Чандолаз и его окраина

10.04.2004

10-11.04.2004г.

Маршрут:   Владивосток –хребет Чандолаз (Лозовый хребет) – Владивосток

Участники: Игорь, Леша и Я.

Оборудование: палатка,  , котлы х2, топор, пила, карта, компас, веревка 100+25+20, железо и ЖПС

Собираясь на Чандалаз в этот раз, мы ставили перед собой основную задачу – имитировать подъем и спуск с перевала 1Б – 2А. Пока в кулуаре лежит снег и лед я думал, что это будет возможно. Посещение пещер – так, для личного ознакомления. Игорь и Леша еще ни разу не были в пещерах, я же хотел разведать пещеру Дальнюю. Но, чуть было не было …

Прособиравшись накануне до часу ночи, поставил два будильника на 4.30, т.к. мне надо уехать на первом трамвае, отходящем с Сахалинской в 5.25. Проснувшись в 5.30, я понял что проспал и уже опаздываю. Голосовать в такое время в выходной день в нашем районе не с руки, и вот, одев рюкзак весом 38 кг, плетусь вниз на Сахалинскую. На остановке никого – первых пассажиров увез трамвай. Ни людей, ни машин.

6.00 утра. Электричка отходит через 25 минут. Помочь может только чудо, и это чудо появляется из-за поворота и, всего за 100 руб и 15 минут, спокойно и непринужденно довозит меня до площади.

Беру билет – благо времени еще валом – и на перроне встречаюсь с Игорехой.

Вот подают электричку. Едем.

На Первой Речке влезает Алексей, мы в сборе. Теперь нам еще долго ехать.

Проезжая в 11.10 152 км Игореха делает отметку «точки» на GPSе – нам сюда возвращаться.

На станцию Боец Кузнецов электричка приходит в 11.15. На деревянном домике, который когда-то был станцией, расписания нет. Попавшееся под руку население ясно нам ответить не смогло. Отойдя 300 м от железки, пришлось вернуться, чтобы посмотреть расписание на новом кирпичном здании кассы.

Игорь с Лешей взяли GPS, и теперь каждый останавливается на каждом повороте и нажимает какие-то кнопки J Вспомнился анекдот: «О… геологи из лесу вышли, карту достали, сейчас дорогу спрашивать будут».

Через деревню ползем на хребтик, обходя справа кладбище. Мимо проезжает могучая машина «Урал». Алексей пытается сказать, что можно ее догнать и попросить подвезти, на что Игорь отвечает что мы на тренировке и нам легкого не надо – пешком пойдем.

Солнечно и тепло. Покрытие под ногами нормальное, идется легко, тем более вниз. Переходим речку и, следуя дороге, переваливаем в долину Екатериновки. Вдоль ручья местами лежат толстые глыбы льда. Кое-где из воды вылезают останцы скал. Красиво.

В 13.00 выходим на хорошую грунтовую дорогу: Екатериновка – Близнец. Сюда ездит народ на поле, копать картошку.

Открывается великолепный вид на левую часть хребта Чандалаз с его вершиной. Парней впечатляет, и они делают несколько снимков.

Перекур 15 минут и идем дальше.

В 14.00 останавливаемся под кулуаром. Разводим костер сухой травой, вода закипает довольно быстро. Очень сухо. Где-то вдали пожары создают дымку на горизонте. Отобедав, тщательно заливаем костер. Чтобы не было.

Поднимаемся. Подъем довольно крутой. Осыпи местами еще в снегу. В сужении между жандармами лежит лед. Проходим его с поочередной страховкой друг друга.. Подъем до верха жандармов занял 1 час 40 минут.

Оставив рюкзаки, в касках, фонариках и с веревкой направляемся к пещере Дальняя. На одной из скал, прилегающих к Жандарму  видим огромное гнездо шершней. По узкой тропинке траверсом идем вдоль хребта. Открываются красивые виды на долину и скалы Жандармы.

Вот и пещера дальняя. Не помню, был ли я здесь когда учился в спелеошколе, но в том году вход в нее показал Spider. Вход расположен в 1,5 м от земли далее первого зала лучше залезать с веревкой.

Мы, готовые ко всему, вошли вовнутрь. Как только стемнело, оказалось что на троих всего 1,5 фонарика, т.е. Леша забыл в рюкзаке, а мой еле светит.

Пещера красивая и не сложная, мне понравилась. Игорю с Лешей так вообще все в новинку. Местами висят летающие мыши. Есть скопления сверчков.

Полазив 1-1,5 часа возвращаемся к рюкзакам. Результат – для прохождения нужны две веревки10 + 20.

Тут же предлагаю залезть на один из жандармов пока не стемнело. Высота впечатляет. Постояли на краю, посмотрели как можно отсюда спуститься. Присмотрели несколько мест для завтрашней тренировки.

От седловинки до перевала поднимались еще 20 минут. Встали на полянке прямо над спуском к Солянику. Поставили палатку, насобирали дров и в 20.00, вооружившись веревками и прочим снаряжением, начали спуск к входу в Соляник.

Спуск в снегу, обледеневший, местами выступает грязь. На спуск потратилось 8 или 10 веревок, правда очень коротких – по 20 метров.

В пещеру зашли вроде как с 3-мя фонарями, но почти сразу Лешин потух и не подавал признаков жизни. Протиснулись до Грота Чайников; дальше и не планировалось. Леша подустал, его боты плохо держат. В этот раз внутри много мышей. Показал Игорю вход в новую и старые системы. Лезем назад.

На улице стемнело. Вверх подниматься сложнее. Темно и скользко. Я навешиваю, Леша жумарит, Игорь поднимается и сбухтовывает. Все прохождение от палатки и до палатки у нас заняло 3 часа.

Пришедши, варим ужин. Поели. Уставшие и довольные валимся спать. Уже полпервого, луна и ветер дополняют экзотичность нашей ночевки.

11.04.04.

Встали в 7.20, как и прежде наплавили со снега воды для чая и молочной каши.

Позавтракав, вышли в 9.30 налегке в сторону вершины Чертов Утес. Тригоном установлен на площадке возле резкого понижения. Можно сказать, почва уходит из-под ног. В сторону обрыва кусты расступаются и открывается вид на часть хребта, ступенями подбирающегося к вершине.

Полазив по выступам возле вершины и сделавши коллективный снимок, возвращаемся в лагерь.

Забрав рюкзаки, спускаемся к Левому Жандарму. Здесь у нас тренировка. Скинув 100 метров 12-ки, спускаемся вниз.

Повторив несколько раз, следуем дальше по хребту. Время 13.40. Нам осталось пройти по хребту и спуститься на 152 км. Однако вкралась неожиданная ситуация. Где-то на середине хребта, где тропа переходит в дорогу, по которой даже иногда ездят машины, о чем говорили свежие следы, хребет раздвоился, и мы незаметно ушли в правую сторону. Пещеры Мечта спелеолога и Сквозная, запланированные ранее, остались в стороне. Я решил спуститься к Близнецу.

Сойдя с дороги, мы метров 500 пробивались по сухой траве и, наконец-то, снова вышли на дорогу. На одном из поворотов тропа уходит вправо и спускается прямо ко входу пещеры Близнец.

14.30. Сняв рюкзаки, отдыхаем. Наблюдаем как другая группа туристов-чайников лезет наверх.

Лезть в пещеру нет желания и времени. Немного перекурив, тропой выходим на хребты, а по ним, через дачный поселок, на станцию.

От пещеры до станции 6, 5 км, у нас это заняло 2 часа ходу. Возле деревни готовим ужин, расположившись возле ручья.

Проходящие мимо нас туристы оказались друзьями Алексея. Пригласили их на чай, а затем все дружно, делясь впечатлениями о проведенных на Чандалазе выходных, дошли оставшийся километр до станции.

18.10. Подошла электричка, чтобы спокойно, под ритмичный стук колес доставить нас до дома…