Как мы 'копали' тропу на Пидан

Дата события: 
07.11.2002

7-8 .11. 2002 г.

Маршрут: Владивосток – Лукьяновка – Лукьянов лог – г.Пидан (Ливадийская) – кл.Прямой – Лукьяновка – Владивосток.

Участники: Игорь и Я.

8 ноября, пятница.

Обычно начинаю писать сначала (как собирались и т.д.), сейчас же скажу про окончание этого похода или … начнем с конца. Мы вышли к селу Лукьяновка по скользкой, едва проезженной дороге, сильно засыпанной снегом. В свете звезд. Поздно вечером. В некоторых одиноких домах еще горел свет. Прохладно, дул ветерок, и в тонкой шапочке было зябко. Но мы знали, что через 10 минут нас ждет горячий чай и теплый дом…

Вот, а теперь начало…

7 ноября, четверг.

Как я уже писал, но все равно повторю, - за месяц до похода в него хотят пойти все…, а вот за день до похода – почему-то у этих всех находятся какие-либо причины в него не идти…

Видимо давний разговор о том, что на ноябрьские с нами пойдут студенты ДВГТУ, был недостаточно конкретизирован, и поэтому, за неделю до похода, оказалось, что все те же студенты едут в Лукьяновку на турбазу пробивать лыжню. Некоторые другие товарищи отказались по разным причинам, и поэтому в электричку мы влазили вдвоем, не считая других туристов, ехавших тремя группами на Китайскую, Чандалаз и Пидан.

Имею в своем распоряжении запас продуктов на троих на два дня, уже в электричке решаем взойти на Пидан, как бы это не казалось банально.

Пожелав удачи группе Степанова, который ведет своих на Ольховую (Китайскую), мы выгружаемся в Лукьяновке (74 км) в 9.10 утра. И… нас сразу начинает поливать мелкий дождь. Идем до деревни по скользкой дороге, перекидываясь шутками со студентами. Но вот наши пути расходятся… Им налево, а нам направо.

Не успеваем дойти до первой переправы, как вслед за нами несется небольшая группа туристов. Они хотят налегке, за один день, подняться и вернуться с Пидана, но не знают дороги, т.к. были там один раз и то летом и просят ее показать. Приглашаем их следовать за нами и на поляне показываем дорогу по ключу Прямому. Сами же мы решаем подниматься по Лукьянову логу – так интереснее и, как нам кажется, немного сложнее.

Но… от поселка и по этой дороге ведет тропа, протоптанная любопытными туристами. Пройдя около двух километров встречаем первую (и последнюю) палатку в этом краю. То ли школьники, то ли студенты, укрывшись от дождя в палатке, играют в карты. Поздоровавшись, узнаем, что они приехали еще вчера и все это время сидят под дождем. Но нам дождик не помеха – идем дальше.

В лесу снега по колено, тропа вьется между деревьями. Кое-где на деревьях красуются плакаты, призывающие охранять лес и животных. Как я слышал, это и есть экологическая тропа на Пидан.

Заснеженная тропка идет вдоль ручья и вплотную подводит нас к небольшим водопадам, слегка закованным в ледяной панцирь. Здесь она и заканчивается, видимо кто-то пробивался сюда сквозь снежные заносы и, отобедав у ручья, вернулся назад.

Прежде чем топтать глубокий снег дальше, тоже решаем отобедать, тем более что время самое обеденное – 13.00. Сегодня четверг – у нас рыбный день: уха из сайры и рыбный паштет.

Наевшись и переодевшись, упаковываем вещи, чтобы не промокли, т.к. морось еще не закончилась, а снег еще не начался. Закрепив бахилы, идем “копать” снег (вышли в 14.10). Без тропы идти намного сложнее. Пытаемся следить за зарубками, но иногда теряем тропу, правда на глубине снега это не сказывается.

Снег, мокрый и плотный сверху на 5-8 см и рыхло-липкий внутри, не дает нормально идти. Приходится на каждый шаг делать “пробивание”: плотный снег сразу не продавливается даже моими 70 кг + рюкзак, но стоит только опереться на ногу, как сразу хруск – и нога уходит в снег ниже чем по колено.

Игорь вспоминает старый способ и движется на четвереньках – площадь опоры больше (да и вес у него меньше) – и он, не проваливаясь, продвигается на 20-30 шагов вперед.

Пытаюсь проползти также и я, но кое-где проваливаюсь – то руками, то ногами. Периодически выжимаю мокрые перчатки. Хорошо хоть не холодно, а то уже все вымокло. Кроме того, конечно, что под полартеком.

Игорь уже давно мокрый и одел вторые перчатки, но руки все равно мерзнут.

Как только начался подъем на Пидан, идти стало еще сложнее – глубина снега увеличилась и стала где-то по пояс-грудь. Идем очень медленно, местами проваливаясь между камней и деревьев и долго окапываясь.

К 17 часам мы преодолели лишь небольшую часть подъема, изрядно накувыркавшись в снегу. Решаем заночевать вон там, в лесочке, до которого метров 70, и ползем еще полчаса через каменное поле, усыпанное снегом.

Дождик прекращается, начинает идти снег…

В небольшом пятачке леса оказывается всего три сухостойные елки. Спилив две из них, видим, что одна – мокрая насквозь. Копаем площадку под костер. Затем Игорь разводит огонь, а я пытаюсь на склоне соорудить из снега и веток ярангу (шутка :) – место для установки палатки.

Снег начинает идти сильнее. Сыроватые дрова сильно дымят. Игорь замерзает, но переодеваться пока не хочет. Ставим палатку и костровой тент. Уже темнеет. Снег так и идет. Ветра нет. Не сильно, но прохладно.

Постоянно подбрасывая кислород в топку, готовим ужин и едим с аппетитом – уработались за весь день. Возле костра долго не сидим – мало дров, а надо еще будет завтрак готовить.

Лезем в палатку. Зажигаю для тепла газ. Переодеваемся и ложимся спать. Долгий походный день окончен. 22.00

8 ноября, пятница.

Проснулись в 8 утра, в палатке темно, на пологе небольшие капли влаги. Выставленные в тамбур ботинки замерзли и не лезут на ноги. Опять включаю газ и подогреваю их до мокрого состояния. Одел, шнурки завязываются с хрустом.

Вылажу наружу… чудное зрелище. Оказывается на улице уже совсем светло, а палатку привалило снегом. За ночь выпало 10 см снега. Он налип на мокрые деревья и теперь каждая веточка, каждая иголочка покрыта снегом. Если вчера лишь на редкой елке лежала шапка снега, то сейчас все вокруг белым-бело. Снега и дождя, но еще облачно.

Спилили последнюю елку, она оказалась сухая и горит хорошо. Отковыряли из под снега палатку и взялись готовить завтрак.

Холодно, где-то 10-15 мороза. Снега по пояс. Нет, на ноябрьский, и даже на декабрьский поход это не похоже. Руки без варежек моментально замерзают. В носу щиплет. Оставленные у костра под тентом мокрые перчатки и шапочка превратились в ледяные игрушки. Даже если их разморозить, то до выхода высохнуть не успеют. Хорошо, что есть дополнительная, правда тоненькая, шапка.

После сворачивания палатки и тента отогреваем руки у костра. Завтракаем. Сгущенка сильно замерзла, и ложка из банки вытаскивается с трудом.

После завтрака оттаиваем рюкзаки… Мокрые пряжки, ремни и молнии не работают. Все пристыло и замерзло. Такого обычно в зимнем походе не бывает. Мы попали в межсезонье.

 

В 11.20 выходим дальше. Сквозь облака и дымку вершину и некоторые близлежащие хребты не видно. С утра надеялись на то, что корка мокрого снега за ночь станет плотнее, но выпавший снег все прикрыл, и идти стало глубже на 10 см.

Ползком, по буграм (засыпанным камнем и елками) добрались до другого небольшого пятачка леса. Подъем стал круче, потянуло ветерком. Слегка разогнало тучи и виден хребет. Лезем на него – там наверняка снег плотнее.

Как оказалось, продвигаться на коленках больше 20 метров довольно тяжело, очень устают ноги. У меня. А Игорь ползет как маленькая улитка, придавленный своим рюкзаком.

Добравшись до хребта, попадаем под струю шквального ветра, который буквально сбивает с ног. Попытались идти с подветренного склона, но там очень много глубокого мягкого снега, в котором застреваем еще лучше, чем между камней. Приходится идти прямо по хребту – здесь снег плотнее, кое-где заметен слоями рыхлого снега высотой по пояс.

Оглянувшись на Игоря, заметил, что у него пятнами белеют щеки. Капюшона у куртки нет, а поднятый воротник о ветра и мороза не защищает. Останавливаемся у небольших елок, пытаясь укрыться от ветра. Достаю из рюкзака свою куртку с капюшоном и опушкой и почти заставляю Игоря одеть. В голове мелькают мысли об экстренном сбрасывании вниз, в безветренную зону. Но через пару минут вижу, что он повеселел.

Решаем бросить рюкзаки и идти дальше налегке. Вершина уже где-то рядом, в налетающих легких облаках.

Без рюкзака в полартеке сначала прохладно. Потом понял, что остыл пока стоял. Долго оттаивал замерзшую правую руку. Она чуть не околела, пока распаковывал рюкзак.

Без груза идти легче. В несколько раз реже проваливаешься под снег. Через 100 метров открывается вид на вершину. Виден тригоном, полностью облепленный снегом, искрящимся в лучах солнца.

Переваливаясь через снежные барханы лезем на гору. Солнечно. Видимость отличная, вот только близлежащие Фалаза и Воробей закрыты шапками облаков, а хребты и море, а также долина Лукьяновки – как на ладони.

14.00. Мы все-таки взошли и, как я думаю, единственные за сегодняшний день. Откапываем памятник и достаем тетрадку. Да, действительно, последняя запись 20 октября, хотя может и после этого кто-то здесь был.

Пока откапывали, снегом и ветром запорошило лицо. Я моментально замерзаю и ничего не вижу. Полежав 5 минут укрывшись с головой в безветренной ямке, оттаиваю.

Спускаемся чуть ниже на южный склон, прокатившись на задницах, и возле огромного камня устраиваемся посмотреть тетрадку. Съели шоколадку. Оставили свою запись и адрес, а также целый карандаш – ручки не пишут, а разогреть их проблематично. Отделили полтетради для того, чтобы разместить на сайте в разделе “Контрольные записки”. При следующем восхождении постараюсь не забыть и занести ее обратно.

В 14.20 сваливаемся вниз. Сначала по своим следам до рюкзаков, а потом по целине до хребта, по которому должна – нет, просто обязана – быть тропа.

С этой стороны склона снега еще больше и он мягче. Игорь провалился как-то странно: рюкзак с головой под снегом по пояс, а ноги торчат. Пришлось выковыривать…

Очень часто меняемся, тропить приходится уже второй день. Тропы по хребту нет. Вернее она есть, но снега много, а никто кроме нас здесь не ходил. До самой реки надеемся напасть хоть на чей-то след. Но…

В 17.30 останавливаемся на обед. Мы спустились к ручью – тропы нет. Затратив на спуск 3 часа, реально осознаем, что на электричку не успеваем. Пилим елку на дрова. Она сухая и очень хорошо горит. Обедаем и за время обеда пытаемся высушить заледеневшие перчатки.

Упаковав рюкзаки, через час выходим дальше. Уже темнеет, и на голову приходится одевать фонарик. Вдоль реки тропы тоже нет, и приходится топтать наугад, виляя между деревьев. Не доходя километр до дороги, все-таки вышли на тропу, одиноко петляющую вдоль берега ручья. А еще чуть позже, возле дороги, еще не погасшее костровище какого-то путника, который пробивался нам навстречу, но так и не дошел.

Небо вызвездило и, отдыхая лежа на рюкзаках, ищем в небе знакомые созвездия. Облака разогнало совсем. Слабая поземка не дает долго стоять на месте, идем дальше. Пройдя еще пару километров, выходим на колею какой-то машины, неизвестно заехавшей в такую даль по такому снегу. Тишина и только хруст снега из под наших ног. Свет фонаря, отражаясь от снега, придает ландшафту какую-то сказочность.

Вот в долине заблестели огни деревни, послышался лай собак и гул проходящего поезда. 21.15. Выходим к поляне. Накатанная дорога кое-как припорошена снегом… Да, видимо здесь было больше дождя, сквозь который мы так удачно пробились к вершине…

7-8 ноября 2002 г.

Зеленый


Голосование: 
0
Голосов пока нет

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарии,