Остров Итуруп

Дата события: 
10.08.2008 Остров Итуруп

Остров Итуруп



Техническое описание фрагментов маршрута по острову Итуруп, 2008 г.



Бывает такое время, когда одолевает жажда путешествий, хочется хотя бы на время уйти от повседневной рутины и однообразия и, что называется, полной грудью вдохнуть ветер странствий. Что-то подобное произошло и со мной прошлым летом: я рванул на Итуруп.

Сразу оговорюсь, выбор направления не был случайным. До этого мне уже приходилось бывать на Южных Курилах, на о. Шикотан, да и на Сахалин выбирался уже не в первый раз. Поэтому, отправляясь в путь, был наслышан о том, что на Итурупе можно не только познакомиться с удивительной природой, но и подзаработать.

Два дня ушло на сборы и на оформление санкнижки. (Она потребуется, если вы планируете работать на острове). Затем приезжаю на железнодорожный вокзал, беру билет до ближайшей крупной от Уссурийска станции - Сибирцево - и без особых затруднений доезжаю до Хабаровска.

Этот город я приму за отправную точку, думаю, это будет наиболее удобно для путешественников, странствующих по нашей необъятной родине.

Самый простой и распространенный способ добраться до Курил - через Сахалин.

Попасть на Сахалин можно либо самолетом, либо паромом "Ванино - Холмск". Самолет подойдет, если вы человек нежадный и состоятельный.

Замечание: По непроверенным слухам итурупских аборигенов, из Хабаровска до Итурупа время от времени летают военные борта. Если кому-то удастся проникнуть в бомболюк, пожалуйста, сообщите.

Если вы решились-таки пересечь Татарский пролив паромом, следующая цель вашего путешествия - поселок Ванино.

Из Хабаровска в Ванино можно добраться поездом. Их всего два: 251-"Владивосток-Совгавань" - и почтовобагажный, девятьсот-какой-то там "Хабаровск-Совгавань" - в простонародье - "бичевоз". Оба ходят ежедневно. 251-й идет быстрее бичевоза. Особенность бичевоза в том, что он весь день стоит в Комсомольске и при желании можно посмотреть город.

До Ванино можно доехать и автостопом по дороге "Хабаровск-Ванино" через Лидогу. Это грунтовка, идущая через тайгу. В основном, по ней ездят дальнобойщики и лесовозы. Год от года качество дороги улучшается, поэтому сейчас там можно встретить и легковые автомобили.

Переправа на пароме занимает приблизительно 12-16 часов и зависит от погоды и числа паромов на линии. Будьте готовы к тому, что в Ванино можно зависнуть на сутки - двое. Летом достать билеты непросто. Наиболее популярны 8-ми и 4-х - местные каюты. Если повезет, можно купить палубные места. Они продаются только в летнее время и не на всех паромах. Обычно их начинают продавать, когда остальные билеты уже распроданы. В 2002г. билет в четырехместную каюту стоил около 600р, палубное же место раза в 1.5-2 дешевле. Помимо пассажирских, бывают и грузовые паромы, на них официально пассажиров не берут, но, как правило, можно договориться с кем-нибудь из экипажа. Для этого нужно пробраться в порт к причалу, где швартуется судно. Если идти от вокзала по железной дороге в сторону Совгавани, метров через двести обнаружите лаз в заборе, преодолев его, нужно идти прямо через мост, пока не упретесь в паромные подъездные пути. Проникнуть на паром инкогнито и прокатиться зайцем довольно хлопотно. На мой взгляд, сделать это можно, лишь договорившись с водителями-дальнобойщиками или рефами, везущими груз на Сахалин.

Совет: В Ванино, как в прочем и Хабаровске, работают автоматические камеры хранения совдеповского образца. Если хотите немного сэкономить, заблаговременно запаситесь 15 копеечными советскими монетами.

Итак, вам повезло, вы сели на паром. Приятным сюрпризом для вас станет бесплатный комплексный обед и постельные принадлежности. На пароме есть кабак, видеосалон, душ.

Холмск. В г. Холмске морская прогулка закончится. Это второй по величине на Сахалине город. Особых достопримечательностей здесь нет, за исключением, пожалуй, филиала краеведческого музея. Если позволяет время, сходите на местную набережную. Впечатляет и Холмский перевал на трассе "Холмс-Южно-Сахалинск".

Совет: На обратном пути, когда будете в Холмске, билеты на паром лучше брать в агенстве "Санес". Оно же занимается бронированием билетов.



Наиболее сложный этап путешествия - путь с Сахалина на Итуруп. Выбраться на Итуруп можно:











- Самолетом - вариант практически неосуществимый, поскольку погода в аэропорту "Буревестник" (Итуруп) нелетная чуть ли не круглый год. Даже если с погодой повезет, скорее всего выяснится, что все билеты уже раскуплены. Если есть какие-то связи, можно попробовать вылететь военным бортом. Аэропорт находится в Хомутово - пригород Ю-Сахалинска. Рядом с гражданским - военный аэродром.

- Морем - наиболее "народный" вариант. На нем остановлюсь поподробнее. Как правило, все суда, идущие на Южные Курилы, стоят в Корсакове.





Дорога до Корсакова. Чтобы добраться до Корсакова из Холмска, нужно будет сделать пересадку в Ю-Сахалинске. Продолжительность трассы, если не ошибаюсь, километров 70. От Южного до Корсакова еще около 40 км. Рейсовые автобусы ходят регулярно и довольно часто. Не рекомендую добираться до Южного поездом, железная дорога делает большой крюк.

Если вы предпочитаете путешествовать автостопом, думаю, путь до Корсакова особых проблем у вас не вызовет, при этом вам не нужно доезжать до самого Ю-С. Поворот на Корсаков в 2-3 км за селом Троицким.

Корсаков. В ожидании парохода здесь можно провести дней пять, поэтому запаситесь терпением.

С тремя Курильскими островами: о.Шикотан, о. Итуруп и о. Кунашир существует "регулярное" морское сообщение - теплоход "Марина Цветаева". Есть даже расписание его рейсов, хотя оно весьма приблизительное. Расписание может быть изменено из-за погоды, судно может встать на ремонт или же отправиться в Японию. Тем не менее - это наиболее реальный способ попасть на Курилы. На теплоходе есть каюты "люкс", 4-х местные и палубные места (где приткнешься). По ценам на лето 2002 г. 4-х местная каюта стоила 1300 р., палубное место 600р.

Если не повезло с "Цветаевой", стоит попытаться сесть на каботажное судно. Придется поошиваться в порту, расспрашивая моряков, куда кто идет. Цена путешествия обычно оговаривается с капитаном. Мне доводилось добираться на рефрижераторе "Витим" за полторы штуки. Упомяну, что кормили там 4 раза в день, можно было сходить в душ и даже в баньку - короче, - сказка после корсаковских мытарств.

Совет: Если вы настроены потрудиться на Итурупе, все же лучше путешествовать "Цветаевой" или самолетом, где дают билеты. Дело в том, что заботливая фирма "Гидрострой" в случае, если вы добросовестно доработаете до конца путины, берет на себя дорожные расходы до Ю-Сахалинска. Требуйте билеты, даже если вам заявят, что на палубные места их не дают.

Как уже говорил, вероятно, вам придется обитать в Корсакове. Недалеко от порта недорогая гостиница, еще слышал, где-то поблизости есть общага.

Если сразу не получается сесть на пароход, не отчаивайтесь, лучше заполните свободное время экскурсиями. Рекомендую посетить г. Южно-Сахалинск, можно съездить на теплые озера, если позволяет погода, можно поехать на пляж в Аниву.

Южно-Сахалинск. Довольно цивильный, по нашим дальневосточным меркам, город. Излюбленное место отдыха населения - городской парк. Он очень красив. Здесь есть живописное озеро, работает детская железная дорога. Постепенно парк переходит в лес. Другая достопримечательность Южного - краеведческий музей. Это чуть ли не единственное уцелевшее японское здание. Дело в том, что после русско-японской войны, вплоть до 1945 года Южный Сахалин (провинция Харафуто) и все Курильские острова принадлежали Японии. Рекомендую посетить турбазу "Горный воздух". В хорошую погоду оттуда открывается прекрасный вид на Южно-Сахалинск.

Когда будете в Южном, постарайтесь раздобыть направление на работу от "Гидростроя". Офис расположен рядом с городским вещевым рынком.



…Позади дни томительных ожиданий, вам удалось сесть на пароход. Охотское море - очень неспокойное, шторм здесь - обычное дело. В проливах между островами часто встречаются дельфины.

Курс у "Цветаевой" от рейса к рейсу меняется. Возможно, вам удастся зайти в бухту Малокурильское, о. Шикотан (это единственная глубокая бухта, где посадка осуществляется с пирса, а не с платшгоута) или постоять на рейде у о. Кунашира.

Когда судно подойдет к Итурупу и встанет на рейд, подгонят платшгоут; начнется пограничный досмотр. Придется объяснять цель вашего визита на остров. Потом вас снабдят предписаниями встать на учет в комендатуре и получить временную прописку.







--------------------------------------------------------------------------------





Работа. Самое крупное и могущественное предприятие острова - ЗАО "Гидрострой". Жизнь здесь так или иначе связана с ним. Основной род деятельности - добыча и переработка рыбы. Цех "Ясный" в пос. Китовый и цех в Рейдово - наиболее важные подразделения ЗАО. Именно на них можно устроится на работу. Оба цеха занимаются рыбопереработкой. Рейдовский цех работает стабильнее, чем "Ясный", но в "Ясном" установлено более современное американское оборудование. Работа каторжная и однообразная. Продолжительность рабочего дня - 12 часов, 2 пятнадцатиминутных перекура и получасовой обед. В Рейдово - обед час, да и в целом обстановка там менее напряженная. В Рейдово есть общага, в которой довольно неплохо кормят. В комнате 10-15 человек. Вторая общага в "Ясном" обычно под завязку набивается студентами, завозимыми с материка. Вообще лучше по приезде сразу подыскать квартиру. Если не халтурить, не прогуливать и отработать всю путину от звонка до звонка, то "Гидрострой" берет на себя дорожные расходы до Южно-Сахалинска, проживание в общежитии бесплатно. Продолжительность горбушевой путины приблизительно 40 дней, ее разгар приходится на начало августа. Заканчивается она где-то в десятых числах сентября. Конец августа и весь сентябрь- время наиболее благоприятное для походов. Капризная и непредсказуемая курильская погода в это время успокаивается. Опишу, что на Итурупе довелось увидеть мне в сентябре 2002 г.





--------------------------------------------------------------------------------



Вулкан Богдан Хмельницкий, высота 1575 м. Вулкан второй по высоте на Итурупе после влк. Стокап. Сразу скажу, маршрут мой был плохо продуман и довольно сумбурен. Советую, прежде чем отправляться в путь, поговорить с кем-нибудь из местных, или же поискать описания маршрутов в Internet'e (см. ссылки). Чтобы как следует все осмотреть, уделите походу не менее 3 дней.

Свой путь я начал с пос. Китовый по дороге, идущей к северу от него. Миновав карьер "Нежный", перейдя вброд речки Первую и Вторую Икито я вышел к сенокосам, на которых дорога и заканчивается. Двигаясь, держался берега моря, вышел на первый непропуск. Спускаюсь вниз по канату. Дальше будет второй непропуск. В километрах двух от второго каната есть озеро Будда, местные называют его Красивые глазки. С берега разглядеть его довольно сложно. На побережье его обычно помечают шестом, там же валялся прямоугольный стальной каркас, засыпанный камнями. Озеро часто посещается людьми. Там был гамак и ящик с походной утварью. Вода в озере очень чиста, здесь неплохо устроить привал. Пройдя еще приблизительно два километра от озера, выхожу к устью реки Южный Чирип. Речка серная. Иду вверх по течению и обнаруживаю каскад из трех водопадов. Метров через двести вверх по течению, слева нахожу березовую рощицу, где ставлю палатку.

На следующий день, налегке двигаюсь вверх по речке. Ручьи, стекающие в ущелье, обычно пресные. Я все время держался правой стороны речки и, в конце концов, вышел к очень красивому водопаду. Его высота около 15 метров, стекает он с кальдеры вулкана. Водопад очень эффектно смотрится на фоне скал причудливой формы, образованных в результате эрозии. У подножья водопада обнаружил снежник, который, по-видимому, не успевает растаять за лето. Затем по осыпям слева от водопада забрался на южный гребень вулкана. Отсюда открывается прекрасный вид на полуостров Чирип. Картина завораживает своей красотой: конус вулкана Чирип, озеро Тихое, окруженное горами и многочисленными скалами, синева моря - оставляют неизгладимое впечатление. В такие минуты забываешь про усталость. Северный склон вулкана зарос кедровым стлаником, передвигаться по которому очень сложно. После долгих мучений выясняю, что идти реально только по самому гребню, по всей длине которого тянется звериная тропа (временами теряется). По мере приближения к вершине, стланик исчезает, появляются шлаковые осыпи бурого цвета. Наконец я достигаю "треноги" - это вершина вулкана. В это время все вокруг заволокло облаками. Далее тропой спускаюсь по двугорбому хребту до тех пор, пока слева не будет пологого спуска, справа же от перевала расположено большое плато с голубичными ягодниками. Там множество медвежьих следов. Спускаюсь с хребта к озеру Затерянное, когда уже начинает темнеть. Воспользовавшись полнолунием, продолжаю спуск и выхожу на какую-то серную речку. Плохо представляя, что это за речка, иду вниз по течению, в надежде выйти к морю. Пришлось преодолевать пороги и водопады в полумраке, практически на ощупь. Сейчас, конечно, понимаю, какой это был экстрим или, скорее, идиотизм. Позже выяснилось, что эта серная речка - второй приток р. Ю-Чирип, именно по нему (как потом выяснил) обычно и совершают восхождение. Часам к двум ночи нашел свою палатку, весь мокрый и избитый, но был необычайно счастлив, увидев свой "дом". На следующее утро прежним маршрутом отправился в пос. Китовый.





--------------------------------------------------------------------------------



Вулкан Баранского, высота 1132 м, вулкан действующий. Знаменит своей сильной фумарольной активностью, горячими и минеральными источниками.

Путешествие наше началось с пос. Курильск. Дорога на вулкан начинается от курильского рыбоводного завода и идет к северо-востоку. Дорога, по курильским меркам, просто идеальна. Тянут ее к подножью самого вулкана. Там собираются строить геотермальную электростанцию. Наверняка уже через несколько лет ее эксплуатации чудеса, которыми так славится вулкан Баранского, ослабеют или исчезнут вовсе.

Итак, отправившись пешком по дороге, пройдя километров 15, мы вышли на высоту 417м. Отсюда великолепный вид. Справа - озеро Покатое. Километра через 4 дорога приводит к мосту через реку. Отсюда начинается плохой участок дороги. Идя по ней, выходим на речку Первая Серная. Вода в ней имеет неприятный запах сероводорода. Далее выходим на Вторую Серную. Сюда привезли вагончики с оборудованием для будущей электростанции. Рядом смонтирована бетонная платформа со скважиной. На Второй Серной множество кипящих источников и грязевых котлов с клокочущей грязью. Здесь же находится большая металлическая емкость для купания, заполняемая горячей водой из речки.

Затем идем на реку Кипящую (Третья Серная). Вытекает она из крошечного кипящего озерка, названного Желтое Око. Озеро изумительно. Его изумрудная вода, желтая кайма отложений серы, поднимающиеся столбы пара - все это очень впечатляет. Мы поставили палатку на площадке у озера. Рядом есть пресный ручей.

Когда разбили лагерь, погода окончательно испортилась. Закинув в озеро банку сгущенки, мы отправляемся вниз по течению реки. Спускались до тех пор, пока температура воды не стала такой, чтобы можно было искупаться не сварившись. Ужасно не хотелось в непогоду вылезать из теплой воды. Когда вернулись к озеру, наша сгущенка успела свариться. Вадим показал мне, как отчистить котелок по-итурупски. Для этого его нужно было просто закинуть в озеро на несколько часов. Вся копоть отстала - вода в озере оказалась не хуже широко разрекламированных чистящих средств.

Всю ночь лил дождь. Не кончился он и на следующий день. Утром вылезли погреться к озеру, когда отходили от него, одежда покрывалась инеем. Непогода отбила желание подниматься на большое фумарольное поле. Утром под проливным дождем отправились прежним маршрутом в Курильск.





--------------------------------------------------------------------------------



Белые скалы. Это еще одна изюминка Итурупа. Хотя мне больше понравились Черные скалы, расположенные километрах в шести от Белых.

Белые скалы находятся приблизительно в 20 километрах от пос. Рейдово по направлению к Ветровому перешейку. Идти приходится по песку вдоль побережья. Здешний песок имеет своеобразный темно-серый цвет.

Белые скалы- скалы с включениями пемзы. Их каньоны очень красивы. Довольно интересно с легкостью перекидывать с руки на руку большой кусок пемзы, легкий, но внушительный на вид.

Черные скалы имеют правильную столбчатую структуру. Прямоугольная форма граней как-то не очень вяжется с природной хаотичностью.



текст: Сидоров Роман

фото:  Сидоров Роман






Голосование: 
0
Голосов пока нет

Комментарии



очень точно все, включая плашкгоут. Еще лучше, если вы граждане Украины и вас занесло сюда вообще непонятно зачем. заработки - так себе. И лишь снисходительность майора из програнслужбы в конторе Южного и потом в Куурильске в милициитоже...дала нам возможность 4 года работать в Рейдово.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарии,