Восточная вершина. Путевые заметки

01.08.2012

Кавказ Восточная вершина. Путевые заметки.

Вместо предисловия.
В общем-то, идея данного вояжа пришла в мою буйную головушку не так давно, примерно в августе 2012 года. В то время я находился под сильным впечатлением от Седого Великана Эльбруса после попытки восхождения, неудачной, к слову сказать, в составе коммерческой группы. Тогда нам удалось подняться только до скал Пастухова (высота около 4800 м), начавшийся снегопад, переходящий в грозу, и шквальный ветер не дали нам завершить задуманное.
Тем не менее, не могу сказать, что все плохо, даже наоборот, все складывалось как нельзя лучше. Именно благодаря этой попытке я понял, чего хочу от этой жизни, получил какой никакой высотный опыт, обрел множество друзей по всей нашей необъятной Родине, с коими поддерживаю связь, а главное, в моем мозгу зародилась та самая искорка, со временем разросшаяся до яркого пламени и шила в Н-ом месте – вернуться сюда.
После возвращения, бороздя просторы интернета, наткнулся на объявление о наборе в Базовую школу, позвонил руководителю, и вот я уже слушатель этой школы. Именно в рамках этой подготовки я многое узнал о снаряжении, правилах его использования, маленьких хитростях, и, что самое важное, познакомился с моим будущим (читай настоящим, нынешнем и пр.) связником, напарником, другом – Богданом.
На одной из тренировок я заикнулся о своей безумной идее, на удивление Богдан быстро обдумал этот вопрос и согласился. Вот собственно с этого и начиналась наша эпопея.
Процесс подготовки описывать не стану, ибо он долог, скучен и однообразен – физические тренировки, подбор снаряги, расчет маршрута, логистики и сбор необходимой информации.

Итак, поехали (хроника событий из моего блокнота).

День 1.
Долетели хорошо, то есть нормально. Здесь меня не было ровно год, много чего изменилось. После размещения в гостинице отправились в магазин, сейчас пробуем Карачаевское пиво:) День выдался очень длинный, спать хочется ужасно. Богдан сразу ощутил существенное различие с Дальним Востоком – настолько велико обилие отечественного автопрома.

День 2.
Проснулся слишком рано для человека, находящегося в отпуске. Аж в 6 утра! К 9 пошли на вокзал, чтобы поздороваться с Димой (именно с ним мы ходили прошлым летом на Эльбрус с юга). Он все так же весел и бородат:). Звал нас с ним и его группой, которых мы насчитали с десяток. Мы рассказали о своей задумке, на что получили ответ о своей не совсем адекватной позиции, сказал, что там очень плохи дела с погодой.
Ну да ладно. Пожелали друг другу хорошей погоды, после чего мы с Богданом отправились в военкомат, дабы поставить отметку о моем посещении сего славного города.
Далее свои стопы мы направили в Пятигорск за моими кошками. Там девушки сказали, гора в этом году погодой не балует, не дает взойти. Дядька один, как он нам поведал, друг генерального этого заведения, захотел нас подбросить до центра (а магазин находится ой не в городе), а мы и рады.
По дороге рассказывал без остановки про свою жизнь, пока не попал нам на глаза архитектурный шедевр – тюрьма,

более всего напоминающая замок, по углам башни с бойницами. У нас челюсть и отпала, ибо за ней такой привлекательный скальничек и прямо в городе!
На эмоциях прощаемся с дядькой возле старинного здания.
И что же за вывеску мы там узрели: Радоновая лечебница, годы постройки 1899-1900гг. И стало нам так интересно, что решили спросить, что да как.
И тут события обрели столь стремительный ход, что мы не заметили, как оказались в этих самых ваннах, причем женщина нам так подмигивала, мол, проходите на прием, мы ждем. А мы, мол, только спросить. В общем, оказывается туда так просто и не попасть, а мы как-то попали. Дальше больше, дали нам скидку и телефон, приходите ещё. И пошли мы счастливые отведать шашлыка местного. Оказывается, в Пятигорске есть Макдональдс, но мы ж не за этим сюда ехали. После шашлыка отправились мы обратно в путь дорогу, начался дождь.
Далее все как в тумане, но накупили мы тележку харчей. Теперь их надо распихать по рюкзакам, вот сидим и кумекаем, завтра утром в дорогу.

День 3.
Встали почти в 7 часов, стали собирать вещи, которые не до собирали вчера. К 8:00 вышел я со своим "маленьким" рюкзачком на крыльцо гостиницы и увидел черный джип непонятной модели китайского производства и высокого лысого парня в горке – это наш провожатый до поляны Эммануэля – Женя.
Быстро грузимся, сдаем номер и в путь. К 10 часам достигаем Кисловодска, откуда нам впервые открывается вид на Эльбрус. Ещё через 2 часа петляний по серпантину дороги и 2 брода через горные потоки, которые наш "китаец" преодолевает с легкостью, выезжаем на поляну, пестреющую множеством различных палаток – здесь мы проведем первую ночевку, здесь старт нашего пути к Вершине.
Находим главного, Женя представляет его нам как Аркадьича, и приступаем к поиску места под палатку. Основная трудность – коровьего навоза и нор сусликов, коих здесь орда несметная.
Ставим палатку рядом с тропой на минеральный источник, куда, словно паломники в Мекку, тянутся толпы приезжих. Одни за водой, другие, чтобы там искупаться. Вылезло солнышко, решаю чуток позагорать.

Около 14:00 обедаем и решаем сбегать на так называемый Аэродром – плато на высоте 3100 метров.

После решаем идти на Райские ночевки (до которых не доходим, перепутали с другой поляной), где съедаем перекус и подбираем место для ночевки. На обратном пути встречаем парня, чей рюкзак загружен больше, чем у шерпов в Гималаях, – это "портер", местная разновидность носильщиков. Он несет для коммерческой группы теплые спальные мешки в хижину Олейникова.

Зовут парня Умар, его мы еще не раз встретим. В шутку он предложил нам свои услуги, кстати, не дешевые за 1 кг – 100 р. После чего расходимся в разные стороны.
К 17:00 спускаемся вниз к своей палатке, готовим ужин, колдуем над картами. Тучи спускаются со всех сторон на поляну, холодает.

День 4.
Просыпаюсь в час ночи от того, что рядом кто-то гремит консервными банками и чавкает. Корова. Выскакиваю резко из палатки, дабы животина не пожрала наше имущество. Отгоняю чуть ли не пинками и вижу, небо-то чистое, ни облачка, Эльбрус во всей своей красе. Самая погода для восхождения (как выяснится позже, многие этим успешно воспользовались).

Встаем в 7 часов, собираем вещи и идем на найденную ранее поляну. Солнце. Загораем по пути.

Через 2,5 часа мы на месте, ставим лагерь и после чего налегке идем на Грибы

и далее к базовому лагерю на высоте 3600 м. По дороге снова встречаем Умара, на сей раз его рюкзак меньше, посидели, поболтали и двинули дальше.
Мест под палатки в базовом лагере сказать, что нет, – ничего не сказать, мест нет вообще, там даже пройти сложно. С трудом на небольшом отдалении находим три пятачка под палатки. Довольные двигаемся к лагерю. И снова Умар составляет нам компанию.
На Лунной поляне попадаем под град и в густой туман. Далее потихоньку спускаемся на свою поляну. Начинается дождь. Готовим ужин, ужинаем и капель прекращается, думаем, просушим вещи, а вот фигушки! Опять начинает моросить. Наводим порядок и залезаем в палатку.

День 5.
Дождь не прекращается всю ночь и начинает ослабевать только к 6 утра. Когда он наконец-то кончается, вылезаем из палатки – никакого намека на хорошую погоду. Завтракаем, увидев людей, поднимающихся в сторону базового лагеря, принимаем решение идти. Пока собираем лагерь, выглядывает солнце, радостные хватаем рюкзаки и выходим. Перед нами резкий подъем. Есть два варианта его преодоления – по сыпухе или по камням. Выбираем второй и через 15 минут работы ногами поднимаемся на те самые Райские ночевки (вот где надо было ночевать!). Делаем перекур, забиваем точки в навигатор, фотографируем.

Счастье было недолгим – портится погода. Еще через 15 минут поднимаемся до Грибов и попадаем в густой туман, который временами рассеивается благодаря ветру. Делаем несколько фотографий и двигаем дальше. На Лунной поляне нас снова застает град, такое ощущение, что для этого места эта погода типична. В тумане видим еще несколько фигур, которыми оказывается компания из 15 человек (может больше) из Харькова и 2 из Москвы, нам по пути. По скользким камням и мокрой сыпухе добираемся до базового лагеря (3600 м) и сразу направляемся к найденному нами месту, пока его не заняли, потому как мест в лагере почти нет. Быстро разворачиваем и ставим палатку и начинаем обдумывать наши дальнейшие действия.

День 6.
Встаем в 5 утра, завтракаем, собираем рюкзаки – заброска для высотного лагеря, перекус. Выходим наверх, погода хорошая. Через 30 минут к нам присоединяются вчерашние попутчики из Москвы и Харькова (их лагерь стоит выше на морене). Здороваемся (тут все друг с другом здороваются) и некоторое время идем вместе, но их скорость выше и мы постепенно отстаем.
Вскоре я отстаю и от Богдана, и остаемся в хвосте этой вереницы восходителей я и харьковчанин. Через 3 часа с момента выхода достигаем нижних скал Ленца,

где напоминанием о коварстве природы служат две памятные таблички – первая с одной фамилией парня, погибшего 20 августа 1994 года, на второй целый список фамилий (они погибли весной 2004 года во время восхождения). Делаем перекур и отправляемся искать место для лагеря и заброски.
Поднимаемся до места, где несколько лет назад упал вертолет, здесь до сих пор лежат фрагменты фюзеляжа и лопастей машины,

где-то рядом должен быть кунг, где можно было бы устроить лагерь. Но каковы же наши разочарования, когда мы его находим...

Дверь открыта и основательно вмерзла в лед, попытки освободить ее ледорубом ни к чему не приводят, да и особого смысла нет – внутри все забито снегом. Ни о том, чтобы расчистить все это или оставить заброску речи быть не может. Ищем другие варианты. Находим два небольших пятака под прикрытием скал, решаем, что они нам подходят, оставляем заброску в расщелине рядом с кунгом и начинаем спуск. И опять-таки встречаем москвичей, они так же намерены сделать высотный лагерь и ищут место, сказали, что хотят его поставить на 150 метров ниже нашей заброски, в районе второго креста. Принимаем решение ставиться вместе, а заброску забрать на спуске.
Начинаем спуск. При подходе к лагерю замечаем, что у нас появились соседи – трое парней и девушка.

Это ребята из клуба "МЕРИДИАН", что в городе Котлас Архангельской области. Они приглашают нас на компот. Делимся планами и первыми впечатлениями. После посиделок готовим ужин, собираем рюкзаки и ложимся спать.

День 7.
Выспаться опять не удалось, и, не смотря на то, что встали в 5 часов, выйти удается только к 7. Ругаем себя за излишнюю медлительность, преследующую нас на протяжении всего путешествия.

Начинаем подъем, он дается намного тяжелее – тот же путь преодолеваем не за 3, а уже за 4 часа. По пути нас догоняют ребята из МЕРИДИАНа, они идут к вертолету, просим их по возможности забрать на обратном пути нашу заброску, объясняем им, где она и где будем стоять мы. Фотографируем их, они бодры и веселы в отличие от нас.
Через час доходим до места, москвичей еще нет. Погода замечательная, ставим лагерь, укрепляем палатку на случай сильного ветра камнями и снежной стенкой.

Подходят москвичи, наконец-то знакомимся – Антон и Александр.

Наше место стоянки печально известно своими ветрами, не одну палатку сдуло с этих скал, о чем ярче всего говорят три таблички и два креста,

а по сему, продолжаем работы по укреплению лагеря. Александр решает идти на вершину сейчас, однако Антон не поддерживает его энтузиазма и продолжает таскать камни к палатке.

По окончанию фортификационных работ приглашаем Антона на чай, делимся планами, травим байки.
К 15 часам решаем пойти отдыхать перед восхождением. Примерно через час нас посещает еще пара восходителей, подсказываю им, где лучше поставить палатку.

Знакомимся – Александр и его внук Данила, они из Железноводска. Александру 27 августа исполнится 60 лет, и он решил отпраздновать этот юбилей подобным образом. В это же время слышим сверху крики: "Хабаровск! Принимай посылку!" – это наши соседи с заброской.
К 18 часам возвращается Александр – он достиг вершины, делится ощущениями, пьем чай. Александр говорит, что никакое другое место так не сплачивает совершенно разных людей, как горы, с чем мы безоговорочно согласны. Допиваем чай из дикоросов, собранных Александром, договариваемся о выходе и ложимся спать.

День 8. Самый долгий день.
Ночь оказалась не сильно ветреной, но тем не менее весьма холодной. Встаем в 4 часа, на склоне уже видна кавалькада фонарей восходителей. Кипятим воду на чай, тут-то у нас и возникают проблемы – пьезо на горелке не работает, а сера на спичках сгорает без пламени. С трудом готовим чай для себя и на выход в термос, по этой причине выходим позже намеченного и позже москвичей. Погода просто замечательная, тем не менее, идти тяжело, сказывается высота, нехватка кислорода и, главная наша тактическая ошибка, отсутствие достаточного отдыха.
На верхних скалах Ленца догоняем харьковчан и далее на подъеме идем почти вровень. Сил все меньше и меньше, останавливаемся все чаще и чаще. На высоте примерно 5200 м даже проваливаемся на пару минут в сон, откуда нас достает гул пролетающего мимо вертолета – Ми-8 сделал вокруг Эльбруса два круга, попытался сесть рядом с базовым лагерем, для чего, мы так и не узнали.
Делаем усилие, чтобы встать и идти дальше, и слышим сверху крик: "Хабаровск, привет!!!" – это Антон, он уже идет вниз. Говорит, что осталось немного, но мы осознаем, что это "немного" на самом деле немало. Александр ушел на Западную вершину. Прощаемся, желаем друг другу удачи, идем, или, правильнее будет сказать, ползем вверх. Тут нас догоняют Александр и Данила, идут они весьма бодро и быстро, в отличие от нас.
И вот последний взлет на пути к Вершине. Выходим на Восточную вершину, народа много – в основном харьковчане, все радостные, а я пуст, лицо напарника такое же безучастное ко всему происходящему вокруг, никаких эмоций, только осознание того, что мы смогли пересилить себя и не свернули на полпути.

Отправляю несколько коротких СМС с текстом: "Достигли Восточной вершины 5621". Фотографируемся. Рассматриваем вершины Уллутау, Донгузорун, Ушба и другие, нам неизвестные. С Александром рассматриваем Западную вершину – народа там, как в муравейнике, кто наверх, кто вниз – суета. Тут намного тише.
К 15 часам начинаем спуск. Пройдя метров 200 я понимаю, насколько сильно устали мои ноги и как сильно болят колени (их я застудил еще будучи курсантом). Начинаю обдумывать вариант спуска глиссированием (как сказал Богдан - "жопслея"). Решаю попробовать, снимаю кошки и убираю с палкой в рюкзак, оставшуюся укорачиваю на минимум, куртку заправляю в штаны. Первые десятки метров еду осторожно, медленно и с частыми остановками. Затем смелости прибавляется, и я лечу, как лихой лыжник на крутом спуске, в клубах снежного вихря, поднимаемого моей пятой точкой и палкой в руках. С воем и улюлюканьем на большой скорости обгоняю несколько групп спускающихся, которые провожают меня недоуменными взглядами.
В итоге, расстояние, которое преодолевается за час с лишним, я "пролетел" меньше чем за 10 минут. На камнях жду Богдана, он не последовал моему примеру. Солнышко припекает, решаю прилечь. По приходу Богдана движемся далее – он на своих двоих, я – на своей пятой, опять пролетаю почти за 10 минут 400 метров вертикали, в самом низу при торможении налетаю на ледовое поле и, как итог, рву штаны.
К 17 часам приходим в лагерь, ни москвичей, ни Александра с Данилой уже нет, они на пути вниз.

Чувствуется жуткая усталость, сил почти нет. Ставлю чай. Соседи по высотному лагерю оставили нам две банки консервов, немного газа, орехи и хлебцы. Поскольку у нас самих продуктов еще вдоволь, оставляем это там, для тех, кто придет после нас. После чая сажусь зашивать свои штаны. Для заплатки на образовавшуюся прореху приходится распарывать задний карман. После курсов кройки и шитья готовим ужин, ложимся спать.

День 9.
Спим до победного.

Ночь выдалась безветренной, тихой. Утром погода обрадовала нас солнцем и почти полным штилем. Начинаем собирать лагерь, готовим завтрак, после чего начинаем неспешный спуск в базовый лагерь.
По пути вниз встречаем группы, вышедшие на акклиматизацию, по традиции здороваемся и перекидываемся парой фраз о погоде.
По возвращению на место нашего лагеря видим, ребята из МЕРИДИАНа ушли на восхождение, тент свернут, палатка застегнута наглухо.
Ставим лагерь, я начинаю стирку того, что можно постирать. В это время Богдан ставит чай. К обеду возвращаются наши соседи – усталые, измученные, но довольные, Гора позволила им подняться. Как всегда бывает в таких случаях, делимся своими впечатлениями и планами на ближайшую перспективу. Ребята собираются уходить вниз завтра с утра, мы же напротив – хотим денек отлежаться и, если даст погода, попытать счастья взойти на вторую вершину. Ужинаем, усталые и измученные ложимся спать.

День 10.
Ночь выдалась беспокойной, как и обещали прогнозы, погода сильно испортилась. В голове крутится мысль – вот и захлопнулось погодное окошко. Нехотя завтракаем, есть совсем не хочется. Как-то без энтузиазма стряхиваем снег с палатки, прощаемся с ребятами, обещая догнать их через пару дней на поляне, обмениваемся телефонами.
К обеду начинаем обдумывать возможность завтрашней попытки восхождения, собираем необходимые вещи. Ближе к вечеру идем на станцию МЧС за прогнозом погоды – он не утешителен, погоды не будет дней 5. Возвращаемся к палатке и принимаем решение, если в час ночи небо чистое, делаем попытку, нет – утром сворачиваемся и идем вниз. Пьем чай и ложимся спать.

День 11.
Прогноз сбылся. Всю ночь идет снег, гремит гром и сверкает молния. К утру весь этот грохот стихает, но небо не проясняется. Позавтракав собираем вещи и начинаем спуск, опять встречаем Умара, он только что принес какой-то груз в лагерь и теперь отдыхает. По пути замечаем группу, по всей видимости, американцев, связанных в одну связку человек 8, которые выходят от хижины Олейникова на акклиматизацию. Проходя через базовый лагерь, где палаток намного меньше прежнего (все поднялись вчера и позавчера), желаем всем хорошей погоды, прощаемся и уходим вниз.
Дорога до поляны заняла у нас порядка 3,5 часов. Мы идем через туман почти беззвучно, разве что сзади на моем рюкзаке тихонько гремит и позвякивает мешок с мусором, который мы выбросим в городе.
Палатку решаем ставить подальше от суеты и троп, однако в непосредственной близости с излюбленным местом коров, что и сыграет с нами злую, но все-таки шутку.

Так как мы спустились на сутки раньше запланированного, а еще день торчать здесь ой как не хотелось, принимаем решение идти на минеральные источники Джилы-су, откуда можно позвонить Жене, чтоб он нас забрал. Тем более, что ходу тут всего минут 40-50. Узнаю у местных, куда мне идти, беру куртку и в путь. На часах было 19:00…
Минут через 20, перейдя горный поток, поднимаюсь по узкому серпантину, бывшему когда-то дорогой, и мне открывается вид тех самых источников. Однако путь оказывается намного длиннее, чем мне обещали. Еще часа через пол спускаюсь наконец к тем самым источникам, народа тьма, все – лица кавказской национальности (еще бы), идут навстречу, здороваются. Видимо, за своего приняли, ибо борода моя не меньше, чем у их аксакалов. Но вот беда, спросить-то надо, а иначе как я найду то заветное место, откуда можно позвонить в цивилизацию.
Набравшись смелости, глядя из-под козырька кепки спрашиваю одного дядьку, где, мол, уважаемый, можно позвонить, на что получаю вполне дружелюбный и подробный ответ. А в это время вокруг все настороженно на меня посмотрели так, оценили и потеряли интерес, видать, моя натовская куртка спасла меня не только от дождя и снега, но и помогла вписаться в местный колорит – там многие носили форму войск НАТО.
Иду я, значит, в указанное место, включаю телефон и… о горе, он не ловит!!! А все вокруг звонят, принимают и передают сообщения, даже в интернете сидят! А мой – ну ни в какую, еще и батарея садится.
Постоял я, помучался, покрутился и понял, надо брать у кого-то телефон, иначе – амба.
Смотрю, стоит парень, лет под 30, по-русски шпарит хорошо, рыжий. И тут я понял, кто передо мной стоит – типичный чеченский парень, я к нему, так, мол, и так. Он дает мне телефон, я звоню и о чудо, сразу Женя берет трубку, и мы обо всем договариваемся. Благодарю парня за телефон и иду обратно. Проходя мимо магазина, решаю купить чебуреков и лакумы (сладкие булочки), жду почти 20 минут, стемнело, а мне еще и обратно идти. Благо в кармане куртки лежит на подобный случай аварийный фонарик. Цепляю его на козырек кепки и начинаю обратный путь.
Поднявшись на тот самый холм, отделяющий нашу поляну от источников, теряю из виду тропу по причине того, что мой маленький фонарик гаснет каждые 10 секунд, поднимается туман и в лицо на свет летит куча мотыльков. Останавливаюсь, прислушиваюсь – к нашей поляне идет горный поток, услышав его шум, я определю направление, куда идти, а там и на свет выскочу. Вот тут-то я и допустил ошибку, поток был и на источниках, к тому же он ближе и там есть водопад, туда-то я и свернул. Минут через 15 спуска я увидел знакомый фантик, который ну никак не мог быть в том месте. Тут меня посетили сомнения в правильности направления, и не зря. Я остановился, вгляделся в виднеющиеся фонари и понял, что иду обратно к источникам. Матерился я минут 5. Развернулся в сторону, противоположную источникам, взял ориентиры на небе с учетом их движения по небосводу (помогла мне мореходная астрономия, некогда изученная в институте) и пошел в лагерь.
Подходя к горному потоку, промахиваюсь мимо мостика и выхожу на скалы прямо над ним – что за непруха!? Обхожу скалу и спускаюсь в нужное место, а мостик этот – просто шедевр. Представляет он собой 4 троса толщиной в большой палец, по двум нижним прикреплены доски шириной сантиметров по 20 на расстоянии чуть более среднего шага, верхние тросы – перила. Одна рука моя занята пакетом с чебуреками и курткой, другой стараюсь держаться за перила, мост шатается, внизу ревет поток, фонарик периодически гаснет… Эмоции непередаваемые, вряд ли я когда-либо нечто подобное испытывал. Еще через пол часа прихожу, наконец, в лагерь, съедаю чебурек и ложусь спать.

День 12.
Часа в 3 ночи просыпаюсь от того, что меня толкает Богдан и спрашивает, в тамбур ли я их положил. Отвечаю утвердительно, на что получаю загадочный ответ: «их только что корова сожрала». Думаю, мне это снится на почве усталости, однако ошибаюсь, так как сразу за стенкой палатки в районе моей головы слышу звучное аппетитное чавканье (моими чебуреками!!!). Злой выскакиваю из палатки, хватаю лавинную лопату и бегу за первой попавшейся мне на глаза коровой. Эпопея сия продолжалась порядка 10 минут, пока я не успокоился и не лег снова. И опять чавканье, думаю, вы специально меня добить решили? Снова выбегаю из палатки, на этот раз по совету Богдана хватаю большой камень и кидаю в источник звука, попадаю и слышу топот копыт в противоположную сторону. Ложусь спать и уже не реагирую на их приближение – допекли, твари.

Встаем часов в 9, начинаем собирать лагерь. От пакета с чебуреками не осталось и следа, даже пакет сожрали.
Оставшиеся продукты и газ отдаем Умару, обмениваемся контактами, прощаемся.
Приезжает Женя, быстро, но все же с некоторой тоской грузимся. Прощаемся с Приэльбрусьем, Стариком Эльбрусом, снимаемся с учета в МЧС. Уезжаем…

Послесловие.
Не все поставленные нами цели были достигнуты, однако за это время приобретен бесценный опыт, появились новые друзья-единомышленники, сделаны выводы в плане организации, снаряжения, и, конечно же, физической подготовки. Все это мы учтем уже в следующей нашей эпопее, а пока будем любоваться сделанными фотографиями и греться воспоминаниями.

текст и фото : Виталий Ильяшенко, оригинал: http://plusheviy-geroy.livejournal.com/777.html