КАМЧАТКА. Маршрут Тихоокеанское кольцо. Усечённый вариант

Август 2016

Подготовка к походу

После удачной поездки по Приморью в 2014 году (http://turizm.primkray.ru/trek/peshkom-po-poberezhyu-yaponskogo-morya-il...) мы с мужем решили продолжить своё знакомство с Дальним Востоком. Дошла очередь до Камчатки.

Наша давняя мечта - Камчатка, этот удивительный край на самом востоке России, богатый своей уникальной природой!

Наша цель - посмотреть как можно больше природных достопримечательностей при ограниченном бюджете пенсионеров.

Прикупив акционные билеты на самолёт до Петропавловска-Камчатского (ППК), вплотную приступили к разработке маршрута.

При подготовке к прошлой поездке по Приморью нас виртуально консультировал ИСКАТЕЛЬ -  большой знаток природы Дальнего востока. В этот раз мы тоже обратились к нему за советом, и он предложил пройти маршрут под названием Тихоокеанское кольцо.

Рекомендую пройти по Тихоокеанскому кольцу: п. Термальный - пер. Вилючинский - Мутновская ГеоТЭС (+ Дачные источники) - влк. Мутновский + водопад (радиалка) - влк. Горелый (радиалка) - бух. Жировая - Жировские источники - пер. Тенуева - база "Родниковая" (+ источники) - Вилючинский водопад - руч. Спокойный - пер. Вилючинский - Верхнепаратунские источники - п. Термальный

По большей части этого этого маршрута есть дороги или хорошо набитые тропы - не заблудитесь. Вертолеты и "многоденег" не требуются - до Мутновской ГеоТЭС вполне можно добраться автостопом, далее уже лучше пешком (больше красоты увидите).
Обязательно возьмите болотные сапоги, так как много бродов. И снасти для рыбалки!

Рекомендуемые места ночевок: - овраг под Мутновской ГеоТЭС напротив Дачных источников (удобное место для палаток, рядом источники);
- бухта Жировая (изумительно красивая, шикарный вулканический пляж, рыбалка в устье реки);
- Жировские источники (можно варить еду без костра прямо на источниках, купалка тоже есть; тополя в 2 обхвата);
- поляна за перевалом Тенуева (вода в ручье, дрова, шикарный вид на Вилючинский вулкан);
- база "Родниковая" (облагороженные источники, речка с рыбой, можно сделать радиалку на водопад);
- озеро у подножья влк. Горелый;

Карта полного маршрута Тихоокеанское кольцо

Подробно изучив этот маршрут и оценив свои силы, решили несколько изменить и облегчить его.

Конечно, до бухты Жировой очень хотелось дойти и провести на берегу океана несколько дней. Но огромное количество бродов пугало нас. Кроме того, дальше нужно было идти на перевал Тенуева, а он казался самым тяжёлым участком маршрута. Поэтому, попытались найти способ вернуться в ППК морским путём. То есть, хотели договориться с кем-нибудь из местных, чтобы нас забрали из бухты на катере. Но для успешной выброски нужно было знать точно, когда нас забирать оттуда, а мы этого точно знать не могли.  А также, успешная выброска возможна только при хорошей погоде и отсутствии огромных волн.

Взвесив  все ЗА и ПРОТИВ, мы решили просто исключить этот тяжёлый для нас участок пути.

Океан же - обязателен к просмотру, и исключить  знакомство с ним  не входило в наши планы, но об этом позднее.

К началу маршрута (подножию вулкана Горелого) можно добраться на попутках от посёлка Термального. Но мы решили не терять время и воспользоваться заброской, которые предлагают местные жители на машинах с хорошей проходимостью. Чтобы минимизировать расходы на заброску на известном форуме путешественников находим себе попутчиков – семейная пара из Ижевска. Ищем и находим человека, готового за адекватную цену довезти нас до Горелого. Нам невероятно повезло с нашим драйвером, Александром. Он прекрасно знает и любит Камчатку, интеллигентный и порядочный человек, превосходный гид, с которым очень интересно общаться и к тому же классный фотограф.

Итак, всё решено, рюкзаки уложены, до старта осталось два дня. И тут, приходит сообщение от Александра, что в ближайшие дни на ППК надвигается циклон, а это значит, что всю первую неделю мы будем сидеть у вулкана Горелого под дождём в ожидании хорошей погоды. И Александр предлагает нам поехать вместе с ним в центральную часть полуострова, куда циклон пока ещё не дошёл. А там сейчас идёт самое настоящее извержение вулкана Ключевского!  Немного задумались, всё-таки это сильно меняло наши планы и увеличивало бюджет поездки.  Окончательно меня убедила,  услышанная от разных людей, одна и та же фраза        «Лучше жалеть о том, что сделал, чем жалеть о том, что мог сделать, но не сделал». Надо ехать и смотреть на извержение, раз уж так всё совпало. Теперь, после поездки, я не могу сказать точно, что было самым ярким, и так ли уж нужно было увидеть это извержение, но знаю одно, что если бы мы не поехали туда, то сильно сожалели бы об этом. А то, что мы обхитрили погоду, это факт.

Петропавловск-Камчатский

6 августа 2016 г. в 16-00 рейс рейс Новосибирск-Владивосток-ППК доставил нас в аэропорт Елизово. Тучи, серое небо, под ногами лужи, обещанных домашних вулканов нет, спрятались они от нас. Едем в город, находим дом, где нас ждёт гостеприимный Виктор, согласившийся нас принять по каучсёрфингу в своём уютном доме на сопке с видом на Авачинскую бухту. Остаток дня мы провели гуляя по городу. По ступенькам поднялись на Никольскую сопку, вышли к пушкам, посетили памятники Лаперузу и Берингу, и на этом наш первый день закончился. Да, в этот день было открытие летних Олимпийских игр, но усталость не дала посмотреть их, выключились, как только легли в постель.

Извержение вулкана Ключевского

Назавтра в 8 утра была назначена встреча всех участников поездки и выезд по направлению к вулкану Ключевскому. Всё пошло по плану: встретились, познакомились и помчались вперёд навстречу приключениям! Дорога хорошая, долго ехали по асфальту, потом щебёнка. Водитель надёжный, поэтому все, кроме самого водителя, большую часть времени мирно спали. Я обычно не сплю в пути, но то ли вчерашний недосып сказался, то ли смена часовых поясов, то ли однообразная и скучная дорога, но спалось в этот раз хорошо. До Ключей доехали уже около пяти вечера, дальше оставалось около 70 км до базы вулканологов Апахончич.

Эти 70 км мы ехали больше 3 часов. Вот тут уже никто не спал. Сначала мы ехали по воде, казалось, что вот-вот поплывём, потом вдоль мёртвого леса по кочкам, камням и пеплу. И вот уже в сумерках подъехали к базе вулканологов. Всё наше внимание было устремлено на вулкан Ключевской. Лавовые потоки с трудом можно было разглядеть невооружённым глазом, но чем темнее становилось на улице, тем ярче проявлялись огненные потоки. Даже не верится, что мы здесь и всё это видим своими глазами!

С трудом оторвались от этого зрелища, чтобы приготовить себе ночлег. Домик был занят другими туристами, поэтому для нас там места не хватило. Лагерь разбили на берегу сухой речки. Александр сварил на ужин гречку с тушёнкой, и бутылочка коньяка за успешное начало путешествия была не лишней. Ужин с видом на извергающийся вулкан был из  области фантастики.

Утром решено было взять палатки, вещи и еду на пару дней и пойти ближе к вулкану, насколько это будет возможно. До подножия вулкана около 8 км шли вдоль сухой речки. Таня с Борисом (ижевцы) оказались очень спортивные и выносливые, никакого сравнения с нами, хотя мы тоже по своим алтайским горам ходим много. Поэтому сразу было решено идти каждой группе в своём темпе, чтобы никого не тормозить, а на ночёвку вставать вместе.

В первую очередь  нужно было найти источник чистой питьевой воды, а это было не просто. Пока нам встречались только ревущие грязевые потоки, несущие в себе каменные глыбы, как весенние бумажные кораблики.

Наконец, нам повезло, мы увидели ручеёк с чистой водой, текущий по склону оврага. Решили, что здесь будет наша вторая ночёвка, оставив свои рюкзаки на краю оврага, пока есть время, пошли навстречу лаве. Ижевцы пошли вправо от оврага, а мы с Александром влево. Кому же из нас повезёт больше? Появились  тонкие волокна тумана, постепенно они становились плотнее и гуще.

Впереди нас уже ничего не было видно,  а сзади нас, откуда мы пришли, всё ещё была хорошая видимость. Мы пока ещё нерешительно продвигались вперёд, но уже стали подумывать, может быть стоит вернуться? В какой-то момент мы поняли, что туман окружил нас и дороги назад уже не видно. Тогда, было принято решение – возвращаемся! Обидно идти назад, не дойдя до лавы несколько сотен метров! Спускаться было легче, через какое-то время туман на нашем уровне рассеялся, и мы без проблем нашли свои рюкзаки. Борис и Таня тоже не дошли до лавы, им дорогу преградил бушующий грязевой поток, вероятно, это результат таяния снега при соприкосновении с горячей лавой.

На ужин я сварила борщ из сушёных овощей. После ужина все залегли по палаткам отдыхать в надежде на то, что ночью туман исчезнет, и тогда удастся  увидеть извержение вблизи. Мы бы всё проспали, если бы не наши друзья, разбудившие нас среди ночи.  Выползая из палатки,  мы увидели потрясающую картину. Тумана не было, а по склону вулкана ползли огненные змеи! Картину дополняло облако над вершиной вулкана, оно окрасилось в красный цвет и, казалось, горело огнём!

Вот оно счастье путешественника - оказаться в нужном месте в нужное время.

Александр возился со своим штативом и профессиональной камерой снимал это волшебное видение.

Для сравнения с нашими помещу пару кадров, которые сделал Александр. Чувствуется рука мастера?

Налюбовавшись, мы опять легли досыпать свои сны. Ближе к утру пошёл дождь, но нам теперь он не страшен. Когда утром проснулись, дождь уже прекратился, и мы отправились в обратный путь.

Сначала шли пешком до машины, которая нас ждала у Апахончича, потом опять долго-долго ехали. По дороге Александр нас высадил в ягодном месте и мы просто объедались голубикой и жимолостью. Ммммм!

До вулкана Горелого мы засветло доехать не успевали, поэтому решили переночевать на горячих источниках в Малках. Уже в потёмках принимали горячие ванны под громкое кваканье лягушек. Таня с Борисом сготовили на ужин макароны с тушёнкой и после принятия лечебных ванн, все сытые и довольные очередным удачным днём провались в сон.

Вулкан Горелый

На следующий день с остановкой на перевале Вилючинском, Александр нас довозит до подножия вулкана Горелого и уезжает к себе домой в ППК. Как у нас всё сложится дальше?- никому не ведомо.

Борис и Таня решили сразу же идти на вершину Горелого с рюкзаками и ночевать там на вершине. А мы думаем оставить рюкзаки здесь, у подножия вулкана, и налегке штурмовать его. Начинаем подъем, погода чудесная, но где-то на середине пути входим в зону облаков. У людей, спускающихся с вершины, спрашиваем - Как там на верху видимость? Они отвечают, что там всё хорошо видно, не беспокойтесь.

Действительно, ближе к вершине видимость улучшается, только дует сильный ветер. Вид открывшийся нам на вершине завораживает. Кратер вулкана очень живописный, разноцветные стенки кратера круто уходят вниз, на дне голубое кислотное озеро с  ледяным айсбергом. Осторожно обходим кратер по кромке до следующей активной воронки, фумаролы дымят, чувствуется запах серы. Полный восторг от всего происходящего!

Поднялись на самое высокое место, оттуда открылась великолепная панорама, даже океан видно на горизонте. Неожиданно появилась связь, пришла смска от сына. Он волновался за нас, по новостям объявили, что на Камчатку движется тайфун, МЧС предупреждает, что пик его ожидается сегодняшней ночью.  Начали спуск вниз, опять появились облака и пошёл дождь, пока спустились промокли. Быстро поставили палатку, поскольку были предупреждены о непогоде, очень хорошо камнями укрепили растяжки. На газовой горелке вскипятили чай, поужинали и легли спать. Но спать в эту ночь не получилось. Дождь лил как из ведра, ветер хлестал палатку так, что казалось разорвёт её в клочки, было очень страшно. Поздно вечером приехала вахтовка, привезла организованную группу туристов. Слышно было как они пытались поставить свои палатки под этим ливнем и при ураганном ветре. К утру ветер стих, дождь прекратился, палатка выдержала этот экзамен и мы уснули.

Когда проснулись  на чистом голубом небе светило яркое солнышко  и дул приятный ветер, который быстренько просушил все промокшие вещи. Мы очень беспокоились за наших друзей ижевцев, как они пережили эту ночь на вершине? Потом, когда встретились с ними снова, они рассказали, что это было очень экстремально, когда Борис расправлял палатку, порывом ветра его даже подняло в воздух и пронесло несколько метров вместе с палаткой. Вот такой вот тайфун c нами случился.

Переход по кальдере Горелого к подножию Мутновского

Сегодня мы планировали дойти до инспекторского домика (кордон парка). Вышли от Горелого в полдень, по кальдере много следов машин и все в одном направлении. Мы пошли по самой левой колее, иногда дорогу пересекали мелкие ручейки, местами ещё лежал снег на обочине. За время перехода несколько вахтовок проехали мимо нас туда и обратно, иногда мы уточняли у водителей правильно ли идём.

В какой-то момент опять сгустился туман, да такой, что в трёх метрах уже ничего не было видно. Но в этот раз мы его не боялись совсем, с нами было всё, что нужно для жизни: палатка, продукты, горелка, вода из ручья. И мы продолжали идти по наезженной дороге, пока не увидели справа от дороги оранжевый вагончик. Там оказались люди, которые сказали нам, что до домика с зелёной крышей совсем не далеко осталось, если бы не было тумана, его бы уже было видно.  Почти все, встречающие нас, интересовались, есть ли у нас навигатор, и сильно удивлялись, узнав, что его у нас нет. Нам же кажется, что в тех местах, где мы были, спокойно можно обойтись без навигатора, в течение дня обязательно встречали несколько человек, у которых можно уточнить своё местоположение. После этой встречи мы продолжили свой путь, дорога пошла вверх, рюкзаки сразу потяжелели. Преодолев несколько крутых подъёмов, вышли к речке Освистанной. Там уже расположилась группа туристов на ночёвку. Не долго думая, мы останавливаемся рядом с ними, немного в сторонке от лагеря, находим защищённое от ветра место, ставим палатку, разжигаем костёр, варим чечевичный супчик, кисель. Туман слабеет и мы видим на холме рядом с нами домик с зелёной крышей, это и есть инспекторский домик. Рядом с нами живописный ручей, с поросшими зелёным мхом берегами. Поужинали, легли отдыхать, очень уютно и, главное,  люди рядом!

Это место очень удобно для ночёвки,  потому, что отсюда можно сходить в радиалку на вулкан Мутновский и  в каньон Опасный,  а потом продолжить свой путь в сторону Мутновской  геотермальной станции.

Радиалка на вулкан Мутновский

Мы так и поступили, встали в 6 утра и налегке пошли в сторону Мутновского вулкана. Через 1,5 часа были у подножия вулкана. Пока никого нет,  организованные группы появятся позднее. Сначала тропа идёт по снегу, потом попеременно то вверх, то вниз с постепенным набором высоты. На пути стали встречаться трещины в леднике, нужно быть осторожным, чтоб не рухнуть туда. Солнце светит, ни облачка, ледник на солнце сияет голубым цветом. Слева от тропы находится южное фумарольное поле, откуда пар или газ белыми клубами вырывается с шумом реактивного двигателя. Дальше попадаешь в преисподнюю – в котлах кипит грязь, всё дымит, шипит, воняет. Красиво и страшно одновременно!

На нос натянули платки, глаза щиплет, идём дальше в сторону активного кратера (как будь то, что мы видим сейчас это ещё не активный). Доходим до верёвочных перил, с их помощью по очереди поднимаемся на кромку активного кратера. Вниз отвесная стена и ничего не видно – всё в пару. Ну и ладно, нам и этого хватит. Довольные отправляемся в обратный путь. Тут уже начинают появляться группы туристов.

Каньон Опасный

А мы планируем сходить ещё в каньон Опасный.  Поднимаемся на холм красного цвета. Оттуда открывается великолепный вид, стенки каньона разноцветные, в самом начале каньона водопад с грохотом и брызгами падает в узкую прорезь каньона. Большая часть туристов этим и ограничивается при осмотре каньона. Но у нас было время и желание осмотреть каньон более детально. Мы прошли довольно далеко вдоль его правого берега и не могли налюбоваться на вновь открывающиеся виды.

По пути в кедровом стланике попались грибы и огромные поляны голубики, досыта наелись и с собой набрали. Засветло вернулись к своей палатке, сварили гречневую кашу с маслятами и компот из голубики.  Наши друзья ижевцы тоже остановились недалеко от нас. Они рассказали нам какой жуткой была та ночь, которую они провели на вершине Горелого. И потом они спустились не в кальдеру Горелого, а сразу в сторону Мутновского, но там не было хороших троп и им пришлось идти по стланику.

Дачные термальные источники

Сегодня мы должны дойти до Дачных термальных источников, это совсем не далеко, если не заблудимся. Легко прошли перевал Пионерский, даже и не поняли, что мы его уже взяли. От перевала пошли влево, а скала Чёртов палец осталась справа.

Как только перевалили услышали шум и свист из скважин. Погода чудесная, поэтому издалека увидели гостиницу, называемую в народе Домик Чубайса, но как туда пройти не понятно, везде крутой спуск. Около часа потеряли на этот спуск, в итоге,  продрались через ольхач и по крутой тропе спустились сразу в мини долину гейзеров. Сняли рюкзаки и решили осмотреть эту достопримечательность, не откладывая на потом. В долине по центру течёт горячий ручей с рукотворными ванночками-джакузи из камней, а на склоне дымят фумаролы, свистят струи воды, булькают грязевые котлы и маленькие гейзеры. После осмотра, легко и быстро нашли площадку для палаток с костровищем и скамеечками, где и расположились. Недалеко от нас увидели голубенькую палаточку ижевцев. Они уже давно пришли сюда и удивились, что мы так долго плутали.

Рядом с нами встала группа из Красноярска турклуб «3 коня». Ребята очень понравились нам, хорошая организация похода, дисциплина, просто душа радуется, что есть такая молодёжь. Они назавтра собирались идти в бухту Жировую, и дальше по маршруту Тихоокеанское кольцо. Мы опять задумались, может быть, нам пойти вместе с ними и, тогда выполним свой начальный план. Но уж больно не хотелось на этот перевал Тенуева идти и преодолевать броды.

Остаток дня провели в дачных источниках, что называется – дорвались: и под водопадом сидели (такой кайф – массаж горячей струёй воды), и в ванночках лежали, и грязью обмазались, и для контраста в холодную речку ныряли. И так уж нам понравилось, что мы неожиданно для себя тут 3 дня провели.

Назавтра был дождь, такой нудный, моросящий, бррр. Но когда рядом горячий источник, это совсем не страшно. Мы периодически забирались в горячую воду или просто грели ноги и всё было ок! В промежутках дождя сходили на экскурсию на территорию Гео ТЭС, заодно в гостинице попросили зарядить свои фотики.

У охранника попытались узнать, как нам лучше поступить?  Пойти на Жировую и потом через перевал Тенуева идти до базы Родниковой, или не ходить на Жировую, а сразу добираться до Родниковой? Как бы он поступил на нашем месте? На что он ответил так: «Я бы дома сидел и телевизор смотрел». Мы посмеялись, но чаша весов опять сдвинулась в сторону облегчения маршрута.

На следующий день проводили своих соседей «3 коня» на маршрут, а потом и с ижевцами распрощались, теперь наши пути совсем расходятся, грустно.

Грустно ещё и оттого, что осознаёшь, что основная часть пути пройдена и теперь предстоит обратный путь. Но оказалось, что впереди ещё нас ждёт много интересного в этой поездке.

Медведь на ухо не наступил

Погода с утра отличная. Куда делись тучи и моросящий дождь? Пора уходить из этого уютного места. Сегодня нам нужно добраться до Вилючинского  перевала, там хотим остановиться на ночёвку и оттуда в радиалку сходить на водопад Волосы Вероникины. Дорога начинается от Мутновской Гео ТЭС, но идти далеко, будем пытаться остановить попутную машину. Вышли за территорию станции, постояли минут 15, ни одной машины нет. Надели рюкзаки и потопали по направлению к Вилючинскому перевалу, прошли совсем немного и услышали, что нас догоняет вахтовка. Водитель сам остановился и спросил: «Куда путь держите?». Мы ответили - на базу Родниковую. Садитесь!

Отлично, едем, вот уже до подножия перевала доехали, поворачиваем направо, и едем ещё пару километров. Мы сидим в кузове и думаем, неужели прямо до базы довезёт? Но нет, до базы не довёз, но всё равно,  расстояние сильно сократил. Водитель подробно нам рассказал, как дойти до водопада, а потом до базы. Сказал, что он в посёлке Заозёрный (пригород ППК), имеет горно-лыжную базу АЛЬПИНА. Если нужно будет жильё, можно у него на базе снять комнату. Мы записали телефон, кто знает?, может и воспользуемся его предложением.

Эта встреча предопределила дальнейшие события.

Теперь нужно было корректировать свои планы. Предполагаемая ночёвка у трассы, недалеко от начала подъёма на перевал уже отменялась. Там, где нас высадил Игорь, оставаться было бессмысленно, теперь логичнее было идти до базы Родниковой. Кроме того, у нас была цель, посмотреть водопад Волосы Вероники. Немного поколебавшись, решили оставить рюкзаки на дороге и сходить до водопада, а потом продолжить свой путь на базу.

По пути нам стали встречаться медвежьи какашки, тропинка шла между кустов, был риск встретиться с мишкой лицом к лицу. Поэтому мы со страху начали орать песни, горланили, что есть сил, перепели всё, что на память пришло. На водопад посмотрели издалека, не стали подходить ближе, от страха не терпелось вернуться назад.

А когда повернули, увидели, что по нашим следам уже прошёлся медведь.

Идём или почти бежим и представляем, как медведи наши рюкзаки уже растерзали и сидят нас ждут.

А вот и рюкзаки, всё на месте. Уууух. Немного отлегло, осталось до базы дойти. Шли по разбитой, скользкой дороге, спуск довольно крутой и думали - А как же потом вверх идти? Тяжко нам придётся. И вдруг, навстречу нам идёт большая группа туристов, всем за 50. Оказалось -  немцы, с горячих источников возвращаются. Это нас приободрило, что же мы слабее немцев, что ли? Дойдём! А вот и домики показались.

Когда мы зашли на территорию базы, чтобы узнать, где тут останавливаются путники, к нам вышел сам президент клуба, Владимир Иванович. Он показал нам, где обычно ставят палатки, за ручьём на большой поляне. В это время послышались матерки со стороны этой поляны, это туристы отгоняли от своих палаток обнаглевшего медведя. Владимир Иванович успокоил нас, что это молодой медведь, который здесь мелко хулиганит и бояться его не надо. После этого нам даже хотелось увидеть медведя, но он нам так и не показался. Хотя, постоянно, то собаки гонялись за косолапым, то люди видели его.

Вилючинские термальные источники

Чтобы от стоянки дойти до источников нужно преодолеть  ручей и речку, по которой косяки горбуши идут на нерест.

Последующие 3 дня у нас прошли, как на курорте, мы на открытом воздухе  2-3 раза в день принимали СПА-процедуры  в горячих источниках с термофилами.

Мы несказанно рады, что всё сложилось так, что мы побывали в этом месте, где нам суждено было познакомиться с интереснейшими людьми, влюблёнными в Камчатку, энтузиастами своего дела.

Коль президент есть, -  значит, есть страна,

Не важно, она коего размера

И дарит людям радость всем она

И это истина, а не химера.

В стенах скалистых, маленький клочок -

Зелёный рай, взлелеянный с душою.

Здесь жизнь степенная, не как волчок,

Хоть и турист мелькает здесь порою.

Усталый путник может отдохнуть,

В источниках понежась. Своё тело

В ручей холодный после окунуть,

Взбодренным путь продолжить смело.

Пора и нам возвращаться в цивилизацию.

Встреча с Тихим океаном

Мы довольно быстро на попутках добираемся до п. Термального, потом на рейсовом автобусе до ППК. Пока ещё не решили, где будем ночевать. Вспоминаем о нашем знакомом Игоре, который предложил жильё в посёлке Заозёрном. Это место нам очень подходит, потому что от Заозёрного до океана рукой подать. А у нас остался один невыполненный пункт, последний по времени, но не по значимости, это знакомство с Тихим океаном. Едем в Заозёрный, находим лыжную базу АЛЬПИНА, заселяемся в довольно уютный номер с горячей водой.

Зимой тут все номера заняты лыжниками, а летом свободно, наверно потому, что она находится не в самом городе. Но автобусы сюда из города ходят часто, по времени ехать меньше получаса, поэтому проблем нет, а место очень приятное и до океана  можно одним днём сходить и вернуться. Но нам хотелось провести ночь на берегу океана под шум волн и встретить рассвет.

Поэтому с утра мы съездили в город, погуляли немного по центру, по набережной Авачинской бухты. Город понравился, цветы кругом, морской воздух, в центре чистота, мы впервые увидели, как моют скамейки на набережной, струёй воды, как на автомойках.

Долго выбирали какую морскую экскурсию взять назавтра.  В турфирме «Бриз» выбрали самую дорогую и самую длительную 12 часовую экскурсию на катере до бухты Русской, чтобы увидеть как можно больше. Вернулись в «Альпину», быстро собрали вещи, которые нам нужны на одну ночевку, остальное оставили  на базе.

Мы идём к тебе, Тихий океан! Путь занимает примерно час-полтора, направление выбрали на скалу, которая виднеется на горизонте, дорога идёт по сенокосным лугам, в двух местах пресекли ручей, один по старым автомобильным покрышкам, а второй по мостику. Пресную воду несём с собой в 5-ти литровой бутыли, питьевой воды на Халактырском пляже нет. Дошли до леса, быстро прошли его, вышли к живописным скалам. Голос океана уже слышен. Отсюда ещё минут 10 до воды по толстому слою тёмно-серого песка, в котором утопают ноги, не разбежишься.

И вот, наконец, мы подходим к океану. Огромные волны с шумом и пеной бросаются на берег. Как же можно его назвать Тихим? Какой же он необъятный и могущественный!!!

Желания искупаться у нас не появилось, уж слишком огромные были волны. День солнечный, чёрный тёплый песок, сильный ветер, загораем, ставим палатку на песке между зарослями какой-то травы, типа осоки, мягко как на перине. Теперь можно и прогуляться по берегу до места впадения реки Халактырки. На берегу встретили несколько таких же как мы романтиков. На песке много водорослей и медуз, выброшенных волнами, несколько мёртвых чаек, непонятно почему?

А вот и речка Халактырка, цвет воды буро-грязный, пить такую явно нельзя, не зря нам говорили, что воду нужно нести с собой. В месте впадения реки в океан рыбаки забрасывают сети, браконьерят, наверно.

Спрашиваем их: «Как улов?» Отвечают: «Ничего нет, одна камбала». Пошли назад, на берегу в песке кто-то копошится, а рядом птицы стоят, караулят. Оказывается это камбала, выброшенная из сетей рыбаками. Рыбку жалко! Начали спасательную операцию, быстро побросали всех в воду, кроме одной, которая  явно уже уснула, и мы её забрали себе на ужин. Отлично, день прожит не зря - спасли столько жизней! Тем временем, возвращаются рыбаки и видят ..., вернее, не видят свою рыбу. Сорри! Мы не правильно их поняли, мы подумали, что для них камбала не рыба и они её просто выбросили. Ну простите, бестолковых!

«Да, ладно уж, прощаем!»

Вернулись к палатке, поджарили на костре свой улов (одну рыбку). Проводили солнышко за сопки, будильник завели на 5 часов, по плану мы собирались встретить рассвет и успеть к 9 часам утра на морскую экскурсию.

Утром на нас накинулись комары. Это первые комары, которых мы встретили за всю поездку, нам сильно повезло, что год был не комариный. До 6 утра мы уложили свой рюкзак и с нетерпением ожидали восхода. Уже осветилась жёлтым цветом полоска над горизонтом, где солнышко должно выкатиться прямо из океана, но оно не спешило.

Мы рисковали опоздать на экскурсию, поэтому, не дождавшись, уходим, вернее, почти убегаем, по пути, ещё успевая, сделать фото домашних вулканов. А они сегодня такие фотогеничные!

Морская экскурсия в бухту Русская

На автобусе едем до причала маломерных судов, откуда начинается наш морской поход. Знакомство с капитаном и немногочисленной командой судна, короткий инструктаж по технике безопасности.

Выдали всем таблетки от укачивания, волны не шуточные, болтать будет весь день, предупредили, что лучше сразу выпить, потом будет поздно. Подали завтрак: нарезка из сыра и колбасы, чай, кофе, печенюшки. Дошли до визитной карточки ППК скал «Три брата».

Дайверы достали деликатес – морских ежей, желающие сразу приступили к дегустации.

Живописные скалы с колониями птиц,  тюлени, застывшие в неподвижных позах на фоне камней, так что их самих трудно отличить от этих камней.

Подошли к остору СтАричкова.

Проплыли мимо бухты Опасной, Вилючинской и нашей неудавшейся бухты Жировой. Мы помахали ручками, а вдруг там наши знакомые «3 коня» и 2 ижевца.

Капитан объявил: «Справа по борту – косатки!». Все устремились туда, камеры в боевой готовности, но животные слишком быстро всплывают и обратно уходят под воду, в результате на снимке в лучшем случае, остаётся один плавник. Капитан заглушил двигатель и дал нам насмотреться.

Поплыли дальше до бухты Русской, там очень близко подошли к лежбищу сивучей. Они совершенно не боятся людей, лежат, загорают, общаются между собой.

После этого, всем желающим предложили попробовать себя в качестве рыбаков. Выдали спиннинги, наживку, и началась рыбалка прямо с борта. Каких только диковинных рыб не вытаскивали и тут же отпускали обратно. Но подозреваю, что не всех, потому, что потом на обед была вкуснейшая уха, а на ужин жареная рыба с помидорами и огурцами.

На протяжении всего дня нас забавляли топорки, птички с интересной окраской головы, большим клювом и красными лапками. Они то неожиданно всплывали из воды, то ныряли, прячась от корабля, то бежали по волнам, быстро махая крыльями.

На обратном пути капитан по громкой связи объявил: «Для наших гостей из Барнаула заходим в бухту Гротовую». Вот так сюрприз, ведь в программу экскурсии это не входило. Гроты – живописные! Множество цветов на скалах, тысячи различных птиц: чайки, кайры, бакланы. Спасибо капитану за сюрприз!

Уже после 8 вечера мы сошли на берег, покачиваясь и широко ступая по земле!

Возвращаемся на базу «Альпина» в свой номер. Это наша последняя ночь на Камчатке.

Устраиваем финальный салют из фальшфейера, который не пригодился в походе.

Две недели пролетели, но мы получили незабываемые яркие впечатления от Камчатки, с её уникальной природой, активной вулканической деятельностью и от встреч с интересными людьми. Спасибо всем!