Алтай -Белуха

1.08.08 Алтай -Белуха

Не знаю откуда начать.. Поэтому с начала :) Во первых я долго, за одну неделю так и не знал поеду ли.. я надеялся на это но когда начались палки в колеса, то задумался.. Собирался в поход я за два-три дня, но у меня все было.. в смысле снаряжения, и к походу я купил только чехол на рюкзак(который так и не использовал) Прикольно но факт-кое кто продал машину, что бы сходить в горы! Окончательно поверил в поход уже на вокзале с рюкзаком, когда нас провожали друзья на пироне. Чувства прикольные, не было подготовительного периода, не было паковки продуктов(мной).. Однако я присутствовал при упаковке, делал несколько замечаний но не все дошли до адресатов :(
Регулярно о ходу похода вспоминались прошлые походы.. Интересный факт я на Алтае был в 2002,2004,2006,2008 ;) когда следующий?! Мы в Тюнгуре после похода считали и выясняли реальность похода на лошадях по Мультийским озерам..
Ладно, о походе.. До Новосибирска ехали 4 дня на поезде, затем долго и нудно тряслись в Газели(у многих бурные воспоминания об этом) был правда маленький перекур – 3 часа в Троицком душ, сон и завтрак с 3 до 6 утра.. и к вечеру прибыли в Тюнгур… Водила долго перебирал свою машину, потом сел на велик и уехал купаться на реку! J но всетаки довез нас..
Итак мы добрались до трех берез на машине и там переночевали, а далее не одевая ботинок, все в сандалиях пошли по тропе вверх :) За полдня обогнали команду г.Одесса :) которые тяжело шли, в ботинках и груженые консервами :) (нам же Машенька насушила мяса) Юра пошутил с кем то что дело все в сандалиях.. тут же короткий ответ – «СНИМАЙ!» А мы топая и топая, обгоняя всех в шутку назвали себя –«Восточный экспресс» :) шли по 30мин. через 10-15 перерывов, сильно не уставая.
Один раз Светка потерялась.. Пошла с перекура первая, а мы ушли по боковой тропе и обогнали ее..а думали, что она вереди... Вечером сходили на водопад Текелю, он впечатляет-40метров примерно. Предварительно правда наводили переправу через реку(Ак-кем) и переправлялись около часа
J Ночевали на тропе, под Текелю. Потом перед Ак-кемом снова Света и Леша блуканли и снова сзади оказались :) На озере мы не останавливались, а прошли за него далеко. По пути только заброску оставили у МЧС, да пообедали на озере.. Вэтот день было солнечное затмение.. и я решил остановиться за церковью на старом нашем месте под лиственичкой. Там озеро Горного духа недалеко.. Судя по солнцу на небосклоне, оно собиралось закатится за гору прежде чем мы увидим затмение, пришлось галопом лезть на озеро Горного духа, зато увидели - как солнце закатилось за тучу и наступила темнота, оно и за луну закатилось.. прикольно так, ночь на пару минут днем! Все фотали и снимали, посмотрим что получилось..
Вечером костер, завершающий.. Леша и Юра еще долго сидели у него, шаманили на хорошую погоду, нашаманили блин! дождь пошел! и загнал их в палатку. Утром правда снова хорошая погода, как и всю неделю..
За полдня добрались до Томских стоянок..а вот там я сглупил конечно :( хотел ребятам чай побыстрее нагреть.. поставил на двух горелках один котел.. и испортил две горелки и два баллона газа :( горелки расплавились, одна насмерть, а баллон один взорвался, а другой испортился(клапан расплавился) В дальнейшем все медленно готовилось на одной горелке да и газ приходилось экономить. Вечером устроили тренировку на Арбузе, леднике возле стоянки, по полной, с навеской, станциями, перестежками и тд, только без рюкзаков… вроде как помогло, :) по крайне мере весь Делане на следующий день мы провесили сами и прошли быстрее москвичей которые перли по МЧСным перилам.
А вот на леднике правда произошло у нас два эксцесса -первое Светка палку крекинговую перекидывала через трещину и запульнула прямо в нее :) так не стало одной палки, а второе - Юра страховал Диму и сам провалился по пояс, когда посмотрели куда – ужаснулись, 30метров глубины :) хорошо на руках растопырился.. Следующая корка, здесь же, на леднике Менсу- мы сели обедать недалеко от какого то лагеря, а у них раз и ветром палатку сдуло :))) Сашка ее минут 10 гонял по леднику пока поймал. Оказалось они ледорубы вытащили и пошли на восхождение, а палатка и осталась… еще это оказался наш знакомый –Береснев, с группой :) который как раз возвращался с горы и думал кто это там по его лагерю гуляет..

В общем мы пообедали на Менсу, поймали палатку Палыча, потом и встретили его, даже сфотались с ними. А на Берельское седло взобрались к вечеру, там москвичи стояли такой же палаткой и парень с Владимира-Костя. Разговорились со всеми..все на гору хотят..погоду ждут… Я же тоже запросил прогноз по телефону, он пришел незамедлительно от двух разных источников и абсолютно разный J 1-дождь,2-солнце J  Сказал всем что в 3 встаем в 5 уходим..
Проснулся в два идет дождь. Спим дальше... проснулся в три- звездное небо.. пока разбудил народ, снова идет дождь... приготовили завтрак,поели и  собрались.. в одежде-спим.. в шесть встал..пасмурно..рассвело..москвичи ходят думают… они замерзли ночью..Посмотрел на небо..включил жпс, если что откатимся по приборам и в 6-30 вышли.. Света в лагере с радиостанцией. Вместо нее паренек с нами Владимирский. По ходу движения на верх прошли много трещин.. их небыло в том году.. да и маршрут подъема изменился, тогда не так ходили. Под ТКТ стояла палатка Челябинска, три чел.,но они на верх не пошли, ушли вниз только их и видно было.. Встретили на склоне ботинки от белорусов с 2005 стоят, как новые(МЧС говорит в них пальцы остались.. Лезли долго, к часу дня залезли наверх, дуло так, что мне с рюкзаком временами приходилось ползком «идти». На вершине видимость пропала, мы стоя на коленях сфотались и поползли вниз. Вниз шли дольше чем вверх :) Потому что снова вешали веревки..холодно и медленно. Юру заколбасило изморозью,а пуховку не взял..мотивируя тем что не хотелось загружать инструктора :( Хорошо Костя ему свою одел, вовремя..вроде как помогло. На спуске несколько трещин Юра и Дима пролетели кубарем.. слишком крутой склон.. хотя как сказал Сашка,если бы не было облака и мы видели куда спускаемся, то шли бы дольше и веревок вешали больше.. В лагере нас встречала радостная Светка и несколько мчсовцев(с уважением к тому что мы в такую погоду спустились:) Москвичи ушли..челябинск тоже..шел снег..поужинали и спать..за ночь выпало сантиметров 20 снега, такого круглого,как пенопласт..
Утром проснулся от голосов..пришла очередная связка с низу, опять москвичи :) трое ушло вверх, несмотря на облачность, вслед по тропе МЧС, которые с утра улетели как роботы наверх.
Один же из москвичей поскакал вниз, собираться…хочет прицепиться к нам в связку, дойти до Делоне. Пару часов собирались, долго выковыривая палатку из снега ледорубами…потом скатились…До подъема шел без кошек, удобнее, и не налипает, да и пятки не так болят..а то я горными ботами мозоли натер :( надо бы кошки с антиподлипом купить, а то какой год маюсь
J
Делоне как обычно занят…народ полдня вверх идет..мы же снова сами все навесили..получилось пять веревок вниз..я шел последним и снимал все..Леша первым-навешивал..Спустившись перекусили и еще в радиалку на пер.Титова сходили. Юру правда плющило от него :) все себя муравьем среди камней чувствует…да и камни там стремные -живые и большие. Ночевали на Томских, просто и спокойно, посмотрели закат, утром встали - рассвет. Наши вылезли опухшие утром - прикольно :)видимо изи за воды.. или от перепада высоты..но что то постоянно в горах такое
J Вечером видали как лавина сошла в районе бутылки, все наблюдали с интересом. За полдня доскакали до Ак-кема.
На Аккеме остановились в верхней части, там где ручй впадает,с р.Ак-оюк, там долина туриков небольших, потому что видно Белуху хорошо. Поставили палатки рядом с лагерем белорусов-ориентировщиков, я с ними только вот часа три как разговаривал..они под Рериха пошли в радиалку, а вечером по Ак-кему пронеслось известие, девочку их камнем шлепнуло :( разбило бедро.. ночует теперь со спасателями на леднике, а завтра будут транспортировать на вертолете.. Мы же тоже поставили лагерь и в радиалку сходили -на Ярлу, молитвенный камень говорят вроде помогает. Костя тоже сходил даже статую там сваял ;) После ярлу залезли на фиолетовый хребет..по нему прогулялись..да зашли на метеостанцию лепешек заказали, да баню заказали..в мчс забрали свою заброску,да отметились что мы с горы спустились..
Ужин был великолепный,лук с майонезом, лепешки с медом -вкуснота! а после в 22-30 поперлись в баню..подождать правда пришлось..там спасатели мылись которые девушку выковыривали..
Потом они ушли. Баня…Пар…Несколько раз бегал окунался в озеро..холодное оно,видимо и парилка не помогла,чуток подпростыл :) Ну да зажило уже :) В общем мы парились до упора и в лагерь пришли с Лешей часа в три ночи, наши все спали уже, чистые намытые и без задних ног :) Утром проснулись в 10.
Неспешно собравшись мы после обеда медленно вышли вверх по крутому склону к Семиозерью.. рюкзаки стали тяжелее килограмм на 5 у каждого кроме Светки..Юру все это удручало, а мне по фигу. Леша вес распределил. Крутой подъем преодолевали часа два три и за день прошли всего 3км.Зато встали на берегу Черного, теплого озера :) Собирали корешки, и готовили на костре :)
Постирались, помылись и след день по плану-дневка.
Но...разве ж можно сидеть в лагере и плющиться если кругом горы!, и тем более вчера отдохнули :) Мысли то в голове давно бродили по поводу сходить еще на какую нить вершину..думал на пик Делоне, но потом сам отказался,а тут рядом как на ладони пик Ак-оюк. Сблатовал Сашку и Лешу…ну и вышли с утра часиков в 9 :) Правда не по леднику, прямо от лагеря, а чуть назад спустились и по каменному гребню, как мчсовец порекомндовал… «логичным маршрутом» Идти тяжело было :( мозоли мешают..а потом когда кошки одели так и вообще..жесткие кошки ногу сдавливают всетаки :( Полдня поднимались, хоть и налегке. Все время были в поле видимости с лагеря и на радиосвязи.. Хороший маршрут, прикольная вершинка! А какой оттуда вид! обалдеть! просто красотища, лучше чем с Белухи :) правда мои два раза Белухи в молоке :))) Но мы ведь сходим еще и туда и в хорошую погоду.
В общем с вершины Ак-оюка, высотой 3700 видимость на все 360* очень порадовала, только вот, хоп и фотик не работает, р/ст тоже, и жпс :(( везде почти одновременно сели бтарейки, может от высоты и холода, хотя не первой свежести они были :( В общем потратив минут 20 ,методом перебора каждой, смог сделать фотиком кадров 6-7 и жпс оживить,а на обратный путь все акб поставил на радиостанцию и порядок! как все-таки удобно, когда батарейки одинаковые!
Спускались наверное столько же сколько и поднимались.. в одном месте Леша камнями чуть не засыпал Сашку, я же вовремя увернулся.. Кошки сняли на сто метров раньше и тоже чуть не попали из-за этого.. Мелочей нет, надо быть аккуратным всегда! Радовался что нет Димы с нами :) они втроем в лагере отдыхали, а то бы мы еще дольше спускались. На восхождение с лагеря до лагеря затратили 12 часов. Вечером все дружно купались в озере, радости что сходили на гору много! А так же что вода в озере нормальная и помыться можно! Вечером чай на дровах и салат из лука :)
С утра снова пахали и потели.. перевал Рига-турист, вроде легкий 1Б,но по многим описаниям 2А, да и высота 3100,а еще мчсник напугал что за перевалом числится 15трупов :( Хорошо на Ак-кеме разболтались с проходящими туриками и я у них на лепешку и чай выменял описание перевала с двух сторон с картинками, а так бы шли на деревню к дедушке. От нашего лагеря до перевала всего 3км,но зашли на него, только к 15часам что ли.. По дороге Юра нашел один человечий череп :( да и таблички на камнях то тут то там. Мы шли четко по описанию и судя по мусору- правильно :) в одном месте у меня тоже улетела бутылка с водой, став мусором. Навешивали 5!!!веревок вверх! палево конкретное, самое сложное это прохождение последней веревки, очень круто и все сыпется, а я еще и навешивал с рюкзаком.. На верху посидели, все радостные что залезли.. съели колбасу и допили всю воду.. с обратной стороны спускались ногами…все спокойно. Дошли до маленького озера, оно в 3км от перевала итого за целый день 6км. :))) Для народа шок получился, перевал сложнее чем Делане, хорошо что погода ясная, но все и так без задних ног! на озере хорошо и красиво, водопад, пищухи, смородина в чай, корешки в костер - прелесть! Утром снова не спеша, встали, я не скажу что поход разлагательный, я и в пять их поднимал как-то, но когда есть время, то куда спешить?
Мимо проходила группа вверх, человек двадцать.. но не подошли, им к нам лень спускаться с марены наверное.. До Кучерлинского озера спускались долго, ну очень долго.. Правда по пути паслись в жимолости, набрав литров пять за полчаса. На одном привале я отстал на полчаса и шел задумчивый, правда когда зашли в зону леса я встал во главу группы, но поздно :) двое -Сашка с Димкой уже улетели вниз к озеру.. Мы блукали пару часов без тропы, пока не вывалились к озеру.. как оказалось они тоже :) Стоять там возле скворечника, вначале озера, не хотелось и мы ушли на середину озера(по краю)..спокойная стоянка в течении трех ночей, разговоры и чаи с проходящими туристами, отражение в озере, костер и много дров…красота!
Следующий день он был непонятный, то ли это дневка то ли это радиалка.. Поставил точку водопада Кони -Айры и все, кроме меня пошли туда.. С утра вроде и не моросило, но как только они ушли, пошел дождик :) Я же перекусив с утра, снова залез в палатку и выспался.. наверное. Потом озадаченный тем что наша палатка стоит слишком далеко в кустах, начал копать корни и камни, делать новое место, а заодно разминать спину и прочие мышцы. На обустройство ушло часа четыре. Получилась хорошая площадка уложенная мхом.. теперь хоть съезжать не буду ночью. Палатку правда переставить не успел :) прибежал Сашка, сказал что остальные вернуться часа через два, залег спать. Народ пришел действительно намного позже, я успел сварить замечательный суп из крапивы и компот из жимолости. Надо сказать что в этом походе ягоды встречались разные и много, мы ели жимолость, смородину, малину, бруснику, иргу.
Мокрые и голодные, ну какие тут впечатления от водопада? Радостные от горячей пищи и костра, сметали все и тоже завалились спать.. Правда не надолго :) в сумерках снова начали сползаться к костру, в поисках какой-нибудь еды.. Итогом оказалась снаряженная экспедиция из двух человек на базу Уч-сумер. Ходили они долго, часа два или три.. по мокрым камням и с одним Сашкиным фонарем (второй у Юры потух быстро) но вернулись с двумя булками хлеба!!! парой банок тушенки и макаронами, истратив на это дело почти тыщу! (хлеб-100р,тушняк-150р. одна штука) Зато ужин получился очень даже вкусный :) На следующий день предполагаемая радиалка на озеро Дарошколь накрылась мелким дождем, и мы спали или торчали у костра, временами здороваясь с группами которые шли именно туда.
Зато на следующий день, когда у нас выкат с маршрута, светило солнце. Видимо приободренные этим, да скопившимися силами, преодолев бугор вначале озера, многие из наших устремились вперед и вверх, вместо спуска вдоль реки.. Когда же тропа стала более резко лезть наверх, видимо на Кара-Тюрек, многие сообразили и начали искать пути отката.. Дима с Сашей скатились вдоль одного ручья, я со Светой вдоль другого.. Но как ни странно от ребят отстали всего на 15 минут и к обеду успели вовремя :) Шлось в верхней части вроде и хорошо, но до обеда прошли всего 7 км из запланированных 17 :( Но ниже по течению топа лучше и мы как и рассчитывали к вечеру остановились возле скалы и наскальных рисунков. Тех кто видит такое в первый раз конечно впечатляет, для тех кто не в первый впечатляет то - насколько люди свиньи! С каждым годом все больше и больше становится наскальных рисунков и надписей.. вплоть до того что выдолбаны машины, дома и электронные адреса :(
Ночевали недалеко от скалы, возле маленького чистого ручья. Ночью наблюдали луну и звезды, сидели вдоволь у костра и слушали ржание и фырканье лошадей пасущихся где то недалеко.. Разговоры у костра.. итоги.. мысли.. Как странно поход заканчивается а ведь мы только по настоящему стали группой..