Баджальский хребет: альпийская красота Дальнего Востока

01.01.2021-09.01.2021

Наша подготовка к Новому 2021 году очень отличалась от той атмосферы, которой были окутаны окна и витрины магазинов, лица прохожих, гирлянды на городских елках, последние рабочие дни, окончательно превратившиеся в нетерпеливую суету на пике своего предвкушения. Мы тоже были нетерпеливы, мы тоже готовились и ждали, но только совсем не ту традиционную новогоднюю ночь с бенгальскими огнями, салютами, столом и телевизором.

• Нитка маршрута: Владивосток – п. Герби – р. Герби – р. Омот-Макит – озеро Омот – г. Улун (2222 м, радиально) – г. Омот (2194 м, радиально) – кл. Глухой – перевал 1965 м – р. Орокот – п. Герби – Владивосток

Краткие сведения о походной местности

Баджальский хребет – горная цепь, раскинувшаяся в Верхнебуреинском районе Хабаровского края. Местность примечательна тем, что особенности рельефа придают ей ощутимое сходство с Альпами – крупнейшей горной системой Европы. Крутые склоны с острыми вершинами и резкими гранями водоразделов образованы долинами глубоко врезанных рек и ледниковыми формами. Баджальский хребет простирается на 220 км в междуречье Амура и Амгуни, наивысшая точка – 2263 м (гора Король).

• Участники похода:
  • Николай Лукьяненко – рукпох;
  • Владислав Лутковский – навигатор;
  • Евгений Ершов – ответственный за связь (трекер);
  • Елена Ляхова – завпрод;
  • Вячеслав Кудашев – завснар;
  • Владислав Сопов – хронометрист.

Вступление. На пороге путешествия

Но есть такое там, и этим путь хорош,

Чего в других местах не купишь, не найдёшь:

С утра подъём, с утра и до вершины — бой.

Отыщешь ты в горах победу над собой.

Ю. Визбор

30 декабря наша подготовка к предстоящему походу пересекла финишную черту, и канун праздника мы встречали впятером в поезде, уносившем нас прочь от уютных городских домов. Уносившем в путешествие навстречу Баджальскому хребту.

Время следования из Владивостока до Герби – примерно 1 день 11 часов.

В Комсомольске к нам присоединился наш шестой участник – Влад Л., а также группа комсомольских лыжников, которые собирались пройти по схожему маршруту.

31 декабря пролетело довольно быстро, как и предшествовавшие дни, у нас было много задач перед началом похода: полноценно отдохнуть, восстановить ресурсы, изучить карту маршрута и определить, как именно мы будем преодолевать возможные препятствия на нем.

Тем не менее, незаметно для нас самих, путешествие уже началось. Это ощущалось практически кожей: по мере удаления от Владивостока и приближения к поселку Герби температура воздуха опускалась все ниже...

Баюкая, все стучат и стучат колеса. Единственное, что ярко напоминает о царившем в мире празднике, - это салют. В полночь на станции Постышево специально для нас запустили красочный фейерверк :)

Впрочем, главной целью новогодней ночи была именно попытка уснуть, так как прибытие в поселок ожидалось около пяти часов утра 1 января. До Герби оставались считанные километры.

День 1. Поселок Герби – река Герби

По прибытии на станцию мы выгружались очень быстро. Стоянка поезда была непродолжительной, а вещей и снаряжения у целого вагона туристов было много. Единственное, на что успели обратить внимание спросонья – на табло с температурой на станции.

-38 градусов…Пожалуй, не все из нас когда-либо были в таких условиях. Кажется, эта поездка обещала быть не просто запоминающимся походом на таежных заснеженных просторах, а своеобразной проверкой организма на выживаемость.

Попрощавшись с командой лыжников (у них маршрут стартовал заброской на шишиге), 1 января 2021 года в 05:05 мы шагнули в холодную темноту.

Ледяное дыхание мороза обжигало лицо, от чего оно начинало постепенно терять чувствительность, а ресницы быстро обледенели, слипнувшись в единую замороженную массу. Признаться, это было достаточно контрастным ощущением после сонного спокойствия поезда с прогретыми вагонами.

Радовало, что волокуши очень хорошо и послушно скользили по дороге, значительно облегчая вес наших рюкзаков.

До обеда по накатанной лесовозной дороге мы прошли около 20 км. За это время ледяная темнота тайги растаяла под лучами проснувшегося солнца, и у нас появилась возможность рассмотреть заснеженный пейзаж вокруг нас.

Погода была прекрасна, именно та, о которой классик писал свое известнейшее – «Мороз и солнце»: ярко-голубое небо, словно еще более прозрачное и яркое на лютом морозе, как это обычно бывает именно в зимнюю пору; заснеженные деревья и кустарники, то окружавшие нас плотной стеной, то, наоборот, расступавшиеся на полянах, когда мы могли наконец рассмотреть очертания вершин горной цепи.

Очень красиво, очень по-настоящему, очень дико по-таежному, но, к сожалению, остановиться и более подробно оценить все это великолепие не было ровно никакой физической возможности.  При длительной остановке все конечности моментально сковывало, и мороз начинал пронизывать тело ещё сильнее.

На обед мы встали на притоке р. Герби – Муннах, где расположилось небольшое, но такое необходимое для нас зимовье.

В условиях удаленности от цивилизации, среди природы и низких температур быстро учишься быть благодарным и за малое, и это сооружение без окон, с одной печкой и обнесенной снегом крышей было для нас желаннее самого удобного гостиничного номера.

Обедаем, топим печь, греемся в зимовье и идем дальше. Немного теплеет, если это вообще применимо к таким температурам, - 30 градусов.

Постепенно с дороги мы свернули на лыжню, уходящую в верховья р. Герби. Вокруг намертво сцепились труднопроходимые заросли кустарников, но на тропе/лыжне это не создавало особенных проблем.

В целом все шло пока без особенных трудностей, хотя, конечно, уже начинали ощущаться и вес рюкзаков на собственных плечах, и длительный мороз. Подножие горного хребта, кажется, стало немного ближе, хотя и было очевидно, что нас отделяют от него еще километры и километры, помеченные верхушками еловых крон далеко впереди.

До наступления темноты мы прошли еще около 10 км и остановились на ночевку на берегу реки.

Итого за 8 часов 30 минут мы прошли пешком 30 км, перепады высот незначительные.

День 2. Река Герби – река Омот-Макит – озеро Омот

Первая ночь, конечно разительно отличалась от теплой ночи, проведенной в поезде на пути к п. Герби. Пошехонка очень плохо отдавала тепло, совсем не было тяги,  и температура в палатке составляла около -10 градусов. Спальные мешки помогали хотя бы отчасти согреться и набраться сил перед выходом на новый участок маршрута с еще более жгучим морозом, нежели в палатке.

В шесть часов утра подъем, завтрак и сборы лагеря. В 9 утра продолжаем движение по реке.

Этот отрезок пути был небезопасен: в некоторых местах минус буквально выдавливал воду на поверхность и замерзая она наслаивалась на старый лёд, также оставались участки с нестабильным и тонким ледовым покрытием.

До обеда мы преодолели около 10 км и встали на обед перед слиянием реки Герби и Омот-Макит, небо ясное, температура -27°.

По плану было выйти к озеру Омот на третий день, но понимая, что мы идем, опережая график, и что ночь можно провести в зимовье с хорошей печкой, мы решили идти до темноты к озеру.

Постепенно уходя от реки, мы вышли на лесную охотничью лыжню. Идти стало сложнее, снега по колено, попытка идти в снегоступах не увенчалась успехом. Волокуши то и дело приходилось перетаскивать через завалы деревьев. Встречались открытые броды.

Солнце постепенно уходило в закат, а вместе с ним нас покидали и силы. Ноги на автомате лениво волочились по снегу, хотелось все бросить и остановиться, но до озера оставалось всего около 3 км и нужно было продолжать идти.

И вот, сделав над собой последнее усилие и преодолев несколько небольших вершин, кажущихся от усталости просто недосягаемыми, мы в 19:05 наконец-то вышли к большому заснеженному озеру, освещенному лунным блеском. Где-то в глубине леса нас ждала долгожданная избушка, в которой мы и планировали заночевать.

Дров в зимовье не оказалось, поэтому, сбросив рюкзаки, все занялись заготовкой дров и растопкой печи.

Итого за 8 часов 20 минут в пути ~ 21 км. На реке снега мало, наледи неглубокие. Есть незамерзшие участки реки, приходилось тратить больше времени на их пересечение.

День 3. Озеро Омот

Ночное дежурство возле печки в доме занимало около 60-80 минут. В это время можно было просушить свои мокрые вещи, повесив их поближе к печке, т.к. на ночь их нельзя было оставлять без присмотра из-за высокой температуры: пуховые вещи горели, ботинки расклеивались. Или просто прикорнуть на пеньке возле печки, слушая уютное потрескивание дров в печи.

Хорошо выспавшись и позавтракав, мы начали обживаться в доме, заготавливать дрова, утеплять окна пленкой и готовиться к завтрашнему восхождению на г. Улун. Температура утром -37°.

День 4. Озеро Омот – г. Улун (2222 м)

Утро 08:15. Солнце только начинало касаться заснеженных вершин, а мы уже держали свой путь по ключу в сторону г. Улун. Идем в снегоступах. Большие речные валуны и огромные лапы стланика то и дело преграждают нам путь.

И вот взошло солнце и все вокруг невероятно засверкало. До горизонта и дальше простирались бесконечные белоснежные горные хребты, словно одно большое горное королевство.

Бóльшую часть пути до перевала по Улунскому цирку мы шли в снегоступах. Слева от нас в самое небо уходили пики Цоя и Хабаровских Альпинисток. Словно маленькие муравьишки на фоне возвышающихся величественных гор, мы шли, барахтаясь в мягком, пухлом снегу.

Переобувшись на крайней ровной полке в кошки, мы начали восхождение. Подъем занял порядка трех часов. Ближе к вершине фирна нет, в основном подвижные камни. Две вершины Улуна открылись перед нами, точно, как огромный, спящий под снегом дракон.

14.10 главная вершина г. Улун – 2222 м. Температура -30°, небо быстро затянуло тучами и началась метель, сильный ветер. Делаем групповое фото и начинаем спуск. Возвращаемся на озеро к 19 часам.

Итого за 10 часов прошли 15 км, набор высоты 1074 м, крутизна склона от 25 до 35 градусов.

День 5. Озеро Омот

В этот день у нас была запланирована дневка. Половина нашей группы осталась на озере в доме на хозяйстве, а вторая половина ушла тропить по ключу Омот-макит в сторону г. Омот.

Слава, Влад С. и Коля ушли около 11 утра и вернулись только вечером, протропив в сторону горы 6,5 км. За это время мы заготовили дров для себя и следующих групп, прибрались в доме, приготовили ужин, а также нагрели воду и оборудовали в доме небольшое душевое место, где все смогли помыться.

Месяц выдался довольно щедрым на даты, поэтому холодными зимними вечерами мы все вместе дружно собирались за праздничным столом. Новый год плавно перетекал в Дни рождения Славы и Влада, а затем - Рождество.

День 6. Озеро Омот – гора Омот (2194 м)

08:20 выход, температура -38°, небо ясное, идем по подготовленной тропе.

10:20 уходим с тропы, идем в снегоступах по стланнику, часть пути по лесу с глубоким снегом. После выхода из леса вдали уже виднеется наша вершина. К обеду начинаем восхождение по хребту. Из-за опасных отвесных скал приходится спускаться ниже и обходить по склону.

В 14:10 начали восхождение в кошках. Поднялись на перевал ~1830 м. Перед нами только бескрайнее синее небо и заснеженные хребты Баджала.

В 15:45 поднялись на вершину, прибили табличку, сделали групповое фото. Железный геодезический тригоном завален. Вся вершина каменистая, снега почти нет. В 16.30 спустились с вершины на перевал, начали спуск к подножию.

К 20:00 вернулись на озеро. Вечер проходил в обычных походных занятиях: восстановлении сил, сушке, ремонте и подготовке снаряжения, обсуждении дальнейшего маршрута.

Итого за 11 часов 30 минут – 20 км, набор высоты 1174 м, крутизна склона от 35 до 40 градусов.

День 7. Озеро Омот – ключ Глухой – перевал 1965 м – река Орокот

Утро, выход в 08:15. С грустью и неохотой покидаем нашу теплую, уютную избушку, начинаем движение в сторону неизвестного перевала.

В 09:20 уходим с протропленной дороги в ключ Глухой. На пути много больших валунов, скорость движения становится очень низкая.

Усталость копится, но нам нужно во что бы то ни стало сегодня преодолеть перевал. В 12:10 встаем на обед, температура -38°, холодно, солнце предательски скрывается за хребтом. Разводим большой костер, греемся, готовим обед. Коля и Влад Л. уходят вперед разведать место для подъема на перевал.

Обедаем, выходим в 14:00. В 15:00 начинаем восхождение. Вдали виднеется озеро Омот.

Идем в снегоступах, но не успев оглянуться, понимаем, что перевал становится довольно крутым и дальше идти можно только в кошках. За километр до верхней точки, остановившись на единственном крохотном участке с кустарником и забурившись ледорубом, максимально осторожно переобуваемся, стараясь ничего не уронить вниз.

Подъем на перевал казался бесконечным. Фирн вперемешку с глубоким снегом, стлаником и подвижными камнями. Стоило только немного неустойчиво встать, как рюкзак вместе с волокушами предательски тянули вниз.

Спустя 2 часа, наградой за все мучения был очень красивый закат на перевале.

В 17:10 начинаем спуск с перевала к месту ночевки.

К 18:30 вышли к реке Орокот и на небольшом участке леса начали разбивать лагерь.

Итого за 10 часов 15 минут – 20 км, набор высоты 805 м, крутизна склона до 40 градусов.

День 8. Река Орокот

Вторая ночевка в палатке, холодно. Некоторые хитрят и не будят товарищей на дежурство, ведь у печки сидеть намного теплее :)

Температура -38°, легкий завтрак без костра, выход в 08:15.

В этом распадке снега больше полуметра. Идем по пухлому снегу. Приходится много тропить.

В 11:50 встаем на обед. Температура -31°, ясно.

Постепенно снега становится меньше, встречается пустолед, все больше попадается мест с чистым льдом, где идти легче, но выдавленная морозом вода прилипает к снегоступам.

К 18 часам выходим к небольшому зимовью. На подходе очень много следов охотников и техники. Спальных мест здесь на 2 человека. «В тесноте, да не в холодной палатке», - единогласно решаем мы.

В зимовье очень хорошая печка, одного полена хватает, чтобы в доме воцарилась адская жара. Все наши вещи высыхают в считанные минуты. Ужинаем, спим и дежурим по очереди.

Итого в пути 7 часов 30 минут – 15 км.

День 9. Река Орокот – п. Герби

В 06:00 встаем, в 07:00 выходим. Сегодня в 9 вечера у нас поезд домой, нужно спешить. Идем по следам техники: по дороге или реке, практически без привалов.

Погода, как и все предыдущие дни, ни разу нас не подвела. Небо ясное, светит солнце. Каждый идет в своем темпе, опутанный собственными мыслями. «Эх, как хочется съесть чего-нибудь вкусного и вредного… и побольше» :)

К часу дня выходим к ж/д мосту на реке Орокот, отзваниваемся домой и завершаем маршрут.

В ожидании машины, которая должна была довезти нас до п. Герби, разводим костер, готовим обед.

К 14 часам за нами приезжает Евгений Павлович Орлов на старом военном «ГАЗе» с печкой в крытом кузове и везет нас в поселок.

Веселый, добродушный дядя Женя сразу же располагает к себе. За разговорами о местной природе, хозяйстве, туризме, истории этих мест и просто о жизни время летит незаметно. Наш стол ломится от яств: домашних солений, копченой рыбы, выпечки. Мы вдоволь паримся в бане, моемся и отдыхаем.

Довольные, счастливые и полные впечатлений вечером садимся в поезд и отправляемся домой. Баджал, до новых встреч!

И снова, баюкая, стучат колеса…