Камчатская авантюра. Всесоюзная медвежья тропа.

2015.Камчатская авантюра. Всесоюзная медвежья тропа.

Чтобы взяться за полноценный отчет по Камчатке нужно еще  сподвигнуть себя на этот шаг.  Впечатлений, фото и видеоматериалов куча, одними только медвядями под завязку забита 8-ми гиговая флешка. Чтобы теперь все это разгрести, склеить ролики, панорамы и т.д. нужно время, а главное вдохновение :)  Поэтому начну пока... буду по-случаю дописывать и "шлифовать" текст, снабжая его картинками.

* * *  (оригинал- https://vk.com/hontomo?w=page-97869609_50973694)

Маршрут который мы в итоге прошли, в советском прошлом был "всесоюзной тропой".Это почти 200 километров пешком. Сейчас так редко кто ходит. Туристы предпочитают комфорт - основные достопримечательности, которые мы посетили укладываются в однодневнюю вертолетную экскурсию. Цена вопроса 31 Тыр. (2015г.) - это три часа на Курильском озере, 20 минут на Ксудаче и полчаса на Ходутке. Что можно увидеть за это время? Оставляю вопрос без ответа :)

На Ксудаче

Так сложилось, что в этом году накрылся "Алтай.Мульта". От второго предложенного мне Алтая (Южно Чуйский) я отказался сам, потому как маршрут был технически перенасыщенный, и даже если бы я его "вывез", то это было бы на грани: одних 2А было заявлено - 5штук.
...А приключений конечно же хотелось. Где-то за неделю до начала отпуска подвернулся попутчик  Алексей, за что я ему очень признателен - один бы на такое путешествие я бы не отважился.
   Собирались спешно, но в принципе все успели. Начало маршрута, вплоть до Ксудача было неплохо проработано, благодаря оч.качественным снимкам в Google Earth.  На некоторых участках я ставил точки ч/з каждые 50 метров. Идти там просто по азимуту невозможно в принципе из-за обширных зарослей стланика.
   Наш поход конечно попахивал авантюризмом, но в итоге удача оказалась на нашей стороне. Авантюризм для меня начался уже с покупки авиабилетов, точнее "покупки бонусных миль". Но спасибо, нашлись добрые люди :) , в итоге билеты мне встали вдвое дешевле, чем если бы я покупал их за деньги.

День 1. Прилетели 9 августа. Первым делом отправились в контору Кроноцкого заповедника (заказник "Курильское озеро"  административно подчинен заповеднику). Было воскресенье и возится с нами в выходной инспекторам было не с руки. Пришлось приложить некоторые усилия, чтобы стать обладателями двух путевок, с эпическим названием "В гостях у бурого медведя", ценою 5800р./с носа. Сопсно путевка самая дешмановская из разряда "ничего не включено" и дающая право только на установку палатки на территории кордона.

Правда нам подфартило и кое-какими услугами заказника мы все же воспользовались. Но думаю, что 5.8 Круб - это все же перебор, тем более, что в соответствии со ст. 8.39 КоАП, в случае если поймают без разрешения "налипнуть" можно максимум на 4Круб.
 Получив бумажки, зарулили на рынок, купили "корейский" газ (как потом выяснится стрёмный). Затем взяли билеты на автобус до пос. Октябрьский и в 6 вечера выехали.
До поселка добрались уже по темну. Как вылезли из автобуса, сразу же переползли в вахтовку, везшую рыбообработчиков на завод. Завод находится на окраине деревни.
    Прошли километра три и встали на речке рядом с территорией рыбокомбината. Местный сторож стращал нас медведями, а еще больше опасался, что мы чо-нить стырим на охраняемом им объекте.

День 2. Проснулись рано. К восьми уже были на дороге. Пасмурно, но дождя нет, словом как обычно и бывает на охотоморском побережье.
Отмечу, что дорога проложена по длиннющей косе протяженностью несколько десятков километров и метров 200 шириной. Получается, что по одну сторону дороги - море, по другую река, текущая строго параллельно линии морского побережья. Буквально через каждый километр на косе обустроены рыбацкие станы. Неспешна топаем на юг. Машин нет. До обеда протопали около 10 км. Когда до переправы оставалось всего пару-тройку километров, нас догнал пикап. Парни с ближайшего стана, с которыми мы останавливались потрепаться, решили-таки подбросить нас. У переправы были пришвартованы две баржи. На баржу помещается один грузовик или две легковушки. Едва мы покончили с обедом, как пришел грузовой "УРАЛ" едущий за рыбой на "ту сторону". Поговорили с водителем. Он согласился подбросить до своего стана - это прибл. половина пути до пос. Озерновский.

Машина, на которой мы приехали. Сейчас её загрузят рыбой-и в обратный путь.
   За переправой дорога становится заметно хуже. То и дело проезжаем мимо развалин рыбацких поселков, отстроенных в советское прошлое.
Приехали на стан. Попили с мужиками чаю и поковыляли дальше.

Это не выставка лодочных моторов. Так обычно укомплектован самый обычный рыболовный стан - длинноногие "ямы" и "тохи" проработавшие до пенсии на родине - теперь трудятся и у нас. Исключение - черный китайский Parsun, выглядит довольно обшарпанно, несмотря на то,
что значительно моложе своих японских собратьев.

И опять подфартило: не успели выйти, как послышался гул машины. Едет вахтовка с кунгом, голосуем - останавливается. Николаич, так звали водителя - едет к границе заказника встречать группу Евгения Касперского - того самого создателя знаменитого антивируса :)

Вторая переправа через оказалась шире чем первая. Понтон, на который загоняют машины таскает за собой какая-то армейская амфибия. Еще одну речку переехали вброд. Ближе к п.Озерной дорога становится лучше. Остановились на мысе ...у памятника затонувшему японскому эсминцу. Погода налаживается.

Приехали в  Озерновск. Пока была связь - заявились в МЧС, и сообщили о своем прибытии в заказник. Николаич отвез нас в Паужетку, где мы полюбовались грязевым котлом оплевывающим глиной окрестности, после чего пошли плескаться в теплой речке.

Грязевой котел в Паужетке

За день видели двух медведей.

День 3. Утром перекусили и выдвинулись в путь. Сделали остановку у обрыва  - пофотографировали реку. К обеду приехали к границе заказника - броду через р. Озерная. Неподалеку от брода обнаружили только что отстроенный волонтерами подвесной мост.

Группу шедшую к нам навстречу ждали часа полтора. К назначенному времени они не вышли. Мне не терпелось отправиться в путь, и я убедил Леху топать на кордон. Шли мы около получаса после чего поравнялись с людьми идущими к нам на встречу. Их сопровождал инспектор с кордона и проводник - оба со стволами. Туристы шли без рюкзаков - вещи везли  по реке на лодке. Идти дальше к кордону нам не позволил инспектор, пришлось возвращаться к машине. Просим сфотографироваться  с Мэтром по борьбе с компьютерной заразой :) Евгений охотно согласился и презентовал нам несколько километровок с нанесенной ниткой маршрута. Им не очень повезло с погодой - когда они пришли на Ксудач, тот был накрыт туманом.
   Прощаемся, закидываем рюкзаки в лодку и отчаливаем. Идем вверх по течению реки. "На руле" сидел Александр - он начальник кордона. Когда поравнялись с  Кутхиными батами, Александр сбавил скорость, дав нам немного пощелкать пемзовые скалы.

Кутхины баты. В переводе с местного наречья "вороньи лодки" - обнажение пемзовых пород в 4 километрах от истока р. Озерная

Курильское озеро - крупнейшее нерестилище нерки в Азии. Во время нереста со всей округи к озеру сползаются сотни медведей. По словам сотрудников заказника, в сезон  в окрестностях озера может быть до ПЯТИСОТ косолапых.

У истока р. Озерной расположен кордон ТИНРО,  река в этом месте по всей ширине перегорожена деревянным помостом. Рыбу в озеро запускают только  в самом центре моста, при этом специальный сотрудник ведет подсчет запущенной в озеро нерки.

По другую сторону моста не обращая особого внимания на людей рыбачил матерый медведь по кличке Казанова, прозванный так за свою любвеобильность :). Здесь царит безграничное чревоугодие и прелюбодеяние косолапых - не зря Курильское озеро называют "медвежьим раем" :).

Отлично пообедал !

Если позволяет погода, на Курильском озере в день садятся до 5-6 вертолетов - это десятки туристов из разных уголков планеты. На заднем плане можно разглядеть остров по форме напоминающем пирамиду - он называется Сердце Алаида.

А это, что за еще за назойливая "стрекоза"?

Особое очарование Курильскому озеру придает вулкан Ильинская сопка. Вулкан потухший, его высота 1577 метров.

На кордоне заказника

Бегают медведи со скоростью до 50 км/ч. Поэтому бессмысленно пытаться от них убежать, лучше попытаться обратить косолапого в бегство.

День 3. На следующее утро нас вместе с двумя профессиональными фотографами переправили на лодке в северную часть озера и высадили недалеко от устья р. Выченкия. Мне хотелось пройти этот путь по берегу пешком - пофотать косолапых, а может быть и порыбачить :) . Но видимо заморачиваться с сопровождением егерям было не досуг, и те поспешили побыстрее избавиться от нас - вывезя к границам заказника. Вначале за доставку просили денег. Мы же платить не хотели - порываясь идти пешком. В итоге из-за оказии с "фототуристами" денег с нас не взяли.

Как я уже упоминал, начало маршрута было неплохо проработано и необходимые точки были загодя загружены в навигатор.  Но была неопределенность  буквально с первыми двумя-тремя километрами пути. Дело в том, что эти самые пару километров к северу от озера - сплошной ольховый стланик, дальше же начинается легкопроходимая  тундра. Гугловские снимки для этого района - зимние и четких представлений, как обходить стланик они не давали. Мне представлялось логичным идти от устья р. Выченкия, а затем свернуть направо по одному из его притоков.  Но оболтусы из заказника посоветовали этого не делать, пугали глубокими оврагами, сказали, мол, идите по распадку правее речки. Что мы и сделали, угробив несколько часов на ползанье но ольхачу, причем ползти порой приходилось буквальном смысле, т. е. на четвереньках. В результате вышли к заваленному снегом оврагу-одному из  притоков р. Выченкия, приблизительно в том месте, к которому планировалось подойти если бы мы шли по речке.
    Поднявшись вверх по оврагу, вышли на тундру. Натопили снегу, сварганили обед.

Оставшуюся часть дня топали по тундре словно, как по Хайвею.
    Ближе к вулк. Желтовскому тундра заканчивалась и начинались непроходимые стланиковые «джугли». Ходить здесь лучше(читай возможно) вдоль рек и ручьев. Поэтому к вечеру мы свалились в верховья р. Правый Унканович.
   Здесь я впервые оценил пользу болотных сапог. А ведь собирая рюкзак, я до последнего колебался, брать болотники или нет – ведь лишние 4 кг в «пешке» весьма ощутимы. Забегая вперед скажу, что все броды, которые пришлось преодолевать, я прошел в сапогах и с сухими ногами. А в сочетании с теплыми носками в них очень даже комфортно ходить по снегу :).  Так что летом на юге Камчатки болотники, пожалуй, основной комплект обуви, а треккинговые ботинки - дополнительный ;)

Рододендрон

Дойдя до слияния двух притоков, повернули на ручей, стекающий с западного склона вулкана, где и заночевали.

День 4. Утро нас встретило туманом и обильной росой,  выпавшей на высокую, почти по -пояс траву. Опять не нарадуюсь на свои болотники :). Поднимаемся по ручью к западному плечу влк. Желтовского. В какой-то момент пробили туман и появилось согревающее солнце. Внизу в белой пелене утопали верхушки гор, словно как острова в море тумана.

Дальнейший наш путь имел два варианта – можно было пройти понизу приблизительно на высоте 700 метров, или же перевалить через западное плечо вулкана, высотой около 1200м. Алексей предложил второй вариант. Я не стал возражать, хотя подозреваю, что это был не самый простой путь :)… хотелось подняться на вулкан, ведь по описаниям в кратере вроде как должно быть озеро.

Как и ожидалось, путь наверх с пока еще набитыми провизией рюкзаками оказался сложнее, чем казалось. Днем было совершенно безветренно и очень жарко.
   Сильно омрачало  обилие гнуса: если укусы комаров можно еще как-то перенести – то муха-белоножка кусает очень болезненно. Место укуса обычно опухает, а образовавшиеся язвы заживают потом несколько дней. Радуюсь, что вместо кепки взял панаму, которая «легким движением руки» трансформируется элегантный в накомарник.

Селфи-Кеды. Склон влк. Желтовского

После полудня забрались на плечо вулкана. Леха подустал, и наверх я пошел один. Подъем оказался несложным, а предстоящий спуск представлялся мне еще более простым – ведь «лифтануть» по шлаку можно было очень лихо!

В кратере обнаружил замерзшее озеро. В полыньях плавали льдины, а проталины по краям были какого-то неестественного бирюзового цвета, добавляя особый  контраст окаймляющим кратер горам.

Одна из проталин имела весьма интересную форму :). Она вполне могла служить иллюстрацией к нашему сегодняшнему подъему с рюкзаками :).

Спустился в кратер. Наблюдал необычное явление – по центру озера время от времени чего-то булькало, да так, что от этого колыхались плавающие льдины. Как и предполагал, спустился довольно быстро.
    Перекусили, собрали рюкзаки  и стали спускаться на север к реке Беленькая. Уже когда начало смеркаться – немного плутанули, пропустив узловую точку – переход в другой распадок. Вернулись и в первом же подходящем месте поставили палатку.

Похоже, это место было подходящим не только для нас – здесь пролегала медвежья тропа. На песке заметили множество следов, а чтобы разбить лагерь пришлось убрать несколько куч медвежьего навоза.

День 5. Идем по направлению к потухшему вулкану Келля. Вначале пришлось немного побуксовать в стланнике, прежде чем вышли в широкую долину притока р.Беленькой. Это опять случилось от того, что прошли мимо узловой точки. Таких накладок можно было бы избежать,  если б перед походом помимо карт распечатали бы еще и Гугловские снимки.
Здесь, в распадке произошла наша встреча с медвежьим семейством: прямо навстречу шагала медведица с двумя юными отпрысками. Вот это трио:

Мы начали шуметь. Заботливая мамаша поспешила увести детёнышей в сторону от непонятных субъектов, издающих пронзительные вопли, но было видно, что покидать удобный для передвижения распадок она не хотела.

Когда мы перестали орать, медведица озираясь вернулась на свою тропу.
 Спустя час встретили еще одного косолапого – тот лежал на снежнике, видно тем самым спасаясь от назойливой мошкары.

Матерый такой топтыгин!

А это он же, но чё-то слюни распустил

Поорали, вспугнули его. Вел медведь себя странновато: вначале не спеша обошел стороной, потом хорошенько нас разглядел и стремительно ломанулся в кусты.
   Поднялись на небольшой перевал перед влк. Келля. Случайно выяснил, что оказывается мы перевалили через кальдеру с загадочным названием «Призрак» :) - вот наткнулся в интернетах: https://vk.com/images/wikiextarr.gif); background-position: 100% 4px; background-repeat: no-repeat;" target="_blank">Кальдера Призрак
  За перевалом  идя по просветам в стланике и ручьям добрались до подножья горы Острой. Здесь в тундре, окруженной кедровым стлаником мы и поставили лагерь. Сегодня опять было много мошкары. Развели костер. Жгем кедрач.  Дым от него неплохо отпугивает гнус.

День 6. Несложным было только самое начало дня. Дальше нас ожидал, пожалуй, самый напряженный участок, который предстояло преодолеть за весь наш маршрут. Хотя казалось бы какие-то пара километров… Спускаться пришлось прямо по ручью, русло которого завалено огромными валунами. Ручей течет в глубоком распадке, сильно поросшим деревьями и стлаником.  Многочисленные пороги и мелкие водопадики добавляли экстриму. Пытались идти по берегу, но быстро поняли, что передвигаться по воде будет быстрее и проще. В этот день я окончательно убедился, что болотники – это ВЕСЧЬ !
…но вот склон стал пологим, течение ручья спокойнее, но идти все равно приходилось по воде – ведь вокруг стланик. Ближе к реке Южный Ксудач стали появляться проплешины в стланике, а затем и тундры и даже шлаковые поля. Идти по ним одно удовольствие.

Истоки  р. Южный  Ксудач.

Вышли к основному притоку р.Южного  Ксудача . Как обычно, вдоль речки шли по медвежьим тропам. Медведь скотина умная, и как правило свои тропы натаптывает оптимально. Лагерь разбили на высоте 400 метров в верховьях ручья.

День 7. Утром продолжили подъем  по  Ю.Ксудачу до самых его истоков. Затем перелезли в соседний распадок к реке Вестник, берущей свое начало прямо от кромки  кальдеры  Ксудача.
   Подошли к краю кальдеры. Отсюда открывается фантастический вид на озеро Ключевое.

Неожиданно со стороны озера послышался шум. Быстро набирая высоту из кальдеры вылетел вертолет.  Вертолеты часто здесь бороздят небо - туристический сезон. Некоторые из них садятся в районе "горячего пляжа".

Продолжение следует.  Впереди самый впечатляющий камчатский ландшафт - кальдерные озера Ксудача...надо клеить панорамы.

текст и фото: Сидоров Роман (Hontomo Kuru)