Монголия - надо ехать!
Едем по центральной улице города, лужи до подножки, а вчерашнее бездорожье – это была федеральная трасса. Выехали из города снова на федеральную трассу – снова стиральная доска с ямами. Посреди степи несколько просёлочных дорог, которые сходятся где-то на горизонте. Едем в сторону озера Зуун Нуур. Вова забрал к себе в машину трех мелких монгольских детей, которые под дождём ехали на двух мотоциклах всемером. К 17 часам доехали до перевала Тал Будаг орх гэж: густой туман, морось. Машина Эдика уехала в другую степь, перепутав асфальт с федеральной трассой, Миша остался в машине Ильи...
Нитка маршрута : г. Владивосток – оз. Байкал – с. Монды – Монголия – с. Кяхта – г. Улан-Уде – г. Владивосток
Состав группы: три машины, 13 человек, собака
Бюджет (примерно): 50 000 р/чел проезд, питание, проживние.
Пройдено на авто: 11000 км
Фото: https://turizm.primkray.ru/galleries/mongoliya-nado-ehat
Надо ехать
09.06.2025 г., понедельник
Собрались полным составом на видовой Бурачка в 19:30, чтобы познакомиться с частью коллектива, получить ЦУ, наклеечки и футболки, сделать коллективное фото опять же ж. Туман был знатный. Сабуров приехал, когда раздача пряников закончилась.
18.06.2025 г., среда
Рукпох нервничает, что не уложимся в график, и решает перенести выезд с субботы 21 июня с 09:00 на пятницу 20 июня на 12:00. Аргументирует это тем, что у нас есть тихоход. Тут начинает нервничать коллектив, особенно те, кто не едет, что никто тогда не успеет сходить по врачам и сделать прочие неотложные дела. Владимир принимает волевое решение выехать в субботу 21 июня в 05:00 утра. Екатерина отказывается приходить провожать в это время, чем нас всех расстраивает до глубины души.
20.06.2025 г., пятница
"Ну что, как успехи, народ?! Что-то то я уже устал от похода!" – говорит Владимир Шкрябин. Сборы в разгаре, вещи собираются, в машинах погрузочно-разгрузочные работы. К 21:00 собрались только 3 человека из 10 – Егор, Миша, и Маша.
21.06.2025 г., суббота, 1 день похода
Остальные до собирались к 03:30 утра субботы, в чате велась вялотекущая беседа, наконец рукпох пошёл спать после титанических трудов по укладке вещей тетрисом в машине, пообещав выезд в 04:45 утра (чере час и хвостик). Но кто бы мог подумать, вдруг проспал. В 05:30 начал паниковать Павел, разбудил на пинках рукпоха, мы выехали в 06:00.
Вова загрузил меня с вещами в 07:00 в Артеме. Саша Сабуров, который забыл загранпаспорт, возвращался домой за ним. И, ура! Мы все в сборе! Мы начали свой поход.
Эдик едет на 50 км позади, Илья Гузеев на 120 км впереди, автопоезд движется. По пути выяснилось, что Саша забыл не только загранпаспорт, но и жор-набор. Собрали ему ложку-тарелку из наших запасных, нож у него есть, кружкой будет крышка от термоса. От моих запасных стрингов Саша скромно отказался, сказал, что есть свои. Так и поехали.
Во Владивостоке туман, в крае солнце, +24, красота. По пути то асфальт, то грунтовка, средняя скорость движения 85 км/час (ниже летишь – дольше проживешь), расход топлива примерно 10,82 л на 100 км. Мы долго спорили, какая у нас скорость в машине. Саша ехал быстрее, у него с горки 90 км/ч, я вижу крейсерскую 70 км/ч, сторговались на 85 км/ч. Навигатор отказался показывать дорогу, сказал, что к Иркутску проезда нет.
По дороге перекусили чем Бог послал, потом заехали в Лучегорск в кафе и поели горячего с чаем. Пока перекусывали, Вова передал через меня Саше кофе, я его выпила и сказала: "Дай Сашке ещё". Ещё наконец дошло до Сабура. Машину вели по очереди Вова и Саша.
Мне поход нравится! Часть дороги Владимир спал, Саша мужественно сидел за рулём и рассказывал, как он был хрустиком и 2 дня назад летел в свободном падении 12 метров. Где-то в Хабаровском крае Гузеев нас обогнал, теперь у нас почетная обязанность замыкающих. Вове приснилось, что он уснул за рулём, а испугались мы, когда он резко стал «разговаривать» во сне. В 18:30 проехали по платной дороге через Хабаровск. В 20:20 стали лагерем на ночёвку в 100 км под Биробиджаном, возле Ольгохты в ЕАО. Гузеев и Эдик проехали дальше. У Хайса за день 912 км. Готовим на газу, спим в палатках. На ужин гречка с тушёнкой и поджаркой, мужики не вредничали, доели ее на завтрак. Отбой в 22:30, ну и как же без светской беседы на ночь. Комары нас чуть не унесли, полночи аплодировали им. Билайн не ловит, ловит МТС и Теле2.
22.06.2025г., воскресенье, 2 день похода.
Подъем в 05:55, встали без будильника, в 07:00 выезд. Рукпох наконец выспался и повеселел, стал оправдываться, почему пешеходники в горах не моются. Расход 10,42 л / 100 км. Заправка 43 л + 2 канистры в п.Смидович ЕАО. На протяжении нескольких км ремонт дороги, часто срезанный асфальт, ограничение движения, прыгали через ямы, Вова устроил мастер -класс по экстренному торможению перед закрытым поворотом с ремонтом дороги и небольшой пробкой перед ним, а Саша научил, как обезопасить свою машину со своей задницей и задницей товарищей от неожиданно тормозящего на тебя грузовика. Связь местами, возле населенных пунктов. Хорошо ловит МТС. Накрапывает. Дорога стала хорошей, Вова разгоняется до 100 км/час. Саша ударился в философию, что в газели можно ноги вытянуть, в отличие от Хайса, а на мотоцикле протянуть. К сожалению, через пару часов мы в этом убедились: увидели аварию на трассе. Мотоциклист разбился насмерть, врезавшись в машину дорожной службы... Вялотекущий ремонт дороги то заканчивается, то продолжается.
Сфотографировались возле стелы Москва-Владивосток близ Новобурейска Амурской области, через несколько километров закончился бензин, залили канистру, в округе все заправки или были закрыты, или не было ДТ. Обед в кафе.
17:00 у Эдика троят свечи, Саша предлагает радикальные меры поменять их все, что-то там решают с умным видом. 17:20 снова в пути, +25 , солнце жарит, несмотря на вечер. 21:30 по местному времени, по нашему 22:30, впереди ещё км 60-80 до ночёвки, не укладываемся в график, дорога 100 км то грунт, то плохой асфальт. Вова с тоской общается с местной собакой на заправке, жалуется ей на жизнь и на то, что его не кормят, собака сочувствует, виляет хвостом. 22:00 стоянка в 16 км от с.Талдан а/д Чита-Хабаровск в заброшенном карьере, проехали 1098 км, по плохой дороге ориентировочно расход топлива 13 л/100 км. Отбой в 24:00. Зарево заката было ещё в первом часу ночи, в 05:30 было светло, день, рассвет намного раньше.
23.06.2025г., понедельник, 3 день похода
Подъем 05:30, завтрак по традиции вчерашним ужином, выезд 07:22, машина Эдика собралась почти вовремя.
Периодически грунтовка, ремонт дороги 4 км, асфальт с ямами и неровностями. Второй день тестирование радиостанций, уверенный прием связи 2 км. В дороге выяснилось, что ни я, ни Саша не знаем нитку маршрута, т.к. нам всё равно, куда ехать, мы получаем удовольствие от самого похода (нас ни за что не сбить с пути, нам всё равно, куда идти). Погода комфортная, облачно, +21. До вывески ДФО Забайкальский край доехали в 10:30.
Здесь наконец встретились с собакой Ильи Гузеева и ее хозяином, сделали 100500 фото с собакой, потом с транспарантом края. Пока стояли и фоткались, Зелёный от нас сбежал в Монголию, догнали через 1 км, связали, забросили в багажник, авось пригодится. 11:00 заехали по просьбе Саши на памятник невинно убиенных в пути (погибшему байкеру).+ 36, солнечно, второй день справа от дороги периодами горелый лес, ремонт дороги 7 км, без ремонта остальные км с разным уровнем качества асфальта, периодически грунтовка. Едем первыми, потом Эдик, в хвосте Илья. Связь местами, Билайн ловит лучше. Электричества, связи, заправок нет, один лес. Возле п.Сбега первая заправка после Могочи, вкусное кафе "Багульник", но нужны наличные. Пока обедали, позвонил Гузеев, который типа не с нами, говорит, застрял в болоте, сломал лопату. Вова ездил его дергать.
Ура! Речка Черная! Можно постирать и помыться! Купались голышом. Как только сели в машину, пошел ливень с грозой. В 20 км до Аксёново-Зиловского зашли в часовню Николая Чудотворца, построенную в честь Александра Меня, тут видовая площадка.
22:42-лагерь под Новотроицком в 45 км от Читы, картошку на ужин чистили в машине во время движения, чтобы не терять время. Лариса очень красиво поет и играет на гитаре, женщина не только красивая, но и талантливая! Проехали 994 км. Отбой в 00:30, сильная гроза гремела прямо над палатками, гром, молнии, все дела.
24.06.2025г., вторник, 4 день похода.
Подъем в 5:00, выезд в 07:00, экипаж машины Эдуарда опять копается, выехали без них, догонят. У Саши нога, травмированная в аварии на мотоцикле за 2 дня до похода, подозрительно чернеет , и хромает он все больше, но лечение сводится к протиранию ноги влажными салфетками, надеется, что сама пройдет, а если не пройдет, то сама отвалится.
09:15 в п.Улеты встретили гринтуровцев, возвращающихся с Монголии, там же и заправились. Солнечно, +21. На протяжении всего пути лучше берет МТС и Мегафон, есть места, где ничего не берет. Из-за сильных пожаров между Читой и Забайкальском в сторону Иркутска несколько раз в день перекрывали дорогу 22 и 23 июня, есть вероятность, что будут перекрывать и сегодня, едем на удачу, есть вероятность попасть в пожар.
По дороге много выжженной земли, периодически деревья рыжие от прошлых пожаров. 10:00 в салоне +27,5, на улице +24. В 11:40 на перевале перед рекой Шара-Гутей остановились возле Ступы просветления, где Паша набрал тугриков мелочью, а его жена Оксана поделилась ими со мной. Вова сказал, что забирать деньги с таких мест - это грех, мы парировали, что это экологическая акция, да к тому же мы православные. 12:30 возле заправки Омни (здесь самая дешёвая заправка), трасса Иркутск -Чита 795 км, кафе -мотель «У Гончаровых» можно бесплатно набрать родниковую воду, на входе в кафе оборудованная раковина и кран. В салоне +35, на улице+31. 15:45- Стелла Бурятия -Забайкальский край
25.06.2025г., среда, 5 день похода
Проснулись в 09:00, полуднёвка. Уже +26, постирушки, искупались в Байкале. Первая рискнула залезть в воду Лариса, потом подтянулись остальные. Вода не холодная, градусов 18-20, неглубоко, заход в воду, как на Шаморе, долго по колено, потом, ну вам по пояс будет. Именинник пожарил на всех яичницу-глазунью.
Ходили гулять по окрестностям, фотосессия прошла успешно. Эдуард забрал Мишу и Егора с РЖД в Слюдянке, а Гузеевы передали там же посылкой из Иркутска Машу Борисову, которая прилетела самолётом вместе с Екатериной и Левой.
Выезд 14:12. До этого успели ещё раз поздравить Владимира Шкрябина (он же Вова, он же Зелёный) с днём рождения, а вот тортик съесть не успели. До погранперехода в Монголию через п.Монды примерно 200 км, Вова нервничает, что можем не успеть, т.к. граница работает до 18:00, а ещё надо заправиться. В машине+25, на улице+26, морось, потом ливень. Автодорога А333, хороший асфальт, связь местами. ГАИ ни разу не остановило за весь поход, зато природоохрана в районе Тибельги останавливает всех, здесь заповедник. Егор Шкрябин чинит в машине все, что я ломаю, не парень, а золото. Когда он в 5 раз отдавил мне ноги, я ему отомстила и отдавила в ответ, стороны молча пришли к соглашению, что оба сидим босиком, тогда давить будет нечем. А забыла сказать, меня вернули в машину Владимира, да ещё и приплатили. Мчим на границу, скорость 90 км/час, в горку падает до 40 км/ч. 17:45 КПП - российские (бурятские) пограничники, мы опоздали пройти границу минут на 20, вернулись на 1 км назад, Гузеева не пустили через границу из-за собаки, её оформлять долго. "Получайте удовольствие от жизни, каждый день бесценен", - Шкрябин.
Ночуем 3 машинами в палатках на границе с переходом п. Монды, утром в 09:30 будем проходить. Перегон за день 227 км. Рядом в машинах ночуют монголы. Итак, опять тортик со свечами, Лариса украсила тент фонариками, радует нас песнями под гитару. Маргарита Борисова через дочь передала вкусный штолен (пирог с изюмом и ягодами). Егор вылизал машину, все расставил по фен-шую, такого идеального порядка нет даже в операционной. Павел спит без ужина, у него крутит живот. Температура, по утверждению Ильи, +18, а градусник Вовы показывает + 5.
Моросит, темнеет поздно. Ловит МТС и Теле 2, но неустойчиво. Отбой в 22:00. Ночью Маша Борисова лунатила, села и стала во сне разговаривать.
26.06.2025г., четверг, 6 день похода
Подъем 07:00, выезд 08:50, температура +16, 08:51- КПП. Сразу же в п.Монды Будда с 3 ступами, обошли по часовой стрелке барабаны, но часть коллектива обошла против часовой, сказав, что у них своя программа. Подсчитали, что нужно обменять 25000 руб на тугрики на каждого(10 000 бензин, 10 000 еда, 5 000 сувениры и прочее). 09:30 - очередь на границе, 09:45- открыли шлагбаум, доехали до пограничников, наша машина 30 в очереди, Гузеевы 20, монголы, которые выехали в 07:00 от нашей стоянки, стоят на 3 машины впереди, в очереди в основном стоит Иркутск.
Погранпереход работает с 10:00 до 18:00. Ночевали на высоте 1000 м от уровня моря, пограничники находится на 1750 м. +10, солнечно. До этого в машине играли в слова, Егор привез Денди и мультики Миодзаки. 11:40 + 31, все ещё в очереди. 13:36 - прошел границу Гузеев. Цвет и номер контрольной карты - это количество людей в машине. 13:56 заехали в погранпереход. Пограничный и таможенный контроль. 14:03 - таможенный: 2 сумки выборочно прокатили на ленте, 10 литров топлива можно провозить в канистре в 1 машине, не проверяют, сколько литров по факту, верят на слово, мы провезли 2 канистры по 20 л. ДТ. Но водители перед нами навели панику, сливали лишнее топливо на дорогу. Из машины попросили вытащить почти все вещи, ящики с продуктами в открытом виде, спросили, что везём. 14:10-14:26 пограничный контроль, первым проходит водитель. 14:29 Могол улс Ханх боомт (Монгольское государство поселение Ханх), 14:31- осмотр машины, 14:38 -14:45 пограничный контроль, тут же таможенный контроль транспортных средств. Необходима отметка в пропуске на машину, в том, что выезжать будем не здесь.
14:50 - мы на территории Монголии. 15:00 - машина Эдуарда с нами. Международные водительские права не делали, едем по российским. За въезд на территорию национального парка взяли 400 руб. с человека, дети бесплатно, Паша договорился на 1 билет на машину. В 7-8 км поселок Ханх,
обмен 25000 рублей на 1050000 тугриков ( в магазине курс 42 тугрика за 1 рубль),местная сим- карта 3500 руб, загранпаспорт забирают на полчаса для её оформления.
Пообедали в кафе на турбазе в поселке. Ура! Здесь есть wi-fi.
Едем вдоль озера Хубсугул по грунтовой дороге. Дали порулить 5 минут.19:00 -остановил инспектор нацпарка, проверил документы, спросил билет в нацпарк, 1 билет на всех его устроил, сказал, что ночевать можно только на турбазах, костры, мусор нельзя, ночевать в нацпарке нельзя. После переговоров отправил за зону своей ответственности, на другой сектор на расстоянии 12 км. Виды красивые: просторы кругом, степь, по которой бегают суслики, горы, уходящие в облака, огромное голубое озеро, сливающееся с небом, посреди степи одинокая юрта, стада яков, летают сапсаны.
Лес хвойный, пушистый, как в сказке. Бурятия намного красивее Читинской области, Монголия - необычные виды, очень красиво + экзотика. 20:30- встали лагерем на берегу озера Хубсугул.
За день проехали 86 км. Оксану поразили в Монголии просторы и местные, с которыми интересно общаться. Прогулялись на закате, купались в озере, вода +16. В 23:00 отбой. Градусник в машине показывает -9.9, видно сломался от жары. Ночью +10. В нашем многоквартирном доме соседи не позаботились о звукоизоляции, переговариваемся через стенки. Маша Б. спросила, когда же можно будет гусеничкой в одной простыночке вылезать из палатки в 12 дня, как нам обещал рукпох перед походом. Гузеев заржал и ответил, что это будет дома.
27.06.2025г., пятница, 7 день похода
Подъем в 07:00, но в 05:00 уже был галдеж, они видите ли живут по Владивостокскому времени , и у них уже 07:00. Дежурят Маша Борисова и Миша Руденко. Владимир нажарил вкусных оладушек. Учила Машу Б., как можно незаметно подкидывать мусор в чужую машину, Маша растерялась и стала кричать посреди поляны, в какую именно машину подложить его незаметно. Катя Гузеева показала на личном примере, как можно незаметно подкинуть ребенка в чужую машину, не то, что мусор. Мужики чего-то чинят в машине, ходят вокруг нее, советуются, чего-то там модернизируют. Выезд в 09:00. Вова решил сегодняшний маршрут пробежаться, поймали его не скоро. Едем на Хатгал. Лариса сделала нам с Машей аквагрим, теперь мы не только красивые, но и яркие.
Едем по бездорожью, тут машина Вовы вышла в абсолютные лидеры. Монголы на мотоциклах появляются в степи просто ниоткуда. Солнечно, +20, фотографируемся возле каждого куста, места красивые. Вова научил закрывать окна ногами. Оксана рассказала историю Чингисхана. Меняемся экипажами между машинами. По дороге сфотографировались с монголами. Через 50 км обед в 13:50 до 16:00 на берегу того же озера Хубсугул. Жара.
Дети купались, собака вывалялась в дохлой рыбе и её помыли с Фейри, Паша научился варить морковный суп, Саша и Эдик ковырялись в машинах, Вова оторвал в ней печку. По привычке озеро называем морем, оно огромное и волны шумят. Облака, как на картинке, цвета нереальные. Степи бескрайние, на них одинокие юрты, возле которых стоит мотоцикл или внедорожник, стада яков, коров, овец, коней. У меня сломался телефон, Вова дал свой. К вечеру появились ЛЭП. Температура+16. Тарбаган-суслик размером с жирную кошку.
Рукпох придумал план-график движения, а чётко придерживается его только Гузеев, который не с нами. Поём песни по рации по очереди. Ночёвка за 10 км до города Хатгал, встали лагерем в 21:30. Проехали 141 км. + 14. Отбой в 23:30. Температура + 14, ночью сильный дождь, но не холодно.
28.06.2025г., суббота, 8 день похода
Подъём 7:00, прохладно, +16, морось, ветер. Выезд 09:45, дорога- стиральная доска, через ручейки деревянные мосты, покрашены в красный.
10:15 посёлок Хатгал: заправка, магазины с продуктами, тосол, масло. Троллей 100 м. через реку туда-обратно 25000 тугриков = 600 рублей. Абакумовы Паша и Оксана прокатились, Паша сторговался и за двоих заплатил 40000 тугриков.
Ведём машину по очереди, местами неплохой для Монголии асфальт. Через 100 км будет посёлок Мурэн. 13:00 - через 52 км от Хатгала достопримечательность: координаты 50 градусов северной широты и 100 градусов восточной долготы. +12, ветер, туман, морось, переходящая в дождь, ползём в сопку, чтобы там сфоткаться - ощущение, что во Владивостоке на какой-нибудь сопке в июне.
14:30 - городок Мурэн, обед в местной харчевне. Комплексный обед (рис, говядина, 2 салата)- 10500 тугриков=250 руб., чай с молоком 500 тугриков=12 руб., суп ( бульон и много мяса)-11000 тугриков=286 руб. Спросом пользовалось блюдо (последнее в меню) - на фото...суп с клецками из мяса
Туалет деревенский на улице, вместо раковины влажные салфетки. 16:00 - едем по центральной улице города, лужи до подножки, а вчерашнее бездорожье- это была федеральная трасса. Выехали из города снова на федеральную трассу = стиральная доска с ямами, посреди степи несколько просёлочных дорог, которые сходятся где-то на горизонте. Едем в сторону озера Зуун Нуур. Лариса по рации рассказывает стихотворение на английском.16:11- Вова забрал к себе в машину 3 монгольских детей ( 4, 6 , 11 лет), которые под дождём ехали на 2 мотоциклах со старшими братьями и сёстрами. На 2 мотоциклах ехало 7 человек.
17:30 -доехали до перевала Тал Будаг орх гэж, густой туман, морось. Машина Эдика уехала в другую степь, перепутав асфальт с федеральной трассой, Миша остался в машине Ильи. 17:50- монголы пересадили своих детей в машину к местным и пригласили к себе в гости. Едем за их мотоциклами по степи, несколько перевалов. Высота последнего перевала 1940 м, монголы наполнили нам канистры с водой из скважины на водопое для скота, едем к ним. По дороге забрали девушку- монголку с мотоцикла к себе в машину , она совсем замёрзла. В благодарность монгол покатал на мотоцикле с ветерком нас с Машей по очереди, Машу даже нарядили в национальный костюм, а мы шутили, что так выдадим её замуж. Приехали к монголам: двор с условным забором, 2 юрты, 2 сарая, пахнет навозом, вокруг бескрайняя степь, туалета нет, по нужде ходят в 2 метрах от юрты. Внутри юрты печь, есть электричество от солнечной панели, телевизор, буфет, 2 кровати, вещи, прикрытые шторкой, висят на гвоздях.
Обстановка скромная. Живёт в юрте семья из 10 человек, тут же на стене и в тазах вялится мясо. Угостили нас козьим сыром 2 видов, молочным чаем и печеньем. После запроса по рации нашлись Эдики, тоже зашли на чай. Купили у монголов 2 л. козьего молока и пакет сыра, денег дали сами 60000 тугриков=1428 руб. 19:45 поехали к озеру. Как отличить федеральную дорогу от просёлочной? Никак, по карте, иногда на ней на горизонте видны одиноко проезжающие машины. Оказывается, это не густой туман, а облака. Периодически то дождь, то морось, холодно. Илья съездил к озеру и сказал, что сегодня там делать нечего. Едем ночевать на базу отдыха. Дорогу от дождя размыло, машина скользит. Егор - навигатор. Проехали 218 км. 20:45 - база отдыха за 8 км до озера Зуун Нуур. Есть душ (напор слабый, горячая вода быстро закончилась), на выбор юрты или домики. Стоимость 85000 тугриков за сутки- взрослый, 45000- ребёнок, до 16 лет считаются дети. И тут вновь Паша проявил свой талант и сторговался на скидку для всех в 20 процентов. Заплатили 68000 = 1620 руб. взрослый, ребёнок 36000 тугриков=858 руб. Ужин: суп-18000, Паша договорился на 15000=358 руб., второе 20000, но готовить монголка будет только что-то одно, на выбор. Выбрали суп. Базы пустые, мы тут одни. Как хорошо спать в теплой юрте, когда трещит буржуйка, а на улице в это время шумит дождь. К 12 ночи все спали.
29.06.2025г., воскресенье, 9 день похода
Спали в уютной тёплой юрте с печкой, на кроватях, под одеялком, есть даже нестабильный wi-fi. На улице второй день дождь, +14, туман=облака, прям как дома в июне. Сегодня выспались, подъём в 09:0, завтрак на газу, кофе, какао со свежим козьим молоком. Выезд в 11::00. Сегодня все были рады, что ночевали не в палатках, на улице так себе. Едем к озеру Зуун Нуур через перевал. Пока трасса федеральная. За бортом +10, дождь. 11:30- 12:30 - Продолговатое голубое озеро, сизые облака, зеленые просторы, мягко расстилаются холмы, на вершине холма священное место - обо - большой шалаш, внутри палка, обвязанная голубыми лентами. На перевале снова фотосессия, вид на озеро, на зеленые холмы, в отдалении серо- синие горы. 13:23 - в 29 км от нашей базы отдыха посёлок Шинэ-Идэр - одноэтажные дома с треугольными разноцветными крышами. Деревянные заборы, деревенские дома, а внутри каждого двора стоит белая юрта с дымом из трубы. Многие монголы ходят в национальной одежде. Заправка, магазины по мелочи.
13:54- едем дальше. Морось, дождь, прохладно. Бескрайняя зелёная степь в обрамлении хвойного леса, цвета приглушенные, над степью летают крупные хищные птицы, одинокие юрты со стадами, очень редко встречаем машины на федеральной дороге - коричневой колее в степи, местами размытой от дождя. 14:40 -перевал 2200 м., с которого начинается район Тавтай морилно уу, на котором каменный тур - груда камней, обозначающая самое высокое место перевала. Погода меняется, +16 на улице, в машине+ 24, облачно, перед посёлком Жаргаланд святое место с беседкой и со склепом. По дороге встречались курганы. Разный цвет полей на контрасте: бледно- зелёный и изумрудно- зелёный. Коричневые горы рядом, сине-зелёные в отдалении, и над этим всем сизо-белые облака. И никого, бескрайняя степь.16:20 - кафе в посёлке, вкусная жареная конина, чай бесплатно. Опять пошёл сильный дождь. 18:00 - едем дальше, меняемся в машинах экипажами и водителями.19:30- буддийский храм, к которому ведут длинные мраморные ступени, а сверху обо. 20:00 - на федеральной трассе попалось несколько дорожных знаков. 20:20- перевал 2350 м, выехали с района Тавтай морилно уу. Горький запах полыни. Гоняли на скорости по альпийским лугам, а до этого дрифтили, но потом дорога=колея кончилась. По дороге видели журавлиную семью с маленьким птенцом, они втроём шли по полю. Проехали очередной перевал. +10. 21:40 - ночёвка на берегу озера Теркшайн Саган Нуур, в песке застряли 2 машины, Саша выбрался быстро, Илью вытащили коллективно. Проехали 163 км, лагерь на песке, окапываемся, т.к. спать неровно. Вечером гитара и песни от Ларисы. Ночью +9, в 24:00 разошлись спать, с обеих палаток храпят.
30.06.2025г., понедельник, 10 день похода
Подъём как получится .Утром успели искупаться, пофотографировать, Вова пожарил оладьи, Лариса красиво заплела всех желающих. +18, солнечно. Выезд в 11:00, едем к древнему вулкану.
Дорога- колея вдоль озёра. Снова меняемся экипажами. Гузеевы опять подкинули Эдику ребёнка, он давно смирился, местами его подкармливает, скоро запишет на свою фамилию. Где-то переезжаем броды под Джо Дассена. Вдоль озёра часто попадаются базы отдыха с юртами. 11:50- через 17 км от места ночёвки туристическое место - скала-лягушка, монголов привозят автобусами, тут же катают на катере. Монголы фотографировались со мной, как с новогодней ёлкой. Рядом тяжёлая техника прокладывает дорогу. В 2 км оттуда на берегу озера место с пирамидами, сооружёнными из вулканического туфа.
Недалеко маленький кратер древнего вулкана слева от дороги, справа 2 разлома от лавы, теперь это пещеры, в дальней внутри озеро, в глубине лёд. 13:13 - гроза, молнии, ветер с пылью, пошёл град. Грунтовка - стиральная доска. В машине +26, за бортом +19. Гузеевы с Ларисой успели до ливня сходить на большой кратер. Решили переждать дождь и тоже на него сходить.
13:45 - 15:00 - кратер вулкана на высоте 2400 м, его глубина 120 м., за 15000 тугриков можно доехать 300 м на коне, всего до вулкана 500 м. Туристы: монголы, корейцы. Миша удивляет: сначала первый спустился в кратер, а после прогулки ещё и есть захотел. Едем в городок Тариат, снова дождь. Гузеевы давно уже там, даже сына забрали. Дорога - хорошая отсыпка из чёрного песка. В городке бетонка. Заправка, обед. Чёрный суп - очень много мяса яка и говяжий бульон - 15500 тугриков =369 руб. Выехали в 16:30 в сторону города Хархорин, до него 274 км. Платная трасса 1000 тугриков= 24 руб., хороший для Монголии асфальт, даже есть разметка. Через 7 км асфальт пошёл так себе, Паша предложил сделать возврат, 24 рубля заплатили, а услугу оказали некачественно, но Вова напомнил, что до обеда была федеральная трасса. На дороге 2 поста полиции, проверяют скорость.
И тут я с удивлением узнаю, что машина едет не на топливе, а на кислороде, топливо поддерживает горение кислорода. Высота примерно 2000 м. над уровнем моря. По дороге слева большой каньон. Дождь. Через 60 км асфальт закончился, перевал - грунтовка, потом снова асфальт. На середине пути через 119 км снова пункт оплаты проезда 1000 тугриков - город Цецерлег. В основном частный сектор, но есть даже 6- этажки. Гузеевы с Ларисой сходили в музей и храм, мы проскочили город. Бензин АИ - 92- 2700, самый дорогой 2850 тугриков=67,86 руб., АИ-95 не везде есть, ДТ - 3120=74,29. Знаки ограничения скорости на мостах 5-10 км/ч. 21:30 мы на въезде в город Хархорин - древняя столица Монголии. Лагерь возле реки на въезде в город, Гузеевы в гостинице. Прошли 327 км. Дождь давно закончился, тепло, вкусно пахнёт травой.
01.07.2025г., вторник, 11 день похода
Высота 1246 м, ночью было+16. Песни под гитару, а последнюю - акапелло. - Ты север видишь? - Нет. - А он тут есть (смотрели на звёздное небо и искали Полярную звезду). Завтрак в 08:00. Саша с Эдиком пожарили гренки с яйцом и приготовили пшеничную кашу со сгущёнкой.
Выезд 10:20, с утра жара +26. Город Хархорин, в основном частный сектор. На деревянных заборах часто национальный узор. Мемориальный комплекс истории Монголии на въезде в город - трёхчастное керамическое панно: снаружи карта Монголии, выделенная синим на карте мира в разные периоды истории, внутри список правителей с годами жизни и правления, краткая история Монголии, в середине обо. Заправка водой в избушке-автоколонке, монголёнок поделился, приложив свою карточку, дали ему 5000 тугриков, убежал довольный. Дальше исторический музей - храмовый комплекс 11:30 - 12:30, на территории бесплатно, музей Эрден Зуу - внутри вход 10000 тугриков=238 руб. Письменность на основе кириллицы. Тканевые панно 18-19 века, действующий храм- музей с буддами и монахами. Встретили Гузеевых без собаки, печалька. - Какая здесь заправка лучше? - Та, которая работает ( диалог Саши и Эдика). ДТ - 3090 тугр = 73,57 руб., АИ - 92 - 2730 тугр.= 65 руб., АИ - 95 - 3630 тугр.= 86,43 руб. Есть АИ - 80 - 2400 =57,14 руб. Заправка, магазин по мелочи. Едем в город Арвайхээр.."Эдик, нам асфальт надоел, хотим на федералку", - Саша. Едем снова по колее в траве. Потом опять асфальт. В машине + 31, на улице +29. 14:00 - через 70 км въехали в район Хужирт Сум, высота 1750. Гузеевы снова с нами.
На выезде из Хужира какой-то памятный могильный камень с полустертыми надписями, впереди 8 просёлочных дорог, идущих по степи в одном направлении. Дождя нет, на дороге пыль. Стада кучкуются, видно так им легче пережить жару. Виды, как на заставке Windows-95. Видели на скотомогильнике штук 50 грифов, поедающих падаль. На улице +35. На машине лопнула левая пружина. Вернулись на асфальт, опять платная дорога.17:00 - город Арвайхээр.17:30-19:30 - кафе, еду ждали почти 2 часа, монголы однозадачные, если их отвлечь или задать дополнительный вопрос, они зависают. После заказа начинают лепить бузы, потом варят. То же самое с остальными блюдами. Потом путаются с заказами. Все готовят с нуля без заготовок, поэтому все медленно, ждать еду долго. Едем в посёлок Гучин-Ус, до него около 100 км,. Дорога - сначала асфальт, потом стиральная доска, грунтовка Лагерь 22:30, прошли 275 км, + 25 ночью. Гузеевы не нашли 5-звездочный отель, вынуждены ночевать с нами в поле. Река мутная и грязная. Небо третий день показывает звезды. Пели под гитару и болтали до 2 ночи.
02.07.2025г., среда, 12 день похода
Подъём в 06:00, чёт не выспались. Впервые за поход Паша с Оксаной собрались первыми. 07:43 выехали в деревню. Вода, заправка. Дома в деревне низкие, с национальным узором на заборах. Едем в пески Ханмэн-Цав. В 08:00 утра +26, дальше будет жарче. Пейзаж полностью меняется: бескрайняя каменистая степь, уходящая в почти белое небо, бледная растительность, одиночные пучки жёсткой травы, большие стада коз и овец. Высота 1053 м. Дорога- пыльная колея. Через 14 км от деревни появились первые верблюды. В 48 км от деревни- стадо верблюдов. Сначала их гонял Паша, потом верблюд гонял Пашу. Полупустыня, ветер, в 10:00 +30.Травы почти нет, она растёт одинокими пучками, низкая и жесткая, бледно- зелёная, местами желтая или бесцветная; жёсткий и колючий саксаул, который может легко пробить колесо. Суглинок, растрескавшийся от жары.
Дорога- стиральная доска, разбитая колея, сильно трясёт машину. Хищные птицы, кони, двугорбые верблюды - и никого. Фото на холме, с которого видны просторы и песочно - коричневые горы. Вывод: любая фотография будет удачной, если в кадре Фил. Видели ящерицу, сливающуюся с песком, если бы Катя не показала, мы бы не заметили. Илья нашёл окаменевшие яйца птиц, разбил одно, внутри камень - желток. 12:00 -13:20 посёлок Бонд. Заправка, кафе. Цены ниже, чем до этого. Бузы-1500, суп и второе по 13000, чай с молоком и щепоткой соли через 3 минуты покрылся пенкой, вкусно.+ 35, едем на поющие пески Хонгорын Элс. Песочно- каменистая почва, пучки бледно-зелёной и жёлтой травы, степь уходит в горизонт. Сбоку коричнево- песочного цвета горы. Снова рокировка в машинах.14:08 - заехали в каньон, отделяющий пустыню от степи. Справа на каньоне статуя горного козла, слева - живые горные козлы наверху. Дальше холмы в лиловых цветах с травой цвета соломы, гряда каньонов, целый лабиринт. Высота 1800м., доходило до +43.15:00 -16:00 - в машине Владимира лопнула правая рессора, двумя экипажами устраняли поломку на жаре, Гузеевы уехали далеко, вне зоны рации.
17:00 - заросли стланика в человеческий рост.17:30- каменные барханы, до этого бело-серые скалы сбоку. Бегает куропатка, вдали проходит стадо верблюдов. Скорость передвижения сильно скачет и зависит от рельефа. Редко попадаются одинокие юрты со стоящей рядом машиной или мотоциклом. В одной из юрт Паша разговорился с монголкой. Она сказала , что у них принято 2 юрты: одна жилая, во второй хранят продукты, там прохладней, стараются лишний раз туда дверь не открывать. Вяленое мясо верблюда 80000 за кг =1905 руб. Брать не стали. 19:00 - ряд баз отдыха ( с десяток юрт на каждой) и прокатные верблюды. На горизонте барханы. Снова 3 машины вместе Прокат верблюда 30000 за полчаса, сторговались на 25000 = 600 руб. Один погонщик ведёт 2-3 верблюдов с туристами, далеко не ходят, идут медленно по кругу, на барханы возить отказываются. Когда катались на них, Паша не понравился соседнему верблюду, и тот его 2 раза укусил за колено, за это Паша заразил его диареей.
20:30 - база отдыха в 9 км от поющих песков: есть душ с горячей водой, wi-fi нет, электричество с 21:00 до 23:00, кафе еще не открыли, готовим в беседке на газу. Пошла морось. Стилизованные юрты сделаны на европейский манер: крыльцо, окно, стол со стульями. База новая, чистая. Просили 80000 со взрослых, Паша сторговался 50000- взрослый=1190 руб., 40000 - ребёнок=952 руб. Много насекомых, но не кусают, зато прыгают и летают, бесят; спим с открытой дверью. Ночью тепло. Отбой в 23:00. За день проехали 253 км.
03.07.2025г., четверг, 13 день похода
04:00 - часть коллектива поехала на поющие пески встречать рассвет, ради этого забрались на бархан, остальные встали в 07:00. Влажность 22 процента, бельё высыхает моментально, даже х/б, у нас бы 2-3 дня сохло. Завтрак на газу, воду набрали на базе. 10:30 - вновь на пески Хоегор Элс, до них 9 км,+ 32, с утра прошёл дождь. Здесь национальный парк: забор, шлагбаум поднят, денег пока не берут, но машина Эдика уже не успела, с них потребовали оплату, пришлось объезжать забор 4 км. + 38 в машине, на улице +30.
Кто-то пошёл фотографироваться на фоне песков и верблюдов в платьях, часть - кататься на верблюдах, часть - кататься с бархана на сноуборде. Паша провалился по колено в грязь, пока шёл к озеру, и с грязными и вонючими ногами полез к нам в машину, прося принять его таким, какой он есть. К слову, остальные успели отмыться, т.к. залез в грязь не только Паша. На обратном пути пришлось заплатить 16000 = 381 руб. с человека - стоимость нахождения в нацпарке.
Если бы не подъезжали к шлагбауму, а сразу поехали в объезд, то можно было бы не платить.13:50 - едем на красный каньон Хармэн Цав. 14:12- заезжаем в пески на 4WD. Подспустили колеса, чтобы увеличить пятно контакта для лучшей проходимости автомобиля. Машина Вовы едет на заднем приводе, давление колес 2,5 кг/см2, у Гузеева передний привод, давление 1,4 кг/ см2, Эдик-4WD, оно не выключается, давление 1,4 кг/см2. После песков опять каменистая почва с редкими пучками травы, по дороге высохшее озеро с дамбой из цемента и крупных камней. 15:30 -17:20 деревня Сэврэй. Заправка. Обед на вершине перевала в посёлке. Паша до сих пор не может обменять доллары старого образца, их здесь не принимают. Направляемся в город Гурватэс. Теперь движемся не вдоль, с севера на юг, а поперёк Монголии. Второй день едем по пустыне Гоби. Она разная: каменистая, песчаная, с травой, с барханами, с мелкими цветами. Дорога- одно направление.18:23 - федеральная трасса ( грунтовка), но недолго. Пересекаем её, и снова бездорожье, саксаул; объезжаем барханы, скорость 20 км/ч. 19:40 - в каньоне непроход - большой камень посреди узкой дороги, возвращаемся на несколько сот метров обратно, ищем дорогу. Едем по высохшему руслу реки в каньоне, справа начинается закат.
Вид необычный: коричневые скалы каньона, скорее всего вулканического происхождения, выступающие вершинами одна за другой, покрыты редкими зелёными пучками травы. Как сказал Илья, каньон - сказка. 20:30 - лагерь в каноне по дороге в Гурвантэс. Проехали 131 км. Забрались на скалы смотреть закат. Вы когда-нибудь лезли на вершину каньона в платье в пол и в босоножках? Нет, не ради фотографий, хотя куда без них, а потому что лень искать на дне рюкзака кроссовки. Если бы не Катя Гузеева, спустилась бы я обратно к октябрю. Маша Борисова в красном платье красотка, Катя сделала красивые фотографии на фоне скал и заката. Закат здесь сначала так себе: белый круг над горизонтом, а потом красота. Небо разливается сине- красными красками, меняющимися в тонах. Разошлись по палаткам в 23:00, завтра хотят встречать рассвет на вершине.
04.06.2025г., пятница, 14 день похода
04:45- часть народа ходила встречать на вершину каньона рассвет, сказали, он был, как и вчера, так себе, дымка.
Завтрак в 06:50, на улице + 15, выезд в 08:15. Едем в город Гурвантэс. Дорога идёт по руслу высохшей реки, по краям скальные выступы, почти на одинаковом расстоянии растут раскидистые деревья с корнями по всей кроне, только от них есть тень. Заехали не туда, пришлось возвращаться на 2 км. Только отвлекся от навигатора, уже едешь не по той дороге. 09:20 + 25, снова каменисто- песчаные холмы, травы уже больше. На дороге пыль, небо бледно- голубое, почти белое, ни облачка. Пейзаж постоянно меняется. Темно- серая каменистая почва, колючие круглые кустарники с растопыренными во все стороны корнями. Гузеевы видели каких-то маленьких оленей, возможно, косуль. Периодически выходим из машин, чтобы осмотреться, пофотографировать, прогуляться по окрестностям. Через 48 км посёлок строителей. Несколько юрт, строительная техника, прокладывают дорогу. "Ой, шеф, а я Вас вижу". Периодически теряем из виду и вновь находим среди каменистых холмов машины Эдика и Ильи. По каменным холмам едем по монгольской дороге. 11:30 - Эдик высадил пассажиров, скребёт днищем. Через 20 метров Вова тоже высаживает всех. Саша с Вовой идут вперёд смотреть, можно ли проехать. Едем по лошадиной тропе, вернее, идем за машинами, получаем удовольствие от Монголии на все бабки.
12:03 - выехали на федеральную трассу, пахнет навозом. Ты в Монополии, детка.12:07 - городок Гурвантэс. Заправка, овощи, кафе; пополнили воду в колонке, местные поделились, приложили карточку. В кафе часто монголы 40+ немного знают русский язык, активно помогают с переводом. Меню на монгольском, без картинок. Иногда берем блюда наугад. Все блюда с мясом, много мяса: курица, як, конина, баранина. Все вкусно. Берем яка, конину или баранину, курицу неинтересно здесь пробовать.14:00 - солнце жарит, +30. Едем в Хэрмэн Цав. Ну здравствуй, федеральная трасса! Трясёт на всех кочках. Еще пустыня, но уже много травы. Снова горная цепь на горизонте. Пролетело перекати-поле. На жаре тянет в сон. Едем по руслу сухой реки, местами глубокая колея, цепляемся днищем. Невероятно красивые облака неподвижно висят над степью.16:40 - появилось что-то, похожее на дорогу, но все равно стиральная доска. Вдалеке слева видно несколько маленьких смерчей, которые то появляются, то исчезают.17:00 - 17:31 - в машине Вовы лопнула правая пружина на задней подвеске, осталось 1,5 рессоры.
Пока нам везёт, что без крупных поломок. Едем дальше. Дорога стала лучше. Впереди едут шерстяные носки Вовы, которые сохнут на дворниках. Пустыня постоянно меняется. Сейчас она каменистая, серо - черного цвета, выжженная солнцем. Ничего, кроме камней и острых веток саксаула, нет травы, на саксауле нет листьев. Нереальное небо; "край красивых облаков", как сказала Лариса. 19:30 - вдалеке видны красные скалы Хармэн Цав, а сбоку радуга. Не нашли нужную развилку, до этого дорогу размыла река, сейчас она высохла, местность изменилась, трудно понять, куда ехать. После согласования с руководителем изменили маршрут, чтобы посмотреть поле с тушканчиками. 23:09 -доехали до Хэрмэн Цава. Проехали 299 км. Сверкают молнии, гроза, песчаная буря. Долго искали место для парковки: сильный ветер с песком. Гузеев мигал фонариком возле своей палатки, казалось, что это рядом, а на самом деле в 2 км от нас. От беседки до лагеря 1 км ехали в темноте по барханам, стравили колеса до 1,4 кг/см2. Отбой в 00:30, решили ужин не делать, все хотели спать. Ветер стих, дождя нет, ночь теплая, +21. Бегают ящерицы, сверкают глазами. Вова спал на коврике под звёздами.
05.07.2025г., суббота, 15 день похода
04:45 - будильник Вовы так орал в машине, что пришлось вставать в палатках и идти встречать рассвет. 05:45 - рассвет, очень красиво. Краски менялись по всему небу. Барханы и каньоны постепенно подсвечивались. 08:00 - завтрак, потом пошли гулять по красным камням. В таких местах нельзя ходить по одному, ходим группами или по двое. Лабиринты Хэрмэн Цав: слоями красный песок, глина, гравий - все это выветривается и размывается, получился извилистый каньон, марсианский пейзаж. Внизу аллея с теньком, большие кусты, вверху барханы и красные сфинксы- выветренные пески с глиной. Необычно и красиво, только ради этого стоит ехать в Монополию.
11:00 - направляемся обратно в сторону Гурвантэса, +33. Едем по пустыне Гоби. Теперь она классическая: крупный жёлто- серый песок, редкие кусты саксаула. Сняла с себя в машине 2 клещей. 11:55 - остановка, чтобы осмотреться на наличие клещей. В машине Эдика нашли ещё двух. Потом Маша Борисова сняла с себя ещё клеща. 12:03 - в машине Вовы отломалась часть глушителя, хорошо, что Лариса заметила. Перегрелся компрессор, взяли второй у Эдика, накачиваем колеса. Ветер, вдалеке гроза.12:14 - морось, ветер с песком. 12:30 - поехали дальше, идёт дождь. Сильно скачет температура, до дождя было +33, сейчас +21. - Не ходи туда, там тебя ждут одни неприятности. - Ну как же не ходить, они же меня ждут. 13:00 - дорогу перегородил паводок. Вчера здесь ехали по сухому руслу реки, пол часа назад здесь успели проехать Гузеевы, свежие следы протекторов. Река на глазах поднимается, смывая кусты саксаула и размывая берега. Поток идет наплывами.
Рукпох принял решение встать на обед, чтобы переждать паводок. Дождь, сильный ветер с песком, полные глаза песка, он забивается везде. Готовим сайровый суп с чаем и песком в машине, едим тут же .13:47 - подъехали монголы на Land Cruiser - 80, сказали, что через 3-4 часа вода должна упасть и можно будет проехать. Дождь затихает, посередине реки появляется отмель.15:28- буксуем задним ходом на песке, едем за монголами туда, где можно переехать речку. Сначала брод переезжают монголы, готовят на всякий случай для нас лебёдку. Потом едем мы, после нас Эдик. Чувствовали себя пароходом, но переехали брод легко, а всего пару часов назад были серьёзные опасения застрять здесь на сутки. Опять буксуем на песке, выезжаем на дорогу. На противоположном берегу видно, как река сильно подмыла крутой берег.16:00 - вторая часть Марлезонского балета." Что, опять обед?"(Лариса)." Я только спать лег, а тут такое интересное "(Саша). Еще пять бродов подряд, едем уже без монголов, Вова подстраховывает Эдика. 16:09 - на очередном большом разливе реки догнали монголов, те сказали, что через 2 часа можно будет попытаться перебраться на другой берег, уровень воды слишком большой. 16:32 - Вова замерил глубину и скорость течения реки, Саша страховал, но не хватило длины верёвки. Река оказалась грязной. Ждём первой звезды. Оксана сзади машины лопатой выкапывает надпись" Green tour", речка добирается до букв и наполняет их водой. Потом лопату забрали Миша с Егором. Паша жестами пытается через речку договориться с водителем огромного фронтального погрузчика, но тщетно, тот не ведётся на уговоры. А дождь всё идёт и идёт.
Постепенно речка увеличивается с двух сторон: впереди бурлит грязное месиво, сзади потихоньку подбирается ручей. 17:09 - уровень воды упал, монголы переправились через речку выше по течению, ждут нас. 17:14- сначала мы, потом Эдик так же проехали брод, вода пахнет землей, едем по мокрому песку до дороги. Дождь закончился. Монголы подсказали, что есть новая строящаяся дорога, которой нет на карте, она лучше и короче, по ней едем в город Баянлиг, скорость 60 км/ч. Идёт строительство дороги, много дорожно-строительной техники. 20:00-21:30 - проезжаем через горную гряду, отделяющую пустыню от степи. Залили в бак последнюю канистру. Едем заправляться в городок Шинэ- Джинст. 21:40- единственная в городе заправка закрыта, ищем место для лагеря. В летнее время заправка работает с 07:00 до 22:00, зимнее - 08:00-20:00, закрылась раньше. Проехали 206 км, разошлись спать в 22:42
07.07.2025г., понедельник, 17 день похода
Подъём в 05:30, выезд в 07:15, уже + 20. Едем в Баянхонгор, вечером хотим доехать до Улан- Батора. Альпийские поля, островки лиловых цветов, пахнущих полынью, голубое небо. Одинокие юрты, большие отары коз и овец, справа вдалеке горы. Грунтовка, скорость 25-30 км/ч. Через 45 км асфальт, даже с разметкой. Ура! Теперь летим 90 - 110 км/ч. Новая хорошая дорога вдоль ЛЭП. 09:00-09:20 - Баянхонгор- ступы на холме, местные приезжают, совершают ритуалы. Подкачали колёса, через 7 км сам город Баянхоргор.
Цивилизация. Теплицы, козловые краны, какой- то заводик, есть аэропорт, встречаются надписи на русском. Есть даже лежачие полицейские и небольшие пробки на дороге - все, как у людей. Монголы сильно не заморачиваются правилами дорожного движения, ездят, как хотят (не уступают дорогу, подрезают, вылезают на встречную полосу). На выезде из города оплата 1000 тугриков, дальше пост полиции, проверяют выборочно. Ливнёвка в идеальном состоянии, но недолго. Дальше небольшой ремонт дороги: её перекрыли поперёк двумя бульдозерами, объезд по умолчанию, дорожных знаков нет. Ямочный ремонт, как в России. Дальше хороший асфальт.12:30 - 13:04 "Их Шутээн"- вход бесплатный, въезд 2000 за машину. Огороженная стилизованным монгольским забором территория 2008-2011 годов постройки: скульптуры лошадей монгольских пород, они низкорослые и коренастые. В середине под стеклом большая скульптура буддийских божеств.
13:20 - 14:40 - обед в городке Арвайхээр. Туалет в Монголии - это особое приключение. Он везде деревенский, обычно находится в кафе на заднем дворе, дверь есть не всегда, но вход расположен часто напротив забора. Но забор редкий, с большими просветами между досок. А в этом кафе туалет - песня. Один на всю улицу, за 200 метров через дорогу, пятиместное каменное здание без дверей с красивым видом на поле. Туалет, естественно, общий, без разделения на М и Ж. На дороге машины мигают не по поводу ГИБДД, а чтобы предупредить, что на дороге лежит отара. Дорожный знак "кемпинг"- изображена юрта с трубой и дымом. Чем ближе к Улан-Батору, тем больше цивилизации. Появились заборы, машины, чаще появляются посёлки, кафе, автосервисы.18:05 - 19:12 + 33, за 220 км до столицы на дороге монголы посигналили и по-русски сказали, что в машине Вовы сильно смещён мост, и она едет боком, предложили свою помощь. Справились сами- лебёдкой подтянули и зафиксировали задний мост в нужном положении, его сместило из-за сломанной рессоры.
При осмотре заметили течь антифриза, в систему долили 1,5 литра. 19:45 - 20:09 - двигатель перестал работать, снова осмотр машины. Нет контакта, обрыв какого - то провода. Опять Саша с Вовой колдуют над машиной. Плохой контакт на клапане отсечки топлива на ТНВД, почистили его. На заправках появились туалеты, на магазинах подсветка, в населённых пунктах фонари. Проехали 688 км. 23:30 - в 30 км до Улан-Батора база отдыха, +16, говорят по-английски, договорились на 2 домика, в каждом домике 4 кровати, нас 10 человек, с каждого 50000 тугриков. На ужин запарили доширак, завтрак будет в кафе. Гузеевы уже прошли через границу и ночуют в 100 км от неё. Отбой в 01:00.+16.
08.07.2025г., вторник, 18 день похода
08:00 - подъём, 09:00 - комплексный завтрак в кафе за 15000 (особо есть нечего: чай, кофе, масло, повидло, один на стол небольшой странный кусок омлета со сливками, у каждого в тарелке 1 жареное яйцо , 2 химических сосиски, 1 кусочек огурца - это вам не нажористый суп или второе с большим количеством мяса в провинции), по телевизору местные клипы на европейский манер Выезд в 10:00, + 21, ветер. По дороге третий день видим, как готовятся к национальному празднику: полные автобусы монголов, юрты-ларьки, разделывают туши, устанавливают трибуны. В некоторых городах на въезде и выезде есть платный КПП - 1000 тугриков, за что, мы так и не поняли. Иногда платные въезды проезжаем бесплатно, т.к. на них в этот момент нет работников или ничего не работает. Непонятно. Улан - Батор. На въезде большая скульптура седла коня из цветов, 6 -ти полосная дорога с оживлённым движением, пробки. Автобусные остановки оборудованы кондиционерами, розетками, сверху солнечные батареи. Есть обычные остановки. Опять дождь, +26. Слушаем местное радио, язык грубый, не певучий. Топливо в столице дешевле, чем в провинции. ДТ - 2800, АИ-95- 3500, АИ-92-2490 тугриков. В пробке от въезда в город до центра простояли 3 часа. Едем на знаменитый рынок Наран Туул Базар. Сувениры, сувениры, сувениры...
Времени мало, купили, что успели, и снова в путь. Рынок не впечатлил, небольшой, как наша Спортивная 20 лет назад. Продают ковры, местную ткань, китайский ширпотреб, мелкую бытовую технику, мото технику (2 500 000 туг. мотоцикл = 64 000руб) Из продуктов интересно сушеное говяжье мясо разной степени шинковки и козий сыр разных видов, но продукты животного и растительного происхождения перевозить через нашу границу нельзя. А очень хочется. На рынке купила плов с бараниной -12000 тугриков =286 руб. Женщина с тележкой ходила по рядам, предлагала обед продавцам. Стеклянная банка 0,5 л с горячим пловом, одноразовая вилка, бесплатный чай в одноразовом стакане. Диалог с монголкой идет молча, при помощи жестов. Она не подготовилась, русский к нашему приезду не выучила. Но руками машем так, что сдувает. На вопрос, куда девать стеклянную тару, показала на приступок возле магазина, потом заберёт, отмоет, будет дальше использовать. То, что плов именно с бараниной, тоже показала руками. Шкрябины нашли футкорд, блюда 14000-15000 ( кухня местная и фастфуд). Остальные обедали в другом кафе на рынке.15:20 - едем в музей Чингисхана, он в 40 км от города. Улан - Батор - круглосуточно одна сплошная пробка.16:45 - 18:30 музейный комплекс. Вход: взрослый -20000, ребёнок(7-16 лет) - 5000, дети до 7 лет бесплатно. Музей работает с 09:00 до 20:00. Экспонатов мало, статуя коня самая большая в мире, наверху обзорная площадка. Конь и площадка интересные, а музей так себе, одни сувениры, но медный всадник есть! Рядом через дорогу музейный комплекс на реставрации - в центре высокая статуя монгольской женщины, скорее всего это жена Чингисхана, но это не точно. Полчаса гуляли там. 19:00 - войско Чингисхана, едем смотреть на него. Войско - около 50 огромных статуй всадников скачут вдаль, а через поле виден Чингисхан на коне.
Близко подойти не смогли, забор и закрытые ворота. Едем в Улан -Батор, по дороге верблюды идут на ночёвку. Заправка, кафе, и снова в путь. 22:00 - 23:50- по пробкам выезжали из города. Ночь в пути. Водители по очереди рулят, едем без остановок, асфальт разного качества. 3:50 -небо начало менять краски, скоро рассвет. 05:45 на границе. Погранпереход Алтанбулаг боомт- монгольская сторона, работает круглосуточно. Мы шестые в очереди. + 24, проехали до границы 531 км.
09.07.2025г., среда, 19 день похода
Здесь рано светает. 06:02 - 06:20 - таможенный и паспортный контроль на монгольской стороне. Всё проходит быстро. Монголов пропускают без очереди. У нас выборочно проверили мой рюкзак, посмотрели вещи только сверху, попросили открыть несколько ящиков, остальное из машины не вынимали. Осмотр поверхностный, большие рюкзаки проверяют в первую очередь. Дальше ждём очередь на русской границе. С нашей стороны видна большая церковь. Кяхта - русский погранпереход, работает круглосуточно. Наши проверили паспорта за весь переход несколько раз. На паспортном контроле спросили, где именно были в Монополии. Долго ждали таможенный контроль. Перед нами час проверяли монголов. Трясли всё. Заставили их даже вскрывать упаковки с продуктами и пачки памперсов. Смотрели под обшивкой машины. Кто то стал судорожно перепрятывать яйца динозавров, Вова сказал при пограничниках так не шутить, а то там и застрянем. 07:20 - 07:50 - таможенный контроль, все прошло быстро, больше доставали - убирали обратно вещи. Заставили вытащить всё из машины, открыть все ящики, спросили, почему у меня большой рюкзак (да потому что другого нет), но внутрь не полезли. Отпустили с Богом. Если бы знала, купила бы сушёное мясо. Ура, мы в Бурятии!
Пейзаж сразу другой: сосны прямые, как карандаши, лес - парк без подлеска: зелёные кроны, светло - коричневые стволы, рыжая хвоя. Бурятия очень красивая. По дороге видели электростанцию на солнечных батареях и буддийские пагоды. Хороший асфальт. Билайн в роуминге, да ещё и не везде берёт, даже ещё и снимает 200 рублей в день. Жара, +26. 10:20 - остановились на озере Гусином возле посёлка Гусиноозёрска, чтобы позавтракать и отдохнуть, сутки уже в пути. Вода +21, все пошли купаться. Озеро большое, чистое. Если бы не надо было ехать дальше, то не вылезли бы из воды. Поменяли воздушный фильтр, машина стала меньше дымить и чуть порезвее поехала.15:20- 17:30 - По дороге в Улан-Удэ заехали в Иволгинский дацан Хамбын Хурээ - буддийский монастырь, состоящий из 10 храмов, доступных для посещения. Очень красивое и необычное место. Деревянные храмы покрашены яркими разноцветными красками, внутри буддийские божества, проводятся службы; покой и умиротворение. Разный цвет божеств имеет символическое значение и означает проявление определённой духовной энергии, поэтому в храмах всё такое яркое. Здесь же находится нетленное тело ламы Даши-Доржо Итигэлова, который ушёл в нирвану в 1927 году, но если бы Паша не сказал мне об этом, то я не обратила бы внимание. Вот что значит ходить по достопримечательностям неподготовленной.
Дальше магазин, кафе, заправка, наконец-то уже за рубли. Докупили дистиллированную воду и масло. С газом было хуже, не везде шли навстречу, наконец, заправили баллоны. В Улан-Удэ крыши виадуков в буддийском стиле. Ели в том же кафе, что и по пути в Монополию. Если тогда бухлёр и бузы казались очень вкусными, то после монгольских они стали ни о чём. Всё познаётся в сравнении. В пригороде по асфальту идут домой коровы, уже не удивляют. 20:30 - стали лагерем на берегу красивой реки Селенги возле видовой площадки "Спящий лев" сразу на выезде из Улан-Удэ. Проехали 303 км. Закат, река, костёр - что ещё нужно для счастья. В нашем походе это первый костёр, наконец-то нет проблем с дровами, альтернатива из кизяка не так романтична. Плещется рыба, вся мужская часть коллектива сразу превратилась в заядлых рыбаков, но рыба здесь опытная, на удочку не попалась. Вечером возле костра песни под гитару. Появились комары, их пока немного, ждём с нетерпением Хабаровск. Разошлись по палаткам в 22:30, +15, но тепло, дождя нет.
11.07.2025г., пятница, 21 день похода
Подъём в 05:00, выезд в 06:30, а дождь все идёт и идёт, +14. Зато пыли нет. Залили 2,5 л дистиллята. 08:00- залили ещё 2 л. Теперь расход дистиллированной воды 2 л на 100 км. В машине мы с Машей лежим котиками друг на друге, Егор спит на полу, у него ещё и подогрев снизу от печки, а Паша вчера ночью ныл, что ему нужен коврик и спальник с подушечками. 11:10- долили оставшиеся 0,5 л. дистиллята. 11:20- купили на заправке последнюю бутылку 1,5 л дистиллированной воды, вся ушла в двигатель. Доливали 2 литра обычной водой. Теперь периодически доливаем просто воду. По дороге возле села Красавка хорошее кафе "Подорожник"- туалет, душ, можно набрать воду, много дальнобойщиков, значит, кормят неплохо. Тут же АЗС. Асфальт хороший, но местами. Где-то ремонт дороги, где-то она разбитая. Связь тоже местами, несмотря на то, что Билайн в роуминге. Дождь всё накрапывает. Опять видны горелые леса, но их уже меньше, чем в районе Читы. 13:04-13:41- ждали, пока охладится двигатель, чтобы залить воду. Мужики что-то искали в машине, разбирали обшивку, клада не было. Лица сурьёзные, говорят на непонятном языке. Тут я вовремя вспомнила фразу:" Я девочка, у меня лапки". Скорее всего, проблемы с помпой. Решают, можно ли дотянуть до дома без серьёзного ремонта, т.к. он может занять целый день. Пришли к выводу, что нужен ручей, чтобы набрать воды и вернуть только что сделанный тюнинг в исходную. Мы с Машей и Егором играем в шахматы, Борисова с разгромным счётом выигрывает. Дальше между машинами играли по рации в слова.14:00 - Амурская область.14:40 - снова стоим, доливаем уже 5 литров воды каждые 50 км, потом 5л на 10 км. 16:12- горка 2 км, и двигатель закипел. Ждём, пока остынет. Егор ушёл спать в багажник.
16:40- село Тахтамыгда Сковородинского района- соседний экипаж отдал свои последние запасы воды, шутят, что потом будем брать из лужи. Хорошо, хоть всё это происходит не в Монголии.17:13 - Сковородино, снова закипел двигатель. Все идёт и идёт дождь, прохладно, +17. Саша с Вовой набирают воду в канистры в каком-то болоте. Второй экипаж поехал вперед заправиться и поесть. В салоне пар от двигателя. 17:00-21:00 - потекла помпа, ездили за ней в автомагазин в Сковородино в 17 км от нас. Пока Вова с Сашей возились с машиной, остальные успели помыться в местной гостинице.
Снова нас ждёт дорога. Настроение не просто хорошее, оно отличное, поем с Машей песни, справа красивый закат, мчим по Амурской области. Вова процитировал паровозик из Ромашково: "Но если мы не увидим рассвет, мы можем опоздать на всю жизнь!" Поэтому хоть и потеряли на ремонт машины много времени, закат мы не смогли пропустить, пошли наслаждаться им и фотографироваться. 22:20 - лагерь возле Невера, прошли 648 км. Комары пачками, и это ещё не Хабаровск, +18. Ужином никто не захотел заморачиваться, купили готовую еду в том же кафе, где и обедали. И тут откуда ни возьмись, из леса вестимо, появляется Фил со своим Гузеевым, который не с нами. А у нас лес, костер, гитара, Вовины только что пожаренные оладьи и полная луна. Разошлись поздно, дети давно спали.
12.07.2025г., суббота, 22 день похода
Решили отдохнуть, выспаться и рано не вставать. Как сказал рукпох, "спите, до скольки хотите, но в 08:00 подъём". Паша с Оксаной опять спали в нашей машине, а утром аккумулятор не завёлся.
Пришлось прикуривать от Эдика. Итак, подъём в 08:00, на завтрак доедаем раскладку и устраиваем битву за оставшиеся с ночи оладьи. Выезд в 09:30, +23, наконец-то солнышко. Доливаем тосол, которого вчера не хватило, и снова в путь. "По дороге с облаками, по дороге с облаками очень нравится, когда мы возвращаемся назад,"-эти слова из известного советского мультфильма крутятся в голове и отражают наше настроение. Во время всего похода были нереально красивые облака, особенно в Монголии. До дома ещё почти 2000 км. Егор ушёл на ПМЖ в багажник, мы с Машей развалились с комфортом на задних сидениях. По обеим сторонам дороги красивая берёзовая роща, жара, +30. На АЗС посёлка Сиваки застряли в очереди на заправку из-за слива топлива, проторчали 2 часа, следующая была через 97 км, и там тоже слив топлива. Пока ждали, сходили в кафе пообедать, где опять же была огромная очередь, зато всё свежее. Дальше всю дорогу проспали, меняясь местами в машине. Вечером видели красивый туман над рекой по обе стороны дороги. Пейзаж всё время меняется. Кругом лиственный лес. Чем ближе к Хабаровску, тем сильнее туман. Родная природа, родная погода. Люблю свой город ветров и туманов! 22:00 - Хабаровский край, ещё +1 час, теперь время совпадает с Приморским. Пока решили не останавливаться, не готовы сейчас разбивать лагерь, чтобы завтра осталось меньше км. Не хотим спать в комарье и ливне, которым пугает нас Гузеев, оторвавшийся от нас на 200 км. До Биробиджана за день проехали 1025 км, мчим дальше. Спим по очереди на задних сидениях и на полу, +23.
13.07.2025г., воскресенье, 23 день похода (последний).
00:30- ужин в придорожном кафе в районе Биробиджана. Экипаж Эдика уже покормили его родственники, когда он проезжал Завитинск, тогда же мы с ним и разминулись, а теперь двигаемся снова двумя машинами. Решаем до Хабаровска ехать без остановки, это ещё 350 км. Впереди светит полная луна. Эдика отправили спать к нам в багажник (уютное место под металлическими полками для вещей, чувствуешь себя в норке, но Паша обозвал это гробиком, потому что замкнутое и небольшое пространство. Зато можно вытянуться и спать на ровном). Я пересела в соседнюю машину и болтала всю ночь с Пашей, чтобы он не уснул за рулём. Думали, что всей машиной будем спать, глубокая ночь на дворе, ан нет, Саша по рации попросил поиграть с ним в города, чтобы не уснуть, играли коллективно, Миша с Ларисой подсказывали, Оксана рассказывала истории из жизни. Вторая машина досыпала за нас. 04:00 -Хабаровск. По рации всё ещё играем в города, но Паша все чаще просится в гробик к Эдику, хоть и старается не уснуть. Нас за руль не пускает. 08:00 -завтрак в Бикине в кафе "Поворот". Здесь большой пиратский корабль, можно полазить и пофотографировать. Вход 50 руб. со всей компании. Едем дальше, водители меняются, и игра в города по рации продолжается. Больше всего нужно вспомнить на буквы А, К и И. Города в памяти уже закончились, интернет использовать не интересно, начинается творчество, придумываем новые
11:00 - Шмаковка, набираем нарзан в источнике.+26, пасмурно. Осталось немного, и будем дома. Ну, здравствуй, приморская погода! Жарко, снова морось, +30. Приятно неожиданно встретить на трассе друзей с логотипом «Гринтур» на двери, пока ехали по дороге, помахали рукой Печурочкиным. 15-30 заехали к Зеленому на дачу, раскидать – разобрать вещи, вычистить машины. Приятно были удивлены встречей с родственниками и друзьями, которые встречали с хлебом- солью.
Ошарашен был даже Вова. Всех накормили борщом, салом и жареной корюшкой. Вещи разобрать толком не успели - пошел дождь, да что там дождь- просто ливень! Так же как и помыли машину всего с трех сторон. Встреча была – была! А теперь все по домам! Дождь +25. Из разговоров за столом: группа "Монголия-2025" собирается поехать туда же, но через 10 лет под руководством Маши Борисовой… Занавес.
14.07.2025г., понедельник, 8-00 на работу… эх отпуск закончился..
Автор текста: Мария Титова
Фотографии: Владимир Шкрябин (больше фоток, подробнее посмотреть... тыкайте в галерею ниже... и листайте)
Фотогалерея
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарии,