Мужской праздник, или «на Лабутенах по головам»

21-22.02.2016

Маршрут: Владивосток – с. Серебрянное - ДО Серебрянные ключи – г. Высокая 1191 – г.Купол 1240 – г. Сторожевая 1125 - г.Кумпол 754 – кл. Серебрянный 3-ий – с.Серебрянное – Владивосток.

Участники: Саша, Вова, Дима, Коля.

Устав от большого количества работы, я понял, что пора в поход! Поход от школы GT в пещеру Соляник отменился, поэтому было решено: надо куда-то идти! Встретившись с Квазиком, сказал ему, что хочу в поход, хоть куда, хоть насколько, хоть вдвоем. Он решил все обдумать и предложить варианты маршрута. На следующий день была создана группа в программе Whatsapp -  «23 февраля», где оказались еще Вова Данько, Храпко Сергей, Коренев Дима. И начались обсуждения…  Было решено идти одной палаткой, готовить на газу и бензине, без дров, топоров, в снегоступах, на три дня. Сперва предполагался маршрут на Макаровский хребет, но потом появилась новая и затем утвержденная нитка маршрута: ДО Серебрянные ключи – г. Двуглавая 772 – г. Высокая 1191 – г.Купол 1240 – г.Кумпол 754 – кл. Серебрянный 3-ий – с.Серебрянное. Когда я впервые услышал нитку маршрута, тогда и возникло в моей голове выражение, которое пошло в название маршрута – поход с одной головы на другую (с Купола на Кумпол).

Чтением рассылки заниматься было некогда (завал на работе), поэтому всю самую интересную информацию я узнал уже ближе к походу. И был этому очень не рад!..

В итоге собралось нас 4 человека – я, Саша, Дима, Вова. Так как время позволяло, парни решили распределить расходку и общественную снарягу соответственно весу человека.  Типа учебный поход. А для этого взвешивали абсолютно все, до граммов!)

Составление раскладки, утверждение маршрута и остальные мелкие мысли было решено провести в среду 17.02.16 после  очередного собрания GT  в клубе. Перед самым собранием я все-таки добрался до рассылки и что я узнаю?! Мы, оказывается, не хотим брать палатки! А хотим взять две лопаты и что-то там копать, чтобы жить в этом! Я был в гневе! Я хотел спокойно сходить в поход, отдохнуть, а тут предстояло жить непонятно где. В итоге, скажу сразу, признаю свою ошибку – я был не прав…  Но об этом позже.

В общем, собравшись в клубе, утвердили маршрут, нашли карту именно нашего маршрута (как оказалось, Зеленый ходил практически по этому пути давно, на карте была проведена нитка его маршрута) сделали раскладку, проверили (примерили) палатку:

Ее даже распределили по частям на участников. Идеи про снежную пещеру звучали постоянно, я брыкался как мог, но пойти против большинства бесполезно. И было решено взять лопаты и испытать снежное жилье. Когда же еще больше представится такая  возможность. И у меня осталось 2 выхода – слив и согласие. Первый мне тут же обломили, да и сам я очень хотел пойти в поход.

В общем, еда закуплена и укомплектована, снаряга распределана, рюкзаки собраны и мы готовы выдвигаться.

21.02.16 мы выехали на одной машине в 5 утра. Завтрак у нас было решено провести в Дарданелле. В дороге я спал. Проснулся я от того, что ехали медленно и почему-то шкрябали пузом машины по снегу. «Странно, - думаю я, - вроде дорога на Дарданеллу асфальтированная и чищенная». Заподозрив неладное, я спросил: «А кушать?!». В общем, они забыли про еду! Как так можно?

Вернулись назад, плотно отзавтракав в кафе, поехали на базу отдыха. К 10.09 приехали на базу, разгрузились, договорились о машине (отдали тетеньке 200 рублей за два дня). Тетенька в качестве напутствующего слова сказала, что в окрестностях гуляет тигр. Но нам все равно – тигр такое животное: либо он съест и ты его не заметишь, или он просто покажется, как хозяин и спокойно уйдет.

Далее, обосновывая весь поход учебным процессом, было проведено взвешивание рюкзаков и расчет коэффициента отношения веса рюкзака к весу человека. Максимальный вес был у Квазика – 22 кг, минимальный вес у меня – 18,5 кг. Но в пересчете на вес…  Кубок, конечно же, оказался у меня((.

И тут же сказали, что решение о праздновании кубка (когда и где он будет обмыт) может быть принято только коллегиально. Т.е. мало того что я несу относительно самый тяжелый рюкзак, мне еще добавили веса, так еще и съесть его можно только с их разрешения! Совсем обнаглели. Чувствовал я, что где-то … обманывают…

Оставив машину, в 10.09 пошли по дороге вдоль ручья. В долине очень много зверя – по пути встречалась куча кабаньих следов! Даже были какие-то кормушки, только непонятно для кого.

На гору Двуглавую решили не иди, потому что она была в стороне, решили по хребту выйти в седловину к тропе Зеленого и затем пойти на г.Высокая.

К 11.03 дошли до важного стратегического пункта с сурьезным талисманом:)

Сделали пару фоток и оттуда в 11.12 пошли уже на гору Высокую по хребту.

Внизу и в начале подъема снега было очень мало и меня тревожила мысль, что в этом малом количестве снега нам придется спать! Но позже, ближе к верху, количество снега не заставило унывать :).

На подъеме количество снега увеличилось и нам пришлось одевать снегоступы. Это было мое первое знакомство  с ними. Попытка походить на снегоступах в прошлом году не увенчалась успехом по техническим причинам. Первые ощущения непонятные, все как-то не особо удобно, приходится идти, широко расставляя ноги. Но скажу сразу, пройдя этот поход, я понял, что снегоступы – это вещь! И хотел бы еще сходить куда-нибудь на них. Но только на своих…

Совершая первые шаги на снегоступах и слушая вводный курс по ходьбе на них от Квазика (как оказалось, из всех участников на них ходил только Квазик), смотря на красные ступы, поставив каблук в режим работы, у нас у всех тут же всплыла недавно вышедшая песня группы Ленинград – Экспонат («На лабутенах…»). И весь поход, одевая снегоступы, как говорится, «включая режим лабутены», мы напевали слова этой песни.))

Выскочив на небольшую полянку, мы решили сделать обед.

В этот привал меня ждало маленькое разочарование – переднее крепление на мысе снегоступа, пластмассовое, лопнуло. Это огорчает, особенно когда снегоступы не твои…  Сделать с ним в полевых условиях ничего не получится. Но что поделаешь, надо двигаться дальше.

Перекусив кашкой-минуткой и напившись чайку, в 14.12 (на обед потратили меньше часа) мы сделали пару шагов и нас ждал очень приятный сюрприз!!! В 5 метрах от нас проходил буранник!

Это дорога, сделанная снегоходами. Похоже, тут кто-то часто гонят на снегоходах. И забегая вперед, скажу, что эта дорога сильно упростила наш поход и сократила весь поход на один день.

Пройдя по бураннику, изучая карту и GPS, мы поняли, что дорога может послужить нам хорошим послаблением, шла она  примерно по ходу нашего пути.

Дойдя до подножия горы Высокая,

решили не идти в лоб, а продолжить путь по бураннику, а от него, где будет удобно, уже пойти на вершину.

Дальше путь шел серпантином – снегоходу тяжело ехать по крутому склону.

Дойдя до места, где буранник обходит гору слева, в 15.52 мы, «включив режим Лабутены», отправились на вершину.

На вершине снега было очень много, даже в Лабутенах мы проваливались по колено. Проверяя уровень снега, при приближении к вершине, палки постепенно утопали в снег по самые ручки.

Дойдя до вершины, сделали пару фотографий. По фото можно увидеть уровень снега по палкам.

. Спускаясь вниз с вершины, нашли хорошие надувы для снежной пещеры. Но время было только около 4 часов дня и мы решили, что пойдем дальше и ближе к 6 часам будем искать место для ночлега.

Еще немного фото с вершины Высокой:

При спуске нас ждал еще один маленький сюрприз – от основной трассы буранника было ответвление, которое снова сократило наш путь по свежему снегу. По этой ветке мы в 17.05 выскочили на основную трассу, «выключили режим Лабутены» и потопали по дороге к ночевке.

Дорога шла по небольшой равнине, сопок не было, ветродуя не было и, следовательно, надувов тоже не было. Постепенно холодало, близился закат и мы стали активно искать место для ночлега. По карте мест для ветродуя и надувов было немного: сзади на г.Высокая, далеко спереди на г. Купол (но до нее засветло дойти мы бы вряд ли успели, еще и копать пещеру), оставалось лишь одно место, предложенное Квазиком – небольшая седловина между сопками. Дойдя до того места, начались поиски хорошего сугроба для сна)). Саня пошел посмотреть вперед, а Димон предположил, что в стороне, метрах в 50-80, идет склон, на котором можно поискать надув. Идея Димона увенчалась успехом и в 18.10 мы пришли к месту ночлега и начали обустраиваться.

Сперва выкопали площадку до земли перед пещерой – место для приготовления еды. Затем начали копать саму пещеру. Копали лопатами, ногами (по совету Димона, который он посмотрел на Youtube). Процесс копания можно будет посмотреть на видео (добавлю позже)).

Именно тогда, в процессе копания пещеры, я понял, что ночью мы не пропадем! На улице холодало, а в пещере было довольно-таки тепло.

И вот, наше ночное жилище готово! Вход заделали синим китайским тентом. Быстро приготовили ужин – борщ с гречкой по-Димоновски)

) Быстренько перекусили – температура на улице близилась к 20 градусам, и к 10.30 полезли в пещеру укладываться спать.

В общем, в пещере было довольно тепло – на улице перед сном было 22 градуса мороза, в пещере от ноля до -2 градусов, довольно удобно. Ничего не капало. Сильно раскапывать пещеру мы побоялись, если бы все рухнуло, то мы бы остались без жилища, поэтому высокий потолок был по центру, сбоку довольно низко. Но это нисколько не мешало.

Ночью было довольно тепло, но я все равно подмерз. Хотя спальник у меня был с температурой комфорта -9. Вероятнее всего, причиной были ботинки, которые я положил в чехле в спальник. От них у меня мерзли ноги и потом замерзал я весь.

Утром Вова первый проснулся, в 7.30, приготовил завтрак, затем повылазили и мы.

Позавтракав гречкой с тушенкой, собравшись, в 10.30 мы отправились в дальнейший путь. Интересно, что подумают охотники (или кто там ездит на снегоходах), когда пройдутся по нашей тропе и увидят пещеру:).

Следующей важной точкой нашего маршрута была гора Кумпол (следующая голова). На нее было решено идти радиалкой с буранника. Дошли до наиболее удобной точки, оставили рюкзаки в кустах, включили режим «Лабутены»  и в 11.00 поперли наверх. В начале был очень красивый лес со снежными шапками. Обязательное фото:)

J Выскочив на вершину горы за 10 минут, что же мы встретили? Конечно же, буранник. Похоже дорога проходит по всем вершинам. Предположили, что по этой дороге могут возить каких-нибудь туристов, показывать красоты тайги.

Фото на память и назад к рюкзакам.

Дальнейший путь также продолжался по бураннику, но недолго. Перед горой Сторожевая дорога ушла влево с сопки и мы потопали в сторону горы на снегоступах. Выскочив на небольшую вершинку перед Сторожевой, в который раз наткнулись на буранник.

Также на дереве была какая-то табличка с номером. Может быть, здесь проходили какие-то соревнования на снегоходах?

Дальше решили зайти на Сторожевую и с нее по хребту сваливаться на Кумпол, который уже виднелся справа.

. Перевалив через Сторожевую (вершина простая, вида нет, фото сделал одно, просто для отчета), дальше сваливаемся по хребту. Хребет сложный, разные отходящие распадки могут легко завалить в сторону и вниз. Поэтому приходится строго координировать работу карты и GPS. Азимут был взят на какую-то седловинку, которую нельзя пропустить, иначе свалимся и замучаемся подниматься. Квазик в очередной раз показывает профессионализм в работе с картой с компасом и ориентировании на местности.

Спуск был ужасный! Сторона южная. Жуткий чапыжник: лианы, элеутерококк, мелкие кустики. Ступы путаются, приходится «гулять» по склону в поисках удобного пути. Снега то много, то мало. Вова в итоге психанул и снял ступы, пошел так. Но, ненадолго. Выскочив в седловинку, попадаем на старый волок (старая лесовозная дорога, по которой трелевали лес раньше), ему приходится обуваться в ступы – без них тяжело. Время подходит к обеду ( именно приему пищи, по времени уже давно перевалило), все начинают нервничать после мерзкого спуска, голод наступает. Все понимают, что идти еще много, идти только на выход (ночевать будет негде, надувов больше не будет), идти придется по темноте, а мы еще даже не выскочили на гору Кумпол. Решаем что делать: легкий перекус и идем или обедаем и потом по темноте идти дольше. Я сказал, что если не поедим, я кого-нибудь убью и съем(. В 16.07 находим место для обеда, отточенными движениями все готовим. Во время подготовки, включаю камеру на фотике и снимаю видео. За 20 секунд записи никто не произнес ни слова! Все устали и тихо ненавидят друг друга :) (шучу).

Перекусив кашками (опять они, тошнит уже от них), выдвигаемся дальше по тому же волоку, который к нашей радости нам по пути.

В очередной раз дойдя до удобной точки, бросаем рюкзаки и делаем радиалку на Кумпол. По пути увидел чьи-то следы. До сих пор не могу понять чьи. Предполагали куча идей, но все как-то не особо подходит. Может, кто подскажет?

В 16.48 выскакиваем  на Кумпол. Следы сопровождали нас до самого верха. Там какое-то деревянное строение. Фото на память и вниз.

На горе снега не много, поэтому решаю скинуть ступы и добежать без них. Спустившись вниз к 17.14, Саня дал мне по ушам: говорит, если идешь без ступов, то иди не по следам, а в стороне, а то всю тропу портишь. Понимаю, что так правильнее, но по тропе-то удобнееJ. На будущее буду знать и думать.

Спускаясь вниз, запечатлил хребет – часть нашего пути (пару фото и видео). Оказывается, хорошо прошли!

План-задание выполнено в полном объеме, все вершины покорены, дальнейший путь – к машине и домой!

Предполагая, что все волоки в итоге идут к основной дороге, дальнейший путь держим по нему.

По пути находим последствия жизни и работы лесорубов: завалы, стол, будка (!). Просто посреди леса стоит будка :)

J Постепенно выскакиваем на хорошую дорогу, даже со следами машин. Скидываем ступы и быстро топаем к машинам – идти еще прилично, а уже темнеет. По пути встречаем следы тигра. По размеру лапы понимаем, что он совсем не маленький! Видимо, тот самый, про который говорила тетенька на базе).

Дойдя до дороги в 19.35, мы с Саней отправляемся за машиной по дороге, а Дима и Вова остаются готовить еду. Когда ж еще получиться покушать пельмешек, приготовленных на природеJ.

Идти по дороге до машины уже было очень тяжко. Садясь в машину, делали ставки, сколько прошли. Я говорил, что километров 8-9, Саня говорил, что 10, а то и 12! Оказалось, всего 6 J Километр за два)

Перекусив, укладываем все в машину и в 21.57 отправляемся в путь , праздновать 23 февраля дома)

Итог: пройденное расстояние 35,3 км, время движения 9.55 ч. Приобретенные навыки - жилье в снежной пещере, ходьба на снегоступах.

Автор текста: Коля;  автор фото: Коля и Дима.

Отчет Квазика по этому походу - http://turizm.primkray.ru/trek/palatka-v-vide-lopaty

Поход Зеленого по г.Пржевальского - http://turizm.primkray.ru/trek/gory-przhevalskogo

Мой первый отчет, так что не судите строго)