Поход в Синегорье

20-22 мая 2022г.

Отчет о зачётном походе школьников ГринТур.

Восточный Синий хребет 20-22 мая

Записки в формате дневника

Синегорье, данное поэтичное название относится к Восточному Синему хребту, располагающемуся на юго-востоке от г. Арсеньев. Идея попасть на его отроги и посетить изюминку, местное водохранилище с огромной дамбой, посетило меня пролетая над этим регионом на самолёте, а после, желание укрепилось, увидев эту местность с высоты горы Обзорная (горнолыжка Арсгора).

Когда встал вопрос о выборе места куда организовать поход на школьный ВЫПУСКНОЙ ГринТура, я недолго думая предложила данный маршрут, была не была, соберу туда участников или нет. Пойдут ли за мной ребята. В общем идея была принята, из десяти школьников в поход отправилось пять человек, плюс один гость. К сожалению, инструктора ГринТура, не смогли принять участия в данном путешествии. Маршрут был запланирован на 28-29 мая, но из-за личных обстоятельств некоторых участников, был срочно перенесен на 21-22 мая, из-за этого на сборы, была всего одна неделя. Чем чёрт не шутит, решили по-быстрому собраться и пойти. Перераспределили роли. Нашли транспорт для заброски-выброски. Несколько раз переделали нитку маршрута. Изначально, маршрут был на 25 км, на 2 дня, но по просьбам участников (что им мало), был увеличен до 40км. Ребята еще не понимали куда я их зову )). На объяснение, что нам придется идти через лиановые леса, никто не обратил внимание, а зря, они очень нам «украсили» маршрут, своими гирляндами. Ну раз хотите экшена получите, была разработана нитка маршрута на 39,7 км (с маленькой сноской – «по карте», кто ходит в горы поймёт). Выезд запланировали на пятницу 20 мая, чтоб сократить время выхода на маршрут, от поселка Новогордеевка.  Старт пешей части, назначили у карьера за посёлком.

Из города Владивосток выехали по плану в 19:00, пришлось отстаивать интересы группы по стоимости заброски, водитель вдруг решил набросить еще тысячу сверху, но нас такими уловками не проймёшь. В пути Лилия развлекала нас интересными байками о своих походах и приключениях. Были моменты, мы очень завидовали её псу.  К 23:00 были на месте. В 3-х километрах от Новогордеевки, у моста, рядом с карьером. Прошлись по лесной дороге около 500 метров (налево от поселковой дороги) и нашли отличную поляну у реки. Очень быстро встали лагерем. Ребята молодцы, откликались сразу на все просьбы. Душевно поужинали у костра, легли спать. Правда, Витя принял эстафету от Ярослава по обжиганию и чистке новых котлов и ответственно подошел к этому мероприятию, просидев до трёх часов ночи у костра.

Меня беспокоила холодная ночевка нашего экстремала Вити. Он с первых дней заявил, что будет ночевать под тентом, от палатки отказался, хотя вариант размещения был. С учетом того, что на наши даты, по прогнозу стояли грозовые дожди, меня этот факт заставил переживать за здоровье участника. Забегая вперёд, скажу, что Витя оказался подготовленным и перенёс холодные ночевки стойко и без проблем.

Подъем в 6:30. Заранее назначила дежурных, сразу на два дня. Пошла не стандартным путём и распределила роли фиксировано, привязавшись к приёмам пищи. И оговорила сразу, что весь лагерь поднимается с дежурными одновременно, начинает сборку и помощь по общему биваку. С учетом того, что команда не «схоженная», это позволит нам быстрее собрать лагерь. Витя и Женя, были назначены дежурными на завтраки, как они выразились из-за особой любви к ним. Ребята, я вас люблю одинаково, не переживайте. Женя как самый ответственный, проснулся рано, и разбудил весь лагерь.

В 8:40 выход и групповое фото. Маршрут начался по хорошей грунтовой дороге. Она накатана пасечниками и охотниками. Выбрана была стратегия: час ходу, 15 минут отдых. Двигались со скоростью около 4-х км в час. Прогулка была приятной, иногда ручьи пересекали дорогу, приходилось некоторым участникам мочить ноги, благо у нас нашелся рыцарь, который переносил девочек на другой берег. Прошагали по лесной дороге 11 км, вышли к подножию горы Гордеевская к 12:10. Начали восхождение в 12:40. Вот здесь начались трудности. Резкий набор высоты. Завалы, бурелом. Лиановые заросли повсеместны. Что интересно, практически отсутствуют следы зверей. [Звериные тропы вообще отсутствовали практически до глубокого вечера, пока не вышли на обратную сторону хребта начиная от истоков ключа Витвистый.] Спасибо нашим ребятам Антону и Ярославу, за моральную поддержку группы песнями и плясками, под рокочущие звуки грозы и всполохи молний. Ориентировочно в 14:40 нас застала в пути гроза, которая не отпускала нас до десяти часов вечера. Под бурные протесты Лилии, мы уговорили её упаковать спальник в пакеты и спрятать под чехол рюкзака, она сопротивлялась, но всё же согласилась.

Вышли на водораздел хребта к 15:00, в 15:16 уже делали первые фото у тригонома г.Гордеевской, с отметкой 1033м.  Мокрые и голодные устроились на привал в 15:30. Натянули костровой тент между кустарником и приступили к готовке обеда. Витя, нашел и спилил хорошую сушнину березняка, ребята пособирали хворост для растопки. Обед готовили Лилия и Ярослав, для которых, судя по всему, это оказался первый опыт в подобного рода походах.

Из-за того, что достаточно сильно продрогли и утомились подъёмом, наш обед затянулся значительно. Грелись у костра, надеялись, что гроза закончится, так как периодически появлялись проблески в тучах.  Только к 17:00 мы смогли собрать лагерь.

Расскажу о своей маленькой ошибке, как руководителя. В момент принятия решения, куда далее двигаться, не нашла со своим навигатором взаимопонимания. Он настаивал, что надо двигаться строго на север прямо, при осмотре местности, это свал с хребта. Я же была сторонником пройти на право, по хребту и только потом начинать спуск с учётом корректировки азимута.

Навигатор настаивал, к нему присоединился еще один участник группы и вот тут, я дала слабину и согласилась, мол хорошо, если ты на 100% уверен, то пойдем. Сама подумала, что пусть, это будет его опыт, как иначе избежать ошибок если не пробовать. Тем временем дождь продолжал лить и с северной стороны хребта налезал туман. Напомнила ребятам о соблюдении безопасной дистанции, чтоб не теряли друг друга из вида. А также, было отличным ориентиром пение песен нашим замыкающим, по нему я определяла, на сколько далеко они от меня.

Через -10-15 минут ходу в низ и параллельно склону, нашего навигатора озарило, что так делать не надо было. Но решение принято. Поэтому, пришлось выводить группу параллельно склону, до кромки хребта, по которому нам надо было уходить вниз. Здесь я осознала, что наш навигатор не умеет читать рельеф и сопоставлять карту с реальной местностью. В начале дня, это было не особо понятно, так как двигались по дороге, которая прямиком вышла к подножию. А потом просто, по впадине, с переходом на хребет, надо было набирать высоту, особо не заплутаешь. В данный момент, мне пришлось снять с навигатора его обязанности и вести группу самостоятельно. Время поджимало, не очень хотелось идти ночью до намеченного места стоянки, но непогода и усталость группы внесли свои коррективы. Двигались аккуратно. Здесь открылось второе дыхание, я забегала намного вперед, чтоб выбрать для группы оптимальным проход через завалы и бурелом, который никуда не делся и был нашим постоянным спутником. К семи часам, я была мокрая до нитки, ноги в ботинках хлюпали. Здесь уже не помогала ни одна мембрана.

Как говорят некоторые люди - «шли по приборам» ориентировались по карте, закладывала азимуты согласно рельефу, JPS навигатором немного корректировали курс. Рельеф в данной местности действительно сложный, четко выраженных черт местности мало, хребты не с четкой кромкой, а широкие, переходящие в пологие седловины. Осложняло ориентирование, наличие бурной растительности. Здесь нам пришлось идти практически без остановок на отдых, небольшие передышки на взятие азимута. Группу вела с безопасной скоростью, чтоб не особо уставали и наступали аккуратно на мокрую поверхность. Вышли на ручей Витвистый, останавливаться не стали, так как нам предстояло заночевать в верховьях ручья Пчёлка, а до него еще идти. Расстояние 5 км от вершины горы до Пчёлки показалось бесконечным, и явно не пять км. От Витвистого начали подъем на безымянную сопку. Так как понимала, что нам надо за этот хребет. В этот момент, у одного участника похода началось депрессивное состояние. Появились жалобы, что пора остановиться, нельзя ходить ночью в горах. Мною принято решение ночевать у Пчелки, и мы двигаемся медленно, но к ней.  Воды ограничено, ночевка в районе безымянного хребта бессмысленна. Да идти ночью тяжело, но не невозможно. Благо всё нужное есть. Взошли на безымянный хребет. Скорректировали маршрут по новому азимуту и начали спуск. Уже стемнело, дождик шел мелкий. Перелазили всё через те же буреломы и завалы. Один раз упала так, что меня прижало весом собственного рюкзака, но благо ловкость помогла, приземлиться между сучками деревьев. Ориентировочно в 22:00 мы вышли к долгожданной Пчёлке. Как это интересно наблюдать место где зарождается река. Ручей выходил из-под земли, и периодически прятался в неё. Мы продолжили спуск уже по распадку ущельного типа. Осознание, что осталось дело за малым, найти подобие поляны и остановиться на ночевку придало нам новых сил. Поиск поляны, занял около часа спуска. И нам очень повезло, найти маленький пятачок, со следами бывшего кострища. Здесь же и заночевали, так как поляна была шириной 4*4 метра, пришлось палатки ставить стенка к стенке. Костерок немного по одаль. Только на следующее утро, начав спуск и пройдя несколько часов, я поняла, как же нам повезло с этой поляной, так как на несколько километров вниз, практически до подножия, шло ущелье и не было подходящего места для стоянки. Организовав совместно лагерь, приготовили быстро ужин и отогревались у костра. Ребятам пришлось просушивать вещи, которые не пощадил дождь. Здесь Лилия осознала, насколько был ценный совет товарищей по походу, закутать спальник в полиэтилен и накрыть сверху чехлом от рюкзака, а иначе бы спала она в мокром спальнике. За общим костром сделала опрос группы, что думают о маршруте, как оценивают свое физическое и моральное состояние.

Выяснилось, что не все члены команды готовы продолжать запланированный маршрут, сказалась плохая физическая подготовка. От некоторых членов группы «попахивало» откровенным саботажем. Выслушав все «за и против», вынесла решение о корректировке маршрута. Спуститься вниз по ручью Пчелка и выйти к Дачнинскому водохранилищу, урезала маршрут до 12 км.

На следующее утро подъем в 7:00, неспешно собрались и начали спуск в 09:00. Нас всё так же сопровождали буреломы, плюс добавились откосы и ущелья, которые приходилось огибать по дуге, держались русла реки и не сходили с намеченного маршрута.  В 11:40 мы спустились к подножию хребта и вышли на «Заимку», где нас радостно встретил сторож. Он был очень удивлён нашему появлению и сначала решил, что мы охотники за «корнем», но переговорив с нами успокоился и даже позвонил «хозяину» базы, чтоб он попробовал согласовать, наше беспрепятственное прохождение по территории водохранилища.

От Заимки начиналась хорошая грунтовая дорога, выйдя на неё, мы ускорились. Ориентировочно к 13:00 часам вы вышли к Дачнинскому водохранилищу, решили встать на обед, но чтоб не попадаться на глаза охраны, поднялись по старой дороге, уходившей в лево от основной. Потратив на обед 1,5 часа и чуть опять не застав грозу, двинулись далее по основной дороге, которая идет вдоль водохранилища периодически отдаляясь от него.

В 15:20 нас с распростертыми объятиями встретил забор у дамбы водохранилища. По периметру, охраны замечено не было, только одинокая лодка каталась по водохранилищу в дали. Прошагав по территории еще с километр, мы вышли к КПП, где злобно лаяли собаки, но что странно, не души. Режимный объект, со стороны Арсеньева обнесен забором с колючей проволокой, а вот со стороны хребта нет даже и намёка на охрану. Забросив рюкзаки через забор, полезли сами, озираясь по сторонам. И только далеко слева, увидели одиноко стоящего человека, на крыльце служебного домика. Который на нас никак не реагировал. С шутками и прибаутками о «супер охране», двинулись далее по грунтовке, на встречу предварительно вызванному водителю микроавтобуса.  В 16:40 мы встретили свой транспорт. Переоделись и двинулись во Владивосток.

Выводы:

Свою цель побывать на водохранилище выполнила. Гордеевскую гору и Восточный синий хребет посетила. Вот только оставалось легкое ощущение, не дополученной физической нагрузки…

С командой сработались, думаю многие вынесли интересный опыт из этого похода. Мой в частности, был такой: обновила знания по ориентированию и руководству туристической группой (старый опыт 2005-2006 года). Поняла, что не надо изменять себе и твёрдо отстаивать своё решение.

Не смотря на сильную грозу в первый день, считаю, что нам очень повезло с погодой. Днем у подножия температура поднималась до 25, на вершине хребта была ориентировочно 13 градусов.

Снаряжение у участников было подобрано правильно, за исключением некоторых случаев, не подобающего образа упаковки его в рюкзак и защиты от дождя.

Ребята, спасибо что составили компанию, увидимся на зелёных тропах... (РФ).