Домашние вулканы Камчатки

14.01.2008

Часть 1. Здравствуй Авача!

Участники Альпсекции Green Alp на днях вернулись из путешествия по Камчатке. Подробности в рассказе Игоря Савушкина.

Мир устроен так, что когда-то все начинается и когда-то все заканчивается. Сборы на Камчатку закончились в день, когда началось путешествие. И мы сели в поезд до Хабаровска, откуда на следующий день и вылетели в Петропавловск.

Зима на Камчатке непредсказуема. Прогнозы здесь не работают. Наша группа решила не распыляться в знакомстве с Камчаткой. Цель приезда Домашние вулканы. Это пять вулканов Ааг, Арик, Корякский, Авача и Козельский. Наиболее популярны два самых высоких. Корякский 3456 метров и Авачинский 2741 метров. На них мы, а мы — это пять человек Владивостокской алпсекции Грин Альп, и планировали восхождения.

Самым сложным и престижным маршрутом является прохождение траверсом всех пяти вулканов. Кроме этого существует еще 21 классифицированный маршрут на эти вулканы от самой простой 1Б категории сложности до 4А категории сложности. Прохождение сложных маршрутов требует первого разряда по альпинизму.

За день до наступления нового года мы были на Камчатке и заехали в приют под вулканы с названием «Три вулкана». В последний день 2007 года собирались на вулкан «Авача». Погода внесла свои коррективы. 31 декабря о восхождении даже думать не приходилось. За окнами дома бесилась пурга. Любой выход на улицу был экстремальным мероприятием. В течение нескольких дней мир ограничивался двумя домиками приюта и туалетом. Поход в туалет был отдельным экстремальным мероприятием. Находился он в 40 метрах от нашего домика. Учитывая, что свет в окнах дома становился не виден с 5 метров, удаление более чем на 10 метров приравнивалось к выходу в открытый космос. Порывы ветра сбивали более легких гуляющих с ног. Срывались с головы и отрывались капюшоны. Отрывались налобные фонари от резинок крепления. Срывались двери с петель. Дошло до того, что между домом и туалетом провесили веревку, и ходили по перилам.

Тем не менее, к концу 1 января погода начала налаживаться. В первый день 2008 года успели немного выгуляться до Авачинского перевала, и подняться на скалку под названием «Верблюд».

2 января решили выходить на вулкан Авачинский. Предшествующим вечером долго сидели у камина в столовой приюта и обсуждали маршрут. Альпинисты из камчатского клуба «Кутх» рассказывали маршрут. Рисовались схемы, и прикидывался график прохождения. Мы решили, что выходить будем в 8 часов утра. Уже не так холодно как ночью, да и светать будет вскоре. Собрали все нужные вещи, легли спать. Камчатские ребята так же собирались идти на Авачу. Они решили выходить в 4 утра так, как им в этот день собирались выходить в город.

С раннего утра, просыпаясь, я вслушивался в тишину. Шума ветра не было, за стеной было тихо, значит Кутхи, тоже спят и в 4 утра на восхождение не вышли. Проснулись, как и планировали в 6 утра. На завтрак готовили рисовую кашу на молоке с изюмом. Пока завтракали, подошли камчатские ребята. Начали обсуждать возможность подъема на вулкан. Мы позавтракали, собрались на выходе. Подошел Денис и решил нас проводить к маршруту. Вышли в половине девятого. Было еще темно. Вскоре Денис вывел нас на тропу. Прошли мимо памятников. Напоминание о серьезности маршрута. Еще было темно, когда вышли на хребет, по которому предстояло пройти большую часть маршрута. Здесь нас догнали ребята из клуба «Кутх», они все же решили идти, но не на саму вершину, а ограничили свое восхождение временным лимитом.

Подъем по хребту технически не сложен. Уклон не более 15-20 градусов. Не глубокий снег. Местами разрушенный конгломерат под ногами. Тем не менее, наша группа растянулась. Впереди шел Слава, за ним останавливаясь и фотографируя, шли мы с Олей, завершали процессию Женя с Машей. Видимость постепенно налаживалась. Вот из тумана выглянул Корякский вулкан, я успел его сфотографировать и он вновь погрузился в дрему облаков. Авача долго не выглядывала из-за хребта и туманности. Камчатские альпинисты, исчерпав временной лимит, попрощались с нами, и ушли вниз. Дальше мы будем идти первыми в этом году.

Когда поднялись на хребет, опоясывающий Авачу, сквозь дымку выглянуло солнце. Вырисовался конус вулкана со столбом испарений из кратера. Показалась пропасть, разделяющая наш маршрут от конуса Авачи. Путь продолжился как бы в обход вулкана. При этом солнце находилось в относительной близости от склона вулкана.

Чем дальше мы подвигались, тем яснее становилась погода. Наша группа растянулась по хребту, но из видимости друг друга не теряли.

К часу дня подошли к сейсмической станции. Здесь решили перекусить и дождаться всей группы. Сразу выявились недоработки в подготовке перекуса. Сало с колбасой были не порезаны и завязаны крепкими узлами в целлофановых пакетах. Развязать их на холоде было проблематично, мы прибегли к услугам ледоруба.

За все время пути ветра практически не было, только один раз он подул и вынудил моментально одеть нас маски на лицо.

Дождавшись Женю и Машу, мы продолжили движение. По описаниям далее нам предстояло обойти два жандарма справа и выйти к конусу на подъем. Слава воспринял термин «обойти справа» буквально. Подошел вплотную к останцам и облез их справа. При этом мы вышли на продолжение воротника и через 200-300 метров оказались на верху уступа. Преодолеть 50 метров вниз по почти отвесным скалам не предстояло возможным. Да и в описаниях этого не было. Вернулись обратно к жандармам. Вскоре приняли верное решение, спустится вниз и выйти на конус. Уже стоя у подножия увидели логичный маршрут от вулканической станции к началу восхождения на конус. Потеряли время, зато обгуляли жандармы. Солнце окончательно пробило облака и висело все на том же расстоянии от конуса и все той же высоте.

Теперь нам предстояло набрать 700 метров вверх. Шли сначала прямо вверх. Когда начали уставать пошли зигзагами. Местами попадали на тропу, но идти по ней было менее удобно, чем по собственно проложенному пути. Страшно пока не становилось, по- сему шли без кошек и ледорубов. Время с пространством иногда терялись. Однообразный подъем не позволял точно ориентироваться. Погода стояла не ровная. То были видны Корякский и Жупановсий вулканы, то дальше склона разглядеть было ничего невозможно. Только вершина Авачинского вулкана все время была скрыта в облаках, то ли пара, то ли дыма. Из-за этого определить, когда будет вершина не представлялось возможным.

Вот уже стали попадаться дымящие и пахнущие сероводородом фумаролы. В тумане и от усталости, мне они представились трещинами, чернеющими в снегу. Причем очень глубокими провалами, из которых поднимается зловещее испарение. Попадать в него не хотелось. Оле вдруг показалось, что наверху стоят палатки с туристами. Я отчетливо услышал их голоса, о том, что они здесь… Наверное действовал аромат испарений…

Склон стал более скользким, и появилось желание одеть кошки. У меня это получилось быстрее, и я смог, наконец, обогнать Олю, шедшую уже больше полконуса впереди. Оказалось, что до самой вершины оставалось не больше 100 метров. Красные камни под ногами и туман, вот что мы увидели на вершине. Только сказав волшебную фразу: « А что там интересно внизу?» На пару секунд облачность открыла вид на озерцо и пробку. Через несколько минут поднялся Слава. Картина та же: дым да туман и еще запах. Повторяем заклинание. Результат тот же — пару секунд видимости… Звонок с вершины в приют с информацией о том, что у нас все нормально и пожеланиями бани. Уже 17 часов, до сумерек совсем мало времени. Пора вниз. В кошках спуск безопасен и скор. Маршрут уже известен. К 18 часам мы у станции вулканологов. Снимаем кошки небольшой перекус и вниз. Корякский вулкан вылез вершиной из серого небытия сумрака. Огромный конус, кажется, занял пол неба. Незабываемое зрелище.

Висевшее, как нам показалось на одном месте солнце, упало в облака и там погасло.

Включаем налобные фонари и вниз. Спускаться довольно просто. Стараемся не растягиваться. В половине девятого вечера мы в приюте. Нас уже ждут. Баня. Ужин. Сон.

Первыми в 2008 году группа альпсекции Грин Альп из Владивостока поднялись на вершину Авачинского вулкана.

Часть 2. Суровый Корякский.

Неожиданно наступила хорошая погода. Следующее восхождение планировалось только через два дня. Именно тогда приедет инструктор. Без его руководства идти на маршрут мы не решились. Уж слишком серьезен Корякский вулкан в зимнее время. Не мало людей попадало в беду даже в летние месяцы. Об этом напоминает мемориальный камень с именами погибших. Стоит он на входе в большой кулуар, где начинается большинство маршрутов.

Мы даром времени не теряли. Полюбовались красотами с «Авачинского» перевала. Устроили фотосессию. Провели снежные занятия.

День выхода на маршрут назначили на 5 января. Утро выдалось ясным и тихим. Неспешно собрали рюкзаки. Выходить решили в 13 часов. В первый день было необходимо добраться до удобной площадки под лагерь на высоте около 2000 метров и стать на ночевку.

Наш инструктор Саша Биченко договорился о том, чтобы наши рюкзаки забросили под начало подъема на снегоходе. Пройти час без рюкзака — совсем другое дело. Пока мы шли по следам увезшего рюкзаки снегохода, мимо на лыжах просвистел инструктор. Вторым рейсом его довезли к началу маршрута. Надев рюкзаки, сразу вышли на подъем. Кругом благодать: солнце светит, ветра нет. Идется легко. Снег рыхлый и не глубокий. Еще снизу был виден взлет, в который нам надо пройти, чтобы попасть на нужное место.

До места стоянки добрались быстро и без приключений. Расчистили места для двух палаток. Поставили их. Собрались кипятить воду на улице. Как вдруг где-то включили гигантский вентилятор. Начало дуть. Холод стал обжигать, хотя температура не падала ниже 15 градусов. Ветер разогнал нас по палаткам. В одной был инструктор и еще 2 камчатских альпиниста, в другой поселились четверо Владивостокских Грин Альповцев.

Если в первой палатке все было по-порядку, то у нас была борьба с вещами. Не имеющие опыта экстремальных зимних ночевок, мы суетились очень много, и как оказалось позже очень долго. Сначала выяснилось, что вещи уже в палатке, а коврики еще не расстелены. Затем начались переодевания и перекладывания груд вещей из угла в угол. И все же борьба вскоре увенчалась успехом. У нас в палатке заработала горелка, начал топиться в котелке снег. Очень предусмотрительно мы заготовили несколько глыб снега прямо около входа в палатку. Достаточно протянуть руку, и снег набран. Через некоторое время мы пили горячий чай, а чуть позже сварили суп. В палатке потеплело. Особенно это стало заметно, когда варился суп, и всю палатку заполнил пар. Приходилось даже проветривать. А тем временем на улице разгулялся ветер. И дул все сильнее и сильнее.

Наладился и процесс взаимодействия между палатками. По общей готовности открывались входы палаток, расположенные друг к другу, и, высунув руки, передавались вещи. Так был передан сваренный суп в другую палатку.

Горелка работала еще долго, ведь предстояло с вечера натопить снега на завтрашнее утро и на восхождение. Да и приготовить завтрак тоже не мешало бы сегодня. Вот тут и пригодился рецепт, рассказанный нашим инструктором Сашей Биченко перед походом. Заключается он в том, что вечером греется вода, туда засыпается гречневая крупа, заранее пережаренный и замороженный фарш. Затем котелок ставится в целлофановый пакет и зарывается в снег. С утра каша готовая и не замерзшая так, как в снегу плюсовая температура. Остается только разогреть и можно завтракать. Тем самым экономится утреннее время.

Выход на следующий день назначили в 8 утра. Подъем в 5 утра. Сытыми и одетыми в палатках стало совсем хорошо. На улице же ветер дул с неистовой силой. Палатки трепыхались не переставая.

Все улеглись и пытались заснуть. Но шум палаток и вой ветра, казалось, не даст заснуть никогда. Уже ставилось под сомнение возможность завтрашнего выхода на вершину.

Утро не принесло улучшения погоды. Выходить на маршрут при сильном ветре не было никакого желания. К 9 часам все начали окончательно просыпаться. У нас оказалось, что ночью ветер растрепал закрытые выходы, и в палатку насыпало снега. Он лежал везде двухсантиметровым слоем. Стало понятно, что ночью на лицо осыпалась не изморозь с тента, а банально снег с улицы…

Из-за непогоды было решено прекратить восхождение. Дождаться улучшения и спускаться вниз. К полудню ветер стал стихать. Начались сборы лагеря. Также решили сегодня выезжать из приюта в Петропавловск.

Корякский вулкан к себе не пустил.

Уже внизу, подходя к приюту, смотрели на него издали и думали, что в данный момент могли бы уже быть на вершине. Погода вроде улучшалась. Но вот налетел очередной порыв ледяного ветра. И оказалось не просто пройти оставшиеся 200 метров до дверей приюта. То, что без труда дается в хорошую погоду, бывает очень не легко осуществить в ненастье.

Вечером мы покинули гостеприимный приют «Три Вулкана» и выехали в Петропавловск-Камчатский.

На Камчатке нам оставалось побыть еще 3 дня.