На Голец!
Февраль семнадцатого года – Настало время для похода!
Лыжный поход. Партизанский район, Южное Приморье. 22-25 февраля 2017 года Маршрут: г.Владивосток - пос. Слинкино – перевал Чугуевский - г. Лазовская (скалы Молодежные Столбы – 1265 м), г. Голец (1604 м) – пос. Слинкино – г. Владивосток. Участники: Марченко Леонид – руководитель, Попов Владимир, Гомов Сергей, Умников Александр, Заборьев Константин, Старожуков Кирилл, Марченко Данил, Шкиль Александр, Пиндюрин Алексей, Лукьяненко Николай, Новоселов Андрей, Попов Дмитрий, Верес Наталья, Кагановская Ирина, Носкова Полина, Кондратьева Татьяна. Школьники: Таранов Данил, Кагановский Александр, Новикова Полина.
Клубы и объединения, представленные участниками похода: Приморская краевая федерация спортивного ориентирования, СТК «Green Toure», СТК «Green Route», СТК «Кочевник», турклуб «Сплав», секция «Тайга» (ДЮСШ «Чемпион»).
На Гольце я была три года назад, в сентябре. Тогда эта гора измотала меня совершенно. Руководитель похода избрал самый короткий путь к вершине, он же самый непроходимый. Тропы не было, шли продираясь сквозь заросли, поваленные деревья и стланик, чтобы запечатлеться на фоне железной треноги, по-научному именуемой триангуляром. От этих воспоминаний становилось не по себе, ибо вскоре мне опять предстояло забраться на Голец, но уже зимой и на лыжах.
Большой лыжный поход. Стать его участником хотят многие, но далеко не всем это удается. В сравнении с этим культовым мероприятием туристов меркнут священные ритуалы тибетских монахов. К походу начинают готовиться задолго, тренируясь, подбирая снаряжение и рассчитывая предел своих сил и терпения. Попасть в этот поход, сопровождаемый многолетними традициями, большая честь для любого новичка. Умудренные опытом руководители из года в год тщательно продумывают маршрут и подбирают команду. Основные условия отбора – выносливость, неприхотливость в палаточном быту и беспрекословное подчинение Главному. Их девиз: «Слабые умрут!». Проще говоря, если ты сможешь затащить огромный тяжелый рюкзак на какую-нибудь мало-мальски значимую гору по метровому насту на неуправляемых охотничьих лыжах, давно мечтаешь спать в палатке на снегу под завывания ветра и пить чай из талой воды, то у тебя есть все шансы поучаствовать в этой серьезной операции.
Все это мы пытались донести новичкам, впервые собиравшимся в лыжный поход. Одна из целей и задач СТК «Green Route» - привлечение свежих кадров в туризм. Взявшись за нелегкую тренерскую работу, мы обещали подготовить в этом году лыжников, способных на раз преодолевать километры зимней целины и заснеженные перевалы. Тренировки начались в ноябре. Резкие перепады температур и немногочисленные осадки несколько затрудняли подготовку будущих Снежных Барсов, однако «Green Route» не сдавался. В наших малоснежных окрестностях мы выискивали места, где оставалось хоть какое-то подобие сугробов, в основном это были замерзшие водоемы и леса, их окружающие. Второе Артемовское водохранилище, за спасение которого мы бились весь год, стало основной базой подготовки новичков. По выходным команда лыжников собиралась на плотине и уходила в лес на несколько часов. По возвращении купались в проруби там же, на озере. Попутно знакомились с местными жителями, увлекая их лыжным спортом, в результате чего меня приняли в клуб «Моржи Артема». Моржи пришли в восторг от жизни туристов. В свободное от купания время им тоже захотелось ходить в походы и покорять вершины.
В результате нашей бурной деятельности в спортивных магазинах края были раскуплены все комплекты беговых лыж вместе с ботинками. Когда я появлялась в лыжном отделе «Олимпа» в сопровождении очередного начинающего спортсмена, продавцы уже не радовались, а напряженно вздрагивали. После моих слов: «На днях в тайгу уходим…» еще в одном магазине мне бесплатно отсыпали шурупов для лыжных креплений, а потом долго и задумчиво смотрели вслед.
Кировская лыжная фабрика «Маяк», похоже, работала в этом сезоне только на Приморье. С ее склада во Владивосток отправили 64 килограмма туристических лыж, палок, креплений и смолы. Когда все это было доставлено по назначению, выяснилось, что большая часть креплений по размеру подходит только для валенок. Но народ изо всех сил рвался в поход. Крепления пилились, усовершенствовались, подгонялись. Из обычных резиновых калош и двух кусков ткани был изобретен новый тип обуви для лыжных экспедиций - «бахилы». Кое-кто отпилил свои лыжи, превратив их в большие снегоступы и дополнив сверху кусками китайского коврика. Производители фирменного туристического снаряжения нервно курили в сторонке.
Маршрут был намечен, даты определены. «Февраль семнадцатого года» звучало сурово и вдохновляло на подвиги. Пять дней нам предстояло бродить по снежной целине и, в конце концов, покорить зимний Голец. Состав группы формировался долго. В путь отправились самые отчаянные, отсеяв из своих рядов сомневающихся. Руководитель похода косился на новичков, клятвенно пообещав бросить их в тайге, если те будут отставать. Двадцать второго февраля в восемь утра экипажи четырех машин выдвинулись из Владивостока. По дороге к ним присоединились участники из Артема и Уссурийска. Приехав в Слинкино, вся группа загрузилась в крытый ЗИЛ-157, чтобы добраться до перевала и оттуда начать лыжный маршрут.
Снега на перевале было много. Такую величину снежного покрова помнили только туристы-аксакалы в дни своей юности. Путь к месту ночевки намечался долгий. Пробиваться по полутораметровым сугробам десять километров даже для девятнадцати человек – задача не из легких. Снег продолжал валить не переставая. Рукпох выстроил всех в одну шеренгу, бросив вперед ударные силы. Группа напоминала отряд партизан во время решающей вылазки в стан врага. Тропу прокладывали по очереди: первый участник с энтузиазмом кидался сквозь бурю напролом, взрывая лыжами наст. Минут через десять он, вконец умотавшись, пристраивался позади равномерно топчущей снег колонны, уступая место очередному лидеру. Трое школьников работали наравне со взрослыми. Замыкающая шествие Полина тащила свой рюкзак на санках, ровняя готовую лыжню.
Начинало смеркаться, когда по приказу рукпоха группа прекратила движение. Прозвучала команда разбить лагерь прямо на дороге. Побросав рюкзаки, все стали утаптывать лыжами площадки для установки палаток. Надо сказать, что эти широченные лесные лыжи в течение похода мы снимали только на время сна. Оказалось, что в них можно не только ходить по насту, но и пилить дрова, готовить пищу, есть, бегать по лагерю и еще много чего делать. Как только кто-то пытался снять лыжи, он оказывался по пояс в снегу, а выбраться из снежной западни было непросто. Выходя из палатки, все одевали лыжи как тапочки.
Утоптав снег, мужская часть группы ушла ушли валить деревья, женская осталась готовить ужин. Настало время жить законами леса и следовать давно сложившимся походным ритуалам. Из незыблемых правил лыжного похода стоит упомянуть следующие. Классическое жилище походников - палатка типа «зима». Это круглый шатер человек на десять, до четырех метров в диаметре. Центральный кол палатки, или ЦК, вырубается самим рукпохом. ЦК может иметь безобразно искривленную форму, но все бережно охраняют этот священный тотем, украшая его самыми дорогими сердцу вещами.
Пол шатра устилают ковриками в строго определенном порядке. Рисунок коврового покрытия вырабатывался годами и нарушение его, по преданию, может вызвать недовольство таежных духов.
В шатре всю ночь топится печь. Это важнейший ритуал, несоблюдение которого сулит неудачу всей экспедиции. Вечером, окончив торжественные песнопения и отведав целительного пятизвездочного нектара, жители палатки кидают жребий, определяя время ночного дежурства. Каждому отведен один час, чтобы охранять сон товарищей и поддерживать огонь в очаге. И горе тому, кто уснет во время своей смены и допустит, чтобы печь погасла! Гнев участников похода обрушится на его голову незамедлительно, халатность будут вменять нарушителю годами, выражения, которыми можно описать вину несчастного, дословно известны только руководителю…
Первая ночь прошла беспокойно для опытной части походников. Новички жили в семиместном чуме. Быстро раскинув палатку, поужинав и хлебнув волшебного зелья, они упали на коврики, постеленные не по уставу, и наглым образом захрапели.
Мы с Сергеем в нарушение всех норм ночевали в палатке без печки.
Аксакалы же долго и уверенно ставили свой классический шатер, меняя местами колья и удлиняя растяжки. Снег, падавший на палатку, не давал поставить ее как следует. Ночью сугробы на подогретой изнутри крыше шатра начинали таять, заливая спящих и дежурного с печью. Всем приходилось вставать, сбрасывать сверху снег и подпирать стенки лыжами. Руководитель нервничал.
На следующий день был запланирован тренировочный выход на гору под названием Молодежные столбы. Вышли не рано, учитывая предыдущий переход и трудную ночь. Через несколько километров основная дорога свернула в лес. Зимняя тайга впечатляла. Заснеженные по самые макушки пихты стеной окружили нас. Мы не спеша поднимались по первозданно-диким местам к солнечному великолепию далеких вершин.
Столбы оказались интересными скальными образованиями. Каменные пирамиды высотой метров двадцать, увенчанные затейливыми верхушками, напоминали башни старинного замка. Очередная загадка Приморья. Какой архитектор, с какой целью создал эти скульптурные композиции? Есть версия, что это одно из культовых сооружений древних жителей этих мест. Ледяной ветер свистел вокруг столбов, не давая нам как следует рассмотреть их со всех сторон. Спрятавшись за скалу, группа достала термосы и еду, чтобы восстановить силы. Надо сказать, новички чувствовали себя прекрасно, как будто вообще не уставали. Просыпались раньше всех, будили стуком топора весь лагерь, готовили завтрак – скорее бы туда, на просторы бескрайних гор! Обалдев от красоты зимнего леса, они первыми ныряли в бездну сугробов и прокладывали тропу для всей группы, забывая, что поход по определению тяжелое, изматывающее силы мероприятие. На обратном пути новички свернули на дорогу, ведущую к Гольцу, и протропили в том направлении еще километров восемь. К вечеру их лица светились счастьем.
На календаре было двадцать третье февраля. Собравшись возле костра, все поздравили мужчин с праздником. Наши мужчины самые сильные и решительные!
Следующий день был решающим в этом походе. Нас ждал Голец! Новички, как всегда, поднялись ни свет ни заря и в семь утра уже вышли на маршрут прокладывать дорогу к вершине. «Green Route» выдвинулся чуть позже, аксакалы догнали нас на полпути.
Зимний путь на Голец совсем не казался мне унылым. В этот раз гора встречала нас волшебной сказкой февральского леса. Солнечные лучи отражались от пушистых снежных шапок на верхушках елей и бликами рассыпались в причудливом переплетении белоснежных ветвей. Безупречные краски лазурного неба дополняли фантастическую картину. Подъем по хребту был не очень сложным. Километров через восемь вышли на пологий участок. Хвойный лес пропал, повсюду росли березы. Царившая вокруг тишина, казалось, навсегда укрыла нас от суеты беспокойного мира. На краю березовой долины легкая прогулка сменилась затяжным подъемом. Петлять по узкой извилистой тропе в огромных лыжах было непросто. Иногда я оступалась и проваливалась в снег по пояс. Вылезти из сугроба можно было лишь навалившись всем телом на те же лыжи - подобным образом выбираются из болота или полыньи. Когда мы вышли к каменным россыпям Гольца, пятнадцать километров вверх по снегу уже давали о себе знать. Сняв лыжи, мы по курумнику взобрались на серый курган, увенчанный триангуляром. Покатые камни, усыпающие вершину Гольца, и дали название горе. Вид сверху был великолепный: вдалеке хорошо просматривались Сестра и Облачная, прямо под нами раскинулись каменистые террасы, прикрытые снегом. Вконец уставшие, но счастливые, мы стояли на самом пике островерхой горы, возвышаясь над необъятной тайгой. Над Гольцом развевался флаг «Гринроута»!
Третий день похода давался нелегко – сказывалась усталость. В лагерь спустились к вечеру, сил хватило только поужинать и обсудить с аксакалами завтрашнее возвращение. Решено было идти на лыжах до Слинкино по уже пробитой нами дороге.
В девять утра группа, свернув лагерь, выстроилась с рюкзаками, готовая к выходу. Дорога шла под уклон. Новички - уже не новички, а матерые лыжники! – как обычно, рванули вперед. В тот день они отрабатывали на практике сложный прием: выбраться из сугроба и встать на лыжи, не снимая тяжеленного рюкзака. Падая и кувыркаясь в снежных заносах, они первыми вышли к назначенной точке, с честью завершив четырехдневную походную эпопею!
Большой лыжный поход. В четвертый раз я была его участником, но впервые могу засчитать себе весь маршрут. Семьдесят километров на лыжах, две зачетные вершины, ночевки в суровых условиях. Гордость за наш клуб и за ребят, в первый раз прошедших этот путь. Благодарность аксакалам, много лет отдавшим делу туризма и ведущим в бой молодых! И пусть через год повторится это нелегкое испытание силы духа, умения работать в команде и поддерживать друг друга в трудную минуту.
Да будет так!
Текст: Наталья Верес.
Фото: Леонид Марченко, Владимир Попов.
Фотогалерея
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарии,
Комментарии
Николай Лукьяне...
вт, 25/04/2017 - 13:35
Постоянная ссылка
Большое спасибо за отчет.
Большое спасибо за отчет. Очень приятно было вспомнить этот поход. Коллектив в походе был супер! Погода идеальная.А кругом красотище. Хотелось бы побольше фото.
laoshi2
вт, 25/04/2017 - 15:28
Постоянная ссылка
Скоро галерею привяжу
Скоро галерею привяжу
Fatcat
чт, 27/04/2017 - 14:47
Постоянная ссылка
Наташа, в список клубов и
Наташа, в список клубов и объединений, представленных участниками похода, нужно включить Баджальских клуш, видным членом которых явялется Алексей Пиндюрин. Кстати, говорят, он единственный, кто закончил лыжный поход на лыжах.