БОльно, НО ПОх

3-6 ноября 2022

Отчет о БОльшом НОябрьском ПОходе в группе под руководством Чернавина Александра.

"Доброе" утро
В нулевой день, проснувшись в предвкушении похода, открываю чат группы, а там Саша рукпох уже поставил задачу перекинуть снаряжение и продукты с двоих участников. Выяснилось, что Лена заболела, а Антон, как добрый рыцарь, не смог оставить её одну без похода и решил тоже никуда не ехать. Я, как завснар, решила менять огромный двенадцатилитровый котёл на девятку(надеюсь Евгений, который нес котлы, порадовался). Времени до старта нашего экипажа мало, завсклада утром в клубе нет. Пришлось просить Руслана, который по счастливому стечению обстоятельств выезжает вечером и живёт рядом с клубом, взять вечером в клубе ещё один котёл. Со снаряжением непошедших участников было проще - народу всё ещё много, есть кому нести. А вот продукты было решено в сотый раз пересортировать по участникам утром первого дня. Выехали. По пути ещё один участник вносит смуту и говорит, что может и не поедет - на работе завал. Я в голове уже прикидываю где бы достать ещё один топор....по пути связь кончилась, и решения Вити я так и не узнала до утра следующего дня. На месте ночёвки нулевого дня мы встретились с экипажем из Артёма. Ставили палатки, грелись у костра. Лида, которая должна была жить с Витей никак не могла придумать где ж ей спать без соседа. Лишних мест в палатках нет. Выяснилось, что палатка Вити у неё! Еле уговорили Лиду поставить палатку, а не ждать Витю, который может и не приехать. К десяти вечера почти все легли спать, но два экипажа ещё не доехали. Ярослав вызвался остаться у костра и ждать опаздывающих. ....

День, в который было БОльно
Подъем по наказу рукпоха в 6 утра все бы проспали, если бы не сам рукпох. Проснулись под стук поварешки по котелку и крику "подъёёём". Саша заранее в чате писал, что в 7 часов мы должны выйти на маршрут, но мы ещё вечером решили, что это невозможно. Вышли в итоге около полдевятого. Бодро прошагали по дороге пять километров за час и ушли вправо, через лес к первому броду.

Витя на радостях расспрашивал рукпоха, что будем делать после обеда, если так же быстро дотопаем до места стоянки. Обещания были заманчивыми. И вот он - первый брод через Лозовку. Воды было по щиколотку. Решались долго. Даже пример Саши не очень помог. Совсем не хотелось мочить ноги. Пока я набиралась решительности - Лида решила перебежать по примеру Саши. Не вышло. Где-то к концу брода она подскользнулась и упала на коленки, замочив при этом спальник, который висел у неё снаружи под рюкзаком. Про это стоит дополнить. Лида очень боялась замёрзнуть и взяла с собой три! спальника. По какой-то неведомой причине они все не влезли в 55 литровый рюкзак.Так что третий спальник она решила привязать снизу, под рюкзаком... Дошли до второго брода. Большая часть группы перешла по бревну. Некоторые отчаянные вошли во вкус и решили перейти так. Воды оказалось достаточно много, чтобы замочить штаны полностью. На бродах потеряли 40 минут.

Рукпох предлагает не идти на маршрут, а сходить на Пидан. Потому что здесь нас точно ждёт ночное ориентирование, а он его не хочет. Никто из группы на Пидан не согласился. Да и тогда, в самом начале, ещё и не очень поверил в то, что до ночи мы не дойдем. Ведь почти треть сегодняшнего километража мы прошли за час! После этого привала мы все старались не расстраивать нашего рукпоха и пытались идти быстро. Правда для группы в 16 человек это не помогло. Быстрые убегали вперёд, медленные отставали и не видели куда идти. Первым приходилось долго ждать отстающих, а отстающим идти без привалов. Методике "вы всегда должны видеть двух человек позади вас" мы научились только к третьему дню. Итак, обед. Остановились на полянке ещё на подъёме к первой горе из двух на сегодня. На обогревочном костре все, кроме дежурных, начали сушить носки и ботинки. Я свои носки в итоге сожгла. И решила больше на костре ничего никогда не сушить.

После обеда поднялись на нашу первую вершину маршрута - Голую. Там Лида решила потренироваться в ориентировании и взять нужный нам азимут. Через пару минут со словами "нам туда" двинулись дальше.

Старались идти чётко по хребту. К концу заката мы поднялись на вторую вершину - Маяк. А там уже включили фонарики и началось наше ночное ориентирование. Так как весь день наш хвост значительно отставал - замыкающим решил быть рукпох и подгонять отстающих. И тут наш штурман Игорь вступил в свои права. Шли мы по карте и компасу. Немного поплутав по хребту в темноте решили подождать Сашу. Многие просили его вернуться опять в роль ведущего навигатора, но он был неприклонен. Итак, Игорь вроде разобрался с хребтами на карте и каким-то чудом в темноте вывел нас к воде. Жидкой воде среди луж льда! И даже не сильно спустившись в низины с хребта! Все счастливы, апплодируют стоя.

"Вечерие" было приятным. Кто-то продолжал сушить обувь и носки, кто-то ржал, кто-то пошел спать. Завтра подъем на полчаса раньше, в 5:30. Т.к. сегодня мы совсем не уложились в контрольное время сборов. Перед сном Мишку назначают дежурным на утро вместе с Мариной из другой палатки. По задумке рукпоха "чтобы соседи смогли вовремя собрать палатки".

День НО
Ночь была холодная и ветренная. Утром мне пришлось собирать Мишин рюкзак, к которому у меня никак не получалось пристегнуть коврики(оказалось, что их возможно пристегнуть только на пустой рукзак, а я заботливо уже все вещи упаковала) и палатку. Тогда я недоумевала - как я могла не взять на всякий случай запас еды на день и газ, с которым мы всегда ходили в походы. Я серьезно собиралась пойти обратно к машинам. Без карты. Хорошо, что я с собой газ не взяла. С места стоянки мы вышли уже на рассвете. Сначала вышли на тот хребет, с которого вчера начали спускаться к воде. Дальше пошли за штурманом, который вёл нас уже вполне уверенно. Тут, на подъёме, Жене стало как-то нехорошо после вчерашних посиделок у костра. Говорит, что давление упало. Разгрузили Женю. Позже, мы ещё разгрузили Витю, которому тоже было тяжело идти. Последним. На обед опять остановились ещё до первой вершины. Те, кто убегал вперёд, не видя двух участников позади проштрафился. Таким образом у нас набралось целых четыре дежурных. А вообще сегодня все работали уже гораздо слаженнее. Настроение группы становилось позитивным. К вершине Поперечной пришлось пробираться через стланик, хоть мы и пытались его обойти. Но красивые виды соседних хребтов сглаживали неприятные ощущения от этих протискиваний.

На хребте после Поперечной встретились с группой #2. Они были довольные и счастливые. Без рюкзаков. Быстро скакали по горам. У второй группы был радиальный выход на Поперечную, которую мы только что преодолели. Немного порадовавшись за них мы пошли дальше. Виды стали открываться потрясающие! Отвесные скалы, силуэты гор на горизонте. И всё это уже в закатных лучах. Красота!

На вершине Поворотной нас нагнала вторая группа, которая уже сбегала на Поперечную и держала курс к озеру. По пути мы вышли на очень приятную полянку на хребте. Замечтали как здорово было бы переночевать здесь. Место красивое. Но воды нет. К началу темноты мы успели дойти до хребта, с которого нужно было спускаться к озеру. Началось наше любимое ночное ориентирование. Спуск был крутой. И тут сквозь деревья мы увидели(в темноте) очертания озера. Даже ночью это озеро очень красиво. Так как я шла сразу за Олей и штурманом Игорем мне удалось увидеть хвост нашей группы: вереница светлячков спускалась с горы над сверкающим озером. Ну прямо Хогвартс какой-то! По прибытию, Саша назначил меня и Игоря дежурными на ужин. Я очень обрадовалась, что меня не назначили на завтрак. Это был мой первый опыт приготовления пищи на костре. Мне понравилось. Даже спать от такой ответственности расхотелось. Но завтра подъем уже в 5. Так что пришлось ложиться. Эта ночь была безветренной, а поэтому спалось очень даже хорошо. Ещё и полянка подходящая - ровная и с кучей места.

Третий день ПОх
На это утро все уже успели усвоить, что если не собраться быстро, то у нас снова будет ночное ориентирование. Поэтому вышли мы ещё в темноте. До рассвета успели спуститься к руслу реки.

Далее нас ждало 3км очень приятной дороги по руслу. Мокрых бродов почти ни у кого не случилось - была возможность перейти посуху. Лида на очередной переправе неудачно перепрыгивает (с рюкзаком!) речку и подворачивает ногу. Хромает. Наш медик Витя уколол ей обезбол. Стало лучше. Женя сегодня был в ударе и шел даже впереди Игоря. Мы пошли за ним. Дошли до "домика", пофотались и пошли дальше.

Нашли место (на глаз), где удобно было подниматься на хребет, и похоже на то, что было на карте, на слиянии двух речушек. Решили ждать всех, но все никак не шли. Сквозь деревья увидели нашего штурмана, но оказалось, что это Витя. У них куртки одного цвета. Поняли, что остальные остановились где-то раньше. Пошли назад. Там Витя налип на обеденное дежурство, в помощь Саше и Лиде. С этого места начался подъем на хребет. Прям в лоб. Но зато по азимуту. Первые двести метров преодолели за 40 минут. А дальше начались всеми любимые дебри уссурийской тайги.

Выйдя на хребет увидели заросшую дорогу. Вот это подарок, после такого то подъёма. Вскоре первые участники дошли до полянки под вершиной Круглой, на которой решили устроить обед. Время как раз 12 часов. К моменту прихода рукпоха мы уже собирали дрова и натягивали костровой тросик. Рукпох решил, что если не может это остановить, то нужно это возглавить! Дежурный как раз он.

На обед был борщ, а заботливый завпрод Лида, оказывается, всю дорогу за пазухой бережно несла свежий чеснок! Обед всем очень понравился. А после вершины Круглой нас ждал почти непроходимый бурелом. Но мы справились! За что были вознаграждены лесовозной дорогой уже до самых машин.

Оставалось последнее препятствие. Броды. Оля их даже сосчитала. 22! На третий день всем было уже не страшно мочить ботинки, поэтому броды преодолевали быстро - бегом. Первые бродов 7 мне даже удавалось не замочить ноги. А Витя на каком то броде умудрился окунуться целиком. Теперь на привалы он уже не останавливался. Убегал вперёд, но к счастью мы всегда его догоняли и один вперёд он далеко не уходил, т.к. по дороге встречались многочисленные следы тигров.

Где-то по пути вышли к верёвке через дорогу и табличке " вход запрещен", но мы то шли как раз с "запрещённой" стороны. Посмеялись и смело пошли дальше. Вскоре дошли до последнего брода. К этому моменту наша группа уже хорошо сходилась, так что последний брод мы решили переходить сразу все вместе. Лишь только наш фотограф Женя перешла его заранее одна, чтобы заснять всё на видео. Счастливые и довольные дошли до машин.

Рукпох обозначил место встречи для разбора полетов - кафе "Дарданеллы" . А там нас ждало три стандартных вопроса....Больше всего понравился ответ Вити: "Что было хорошо? -Всё было хорошо. Что было плохо? -Мне было плохо." А на третий вопрос "Что изменить, чтобы стало лучше?" многие помечтали о следующем БоНоПо, в котором возможно удастся увидеть Кариковское озеро днем.

Текст: Яна Саксина; фото: народные.