Хребет Эзоп, реальности похода по курумнику

Дата события: 
06-29.07.2018

Отчет о походе по хребту Эзоп в июле 2018

Обшей идеей похода было достижение вершины «гора Город Макит» высотой 2298 м, а вот новизной – прохождение хребтов Эзоп и Ям-Алинь на всем протяжении! Логичной особенностью этого похода являлся выход с пешеходного маршрута по воде (хотя в запасном варианте было пешее прохождение через 4 перевала по болотам к людям (в случае очень уж страшной воды)).

Прочитав немногочисленные отчеты, наша группа пришла к выводу, что в основном туристы «забрасываются» под гору Город Макит (вертолетом, вездеходом, снегоходом) и лишь затем поднимаются, и то в холодное время года, чтобы избежать мошки и комаров, и прохождения болотистой местности. Стратегический ход был в том, чтобы достигнуть вершины по хребтам, минимизировав прохождение болот и кедрового стланика, а выход с маршрута осуществить на деревянном плоту, чтобы не нести лишний груз. Так же были предприняты тренировки по сборке плота, выводом которых стал отказ от такого средства передвижения, так как сборка деревянного плота занимает много времени, а при любом заторе-завале на реке придется все повторять заново. Командой было решено изготовить переносимое суперлегкое плавсредсто, достаточное для безопасного прохождения реки 2 к/с. С возможностью быстрого разбора сбора плавсредства и небольшими финансовыми затратами. Рассмотрев все модели каяков, байдарок и катамаранов а также Пакрафт пришли к выводу, что плавсредство придется шить самостоятельно. Довольно оптимальным тактическим ходом оказался заказ надувашек из «чернухи», общий вес которых составил 5,4 кг и пошив шкур из Кордуры 210 + дно ПВХ 600, общий вес которых составил 5,08 кг. В дополнение три алюминиевые лопасти = 1,45 кг. Рама собиралась на местности из лиственницы. Итогом стало изделие: надувной плот на 6 персон с рулевым веслом и двумя загребными, весом в сухом (пешем) состоянии 12 кг., которые делились на куски по 2,5 кг (max)! Что позволяло как распределить вес среди участников, так и качественно укладывать рюкзак. Так же тактически важным шагом было использование основной веревки после спуска с гор в качестве вязок для рамы!

Описание прохождение группой маршрута.

06.07.2018 День 1

День ушел на упаковку снаряжения и общение с МЧС Амурской области, которое не хотело нас выпускать, ссылаясь на погодные ЧС. Ближе к полночи две трети группы во главе с руководителем на поезде Владивосток-Москва отбыли из Владивостока. Еще двое участников должны были войти в состав в Хабаровске и в Софийске.

Несмотря на позднее время, на вокзал прибыла группа поддержки из наиболее заинтересованных членов Клуба для того, чтобы произнести слова напутствия и поддержки, а заодно убедиться в том, что группа действительно погрузилась в поезд и действительно решила уйти на маршрут, а не махнуть в Первопрестольную.

07.07.2018 День 2

Буквально за сутки стало известно, что в результате обильных осадков смыло паромную переправу на трассе между Чегдомыном и Софийском. Водитель Иван, отвечающий за заброску группы до Софийска, выразил сомнения в том, что ему удастся переехать Бурею вброд. Однако эта информация не повлияла на решимость группы, решили положиться на русский АВОСЬ. МЧС выпустило оперативную сводку.

08.07.2018 День 3

В результате на ст. Новый Ургал Верхнебуриинского района, Хабаровского края группа прибыла в количестве 5 человек в 6.54. Примерно в это же время шестой участник группы – Евгения –сообщила о том, что ночует в поселке старателей в 5 км от Софийска.

Водитель Иван на своем бортовом Камазе опоздал на станцию на 20 минут и это был единственный недочёт в заброске. Больше до самого Софийска никаких вопросов и Ивану не возникло.

От Нового Ургала до Софийска примерно 200 км грунтовой дороги. Через 75 км дорогу преграждает река Бурея. В обычное время работает 2 парома. Оба принадлежат старательским артелям, один из которых перевозит помимо своего транспорта также и транспорт местных жителей, на коммерческой основе конечно. Второй – только своих. Группа прибыла к переправе около 11.30 часов. Сразу выяснилось, что «на ходу» только 1 паром, как раз тот, что не занимается благотворительностью, второй смыло накануне.

Наш водитель достаточно расторопно нашел местного старожила, который рассказал о существовании брода и даже сопроводил нас к нему. Брод оказался метрах в 300-х выше по течению от паромной переправы. Наш Камаз на базе Урала преодолел его без особых затруднений. По визуальным наблюдениям глубина брода составила более 1 метра, а протяженность 120-150 метров.

После переправы дорога заметно ухудшилась, но тем не менее около 16.00 мы благополучно прибыли в п. Софийск, где на крыльце закрытого на замок местного Дома культуры обнаружили палатку с нашим шестым участником – Евгенией. Группа в полном составе. Несколько минут на посещение местного магазина, перекус и в 17.00 8.07.2018 вышли на маршрут.

Первый неприятный сюрприз встретил нас сразу за границей поселка. На карте, GPS, да вообще по практике, сложившейся как в Приморье так и в Хабаровском крае, какая-то часть территории вокруг населенных пунктов имеет более или менее обжитой вид. Это выражается хотя бы в том, что в пределах 10, а иногда и более километров от населенного пункта имеется более или менее проезжабельная дорога, которая используется местными относительно регулярно. В нашем случае при планировании скорости маршрута и места предполагаемых ночевок так же в расчет принималась эта самая обозначенная дорога от Софийска вдоль реки Олги. Этот расчет не оправдался. Похоже местные, по крайней мере в теплое время года, не покидают своего поселка и не интересуются окружающими их красотами.

Недалеко от последнего поселкового строения дорога ушла в болото. В результате скорость передвижения упала и за 3,5 перехода по этой топкой поверхности болота и пятью бродами через Олгу, группе удалось пройти только 11.6 км. Встали лагерем в 20.30 на каменистом берегу реки Олга сразу после первого левого притока указанной реки от пос. Софийск. Высота места 968 м.

На этой же стоянке выяснилось, что большая часть сала и сыра из раскладки не пригодны к дальнейшему употреблению (сказалась неделя хранения на балконе). На что Руслан оптимистично заявил, что «жареное пропавшим не бывает». Однако большая часть группы не поддержала такую степень оптимизма. Рукпох так же выразил обеспокоенность по этому поводу, впрочем, на хорошем настроении группы эта новость никак не отразилась и после ужина группа прослушала 1 часть лекции Евгении о ее походе на г.Белуха.

09.07.2018. День 4

 Температура утром +15С. Подъем был запланирован на 7.00. Однако группа поднялась гораздо раньше и к 8.30 готовы были выдвинуться на маршрут.

 До 13.00 от места первой ночевки удалось пройти 10 бродов по 10 метров и 7 бродов по 5 метров, всего 11.7 км. 

К 20.00 часам поднялись по р. Правая Олга до разрушенных бараков на ее левом берегу, где и встали на вторую ночевку. Кстати сказать, строения там действительно есть и пребывают в заброшенном состоянии. Всего прошли за день 24,15 км, высота места 1185 м.

На ужине продолжили сортировать продукты, в результате подтвердилось, что случаи порчи сала и сыра носят массовый характер. После ужина пошел дождь и продолжался всю ночь.

10.07.2018 День 5

Утром первый и единственный случай, когда группа проспала на целых 15 минут. Все в тумане. Сегодня предполагается подъём на отрог хребта Эзоп и далее на сам хребет.

Вышли на маршрут в 9.15. Сразу переправились через Правую Олгу (брод 10 м\0,4 м). Сначала пробирались около 1 км по берегам ключа попали в сплошные заросли стланика. Пришлось падать снова в ключ и еще примерно 1 км. подниматься по руслу (видео).

Поднялись до истока ключа, набрали воды в бутылки и по курумнику перевалили через безымянную вершину 1904 м. Встали на обед 13.30 – 14.45, пройдя 5600 м от места ночёвки.

Окинув взором предстоящий маршрут по хребту, отметили, что ни растительности, ни тем более признаков воды в пределах видимости не наблюдается.

Обед готовили на газу. Легкая тень беспокойства промелькнула в сознании по поводу отсутствия воды, но тут же вспомнились ландшафты гор Аника, Спутника и Ко, высота примерно та же, и вода в виде родников или микроозер встречалась там регулярно.

Поэтому после обеда с надеждой двинулись дальше. Чем дальше двигались, тем отчетливее понимали, что хребет Эзоп кардинально отличается от всех виденных нами хребтов в Приморском и Хабаровском крае.

По крайней мере у меня не пропадало ощущение, что никакого отношения к Акту Великого Творения этот хребет не имеет. Скорее это похоже на остатки грандиозных горнорудных разработок, оставшихся после древних инопланетных посещений. Сразу бросилось, что называется, в ноги, непривычная подвижность каменной структуры хребта.

Камни буквально плыли под ногами особенно в тех местах, где гребень хребта заострялся и приходилось обходить по склону подобные «динозаврики». В 19 часов, просматривая вперед маршрут, стало понятно, что мест для ночёвок нет в течении нескольких километров. Встали на лагерь на месте, которое можно было немного раскопать.

Воды по дороге не встретили. То, что несли с собой, ушло на обед и на переход. Рукпох личным примером организовал архитектурные работы по обустройству двух небольших площадок, пригодных для установки палаток. Примерно через час с небольшим при помощи камней и мха (случайно оказавшегося в этом месте),удалось выровнять две площадки и установить палатки.

Одновременно с началом работ Руслан и Евгения были командированы вниз по северо-западному склону хребта на поиски воды. Группа оценила их самоотверженность с учетом пройденного ландшафта и потраченных для этого усилий. Как назло через 20 минут после их ухода зарядил нормальный такой дождь. При помощи натянутого тента удалось достаточно быстро набрать полный котел (4 литра) воды. Поставили второй. Упал густой туман. Группа сразу начала беспокоиться о ходоках. Тут по сухим эзоповским камням передвигаешься без особого эстетического наслаждения, а по мокрым ...

Вернулись они с водой в 21.05. Прошли по навигатору 2.5 км. Отогреваясь, Руслан поведал о том, что весь склон состоит из «сыпухи», по которой возможно передвигаться только на 4-х точках с постоянными пробуксовками. Группа сделала определенные выводы из сообщения Руслана, так как всем хорошо известны его непритязательность и спартанская выдержанность. Судя по всему, «прогулка» за водой действительно выдалась достопримечательной. В 22.30 дождь закончился, температура +11 С. Прошли за день 11 км. Высота лагеря 1900 м.

11.07.2018 День 6

 

Подъем в 5.30. Температура утром 10 С. Дождя нет, пасмурно. В цирках под нами слева и справа лежит густой туман, вернее не лежит, а довольно быстро перемещается то вверх, то вниз по склонам.

Выход на маршрут в 7.30. Скорость передвижения невелика, в среднем около 1 км в час. Несколько первых часов шли по мокрым, «живым» камням. Ближе к обеду они подсохли, но в обед опять пошел дождь.

По дороге преодолели несколько «динозавриков», на гребнях которых Коля с какой-то тоской, я бы даже сказал – с любовью, несколько раз реально добрым словом вспомнил траверсы хребтов в Приморье. В общем, практически весь день вся группа была сосредоточена на одной главной цели – не сломать себе ноги. 

Обед в этот день был коротким, но вкусным. Вкусным потому что других обедов в походе не бывает, коротким – потому, что шёл дождь и все замерзли.

В 17.30 чудесным образом свалились в седловинку прямо таки альпийского вида. Мало того, что это была достаточно большая ровная полянка, полностью покрытая столь редким в этих местах мхом с родендронами, так еще и буквально в 50 метрах от нее восхитительный снежник размером примерно 5/25 метров. Если бы я был более впечатлительным, я решил бы, что уже умер и попал в рай, но подобная эмоциональность мне не доступна, поэтому, лёжа на моховой подушке, я наблюдал как наш Рукпох вместе с Настей ушли вперед на разведку дальнейшей топографической обстановки.

Оно и понятно, время вставать на ночь еще не пришло, как минимум 2 перехода еще вполне можно проделать, если вколоть достаточное количество мильдония. Лежа на этом прекрасном зеленом ковре и глядя вслед разведчикам я отчетливо понимал, что на таком хребте, подобный райский уголок со снежником сотворен Создателем только в единственном экземпляре.

Я понимал так же, что через 2 перехода от него я буду вновь заниматься архитектурными экспериментами, пытаясь выровнять площадку под палатку, а затем всей группой на 4-х точках исследовать склон на сыпучесть и заниматься подъемом воды из точки «ж» в точку «б». Поэтому лежа на поляне, я пытался как можно лучше запечатлеть в своей памяти каждый уголок и каждый цветок этого райского места. Что бы было, о чем вспоминать дальше на хребте. Где-то в глубине сознания неведомый голос нашептывал о том, что нельзя пренебрегать таким подарком Судьбы – невежливо. Иначе не видать нам удачи. В это время вернулись разведчики. Полудневка. Встаем лагерем. 

Чудо продолжилось. Удалось собрать две охапки полусухого стланика. Костёр – экономия газа. За костром обменялись мнениями о хребте Эзопа. Не сговариваясь, сошлись на том, что в названии хребта по чьему-то недосмотру перепутана как минимум одна буква, и что хребет этот одноразовый, в том смысле, что раз побывав на нем, вернуться уже не захочется, как говорится в одной сказке «…навеки потеряешь к людоедству аппетит.»

Встали на лагерь в 17.30. Прошли 8,7 км. Высота 1981м.

12.07.2018 День 7

Подъём в 4.30 Температура +12 С. Выход на маршрут 6.00. В 8.30 рукпох собрал внеочередное собрание группы и обратился к присутствующим с речью из которой следовало, что в настоящий момент мы отстаем от запланированного графика на 2 суток.

С учетом особенностей рельефа и скорости продвижения группы это отставание будет только нарастать. Из запланированных 16-18 км по хребту, в день группа проходит лишь около 10.

Для того, чтобы успеть ко времени окончания отпусков, нам придется резать маршрут. После собрания группа, оставив рюкзаки, сходила в радиалку на расположенную неподалёку высоту 2241 м.

На вершине обнаружили поваленный полусгнивший тригоном и жестяную табличку на которой, вероятнее всего гвоздем, была выбита надпись «Верх. Харги». Сложили тур из камней.

Вернулись к рюкзакам и начали спуск в долину реки Харга. Спуск проходил в условиях яркого солнечного освящения по «живому» склону, поэтому доставил участникам много незабываемых впечатлений.

Случайно отрабатывали падения поочередно то на бок, то через голову. У некоторых последний вариант выходил особенно эффектно. Рукпох пресёк подобные эксперименты, дабы не «сломать общественную каску». На середине спуска нашли родник и это несколько приободрило.

Как говорится, сколько не спускайся, а все равно конец будет, так и в этот раз дошли до ключа, где обнаружили поляну где и решено было пообедать. Заодно искупались и постирались.

После обеда, двигаясь по границе стланика и курумника, пересекли р. Харга и пошли вверх по правому ее истоку по пути встретив 2 или 3 живописных водопада.

В 16.30 дошли до самого истока Харги. Отсюда же начинался подъем на перевал Харга - Селемджа.

За две ходки к 17.30 забрались на сам перевал, высотой 1985м.

 

 

Не имея информации по этому перевалу, сделали его фотографии и описание, нарекли его «Запасной» (см. приложение).

Пока отдыхали и делили Женин шоколад, Рукпох с Русланом установили, что спуск с перевала в Селемджинский водораздел тянет на 1Б-2А. Достали верёвку, нашли точку страховки в самом начале спуска, и поочередно начали спускаться. Верёвку пришлось пробрасывать дважды, после чего продолжили спуск на ногах с использованием ненормативной лексики. По-хорошему, для спуска с этого перевала необходимо 3 веревки.

Под перевалом нашли небольшое озерцо и довольно живописную поляну. Готовили ужин на дровах – красота.

 Встали на лагерь 19.30 Температура 21С. Прошли 13.280. Высота лагеря 1766м. Ср.скорость 2.2 км\ч

13.07.2018 День 8

Подъем 6.30. Температура 18 С. Выход в 8.20. Пошли прямо по притоку Селемджи. Справа и слева кедровый стланник. Зарядил дождь. Перед выходом на основное русло Селемджи пришлось обходить завалы из валежника. К обеду вышли непосредственно на русло. В этом месте оно представляет из себя сухую каменную дорогу.

Вышли на боковой приток Селемджи, который должен был вывести нас на хребет Ям-Алинь, высоту 2041. На обеде взвесили рюкзаки: Володя – 26 кг; Руслан – 26 кг; Влад 27 – кг; Коля 25.5; Настя 23.4; Женя – 24.5. 

После обеда группа уже начала движение по ключу к высоте 2041, когда метров через 700 нас догнал Володя и сообщил об изменении маршрута.

На этот раз это было связано с неудовлетворительным состоянием одного из участников. Он стёр себе обе ноги и чувствовал себя действительно не важно. Идём вниз по Селемдже до возможной точки сплава. Несколько ходок спускались по сухому руслу, на 4-м переходе началась собственно вода. Встали на лагерь в 19.00. В этом месте ширина реки метров 10, глубина сантиметров 30.

На ужине доели предпоследний кусок пропавшего сала. Прошли 17.6 км. Высота лагеря 1175 м. Ср.скорость движения 3 км\ч.

14.07.2018 День 9

Подъем в 7.00 Выход в 8.40 Обед 13.15 – 14.45. По пути посетили небольшое горное озеро.

Оно расположено справа по течению Селемджи, метрах в 300-х от основного русла за небольшой сопочкой напротив безымянного притока истоки которого в районе высоты 2258, а само озеро в районе высоты 1772. Расположено оно в живописной котловине. Тишина только стрекозы летают. Володя обошел озеро кругом в исследовательских целях. 

Встали на лагерь в 17.10 напротив живописной скалы, за которой руководитель обнаружил заброшенный стан геологов, а перед скалой располагалось два отличных омута. По всем рыбацким законам – идеальное место для рыбалки. По поводу рыбалки: надо сказать, кулинарные ожидания группы в смысле запеченой рыбы не оправдались. По ходу движения неоднократно пробовали и блеснить, и меняли различные «мухи», и пробовали естественную приманку. Поклёвок не было. Настораживало и то, что рыба не наблюдалась и визуально, хотя вода в верховьях исключительно прозрачная. Бесполезными оказались многочисленные попытки и около этой скалы. Уже после окончания сплава от местного водителя мы узнали, что река загажена золотарями. Со слов старожила, артельщики используют для добычи золота щелочь и мышьяк. Рыба осталась только в отдельных ключах – притоках Селемджи и непосредственно в самой Селемдже только около устьев этих ключей. 

После постановки лагеря заготовили 9 лиственничных стволов для рамы катамарана, подготовили гондолы. Прошли 17.4 км. Высота 1029 м. Ср.скорость движения – 3.4 км.

15.07.2018 День 10.

Подъем в 7.00. Сбор катамарана, плота или попросту плавсредства.

Сделали так же 2 загребных весла, рулевое весло и два шеста. Спустились на воду в 13.00.

Первые 5 километров шли рядом с катом, на котором были погружены рюкзаки. Несколько раз перетаскивали его через перегородившие русло реки бревна, но серьезных завалов не было.

После того, как достигли слияния реки с Соруканом, река стала полноводней, и мы начали полноценный сплав. В 17.00 кат прижало к правому берегу заваленому валежником и Настю «выбило из седла». Володя тут же нырнул следом и они оба зацепились за один из поваленных стволов.

Кат пристал к берегу чуть ниже. Сплав пришлось прервать, так как во время инцидента утопили весло. Первое время оно отчетливо просматривалось на дне. Глубина реки в этом месте составляла 1.30-1.40 м., течение примерно 11-12 км\час. Спасательная операция осложнялась близостью валежин, под которые легко могло затащить пловца. Рукпох отдал команду ставить лагерь, Колю назначил старшим водолазом. Для того, чтобы максимально обезопасить водолазные работы, Володя с Русланом спилили часть представляющих опасность валежин. 

Эта работа, а также подготовка боевого пловца заняла несколько минут, за это время весло перестало просматриваться визуально. Поэтому первые несколько погружений результата не принесли. Коля не смог, пролетая на скорости над интересующим участком дна, обнаружить весло. В этот момент рукпох зорким глазом углядел весло в 30 метрах ниже по течению, куда его отнесло, пока велись подготовительные работы. В этот раз Коля достал весло и, потрясая его над головой от триумфа и от холода, торжественно доставил на берег. Надо сказать, что температура воздуха была так себе. Сколько точно не скажу, но уж точно не располагала к загару.

Про температуру воды достаточно сказать, что ноги теряли чувствительность спустя полминуты. Кстати хорошо в качестве анестезии. Поэтому операция по спасению общественного имущества и самоотверженные действия нашего водолаза заслуживают много теплых слов, кои и были в изобилии произнесены в его адрес. Проплыли 20.920. Высота 919м. Ср.скорость – 6 км\ч

Следующие дни были похожи друг на друга - сплав по реке...

После обеда наблюдали резкое изменение цвета воды на темный ближе к коричневому. В течении дня несколько раз шел дождь, пасмурно. Прохладно. Несколько раз встречали по берегам зимовья. Одно из них поразило всех идеальным, я бы даже сказал немецким порядком и медицинской чистотой. На другом отметили приличную по таежным меркам библиотеку.

 

Полуднёвка, выспались отдохнули, завтрак совместили с обедом. Пока плыли, возлагали определенные надежды на метеостанцию, связанные с баней, гитарой, сгущенкой и солёными огурцами. Судя по карте, она состояла из нескольких строений. Эти строения отчетливо просматриваются и со спутника. Несмотря на то, что готовились к высадке на метеостанции, тем не менее метров на 400 проскочили нужную точку. Всему виной совершено первозданный берег без каких-либо признаков присутствия человека, если не считать одинокий башмак, насаженный на ветку.

Причалили на косе и по высокому заболоченному берегу вернулись пешком к этому самому башмаку. От него вглубь леса просматривалась давно не используемая тропа. Пройдя по ней метров 150 нашли группу заброшенных строений. Краткий осмотр выявил как минимум 1 жилое и 4 хозяйственных постройки, баню и что-то похожее на хлев. Судя по остаткам оборудования в своё время это действительно была метеостанция. Заброшена лет 20 или больше назад.

Вернулись к катамарану и сплавлялись до слияния Кумусуна. Хочется заострить внимание, что установка лагеря для ночевки на всём протяжении реки на берегах практически не возможна из-за заболоченности и наличия комарья, а вот на косах и отмелях есть более менее твердая сухая поверхность, что продувается вдоль реки, сдувая мошку. 

С учётом скорости передвижения утром произвольный подъём. В этот день на завтрак были оладьи. Сплавлялись весь день без особых происшествий. По берегам наблюдали многочисленные следы деятельности старательских артелей, видели и действующее оборудование.

Самым примечательным стал переход через порог «Подосёновский». Километров за 10 до него на правом берегу увидели палаточный лагерь, над которым гордо реял флаг ЛДПР. Похоже на туристов-сплавщиков. Пристали, надеясь на душевное общение с коллегами. Оказались лесорубы. Встретили нас двое уже подшофе, не ответили на приветствие. К костру так же не приглашали. Кратко выяснив у них состояние реки и получив от обоих совершенно противоречивую информацию, отправились дальше. Настораживало одно – впереди какое то препятствие, к которому мы не готовились. И даже не знали их местоположение на реке. Срочно был сделан запрос «на большую землю», откуда довольно оперативно пришел ответ с координатами двух порогов: «пор.Подосеновский, начало 53,199784 133,189745 » и «пор.Горбатый 53,124318 133,116124».

Забив координаты в ЖПС, приготовились. Удивление настало, когда заданная точка была пройдена по боковому руслу, все выдохнули – мол, опасность миновала. Но тут началось… То ли в интернете точка забита не там, то ли мы действительно обошли часть порогов, но остальную часть зацепили. Большие валы воды, иногда из-под воды торчали камни, иногда встречались застрявшие деревья. Видимо половодье скрыло от нас часть порогов, но от этого они стали (по высказываниям водников) еще более страшные.

Держась за раму и весла, старались вести плот носом по течению. Имея вес 600-800 кг, наше плавсредство довольно уверенно пробивало валы и проходило ниже. Фотографий порога нет, не успели, только видео снятое руководителем. До этого весь день плыли сухими, солнце, солнцезащитный крем – лепота. На порогах не осталось и сухой нитки. Порог «Подосёновский» протяженный, метров 500-1000 наверное. При желании его можно обойти правее, какой он в другую воду не известно. Мы старались пройти его максимально безопасно. Взбодрились. Как впоследствии рассказал нам местный водитель, лет 80 назад бригада старателей во главе с бригадиром Подосеновым на плотах перевозили золото. На перекатах плот развалился, несколько человек утонули. С тех пор перекат так и называется. Больше до самого Экимчана перекатов не было. Зная расписание движения поезда, решили не торопиться в дорогу в ночь, а провести финальный вечер у костра на реке, которая так хорошо помогла нам добраться.

На лагерь встали в 18.15 примерно в 12 км от Экимчана. Высота 507 м., Ср.скорость реки 11.1 км\ч.

Подъем в 7.00. Выход в 9.30. Изначально долго всматривались в даль – брод, мост, паром… Ничего! Пристали на окраине поселка Экимчан, практически проплыв его в 10.40. Позже оказалось, что мост на 3 км ниже (мы его не видели).

Весь сплав по реке у нас вышел 185 км. при планах не больше 70 :)

Пока сушилось снаряжение пробежали по поселку.

Произвел приятное впечатление. Районный центр, есть своя больница, даже автомагазин. В 13.30 выехали на УАЗе «таблетке» до Февральска. 210 км трассы пролетели быстро.

Грунтовая дорога удовлетворительного качества. На отдельных участках УАЗ шел 120 км\час. Салон водитель позаимствовал от «Хайса» поэтому группа расположилась с комфортом . На середине пути один крупный поселок – Стойба. Магазин. В 17.00 высадились на ЖД вокзале Февральска.

Выяснили разницу во времени на 1 час. До вечера тусовались в здании вокзала. После многочисленных попыток удалось снять 3-х комнатную квартиру на 1 ночь за 1000 руб. в шаговой доступности от вокзала (телефоны квартиросдатчиков: 89538050722, 89146057392, 89140498718) В общем, ночь провели с комфортом.

Утром в 8.45 местного времени поезд до Комсомольска-на-Амуре, где основная часть группы пересаживалась на поезд до Владивостока, а двое участников заканчивали маршрут.

Всех участников живыми и практически невредимыми вернули по домам.

Всего за маршрут прошли пешком 101.6 км, сплав по реке – 185.7 км.

Список снаряжения, взятого группой на маршрут


Групповое Прочее

палатка 2 шт 6,4 кг (2,85+3,5)

тент 1 шт (1 кг)

веревка 50м (D10, 3кг), 50м (D3, 0,8 кг)

плавсредство 1шт 11 кг (2,250+2,250+2,6+2,6)

котелки 2 шт 4+5 л (1кг) с возможностью использовать на газу

гребла для весел 3 шт (1,5 кг)

навигатор 2 шт (0,4 кг)

трекер спутниковый Delorme In Reache 1 шт (0,3 кг)

спасжилет 6 шт * 250-400 г

карабин 6 шт * 150-200 г

каска 6 шт * 300 г

горелка газовая 2 шт (100+250 г)

фонарик 6 шт * (70-100гр)

продукты 11 кг * 6 чел

газ 2 шт * 450 г + 2 шт * 250 г

ремнабор 1 шт * 1,2 кг

аптечка 1 шт * 1,4 кг + 6 * 0,1 кг

батарейки АА 12 шт трекер + 24 шт GPS


Рюкзаки на старте составили:

Шкрябин Владимир – 30,5 кг (шкуры, каски, трекер)

Тя Шен Тин Руслан– 27,15 кг (палатка, карабины, ремнабор)

Ким Настя – 25,2 кг (пила, топор, котлы, каска, весла)

Леонтьева Евгения – 25,5 кг (палатка, весло, жпс)

Лукьяненко Николай – 28,0 кг (надувашки, весло, газ)

Лутковский Влад – 30,5 кг (аптечка, веревки, горелки)

Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения

Затраты на проезд  
Поезд Владивосток- Хабаровск 1 700 ₽ (на одного)
Поезд Хабаровск- Новый Ургал 1 400 ₽ (на одного)
Аренда машины Камаз (180км) 25 000 ₽ (на всех)
Аренда Машины УАЗ (205км) 20 000 ₽ (на всех)
Поезд Февральск - Комсомольск 1 500 ₽ (на одного)
Поезд Комсомольск - Владивосток 2 000 ₽ (на одного)
   
Проживание в Февральске 1 000 ₽ (на всех)
   
Связь (спутниковый трекер на месяц) 2 200 ₽ (на всех)
Ремнабор 800 ₽ (на всех)
Батарейки 1 300 ₽ (на всех)
Ткань для шитья катамарана 10 000 ₽ (на всех)
Аптечка (докомплектация) 500 ₽ (на всех)
Страхование группы 1 000 ₽ (на всех)
   
Питание в походе  
Мясо (сушили сами) 14 500 ₽ (на всех)
Остальная еда 13 400 ₽ (на всех)
Перекусы 5 400 ₽ (на всех)
   
Итого:  
Проезд (на группу / 1 человека) 74 400 ₽ / 12 400 ₽
Питание (на группу / 1 человека) 31 200 ₽ / 5 200 ₽
Снаряжение (на группу / 1 человека) 19 200 ₽ / 3 200 ₽
Полная стоимость (на группу / 1 человека) 124 800 ₽ / 20 800 ₽

Фотографии с похода: http://turizm.primkray.ru/galleries/hrebet-ezop-i-reka-slemdzha

Видео с похода: http://turizm.primkray.ru/video/hrebet-ezop-i-reka-slemdzha

Электронная версия отчета: http://turizm.primkray.ru/trek/hrebet-ezop-realnosti-pohoda-po-kurumniku

Бумажная версия отчета храниться в библиотеке НО-ФСТР и в библиотеке СТК «Green Tour» по адресу г. Владивосток, ул. Снеговая, д. 35а, каб. 5.

Вариант нашего подъезда до ст. Новый Ургал вышел таким из-за привязки к дате старта нашей группы и наличия свободных машин на эту дату. Логичнее ехать на поезде до ст. Чегдомын, а там уже пересаживаться на автомобиль.

Обычная стоимость заброски из Чегдомына (Новый Ургал) до Софийска у местных перевозчиков 30000₽ за рейс. Андрей (+9147769421, Урал вахтовка) согласился забросить группу за 20000₽, но через неделю слился, сославшись на занятость. Устюгов Николай (+79141747776) 30000₽, Шабалин Андрей (+79141782690) 30000₽. Иван (+79142166881, Камаз бортовой) согласился за 25000₽, по итогу все договоренности выполнил в точности.

Вариант нашего отъезда так же указан на схемах в пункте 3.5 – п. Экимчан, однако плановая точка выхода группы была п. Златоустовск, потому что ниже слияния р. Харга и р. Селемджа находятся пороги, которые мы хотели исключить из своего маршрута. От п. Златоустовск планировалось на машине добраться до ст. Февральск.

Заброска из Экимчана до Февральска. Ниже телефоны перевозчиков, которые регулярно перевозят пассажиров из Экимчана через Февральск до Благовещенска. Стоимость Экимчан - Февральск 3000₽ с человека при условии полной загрузки автобуса. Нам удалось договорится за 25000₽ за группу из 6 человек. Микроавтобус УАЗ (+79146078698) Виталий. Другие перевозчики: +79145864492, +79145960608, +79143900278, +79638064226, +79638089815, +79098953098, +79145897037, +79140424696, +79619513795

Карта в большом разрешении http://turizm.primkray.ru.com/sites/default/files/images/karta_gorod_makit3.jpg 

В нашем конкретном случае, случилось два изменения маршрута, о чем подробно написано ниже:

  • После радиального выхода на вершину горы 2241 м руководителем было принято решение об изменении маршрута, о чём было сообщено «на большую землю» для дальнейшего сообщения информации по инстанциям (МЧС и ФСТР, родственники). Изменение маршрута обусловлено очень медленной скоростью передвижения группы по курумнику и «живым осыпям» хребта Эзоп. Проанализировав передвижение группы в течении нескольких дней, сопоставив запланированные (16-18 км/день) и реальные прохождения (9-12 км/день), рассмотрев хребет с оптическим увеличением, было решено срезать «петлю хребта», пропустив перевал Селемджа-Кербу, перевалить безымянный перевал (описаный и названный нами «перевал Запасной») и выйти сразу к реке Селемджа и далее на высоту 2046 м, тем самым скомпенсировать 1,5-2 дня нашего отставания от графика и предотвратить дальнейшее нарастание времени. При сходе с согласованного маршрута и преоделении перевала был включен спутниковый ЖПС трекер, который с переодичностью в 10 мин передавал координаты и высоту положения группы через спутник на «большую землю». В случае ЧС или НС, координатор сразу бы определил время ЧС и место нахождения группы.

Причинами медленного передвижения группы можно назвать два фактора:

1) отсутствие вспомогательных периферийных дорог возле поселка Софийск. На карте они есть, через космос просматриваются, а по факту оказались зимником, заболоченной местностью, как на дороге так и по ее обочинам, со скоростью передвижения 0,5-1 км/час.

2) очень молодой, а в следствии и очень подвижный курумник на хребте Эзоп, в дополнении к нему слабый вестибюлярный аппарат у некоторых участников группы, что не позволяло идти на двух ногах или ногами с помощью трекинговых палок, а требовало присутствие всех четырех конечностей для передвижения по курумнику. 

  • Второе изменение маршрута, связанное с безопасностью прохождения группой маршрута, было принято на реке Селемджа. Группа выдвинулась уже в сторону хребта Ям-Алинь и прошла километр, когда руководитель, наблюдая со стороны за передвижением группы, решил отказаться от дальнейшего восхождения на хребет Ям-Алинь, восхождения на гору Город Макит и полного прохождения заявленного маршрута. Решение было обусловлено тем, что один из участников в течении нескольких дней передвигался, пересиливая боль в ноге. Двигаясь в сторону хребта, уходим дальше от аварийного выхода, что при ЧС удваивает путь возврата. А передвигаясь к началу полноводной реки в данный момент участник может еще идти самостоятельно и нести свой рюкзак. Кроме того, передвижение по воде (холодной) в данный момент хоть как-то обезболивало ногу.

Причиной физического состояния ног стал большой вес рюкзака и длительное прохождение по твердым поверхностям (камни), а также наличие в трекинговых ботинках стелек с силиконовыми пятаками. Передвигаясь в течении нескольких дней по курумнику, под большим весом ноги и пятки стали «гореть». Ботинки разношенные, прошедшие не один поход. Смена стелек на «геливые» была согласована руководителем после того как участник поведал, что регулярно их носит в городе и ПВД походы. Замена стелек собственно и стала причиной «убийства» ног. От большого веса, и жесткой опоры гелиевые пятаки расплющивались – разбегались при каждом шаге, а затем собирались снова. При прошествии половины дня на подошве ноги образовалось сплошное поле глубинного мозоля, которое не позволяло наступить на ногу (ПВД и город – нет такого веса рюкзака!)

По опыту прошлых лет, что бы не испортить человеку ноги насовсем, было решено закончить пешую и перейти к водной части маршрута, где не нужно работать ногами, а только руками. Кроме того, изменения маршрута захватили и финальную часть – предполагаемые 40 км пешки в Златоустовск,решено заменить на сплав до Экимчана, что в данной ситуации оказалось логичным и практичным.

Об изменении маршрута было сообщено на «большую землю». При передвижении на плоту GPS трекер передавал местоположение группы каждые 10 минут.

52.44597,134.29988 ночевка (на скалах копали)

52.47136,134.36442 ночевка (седловина со снегом)

52.47368,134.38768 перевал через хребет Эзоп

52.47515,134.40472 поляна ручей дрова

52.47809,134.41127 скальный каньон, обход слева

52.47675,134.43918 перевал 1985м "Запасной"

52.47645,134.44867 ночевка (возле озерка)

52.57111,134.48944 озеро в лесу (берег болотистый)

 52.66493,134.40674 начало сплава (слияние Селемджы с Соруканом)

53.12046,134.02908 старая метеостанция

53.19822,133.17902 вход в порог Подосёновский

53.06422,132.92976 антистапель (дорога на поляну)

Голосование: 
5
Оценка: 5 (голосов 1 )

Комментарии


Аватар rm

Зачем штаны сожгли?


Аватар Green

Утром чай подогревали, веточек нет, газ экономили на поход. Кое кого разгрузили, а штаны (гортекс) оказались лишним весом в 580 грам. Ну и что бы не оставлять после себя мусор(даже в закопаном состоянии, сожгли. теперь мы знаем на одних штанах можно вскипятить литр воды (горели довольно долго и жарко!)

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарии,