездорожье



ур.ХарманЦев-ШинэДжист



30



04.07.15



ПП 5 КТ



грунтовая дорога



ур.ХарманЦев-ШинэДжист



179



04.07.15



ПП 3 КТ



Пересеченная местность



Пещера пирамидок



1



05.07.15



ЛП Н/К



Пересеченная местность



Восхождение на вершину



4



05.07.15



ЛП 1 КТ



Асфальт и грунтовая дорога



ШинэДжист-п.Алтай



378



05.07.15



ПП 2 КТ

ПП 3 КТ



грунтовая дорога



перевал



2



05.07.15



ЛП 3 КТ



Асфальт и грунтовая дорога



п.Алтай-оз.ХараУсНур



421



06.07.15



ПП 3 КТ



Вода.сплав



оз.ХараУсНур



12



06.07.15



ПП 2 КТ



грунтовая дорога



оз.ХараУсНур-г.ЦастУла



190



07.07.15



ПП 4 КТ



грунтовая дорога



Перевал ХатуХутел 1589



2



07.07.15



ЛП 2 КТ



грунтовая дорога



Пер.Хашани Даба 2561



2



07.07.15



ЛП 2 КТ



грунтовая дорога



Пер 2891



2



07.07.15



ЛП 4 КТ



Пересеченная местность



Восхождение на плато, ГОРНОЕ



6



07.07.15



ЛП 3 КТ



Бездорожье, ГОРНОЕ



Восхождение на вершину ЦастУла 4208



16



08.07.15



ЛП 3 КТ



Вода.сплав



Оз.Ногоон Нуур



1



08.07.15



ЛП Н/К



грунтовая дорога



Пер 2891



2



07.07.15



ЛП 4 КТ



грунтовая дорога



Пер.Хуйтен Хутел 1987



2



09.07.15



ЛП 3 КТ



грунтовая дорога



ЦастУла Улгий



86



09.07.15



ПП 3 КТ



асфальт



Улгий -Ташанта



143



09.07.15



ПП 1 КТ



асфальт



Пер.Дурбет Даба 2481



2



09.07.15



ЛП 2 КТ



асфальт



Ташанта- Чибит



157



09.07.15



ПП 1 КТ



Вода.сплав



Река Чуя



12



10.07.15



ПП 3? КТ



Асфальтированные дороги



Ташанта -Владивосток



  6500



10-19 июля 2015



10* ПП 2 КТ


 Протяженные препятствия: ПП2КТ=22шт, ПП3КТ=8шт, ПП4КТ=3шт, ПП5КТ=4шт.

Локальные препятствия: ЛП1КТ=6шт, ЛП2КТ=11шт, ЛП3КТ=11шт, ЛП4КТ=2шт.
Показатель автономности: А=0,5  
Показатель СГ (сезонно –географический) : Горы 1500-2500, лето СГ=1
Асфальтированная дорога коэф=0,8 (расстояния Владивосток-Монды =4300км,)
Асфальтированная дорога коэф=0,8 (расстояния Ташанта-Владивосток=6500км)
Асфальтированная дорога коэф=0,8(дороги Монголии =300км)
Профилированная грунтовая дорога коэф=1 (дороги Монголии =200км)
Грунтовая дорога, колея, гребенка коэф=1,3 (дороги Монголии  =2700км)
Бездорожье, каменистая степь, пустыня коэф=1,6 (по Монголии =70км)
Итого по Монголии =3270 км.
Классификация маршрута:
1)протяженность маршрута 14000км , 31 день (по авторегламенту от 28.08.15г  минимальная протяжность для 5к/с = 1600 км и 12 дней и мин кол-во определяющих препятствий 5к.т.х2шт.)
2) Локальные определяющие препятствия: 
ЛП1КТ=6шт, ЛП2КТ=11шт, ЛП3КТ=11шт, ЛП4КТ=2шт.
3) Протяженные определяющие препятствия: 
ПП2КТ=22шт, ПП3КТ=8шт, ПП4КТ=3шт, ПП5КТ=4шт.
4) Определяющие факторы: «Оборудование»: применение GPS-навигаторов, трекера Delorme in Reach, радиостанций 433МГц.
Вывод: Нитка маршрута имеет протяженность, превышающую минимальную, а так же необходимый набор определяющих факторов имеется, следовательно, данный комбинированный маршрут соответствует 5 категории сложности.

6. Состав группы (11 чел:Владивосток+2чел:Новосибирск+1:Хошимин(Вьетнам))


№      п. п.

Фамилия, имя,

отчество


Год рождения



 



 



 



1



Шкрябин Владимир Викторович

 

 

 



1972





Руководитель. Водитель Делики





2



Зорина Виолена Юрьевна

 

 

 



1982





второй водитель Делики





3



Голдаев Павел Владимирович

 

 

 



1976





Видеооператор ГоуПро3





4



Изразцов Вячеслав Николаевич

 

 

 



1946





Фотохудожник





5



Шевченко Ульяна Владимировна

 

 

 



1991





Штурман Делики





6



Сабуров Александр Сергеевич

 

 

 



1980





Водитель Джимника, Старший механик группы





7



Вишневский Александр Александрович

 

 



1984





Штурман, второй водитель Джимника





8



Граньков Алексей Витальевич

 

 

 



1981





Водитель Форда





9



Толокнова Татьяна Викторовна

 

 

 



1977





Пассажир Форда





10



Богатырёв Евгений Валентинович

 

 

 



1980





Главный навигатор, штурман группы





11



Ковылин Антон Александрович

 

 

 



1980





второй водитель Форда





12



Адаменко Ольга Анатольевна

 

 

 



1992





Второй водитель Эскудо





13



Зеленков Андрей Евгеньевич

 

 



1993





Второй механик





14



Пыльник Олег Петрович

 

 



1962





Водитель Эскудо




   7. Адреса хранения отчета

Отчет передан в МКК СФО, краевую МКК Приморского края, а также опубликован в интернете по адресу:    :  http://turizm.primkray.ru/trek/gobi-na-desert-itogovyy-otchet-o-puteshestvii-v-mongoliyu 
На основании представленного отчета  МКК засчитывает опыт  прохождения маршрута только водителям (Граньков АВ, Пыльник ОП, Ковылин АА, Зорина ВЮ) , штурманам (запасным водителям) –Вишневский АА, Адаменко ОА, Гирич УВ, Богатырев ЕВ), механикам (Сабуров АС, Зеленков АЕ) и руководителю (Шкрябин ВВ) 

II. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА:

1.    Общая смысловая идея похода:
В текущем году стк Гринтур разработан и заявлен в МКК СФО маршрут «Гоби на десерт». Маршрутная книжка о-75-15. Маршрут является комбинированным, V категории сложности и включает в себя автомобильную, пешую, водную, спелео и горную часть. Автомобильная часть имеет протяженность около 14000 км. по территории России и Монголии. Горная часть – это восхождение на одну из высоких вершин Монголии гору Цаст-Ула высотой 4082 м. Водная часть – пересечение пресных и соленых озер Монголии посредством мышечной силы и сплав по реке Чуя (Алтай). Пешие восхождения на вершины и посещение пещер. Изюминкой спортивного похода считается пересечение безводной пустыни Гоби с посещением песков Хонгорын Элс и урочища Хармен Цав.
Срок проведения с 19 июня по 19 июля 2015 года. 
Подготовка к походу началась с 2011(!) года,  проводились тренировочные походы, занятия по альпинизму, спортивные выезды, совершенствовались навыки туристов-спортсменов. Для повышения мастерства с октября 2014 по май 2015 года прошло обучение в Школе подготовки туристских кадров.  По результатам экзаменов оформляются документы – на  Инструкторов спортивного туризма. 
Для того что бы позволить любым заинтересованным лицам в реальном времени отслеживать местоположение группы, писать и получать сообщения, просматривать фото и видео материалы, спортивный поход  сопровождался он-лайн транслированием компанией «Экспедиция – Телеком» с помощью оборудования «DELORME inReach» Ну а что бы лучше ехалось нам помогал "Подшипник -Сервис ДВ"
  
2.    Варианты подъезда и отъезда:
Точкой сбора и старта был выбран поселок Култук на берегу озера Байкал. Логистика была рассчитана, так что все участники к утру 25 июня должны собраться вместе. Стартовав разными подгруппами навстречу друг другу из Новосибирска и Владивостока, водители и механики на машинах, участники на поездах и самолетах. Маршрут линейно-кольцевой, повторный пробег  по своему пути происходил только на участке Иркутск –Владивосток


3.    Аварийные выходы с маршрута и запасные варианты
В первой (и третьей) трети пути, по территории России, на случай выхода из строя транспортных средств был запланирован запасной день (две машины из Владивостока истратили его на ремонт в Иркутске)
По территории Монголии в случае неисправности, которую не могли бы исправить сами, планировалось дотянуть на шкворке до ближайшего автосервиса, отремонтироваться и потом нагонять время длительными перегонами. 
Аварийный (запасной) спуск с горы Цаст ула - по своим следам. Кроме того постоянная связь по рации с базовым лагерем. В случае необходимости можно сделать из сноуборда санки волокуши. В пеших радиальных выходах, возврат по пути подъема, либо по оптимальному пути, если маршрут кольцевой. Сплав по озерам и рекам в спасжилетах, недалеко от берега и дорог.

4.    Изменения маршрута и их причины.
Концептуального изменения маршрута не было. Но, заезд на термальные источники был заменен поиском и ремонтом рессор для Форда, а так же посещение наскальных рисунков отменено по рекомендациям встреченных туристов и не хваткой времени в графике движения.  Изменения в графике движения не существенные и пройденный километраж зависел от дорожного покрытия, наступления темноты, достижения определенного ключевого участка, и наличия на нем возможного места ночевки и воды

5.    График движения. 

Дни пути

Дата

протяженность, км

Средняя скорость в движении, км/ч

Время в движении

1

19.06.2015

768

72

10:40:28

2

20.06.2015

877

91

9:35:07

3

21.06.2015

857

85

10:05:11

4

22.06.2015

789

76

10:23:18

5

23.06.2015

579

63

9:15:52

6

24.06.2015

3,9

3,3

1:10:51

7

25.06.2015

273

44

6:09:00

8

26.06.2015

127

18

7:12:04

9

27.06.2015

254

31

8:13:56

10

28.06.2015

87,7

14

6:24:56

11

29.06.2015

293

33

8:58:53

12

30.06.2015

396

47

8:21:53

13

01.07.2015

303

32

9:31:30

14

02.07.2015

112

17

6:26:53

15

03.07.2015

215

23

9:32:16

16

04.07.2015

209

25

8:24:34

17

05.07.2015

378

37

10:08:14

18

06.07.2015

431

53

8:09:54

19

07.07.2015

195

25

7:51:03

20

08.07.2015

15,8

2,6

6:07:49

21

09.07.2015

386

40

9:33:24

22

10.07.2015

303

49

6:14:29

23

11.07.2015

531

59

8:59:01

24

12.07.2015

418

55

7:32:22

25

13.07.2015

693

73

9:32:22

26

14.07.2015

839

74

11:20:48

27

15.07.2015

641

69

9:19:59

28

16.07.2015

884

87

10:10:00

29

17.07.2015

738

101

7:18:30

30

18.07.2015

1034

92

11:14:14

31

19.07.2015

623

70

8:53:09

(!) 53,6 км/час средняя скорость в движении всего  похода = 14253км

(!) 31 км/час  средняя скорость в движении по Монголии = 3270км

График расстояний, высоты, скорости, дней в пути, посещенных мест в Монголии

6.    Техническое описание прохождения группой маршрута: Стартовав разными подгруппами навстречу друг другу из Новосибирска и Владивостока, водители и механики на машинах, участники на поездах и самолетах. Место встречи ВСЕХ участников на берегу Байкала п.Култук. Логистика была рассчитана, так что бы утром 25 июня стартовать в сторону Монголии от Байкала.


19.06.15 ПЕРВЫЙ ДЕНЬ (768км, ср.72км/ч, 10:40в движ)
Владивостокская группа стартовала в 8:30 от стелы Владивостока. Ford Ranger мчится в среднем 90 км/час. В Форде 4 человека, в Джимнике только водитель.  Все идет по плану. В 20:30 прибыли на место ночевки. Разбили лагерь недалеко от с. Николаевка, (Еврейская автономная область, на огуречных полях) Протяженность маршрута за день 768 км. Все здоровы, правда, немного покусаны комарами, уж очень много их тут. После чудного ужина и недолгих посиделок отправляемся спать. Завтра подъем в 7 - 00, выезд в 9 утра.

 

20.06.15 ВТОРОЙ ДЕНЬ (877км, ср.91км/ч, 9:35 в движ)
Остановились в шикарном хвойном лесу, где останавливались в 2006году.
за сегодня мы проехали 877 км! Больше, чем в первый день. Средний расход топлива 13 литров на 100 км. Jimny едет чуть-чуть медленнее. Но быстро нагоняет в местах остановок Форда. 
Место ночевки нашли великолепное. Хвойный лес, воздух шикарный. Птицы поют. Видели следы кабанов. 


21.06.15  ТРЕТИЙ ДЕНЬ (857км, ср.85км/ч, 10:05 в движ)
Сегодня в 8:30 вторая подгруппа экспедиции в Монголию «Гоби на десерт» стартовала из Новосибирска. Начинает сближение с подгруппой из Владивостока.

Подгруппа из Владивостока остановилась возле станции Аксеново-Зиловское, не доезжая 60 км. до Черняховска, в лесу, проехали за день 729 км. 9-31 в движении, 76,6 средняя скорость движения. Подгруппе из Новосибирска до Иркутска осталось 1145 км. Завтра группа планирует посетить Красноярские столбы.

22.06.15  ЧЕТВЕРТЫЙ  ДЕНЬ (789км, ср.76км/ч, 10:23 в движ)
Мы уже в Забайкальском крае. Сегодня пройдено еще 789 км. Молились. Немного не подрасчитали, когда нужно заправиться. Ехали на красной лампочке около 30 минут до ближайшей заправки. Успели:) Останавливалась на обед в гостиничном комплексе "Ерофей", поели, помылась и набрали воды. Место для ночлега выбрали, как надо: лес, клещи и железная дорога рядом, вообщим, в лучших приключенческих традициях. Плотный ужин и ложимся спать. Завтра будем проезжать Читу. До дедушки Байкала останется всего-ничего)
А еще здорово осознавать, что вторая часть группы выдвинулась нам на встречу! Новосибирские товарищи (день в пути) Одна отважная Ульяна сегодня села на поезд и тоже едет к нам. Осталась лишь великолепная четверка, что прилетит скоро на самолетах.

23.06.15 ПЯТЫЙ ДЕНЬ (579км, ср.63км/ч, 9:15 в движ)
а)ДЖИМНИК добрался до Байкала и движется по побережью, в поисках "хорошего места для группы" встали на ночлег вблизи поселка Новопавловск, в лесу. Кажется, сейчас начнется гроза. ФОРД добрался до Бурятии, в планах выгрузить участников возле Байкала и уехать на ремонт в Иркутск. Новосибирская подгруппа - заночевали чуть дальше Красноярска, N55*57,625E93*27,167 проехали за день 160 км.2-39 в движении, сред скор 60,4. Расход 12лит.
б)Посетили Красноярский парк "Столбы", посетив скальные массивы Малый беркут, Монах, Перья,1,2,3,4 столб, Бабка, Дедка, Внучка, Слоник...прошли пешком 21.8км, 5 час в движении 4,5ср скорость.Комары долбают второй день. Температура днем 25* солнечно Новосибирская подгруппа – проехала за день 529км. 7-05 в движении, 74,5 ср скор в движ. Остановились на озере возле-деревеньки Хингуй. Комаров мало, сосны, красота!!!

24.06.15 ШЕСТОЙ ДЕНЬ. (пеш 4 км вдоль Байкала,1:10 в движ, 3,3ср. скор.)
Чудеса! Мы на Байкале!!! Рессоры Ford требуют замены. водитель поедет в Иркутск на ремонт. 
путь Приморской группы проходил по республике Бурятия. И она нам безумно понравилась! Деревянные, качественные дома, аккуратно располагаются в округе Улан - Удэ. Чувствуется своя культура. Потрясающие пейзажи, красивая речка Селенга. Все дешево. Поднялись на священную сопку "Спящий лев" откуда открывается шикарный вид на долину. Немного погуляли в Слюдянке, купили Омуль.

Ночевку организовали на берегу озера Байкал. Мыс Шаманский привлек нас огромной поляной и прекрасным видом на Байкал. Огорчила стела Иркутской области: отсутствует несколько букв, неухоженная и мало заметная конструкция. Напишем жалобу местному губернатору. 
Вечером 24-го Делика и Эскудо встретили ребят прилетевших самолетами с Владивостока и Хошимина, а так же Ульяну прибывшую поездом и доехали до точки сбора - п.Култук, на берегу Байкала.

 

25.06.15 СЕДЬМОЙ ДЕНЬ (273км, ср.44км/ч, 6:09 в движ)
Границу перешли в обед, потратив на переход часа 1,5. На таможне РФ пришлось вытащить на просмотр часть рюкзаков и вскрыть ящики с едой. (!) Через КПП Монды могут проходить ТОЛЬКО российские граждане. Провозить топливо нельзя, но к нашим по 10-20 лит у каждого не придирались.
Обедали и меняли тугрики в Ханхе, по курсу 1:33 или 1:34 кто как нашел (в банке и у частников в делгуре и газаре), но обменять смогли не все 14 участников нашего похода… 

 
Ночевали отъехав подальше от Ханха, на берегу озера Хубсугул. Отметили д/р руководителя группы поеданием заморских(из Вьетнама) фруктов и самодельным тортом. Купались в озере, варили плов из баранины..Из покрова ночи втроем на мотоцикле без света приехали монголы.. Наш торт им не понравился. Поговорили полчаса парой слов, которые мы знаем: Хубсугул, Монгол Шудан. 

  
26.06.15 (127км, ср.18км/ч, 7:12 в движ)
Монголия! Потрясающая страна! Два дня ехали вдоль озера Хубсугул. Дорог нет - это правда. Есть направления, трясет хорошенько, но терпимо. Природа безумно красивая. Горы, водоемы, бесконечные поля. Яки, лебеди, суслики, лошади встречаются повсюду. 

 
Проблемы с обменом валюты. В каждом обменнике на втором человеке заканчивается тугрики. Передвигаемся в колонне, общаемся по рации, на частотах 144МГц.  На обеде встретили Иркутских джиперов едущих навстречу) все здоровы, все отлично. Дорога колдобистая, погода после обеда пасмурная

 

27.08.15 ДЕВЯТЫЙ ДЕНЬ (254км, ср.31км/ч, 8:13 в движ)

Утром на траве был иней! (ночью многие подмёрзли) Где солнечная Азия!? Фото на автомобилях на фоне красивого Хубсугула с горами вдали.
 Днём заехали в более-менее крупный населённый пункт -Хатгал – там был асфальт!, где мы с большим трудом смогли купить симку и настроить интернет при помощи молодого китайского бизнесмена, которого встретили совершенно случайно, у него же смогли поменять немного денег на тугрики (он сказал, что впервые держит в руках рубли) по хорошему курсу 1:35, 


(!) при покупке сим карт будьте внимательны сотовые операторы работают в двух разных форматах! G-mobile не берите!
Пообедали в газаре, купили еды в делгуре. Обедать в Газарах для такой группы как мы(14 чел) довольно сложно, т.к очень долго готовят, но зато порции большие J . Сделали заметку на бедующее сначала заказывать обед, а потом гулять  по деревне. Заезжали на солёное высыхающее озеро (радиалка). Близко подъезжать опасно, можно провалиться. Обнаружили пробитый бак в Делике, слили топливо, чтобы не выливалось. 


Посетили небольшой буддийский храм. Купили волейбольный мяч.
При приближении к месту ночевки на озере Дзун Нуур у форда «поехал» задний мост , оказалась сломанная рессора  и ещё они пропороли колесо, на очень острых камнях побережья озера. Ночевали на косе у соленого озера (испанская семья и «40 русских»;))
Сменили частоту на рациях – работаем на 433МГц, связь стала намного лучше  и дальше.

 
28.06.15 ДЕСЯТЫЙ ДЕНЬ (87,7км, ср.14км/ч, 6:24 в движ)

С утра устраняли неполадки двух машин. У Делике пробитый топливный бак, заделали герметиком. У Форда лопнувший коренной лист правой задней рессоры. Сняли задний кардан, едут на переднем приводе.Чинили форд в засваре Джаргаланта (зря потратили время, но зато у группы была Дневка у реки) Круглым напильником вручную растачивали саленблоки..не помогло. Прорезали сваркой отверстия в старых рессорах прикрутили болтами, что бы не вылетали(временно). Обедали в газаре (а еду ребятам прям к засвару привезли).

 
 Пока ждали исхода ремонта играли в волейбол купленным в Монголии китайским мячём. Ночевали у реки (разрушенный мост), Вишневский готовил шурпу с непережёвываемым мясом. 
29.06.15  ОДИНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ (293км, ср 33км/ч, 8:58 в движ)

 За сегодня посетили несколько пещер, кратер вулкана, и интересное вулканическое побережье озера, а так же большой и красивый каньон реки с очень медленным течением. Дорожное покрытие разное, асфальт, грунтовка. Делика пробила переднее колесо и едва не слетела с дороги. Всем коллективом поменяли резину за пару минут. Встретили велосипедистов с Бостона, случайно сломали им велосипед(порвали цепь), но наши механики быстро все починили. Пофоткались и отправились каждый своим путем. 

 

На перевале должен быть монастырь по карте, но было только несколько юрт и дикий монгол, дающий всем нюхать свои благовония и лапающий белых женщин.На озере Терхий Цагаан-нуур красивый «городок» черных туфовых пирамидок(туров)
   
 Обедали в районе вулканических пещер, посетили пешком несколько пещер и кратер древнего вулкана Хорхо-Ула. Возле вулкана стоянки машин и торговки продают чай и вкусняшки.
  До термальных источников не доехали. Форд нуждается в ремонте рессор. Остановились рядом городом Цецерлэг, в нем очень хорошие авто магазины, удалось найти нужные рессоры еще вечером. До трех ночи меняли рессоры в Форде и устанавливали дополнительное охлаждение (и сняли термостат) в Делике, что бы не перегревалась на перевалах. Здоровье членов экспедиции в норме. За день проехали 293 км. Ночевать остановились у речки

 

30.06.15 ДВЕНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ (396км, ср 47км/ч, 8:21 в движ)

   С утра на берегу реки провели экологическую акцию по уборке мусора. Собрали 20 пакетов бутылок, отнесли на свалку.

  

Заезжали в храм 16 века постройки в столице времен Чингисхана. Набрали сувениров.(рекомендуем сувенирами закупаться здесь, в других местах оказался выбор скуднее) С Фордом все в порядке. Видимо купили подходящие рессоры. Немного разгрузили Делику. В городке делали попытки купить тугрики на рубли, но продают только за доллары, но спасает только банкомат

01.07.15 ТРИНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ (303км, ср 32км/ч, 9:31 в движ)
Едем в Гоби! Видели верблюдов. В посёлке Гучин-Ус у хунснего делгура встретили группу британско-американских велотуристов пенсионного возраста.

 

К вечеру добрались до песков! Прокатились на верблюде (монгольские мальчишки наварились на российских путешественниках! Содрав по 5000тг за 5 мин(на следующий день часовая прогулка на верблюдах стоила 10000 ). Гуляли на гигантские дюны (безумно мягкий бархатный песок), Зелёный тащил сноуборд и эффектно скатился на нём с 200-метрового бархана.

 

02.07.15 ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ (112км, 17км/ч, 6:26 в движ) 

На 14 й день мы достигли пустыни Гоби. Машины отремонтированы. Все здоровы.
Забрались на дюны высотой до 300 метров!  Путешествовали  по пескам Гоби кто на верблюдах, кто пешком, кто на сноубордах…

 

Отличная полуднёвка. Сабуров  катается на Джимнике по пескам, Зеленый на сноуборде, Ковылин на Каяке.
 Помывка-постирушки в микроозерце с дождевой водой. 
Угостили кофе израильских байкеров которые искали проход (проезд) в дюнах. Едем по пустыне камешки-песок-саксаулы-колючка- холмы-верблюды, смерчики, машины по песку юзом едут, все кроме Джимника, тот носиться как угорелый даже по пескам. 

 

Ночёвка в красивом ущелье из осадочных пород – легко крошится. Фотосессия;)
Варили борщ на костре из сухих саксаулов

 
03.07.15 ПЯТНАДЦАТЫЙ ДЕНЬ (215км, 23км/ч, 9:32 в движ)
Утром встречали рассвет и ходили пешком по окрестностям. Какое-то прям ущелье спящих драконов!:) Очень красиво!
   
Едем-едем. Обедали в городе Гурвантэс  в кафе-юрте (о, боги! Там был вай-фай и довольно быстро сготовили еду – самый приятный газар из всех, что были). Паша периодически едет на крыше Делики – снимает на гоупро.

 
К нам присоединился Прадик  – семья из Иркутска с годовалым детёнышем (Витя, Ксюша и Ярослава). И кондиционер у них сломался. Бешеные люди) Мы выдали им рацию (на ходу!:))  и теперь у нас 5 машин в караване. Трудно ехать по песку.

К вечеру доехали до каньона…… Встали лагерем, разбежались гулять и фотографировать невиданную красоту: пустыня, сфинксы, оазис в закатных лучах.. Марсианские пейзажи.. Красота!


А вот ночью была песчаная буря и невыносимая духота. Сдуло  много хороших вещей оставленных не в машине. Коврики находили в километре от лагеря, а в одну из палаток прилетел стол! Но, все целы здоровы.

04.07.15  -16 день (209км, ср.25км/ч,8:24 в движ)
Полудневка. встречали рассвет в сердце пустыни Гоби;
После завтрака все пошли в пешку-гулять по окресностям, по каньонам Хармен Цава.


Утром поймали ёжика (на мусорную приманку пришёл),после фотосессии – отпустили.

  

Выезд из пустыни был сложен, множественные проколы сухими саксаулами. Ночевали в карстовом райончике. Вечером, по темноте, часть группы отправилась искать мега-пещеру, про которую пишут путеводители- не нашли, даже имея координаты. Утром это оказался грот с множеством небольших глиняных буддистских пирамидок.

Облом обломский- так хотелось большую пещеру! Был дождь с грозой и красивый закат.
   
05.07.15 – 17 день (378км, ср.37км/ч, 10:08 в движ)
В продолжение поисков пещеры   взобрались на хребет и прогулялась по нему, очень красиво было там при солнечном свете. Жаркая пустыня Гоби осталась позади. На сегодня пробег по Монголии составляет более 2000 км. Все члены экипажа здоровы, бодры духом и готовятся к восхождению на г. Цаст - Ула. 
Весь день рулили «запасные» водители :) основные сегодня отдыхали. Снимали эпизод на видео как Вишневский бежит в пустыне, потом к нему из Делики присоединился Шкрябин и что-то дёрнуло Ульянку тоже присоединиться- содрала коленки ибо правильно выпрыгивать из машины на ходу не умеет! (а ннаадааа). Безумный видос может получиться. Остановились рядом с  городом Алтай! Трое по пути сюда успели вытащить из грязи, застрявший монгольский грузовик с овцами. За доброе дело, водитель хотел подарить нам одного барана. Мы отказались) 

 

Затем эскудо чуть не остался без запасного колеса: отлетело на жуткой гравийке. Экипаж форда вовремя заметил потерю. На подъезде в город Делика пробила колесо. Мы называем это "вечерний треш". Все отлично)
К вечеру нашли юртовый кемпинг, в котором часть народа помылась, остальные ставили лагерь недалеко на возвышенности (ой зря-зря-зря), с которой нас чуть не сдуло!! Ветер был суров и беспощаден – Антон с Женей не смогли спать в поваленной  палатке и ночевали в машинах. У Николаича сломало дуги, но он провел всю ночь в  палатке.

 

06.07.15 – 18 день (431км, ср.53км/ч, 8:09 в движ)
Утром стремительно собрались, ибо дуло очень  как сильно!! В городе Алтай  шино-засвар (колеса починили), газар и монгол-шуудан (открыточки отправили). Сегодня в планах доехать до города Ховд, остановится на ночлег у озера. До границы останется 300 км. Участники экспедиции в ожидании восхождения на высокую вершину Монголии – Цаст Улу 4208м. 

 
Грёбаная дорога, как она дорогА.. 
Ночевали у пресного озера.  Накачали каяк, попытались проплыть озеро по периметру.. слишком сильный ветер и большая парусновсть, не проплыли и половины. Пытались снимать лагерь на гоупро с высоты полёта воздушного змея, сильные порывы ветра очень трясут камеру...Вода теплая, большинство помылось (наконец то!)
 (Хар-Ус-Нуур — озеро  Средняя глубина: 2,20 м, Длина: 72,2 км, Высота поверхности над уровнем моря: 1 157 м, Ширина: 36,5 км)

 

07.07.15 -19 день (195км, ср.25км/ч, 7:51 в движ)
Утром проснулась от гвалта множества птиц, видимо, они любят это озеро.
Ехали (красивый перевал с беседкой, обед в газаре на другом перевале) до стоянки под горой Цаст-Ула по какойто очень бездорожной дороге. У Эскудо погнули балку под автоматом, двигатель заглох, переключиться удалось только на нейтралку. 3км до озера Форд тащил Эскудо на шкворке.

 
Остановились и сделали базовый лагерь возле озера (недалеко несколько юрт)
Часть людей ушло на акклиматизацию на плато Цаст Улы. Механик Делики и водитель Эскудо построили из камней и досок(траков)подобие ямы и удалось снять балку и выровнять ее. После установки, машина завелась и переключалась нормально.

Вечером готовились к восхождению. (в планах на 5 утра)

Познакомились с монгольской семьёй – там пять детей, две женщины (подруги) и монгольская бабушка. Вишневский готовил шурпу, играли в футбол, фотались в прыжке, играли в «Эилиас». 

 

08.07.15  - 20 день (15,8км, ср.2,6км/ч,6:07 в движ)
Дневка вблизи горы Цаст-Ула. 
 Восходители 5 чел в 6 утра ушли на гору, остальные отоспались и пошли гулять на плато, на снежник: фотосессия в платьях, горячий чай, слепили снеговика Марусю в каске.Сгорели от переисбытка солнца, но все счастливые лица

 

. 

Вернувшсь в лагерь, ходили в гости к знакомым со вчера монголкам (доили коз, плели косички, делали оригами, рисовали, ели хушууры, пили солёный чай и смотрели фотографии). Хороший день! Самый интересный и приятный из всех дней этого похода. В 15 вернулись восходители и легли спать. Зеленый спустился с горы на сноуборде.

 

Вечером пришла Монголка, не говорящая ни по-русски ни по-английски, скачала угостила сушеным творогом и молоком, потом жестами предложила купить билеты(пермиты) за восхождение на Цаст Улу. Отдали по 300тг каждый. Угостили ее консервами и отпустили.

 


09.07.15 – 21 день (386км, ср.40км/ч, 9:33 в движ)
утром холодина (-6*С), сборы и поехали к границе. 
В городке Улгий за три отведённых нам часа в спешке накупили сувениров всяких и успели перейти границу до её закрытия. Деньги лучше потратить или обменять в Улгие, тк на российской стороне это сделать сложнее.

 
Перед въездом на таможенный терминал там предложили застраховать машины, тк ездить без страховки типа нельзя по Монголии.. то что мы выезжаем никого не касалось. Пришлось купить страховку. Оказалось что хорошо, без нее не выдают пропуск на выезд транспорта.
И еще если въезжаешь на одном погран переходе, а выезжаешь на другом, ОБЯЗАТЕЛЬНО! Везти с собой бумагу о том что ты въехал на машине!
На российской стороне снова проверяли  вещи, сканировали через аппарат все рюкзаки и палатки.. кроме ящиков с инструментами и едой (кстати монгольскую еду  и особенно мясо вывозить нельзя). Оказалось пройти границу можно только сегодня, следующий рабочий день таможни 16 числа. Спешим. 18-30 Мы в России!!! Все отлично! Границу перешли быстро. Едем в Чибит, на базу Кочевник. Созвонились за двое суток, но мест нет, но для  палаток место найдется, а по приезду(!) – можете заказать баню.
До Чибита Делика не доехала, снова спустило колесо, видимо  остатки саксаулов не дают житья.

 
Ночевали уже на базе «Кочевник». (контакты ЭКО туркомплекс "Кочевник" eco-kochevnik.ru Тел.: 8-903-990-69-01 (Гончаров Олег Викторович)
E-mail: [email protected])
Долго мылись в бане.. ужинали..Завтра планируем сплавиться по реке Чуя.

10.07.15 – 22день (303км, ср.49км/ч, 6:14 в движ)

 Полудневка, отдых после Монголии, помывка, постирка, сплав.
 Потрясающие пейзажи вокруг! Утром участники экспедиции сплавились на рафте по реке Чуя. Несколько порогов бурной реки впечатлили наших туристов.  Сплавлялись с Компанией АЛТАЙ ЭКСТРИМ РАФТ Сплав 3 часа от ручья Боки (771км Чуйского тракта) до кошары после порога Классический (754км). 
   
Проходим четыре порога 2-3 категории сложности : Сумрачный, Буревестник, Слаломный и Классический, а также мощный порог Бегемот, расположенный в середине этого участка (Контакты водников:  +7913-691-0885 Юрий,  +7906-969-6351 Вячеслав. . turkompleks-kochevnyk.ru) 

 

Далее переобув Форд на обычную резину и собрав вещи выезжаем в сторону города… теперь длинные асфальтные перегоны… (пока переобували Форд – одно колесо укатилось и врезалось в Делику – помяв правый борт) . т/б Кочевник – и далее  асфальтовый перегон в сторону дома… Попали в сильный ливень, останавливаться в лесу под проливным дождем не стали, нашли по дубльгису пионерский лагерь на краю г.Бийска - ООО Республика Гайдар, очень славно переночевали в одном домике на всю компанию. Даже на простынях и кроватях… 

 

11.07.15  -23 день (531км, ср.59км/ч, 8:59 в движ) 
Двигаемся в сторону Новосибирска. Как хорошо в России.
Две машины остановились в Новосибирске. Четырех пассажиров отвезли на аэродром и отправили по домам Самолетом во Владивосток и Вьетнам.


Попрощались с подгруппой из Владивостока, пожелали удачного пути… Две машины и 5 человек продолжили еще недельное продвижение в сторону дома…
12.07.15 - 24день (418км, ср.55км/ч, 7:32 в движ) Новосибирск-Мариинск
13.07.15 – 25 день (693км, ср.73км/ч,9:32 в движ) Мариинск - Канск
14.07.15 - 26 день (839км, ср.74км/ч, 11:20 в движ) Канск - Иркутск
15.07.15 – 27 день (641км, ср.69км/ч, 9:19 в движ) Иркутск -Чита
16.07.15 – 28 день (884км, ср.87км/ч, 10:10 в движ)
17.07.15 – 29 день (738км, ср. 101км/ч, 7:18 в движ)
18.07.15 – 30 день (1034км, ср.92км/ч, 11:14 в движ)
19.07.15 – 31 день (623км, ср.70км/ч, 8:53 в движ) Хабаровск – Владивосток

В 19 часов финишировали возле стелы Владивостока, однако официальный финиш был проведен позднее на набережной Цесаревича, куда пригласили заинтересованных лиц, представителей телевидения и спонсоров.

7.    Потенциально опасные участки на маршруте
 1)Длительный перегон по асфальту хорошего качества. Владивосток –Монды, Ташанта- Владивосток
На данных участках опасность представляет постепенное утомление пилота с последующей потерей контроля управления автомобилем, а также совершение обгонов транспортных средств с выездом на полосу встречного движения. Способ преодоления – остановка на пятиминутный отдых каждые два часа движения, смена основного пилота на второго пилота каждые четыре часа движения, визуальный контроль со стороны отдыхающего пилота или штурмана за состоянием управляющего автомобилем пилота. А также строгое соблюдение Правил дорожного движения при совершении маневров на дорогах общего пользования.
2)Грунтовые дороги плохого качества (гребенка). По территории Монголии

 
На гребенке опасность представляет «перестановка» автомобиля с резким изменением направления движения и вылетом в кювет или на встречную полосу. Способ преодоления – снижение давления в шинах до 1,5 атм, исключение резких поворотов рулевого колеса и снижение скорости движения до области эффективной работы амортизаторов (50-70 км/ч, в отдельных случаях до 20 км/ч), уменьшающей вероятность перегрева амортизаторов и механического отрыва креплений амортизаторов.
3)Ограничение видимости из-за песка и пыли, поднимаемых в воздух идущими автомобилями. По территории Монголии.
В условиях ограниченной видимости опасность представляет возможное сближение и столкновение автомобилей, а также потеря визуального контакта между автомобилями в колонне с отставанием или уходом отдельных участников по неверному маршруту. Способ преодоления - увеличение дистанции следования между автомобилями до 500 - 1000 м, перестроение колонны на следование несколькими параллельными колеями. Координация движения осуществляется по радиосвязи с дальностью работы не менее 5-10 км и постоянным контролем присутствия всех экипажей в эфире.
4)Пески, солончаки, выезды из русла рек. (по территории Монголии)

 
Опасность заключается в застревании и полном обездвиживании автомобиля. Способ преодоления – обязательная разведка пути штурманом пешком, использование санд-тракови  лебедок и «якорей» в случае необходимости.  Снижение давления в шинах до 0,8 атм, исключение перемещения автомобиля в одиночку или на расстояние от второго автомобиля, превышающее длину лебедочного троса.
5)Передвижение по ледникам, покрытым снегом. Опасность заключается в скрытых трещинах и разломах – обязательное использование турснаряжения, движение в связках.

 
6)Пороги на реках. Обязательно чтение лоций, разведка на местности, использование спасжилетов и проводников, а так же страховки с берега и с воды в случае прохождения сложных порогов и большой воды.

8.    Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов на маршруте:   

Название

Широта

Долгота

Описание

 

Озеро Хингуй

54.79568,

99.36225

Красивое таёжное озеро, вода, места для ночевки

 

Мыс Шаманский, Байкал

51.69515,

103.70632

Живописный мыс в районе посёлка Култук, красивый вид на Байкал, места для ночевки

 

р. Долбайка

51, 37' 56.525"

101, 33' 22.901"

Неплохое место для набора воды…

 

Борсог

50.99461,

100.71638

Пишут «место великолепное». Чем- не понял

 

пер.Сантын-Дабаа

50.87703,

100.68641

Перевал… Один из…

 

Залив оз. Хубсугул

50.58498,

100.48208

Красивый залив с хорошим видом. места для ночевки

 

Дерево Змеи

50.45133,

100.12123

Проехали. Это дерево, которое изгибается в уникальную спираль, удостоено hadak (ритуальные шарфы).

 
 

Уушигийн ?в?р - стоянка каменного века

49.65558,

99.92835

 

 

Danzandarjaa Khiid

49.63809,

100.14572

Монастырь. Заехали, интересный

 

оз.Дзун-Нур

49.06211,

99.51826

Интересный мыс, выступающий в озеро, заканчивается ovoo.

 

область положения камней и могил

48.76346,

99.38473

 прямо на главной дороге

 

Скала Gelenkhuugiin Suvraga

48.68636,

99.3775

Скала с которой якобы полетел местный герой Хэйнзэном Джеленхуу (1870–1937), он прыгнул с утеса на 200 м на крыльях из  овчинных шкур и полетел, как будто он был Икаром

 
 

разрушенный мост возле Жаргаланта

48.59324,

99.31005

Интересное место для ночевки

 

Terkhiin Tsagaan Nuur - нацпарк озера

48.16677,

99.69989

Национальный парк озера.

 

Вулканический конус  Khorgo Uul

48.18645,

99.85431

Открывается замечательный вид прямо в бездну

 

Священное дерево

48.13226,

100.27366

драпированный в молитвенных шарфах и обломках. Не нашли, хотя не очень и искали

 

Taikhar Chuluu- скала

47.59986,

101.25561

Рассмотрели хорошо… Пока чинились в очередной раз.

 

Galdan Zuu Temple монастырь в Цецерлеге

47.4822,

101.45163

Не нашли. Долго не искали – некогда было

 

Museum of Arkhangai Aimag - музей

47.48078,

101.45192

Не нашли. Да и не искали – некогда было

 

Buyandelger lekh Khiid-еще что-то очень священное. Цекерлег

47.47952,

101.45146

Не нашли. Да и не искали – некогда было

 

Халун-Гол -Цэнхэр халуун рашаан-горячие источники

47.32068,

101.65685

Горячие источники. не доехали, Потому что ремонтировали Форд…

 

Khar Balgas/Хар Балгас - руины крепости в Хоттонте

47.36493,

102.46913

Ну очень видимо руины. Искали и не нашли.

 

Эрдэнэ дзу хийд/Erdene Zuu khiid – монастырь Чингиз-Хана

47.20164,

102.84315

Реконструкция столицы Чингиз-Хана. Туристы валом едут.

 

Phallic rock - гигантский член

47.18586,

102.85391

Под Хархорином каменный член 60 см длиной привлекает непрекращающиеся потоки ищущих любопытства. ‘Фаллическая скала’ По легенде, скала была помещена сюда в попытке остановить игривых монахов.

 

Шанх/Shankh Khiid/Шанх хийд - монастырь

47.05131,

102.95393

Не искали.

 

Zanabazar Memorial Museum в Арвэйхеере

46.2634,

102.78016

Не искали.

 

Много наскальных рисунков

45.43091,

102.14056

Чуть в стороне оставили, не искали

 

Хонгорын Элс/ Khongoryn Els - поющие дюны

43.79114,

102.17989

Khongoryn Els - самые большие и самые захватывающие дюны в Монголии. Также известные как Duut Mankhan (Поющий Дюны), они 300 м высотой, 12 км шириной и приблизительно 100 км длиной. Самые большие дюны. Вид на пустыню с верха замечателен.

 

в песках есть сайр

43.73333,

102.37166

Недалеко от турбазы "Жуалчин-Гоби-II" в песках есть сайр  с эффектным отвесным песчаным обрывом с восточной стороны, по которому можно пересечь пески на автомобиле.

 

родник(грубые координаты)

43.4655,

100.4455

Обычно у нас расходовалось в день по 1,5 литра воды на человека, и запас воды был рассчитан как раз до этого родника

 

каньон Хэрмэн-Цав

43.47499,

99.83245

Каньон Хермен-Цев – страна Мальборо!!! Классно! Очень красиво! Воды нет!!!

 

Bugiin Tsav-горы скелетов

43.88115,

100.02731

Эта область богата местами окаменелости. Не искали. Не до того было.

 

маленькая пещерка пирамидок

44.425,

99.31999

Пещера с большим количеством пирамидок. Говорят, внутри пирамидки текст молитвы.(не вскрывали)

 

khun chuluu-каменные бабы

46.26383,

96.27473

 

 

Aimag Museum в Алтае

46.37515,

96.26173

Не были…

 

Shuteen Park в Алтае

46.37352,

96.24923

Не были…

 

Juulchin Altai ger camp-кемпинг

46.36491,

96.21609

Неплохой для Монголии кемпинг.

 

 Озеро Ногон-Нур

 48,679658

 90,720567

Озеро, место стоянки от которого хорошо ходить на вершину Цаст Улы

 

Музей черных пирамидок

48.18056,

99.80849

Черные каменные туры(пирамидки) на берегу озера

 

Пещера адской желтой собаки

48.17279,

99.82919

 Большие провалы в землю

 

гора Цаст-Ула

48.63757,

90.71005

Сама вершина Цаст-Ула

 

9.    Дополнительные сведения о походе:

1.Дополнительные сведения о походе:

1)Список специального снаряжения:

 

Г р у п п о в о е

 

 

Л и ч н о е, специальное

наименование

количество

наименование

количество

 

Домкрат -хайджек

1

Обвязка

6

 

Буксировочный трос

4

каска

6

 

лебедка

1

Компл «железа»

6

 

Сенд-треки

4

спасжилет

2

 

Каяк «Каньон-2»

1

кошки

2

 

Веревка д10мм х50м

2

сноуборд

1

 

             

 

            Все заявленное снаряжение пригодилось и было использовано!

 

Необходимый ремонтный набор имелся в каждой машине. Рекомендуем брать по два комплекта набора ремонта бескамерных шин на каждую машину, особенно при посещении Гоби.

Кроме авто аптечки, дополнительный необходимый набор медицинской аптечки имеется в каждой машине и отдельный комплект для пеших вылазок.

 

2)Снаряжение каждой  машины

 


Комплект снаряжения каждой  машины

Делика

Форд

Джимни

Эскудо

 

огнетушитель

х

х

х

х

 

знак аварийной остановки

х

х

х

х

 

наклейка RUS

х

х

х

х

 

лопата

х

х

 

 

 

домкрат

х

х

х

х

 

запасное колесо (2шт)

х

х

х

х

 

запасная камера

х

х

х

х

 

ремкомплект для ремонта бескамерки

х

х

х

х

 

насос

х

х

х

х

 

трос

х

х

х

х

 

наклейки на машину

х

х

х

х

 

Радиостанция 144, 433 Мгц

х

х

х

х

 

навигатор-жпс

х

х

х

х

 

преобразователь 12-220

х

 

 

х 

 

доска 1,5м (типа сантрак)

х

х

 

 

 

газовая горелка

х

х

х

х

 

газовые баллоны

х

х

х

х

 

ветрозащита

х

х

х

х

 

котелки общие 7-9 лит

 

 

х 

 

 

посуда газовая (пару кострюлек)

х

х

х

х

 

канистра воды (по 10лит на человека)

х

х

х

х

 

канистра топлива (на 300км хода)

х

х

х

х

 

запчасти для машины

х

х

х

х

 

зап. Масло, жидкости

х

х

х

х

 

столик

х

х

 х

 

 

стульчики

х

х

х

 

 

тент-навес

х

х

 

 

 

подпорки тента 3 шт.

х

 

 

 

 

колышки и веревки тента

 х

х

 

 

 

палатка

х

х

х

х

 

фальшвеер

 

 

х

 

 

сотовый телефон

х

х

х

х

 

мануал на сигнализацию от машины

х

х

х

х

 

Спутниковый трекер инрич

 

 

 

х 

 

 батарейки или шнур питания инрич.

 

 

 

х 

 

флешки с музыкой в машину

х

 х

х 

х 

 

айпад с картами

х

 

 

х 

 

карты бумажные

 

х

 

 

 

мануал на машину

х

х

х

х

 

запасные ключи от машины и сигнализ.

х

х

х

х

 

сапоги

х

 

 

 

 

плащ-палатка

х

 

 

 

 

аптечка автомобильная (+ дополнения)

х

х

х

х

 

лебедка цепная

 

х

 

 

 

тазик 40 лит

х

 

 

 

 

душ насос

х

 х

 

 

 

ведро от тераки

 

х

 

 

 

каяк надувн, оранжевый

 

 

х

 

 

весло для каяка 2 шт

 

 

х

 

 

спасики надувные 2 шт

 

 

х

 

 

сноуборд

х

 

 

 

 

очки сноубордовые

х

 

 

 

 

флаг ГТ

х

 

 

 

 

маршрутная книжка

х

 

 

 

 

зарядное для акб "пальцы-мизинцы"

х

 х

х 

х 

 

штатив

х

х

 

 

 

перчатки рабочие

х

х

х

х

 

         

 

  1. Снаряжение участников
       

 

в машине у каждого

 

ходовое в радиалки

 

паспорт России

 

кружка

   

Загран паспорт

 

миска

   

водительское удостоверение

 

ложка (вилка)

   

СОР на машину

 

 накидка на рюкзак

   

страховка на машину

 

рюкзак маленький-для радиалок

   

страховой полис ОМС, ДМС

 

панамка (косынка) ходовая

   

деньги, рубли, тугрики,доллары

 

рубашка ходовая

   
   

ветровка

   

обьектив(дополнительный)

 

штан ветров

   

батарейки для цифровика

 

трико ходовое

   

рюкзак большой(для вещей)

 

видеокамера гоу про

   

вкладыш герметик в рюк.

 

носки ходовые

   

коврик

 

ботинки ходовые

   

спальник

 

Запасные батарейки

 

 

вкладыш хб в спальник

 

темные очки

 

 

полартек (свитер

 

фонарик с батарейками

 

 

шорты-штаны

 

хобочка

 

 

футболка запасн сменная

 

бутылка питьевая 0,5-1лит

 

 

носки хб запас сменные

 

термос

 

 

легкая обувь -сандали, тапки(авто)

 

блокнот

 

 

спички

 

карандаш-ручка

 

 

плеер с пластинками :)

 

нож

 

 

зарядка для телефона

 

фотоаппарат

 

 

зарядное для фотоаппарата

   

 

 

шнуры для фотика, плеера и пр устройств

       

Купальник

       

полотенце

       

зубастая щетка

       

футболка экспедиционная

       

форма гринтура верх

       

куртка непромакаемая

 

общее нужное

 

штаны непромакаемые

1

поварежка

   
 

2

моечный комплект

 

для холодных вечеров  и снега

3

тросик для котлов

 

перчатки хб

4

досточка для резанья

 

 




трико шерст




5



крем от загара


 

шапочка шерст



6



мыло для рук


 

носки шерст



7



топор


   

свитер шерст



8



пила


   

нижнее хб белье (запас)



9



шампунь


   

пуховой жилет



10



картофелечистка


 

бумага туалетная



11



мольберт, холст


 

салфетки влажные



12



химзащита по пояс


 

 


 

ремнабор(иголки нитки)


                   

 

горное

 

веревка 50 м

2

каска

6

обвязка

6

усы двойные

6

карабины

20

ледоруб

3

восьмерка (спусковуха)

6

кошки

2

жумар

6

(жумары и спусковухи – не пригодились, кошки обязательно брать всем восходителям                      

 

5)    Подготовка автомобиля.  Необходимые условия.

1.  Все  основные  системы  автомобиля,   обеспечивающие  безопасность  движения   (система торможения, рулевое управление, подвеска, электрооборудование и др.) должны быть, дополнительно проверены и отрегулированы до начала пробега.
2.             Для преодоления водных преград необходимо защитить систему зажигания oт попадания влаги.
3.             Увеличить высоту воздухозаборника. Проверить   надежность   герметизации   воздушного   фильтра   и   воздуховодов.
4.             Необходимо   иметь   надежную   защиту   картера   двигателя,   коробки   передач,
тормозных шлангов, топливопровода от ударов камней.
5.              Обязательное наличие буксировочных крюков спереди и сзади автомобиля - по два
6.              Обязательное наличие грязеулавливающих брызговиков для передних и задних колес.
7.     Обязательное наличие радиостанции с одинаковыми частотами в каждой машине
8.              Покрышки на всех колесах должны быть с развитыми  грунтозацепами.
9.             Наличие ЖПС навигатора с картами Монголии
10.          Дополнительные канистры для топлива и воды
Рекомендуемые условия.
1.  Наличие установленной или автономной лебедки.
2      Полка или сетка в верхней части салона для размещения ценного груза.
3.      Специальные крепления для снаряжения и груза.
4.      Дополнительные точки подключения электрооборудования =12В (прикуриватели, разъемы, тройники).
  5.      Наличие трансформатора 12/220V, Зарядных устройств.

Перечень АЗС в Монголии,  вдоль нашей нитки маршрута, и расстояние от предыдущей до следующей АЗС, км

 
Перечень АЗС    расстояние от предыдущей АЗС, км       
           
Монды (Роснефть)    0       
Хатгал    204       
Мурэн    100       
Джаргалант    159       
Тарян    100       
Цэцэрлэг    160       
Хотонт    83       
Kharkhorin    37       
Арвай-Хэр    220       
Гучин-Ус    102       
Сэврэй    256       
Гурван-Тэс    123       
Шинэ-Джинст    236       
Баян-Цаган    62       
Чандмань    87       
Бэгэр    81       
Алтай    110       
Дарив    235       
Манхан    143       
Ховд    86       
Улэгэй    218       
Ташанта    121     
Планируя заправку надо помнить что топлива может и не быть, или заправка не работает!

Фото –видео аппаратура участников:
Пыльник Олег: Sony DSC-HX60V по оптике х30. Видео - она же. 
Ковылин Антон китайская поделка под Gopro - SJ cam 4000, фотоаппарат Canon Powershot SX210,
Богатырев Евгений: Sony DSC-HX7V 10x Optical Zoom
Зеленков Андрей GoPro2
Голдаев Павел- GoPro3black
Шкрябин Владимир-Nikon cooplix L820 30x Optical Zoom

 

Список экстрим-аптечки:
1.Перевязочный материал:
Бинты – 7 (10) на 14 см стерильные – 5- 6 шт;
Пакет перевязочный индивидуальный – 1 шт;
Повязка кровоостанавливающая с феракрилом – 1 уп.(7 шт);
Бинт трубчатый – 1 компл.;
Бинт 5 на 10 см стерильный – 1 шт.;
Вата 25 г – 1 пакет;
Салфетки стерильные – 1 пакет;
Лейкопластырь широкий – 1уп.;
Лейкопластырь бактерицидный (разных форм и размеров) - 1 набор;
Бинт эластичный – 1 уп.
Маленький (лёгкий) и острый ножичек – один (для работы с перевязочным материалом)

2.Антисептики:
3 % раствор перекиси водорода 100 мл (в пластиковой бутылке)- 1 фл.;
96 % спирт 100 мл. (в пластике)- 1 фл.;
Йод 5 % раствор – 1 маленький фл.;
Спрей для дезинфекции (А септ, стерил и аналоги) 50 мл – 1 фл.;
 
3.Шприцы: (одноразовые, стерильные в упаковке)
5 кубовые – 5 шт.;
10 кубовые 2 шт.;


4.Ампулы (для иньекций):
Противошоковый набор – ( 1 амп р-р Кетанова + 1 амп р-р дексаметезона + 1 амп р-р кордиамина) – 2 комплекта;
Р-р Баралгина (реналган) – 3 амп.; (анальгетик и спазмолитик);
Р-р Но шпа – 1 амп.; (спазмолитик);
Р-р Димедрола - 2 амп.; (десенсебилизирующий противоаллергический пр-т с успокаивающим эффектом);
Р-р Лазикса – 2 амп.; (мочегонное применять при отёке мозга, лёгких);
Р-р Диклоберла – 2 амп.; (противовоспалительное средство с обезболивающим эффектом);
Р-р Эуфиллина 24 % - 2 амп.; ( Бронхолитик и спазмолитик);
Р-р Новокаина 2 % - 10 мл (2 -5 амп); (анестетик местного – контактного действия);
Р-р Дицинона - 2 амп.; (кровоостанавливающее средство);
Р-р Метоклопрамида (Церукал) – 2 амп. ( противорвотное и успокаивающее средство);

5. Лекарства в таблетках, пакетах и каплях:
Аугментин (антибиотик) 625 мг – 1 уп. (7 таблеток); (а/б широкогоспектра действия , мало осложнений. Хорошо переноситься на высоте - 1 тб 3 р. в день);
Фарингосепт – 10 тб.;( антисептик для горла 4-5 тб в день);
Цитропак – 10 тб; ( анальгетик, жаропонижающее, тонизирующее средство, препарат № 1 в горах);
Ацетилсалициловая кислота (Аспирин) – 5 тб; (жаропонижающее и кроворазжижающее средство , пр-т № 2 в горах);
Солпадеин – 2 тб.; (анальгетик и жаропонижающее 2 тб в сутки);
Баралгин – 2 тб.; (спазмолитик и анальгетик);
Супрастин – 2 тб.; (десенсибилизирующее и антиаллергическое средство);
Квамател 20 мг.- 4 тб.; ( противоязвенное и желудочное средство 2-3 тб в сут.)
Мезим 10000 ед – 2 тб.; (комплекс пищеварительных ферментов);
Но шпа – 4 тб.; (спазмолитик);
Белалгин – 4 тб.; (желудочное - болеутоляющее и спазмолитическое средство);
Лоперамид – 10 тб.; (средство от диареи , до 5 ти таблеток через 1-2 часа,по одной - до прекращения позывов);
Фталазол – 10 тб.; (антибиотик применяется при кишечных инфекциях. По 1-2 тб 3 раза в сутки;)
Карболен (активированный уголь) – 10 тб.;
Смекта – 4 пакета; (для лечения желудка и кишечника, обволакивающее и дезинтоксикационное средство по 1 пакету с водой выпить 3 р. в сутки);
Нимесил – 2 пакета; (противовоспалительное, антиревматическое средство – применять при болевом синдроме в позвоночнике и суставах по 1 пакету с водой 2 р.в день);
Софрадекс (капли глазные – ушные) – 1 флакончик; (закапывать и промывать глаза и уши);

10.     Стоимость проживания, питания, снаряжения…
Основной бюджет похода составил бензин и способы доставки участников до точки старта. У каждого вышел разный бюджет, приводим усредненные данные:
а) на 14 чел., на продукты и газ изначально (в городе) потрачено 45000р, кроме того на обеды в Газарах и доп. Продукты в Делгурах-  30000 эквивалентных рублей на еду в  Монголии, (Итого на поход в среднем по 5500руб/на чел, без учета питания до точки старта)
б) на общественные нужды (наклейки, кепки, футболки, карты, пермиты, доп. снаряжение,  связь ) 42000р. (3000руб/чел)
в)  на топливо в среднем на 1 машину: Владивосток – Монды =550 лит = 20000руб; Монды-Ташанта(Монголия) =450лит=882000Тугриков~27000руб.; Ташанта –Владивосток=950лит=34000руб (итого по 20000руб/чел)
г) перелеты на самолете от 16000 до 55000руб. на человека
д) общий полный бюджет похода(складывается из полных растрат каждого участника) = 35000+ 56000+ 40000+ 35000+45000+80000+30000+78500+65000+70000+75000+70000 +40500 +60000 =780.000 руб

Некоторые подробные суммы:
24000р.=закупка еды во Владивостоке
20000р.=закупка еды в Новосибирске
5400=Активация и 1 месяц работы оборудования связи Delorme in Reach
2300 р. =батарейки к главному GPS, 
3000р. =печать бумажных карт, 
23000р.=футболки+кепки+наклейки
2800= баня на 4 часа на всех(по 700р/час)
1400=проживание в палатках на базе Кочевник (по 100р/чел)
3500р.= проживание в «Республике Гайдар»
15000 тугриков (3000тг.  человека ) за восхождение на Хармен Цав
500-1000тугриков  = пермиты на въезде в некоторые населенные пункты, не более 4 раз за весь поход.


11.      Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута
  Маршрут пройден с использованием печатных кар Монголии масштабом 1:200 000, навигатора Navitel и навигатора OziExplorer с картами Генштаба различного масштаба на базе планшетного компьютера Huawei. Подробные печатные (или отсканированные) карты Монголии существенно помогают в ориентировании. Нить маршрута охватывает большую территорию, громадное разнообразие географических условий, животного и растительного мира, давая возможность оценить многообразие природы данного региона. Маршрут познавателен и насыщен посещением культурных и исторических объектов, общением с представителями местного населения. Весь маршрут необычайно живописен, пейзажи очень разнообразны. Маршрут имеет много мест для рыбной ловли. Погода Монголии непредсказуема, и, хотя июнь и июль считаются крайне благоприятными месяцами для посещения этой страны, в любой момент можно ожидать дождя или грозы. Район ущелья Хэрмэн-Цав крайне интересен и заслуживает того, чтобы провести там больше времени. Помимо собственно каньона там встречается масса других интересных геологических образований. Для лучшего знакомства с монгольской культурой и кухней рекомендуется питаться в кафе и ресторанах, которых всегда много в городах и у дорог. Местное население крайне дружелюбно, охотно приглашает к себе домой, что тоже представляет огромный интерес с точки зрения изучения местной культуры. Уровень владения русским языком у населения значительно снизился, английским хорошо владеет молодежь, обучавшаяся в Улан-Баторе и других крупных городах. Для машин рекомендуем иметь как можно больше запасных частей, поскольку приобрести что-то в Монголии практически не представляется возможным, и иметь как можно больше времени для путешествия, что бы объять необъятное!

12.Приложения:

а) Диск DVD с картами, треками, точками и отчетом

б) Видеосюжеты о походе «Гоби на Десерт» размещенные в сети: 
 https://youtu.be/yDgOitV7eeQ  старт из Владивостока
https://youtu.be/-lhyDHbaf9g
https://youtu.be/4tWvbxpY34Y
https://youtu.be/RPrQAwKTURM


в) Ссылки на информацию в СМИ и интернет изданиях о данном походе:
http://turizm.primkray.ru/trek/gobi-na-desert-kombinirovannyy-pohod-po-m...
http://podshipnik-servis.ru/new/theme/1148
http://direqtor.livejournal.com/92316.html
http://shaman.asiadata.ru/taxonomy/term/177
http://primorye24.ru/news/foto/56174-kompaniya-molodezhi-iz-vladivostoka...
http://www.drive2.ru/l/7518560/


г) Торрент-раздача с картами Монголии https://www.sendspace.com/file/x2ek9e
Трек, плюс варианты маршрутов, плюс точки - все в одном файле: https://www.sendspace.com/file/4rxpd2
Большенство взятой нами информации о Монголии отсюда:
http://frantsouzov.livejournal.com/111101.html, 
http://frantsouzov.livejournal.com/tag/Монголия


Отчет подготовлен в 2015 году турклубом Гринтур (Green Tour), Владивосток, Снеговая 35 каб 5.  9147058370,    полная, электронная  версия отчета:  http://turizm.primkray.ru/trek/gobi-na-desert-itogovyy-otchet-o-puteshes...


END.

Голосование: 
5
Оценка: 5 (голосов 2)

Комментарии



Более подробного отчета я не читал. Молодцы. Хорошее путешествие. Сами выезжаем в Монголию уже на этой неделе, правда в составе одного экипажа. Очень много полезной информации подчерпнули перед поездкой. Жаль что ссылки на треки и карты Монголии не работают. Если есть возможность скиньте пожалуйста трек. Заранее спасибо.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарии,