Бо Джауса - Первая попытка.

24.07.2016 - 09.08.2016

Все сборы были как обычно в самый последний момент, от некоторых задумок по снаряге даже пришлось отказаться, не успевали никак. Парусное снаряжение так толком и не обкатали. Катамаран с большей плавучестью чем у наших «буратинок» взяли в Сплаве. По итогу в поход нас пошло всего трое, ни два ни полтора. Потому и решили взять Басега. По весу он был не на много больше, а вот по плавучести хорошо превосходил наших Синяка и Красавчика. От запасного весла отказались, нас трое и у нас получалось запасное весло вместе с запасным человеком.

24.07. сели в паровоз. Раму решили брать с собой из Владивостока. Не известно как там что удастся ли найти подходящий лес. Взяли всю раму кроме мачты, уж очень она длинная, с ней точно в поезд не пустили бы. Заранее замотали её в тряпку и большими буквами написали «БАЙДАРКА». Дело в том что в паравозных инструкциях написано что можно возить какие то там лыжи ещё что-то и байдарку, а вот про катамараны каяки и прочее ни слова. По нам было видно что туристы, с нами рюкзаки, вёсла и «Байдарка», всё логично. Главное, что слово «Байдарка» есть в инструкциях, значит у нас «Байдарка».

26.07. утром приехали на конечную станцию «Сортировка». От неё до самой Сов.Гавани ещё дофига. Вызываем такси и едем в офис заповедника оформлять пропуска. В Ботчинском нам немного рассказали о том что нас ожидает. Дали распечатанные инструкции как себя вести при встречах с разными животинами. Предупредили что несколько лет назад прошёл сильный ветровал и в верховьях можно сильно застрять. И ещё много чего полезного рассказали, всего мы конечно не запомнили.

От офиса вызвали всё тот же микрик, заехали в магазин и покатили к морю. Водила нас отвёз к Девятому ключу. Хорошее такое место, видно что здесь бывают люди. Лес в основном хвойный, есть из чего строиться, но мы привезли раму с собой, так что берём здесь только мачту. До вечера стапель. Мы на расслабоне. Погода пасмурная. Координаты полянки N 48гр.50,696мин. E 140гр.14,165мин..

Первый день 27.07. Встали рано, в 5:30. А вот стартовали только в 8:30. На море туман.

Видимость около 100-150 метров. Небольшая волна. Штиль. Парус только мешался. Нас укачивает, мы бледнеем и не можем работать вёслами. До обеда прошли всего 6 км.

Карта в ЖПСе у нас начиналась только от посёлка Инокентьевский. Поэтому первый день и половину второго мы шли ориентируясь лишь по карте и компасу. В тумане шли по азимуту. Вокруг ни черта не видно. С обеда убрали мачту и прошли ещё 12 км. Встали севернее Инокентьевского на каком-то ключе. Берега в основном скальные обрывистые. На всей морской части маршрута нам постоянно встречались нерпы. Эти любопытные подплывали очень близко, что-то рассматривали. В тумане без ЖПС было сложно найти место для причаливания. Место всё же нашли неплохое. С дровами проблем не было на всём маршруте. Вечером в темноте засверкали чьи-то глаза. На нас нагнали жути лисички. Ночевали N 48гр.41,004мин. E 140гр.10,638мин..

Второй день 28.07. Встали опять рано. 2 часа сборов и мы снова в пути. К обеду дошли до бухты Инокентия и зачалили перекусить в одноимённый посёлок.

Там разговаривали с местным мужиком. Он рассказал что год назад уже видел здесь туристов из Приморья, они шли пешком с Приморья в Сов.Гавань вдоль берега. Ещё рассказал как один мужик с Приморья приехал в Сов.Гавань, а обратно толи у него денег на билет не было то ли ещё что, пошёл он домой на резиновой лодке морем. За лето дошёл до Инокентьевского и завис там на зимовку в развалинах старой расформированной В/Ч. Когда у него кончились продукты, он просто лёг умирать. Его спасли какие-то люди случайно проезжавшие там на снегоходах... Ещё он сказал что скоро задуют южные ветра и мы тоже зависнем где нибудь. Рассказал что вместо дорог обозначенных на картах сейчас только мари. Ещё что раньше здесь ловил Билайн пока у них вышку ни сдуло, теперь нет ни какой связи.

После обеда задул лёгкий ветерок. Поставили мачту с гротом и пошли. С мачтой качало немного больше чем без неё. Сказать честно, затея с парусом не удалась в полной мере, острыми курсами идти было невозможно, за то на попутном ветре бермуд добавлял скорости гребному судну. Ветер дул в корму. Гик всё время перекладывался то на одну то на другую сторону. Из-за того что парус был то по одну то по другую сторону от ДП, приходилось хорошо отрабатывать рулём. Зато шли гораздо веселее чем просто на вёслах, это было заметно даже по потоку воды между гандол. Так мы к 15 часам дошли до устья реки Копи. Здесь у нас начинал полноценно работать ЖПС, теперь в нём есть карты. И в случае тумана можно было бы его достать и точно подойти к нужному месту. Погода ясная, лёгкий попутный ветерок, гладкие покатые волны то подымают то опускают катамаран. Впереди около 5-ти километров обрывистых скал, а потом пологий берег. Но дальше мы не пошли. Экипаж просто поставил меня пред фактом, что сегодня мы дальше не идём!

Зачалились в устьях Копи. Когда подходили к берегу нас на мелководье перевернуло прибоем, сломали мачту, потеряли карту. Вылезли на правом берегу реки. Вещи в гермомешках немного подсырели. Второй день похода у нас полуднёвка!

По обоим берегам реки были постройки. Мы сначала встали на правом. Почти затабарились. Прибежали сторожа. Стали стращать каким-то майором (фамилию я не запомнил) типа это его тут земли и владения и нам простым смертным запрещено топтать правый берег реки Копи, что смертные становятся на левом берегу.... Спорить не стали, переправились на другой берег. Там тоже были постройки и люди, но простые. Местные показали где взять колодезной воды и угостили свежей рыбкой. Ещё показали тамошний переговорный пункт, это две больших бочки рядом с маленькой бочкой и 4-х метровая палка торчащая из земли с кусочком пенопласта на макушке. Залезаешь сначала на маленькую, потом на большую бочку, держишься за палку и появляется одно деление антенны Мегафон. Но мне позвонить или отправить СМС так и не удалось.

Ещё, здесь мы впервые выхватили от кровососущих. В основном жить не давал мокрец. У каждого был накомарник. У меня простой китайский, у Коли похожий на мой но получше фабричный вроде российского пошива, а Серёга купил сеточку в Тибете которую на панаму одевают. Толковой защиты от этих маленьких выедающих куски кожи мошек не давал ни один из них. Единственный способ спастись от съедения — мыться умываться полоскаться быть чистым. Пока чистый почти не едят. Ещё не плохо помогали бафы.

За ужином немного перетёрли кто тут за кого. Расклад получился такой. Рукпох я только на бумаге, в реальности была анархия, ну или колхоз... Вот так у нас кончилось единоначалие даже не начавшись. Идти под парусом колхоз отказался, сказали что он как-то не так как надо работает и дальше мы пойдём только на вёслах и пойдём только завтра но ни как не сёдня потому что сегодня мы не пойдём. Мне как в душу насрали этим отказом от паруса! Можно было бы понять такой манёвр если б мы веслом обладали как драконисты хотя бы, а т. к. честно сказать, гребцы мы были чууучуть лучше чем пуля из гомна, я вообще не понял такого хода.

Третий день 29.07. Встали рано.

Спокойно вышли из устья где вчера нас переворачивало. Прошли по бухте в полном штиле. Как только мы приблизились к скалам резко задул мощный южняк. Дул с такой силой что мы даже нос не могли из-за Травяного мыса высунуть, нас тут же сдувало. Бодаться с ветром было бесполезно, причалили на ранний обед и на подумать. Нам нужно было пройти мимо скал около пяти километров, а потом наш курс был бы уже не на юг, а на югозапад и этот мордвинд был бы боковым прижимным ветром, если бы только мы прошли это вчера.... А на сегодня расклад такой, идти морем мы не можем, устраивать вторую полуднёвку на третий день похода — жирно. Посовещавшись решаем попытаться пройти по суше. Пройти можно было только по другой стороне хребта. До неё перевал высотой 150 метров и там около восьми километров бездорожья. Спешились. Взяли только рюкзаки. Катамаран решили пока оставить, вернуться за ним второй ходкой. Пошли на перевал. Через час, уже изрядно уставшие, мы были на перевале. Прикидываю что дальше будет только веселее, что мы тут сил оставим дофигища и минимум весь день оставшийся, если не больше, угрохаем. А морем тут всего около часа. Договорились вернуться на исходную. Опять отдыхаем. Ждём завтра.

Четвёртый день 30.07. На утро ветер стих как будто его и не было. Туман. Вода ровная. На вёслах идётся легко. Без всякого напряга проходим Травяной мыс, скалы Берегового хребта, озеро...

В районе мыса Успения с борта рыбацкой шхуны по громкой связи из рупора услышали команду: «Товарищи туристы, подходите рыбкой угостим!». Повинуемся. Поворпачиваем на 90 градусов и идём к этому борту. Нам моряки отсыпали мешок рыбы. Пришлось просить дать нам меньше рыбы, еле уговорили. Но штук 5 или 6 нам взять пришлось. Обедали рыбой.

Ужинали тоже рыбой и икрой. Очень вкусная рыба! Координаты ночёвки N 48 град. 17,069 мин. Е 139 град. 54,519 мин..

Пятый день 31.07. Встали в 5:10. Завтракали рыбой.

Вышли в 8:30. Шли в тумане по азимуту. ЖПС в рюкзаке. Обедали на Абрамкином ключе. На обед первое — суп, второе — жареная рыба. После обеда перед бухтой Бука попали под проливной дождь. На ночлег встали в южной части бухты Бука. Костров не жгли. Готовили на горелке. Опять жарим рыбу. Координаты N 48 град. 02,977 мин. Е 139 град. 36,907 мин..

Шестой день 1.08. Утром всё как обычно. Ближе к обеду, в тумане, подгребаем к Гроссевичам. Зачалились около рыбацких бараков.

Спросили где тут домик заповедника. Когда мы были в офисе Ботчинского, нам сказали что в Гроссевичах скорее всего ни кого из инспекторов не будет, но мы можем встать палаткой во дворе кордона. Ну или не кордона, а офиса что ли, не знаю как правильнее.

Ведь сам заповедник начинался не с посёлка, а дальше. Инспектора оказались как раз здесь. Это были молодой парень Костя и мужчина в возрасте Игорь Баторыч. Они нас встретили очень даже гостеприимно. Пригласили расположиться в доме. Познакомились. Костя показывал нам посёлок, рассказывал про местных обитателей, змей, птиц, медведей... Опять нас пугают медведями! Баторыч обещал познакомить с местным, который знает здешнюю тайгу лучше других.

Здесь мы разобрали, опреснили и развешали сушиться катамаран. Устроили постирушки на местной протоке. Сами вымылись там же. Пока мылись и стирались, Серёга проверил гермомешок на водонепроницаемость. Пустой гермик с воздухом залепил и закрутил как положено и погрузил в воду. Пузыри фигачили как из друшлака. Подстава! Перед походом мы набрали одинаковых гермиков в Тибете, а они дерьмо! Герметично не закрываются, а у Коли, меньше чем за неделю похода, ещё и сама ткань протёрлась. Для изделия за 2 - 2,5 кР как-то очень уж стрёмненько не давать надёжной защиты от воды. Потом гуляли по посёлку. Ходили на памятник сельчанам погибшим в ВОВ.

Помогли инспекторам достать из реки железо, которое у них кто-то стырил ещё весной. Интересный такой эпизод, в посёлке где живут три человека кто-то стырил кровельное железо. И ни кто даже не догадывается кто бы это мог быть. Сосед любезно предоставил ульмаг для вывоза найденного, ведь кроме как на ульмаге, в это место где нашли железо ни на чём не подойти...

Вечером ходили в гости к Шкреду. Шкред оказался очень интересным человеком, много чего порассказал разного, много про медведей... Опять медведи! Меня стало это даже напрягать, река всё же нерестовая... Костя сказал не сцать, держать фальшвеер на готове (наши автомобильные фальшвееры правда назвал... не помню как назвал точно, как-то не очень он их назвал) и выдал свисток для отпугивания хищников. Ещё он рассказал как отличить гималайского медведя от бурого. Для этого нужно залезть на дерево и посмотреть вниз. Если медведь лезет за тобой — значит это гималайский, а если разбирает на части дерево — бурый.

Седьмой день. 2.08. Встали, позавтракали и двинули в 9:00. Костя пошёл нас проводить. Дорога была заросшая травой, но всё же это дорога. Пару тройку дней назад по ней даже проезжал 66-ой. Вне дороги трава была такая что я б это травой не назвал. Это были такие маленькие, меньше тополей, деревья, которые вырастают каждое лето заново, среди них ещё очень много всего зелёного которое путается цепляется липнет... Вся эта трава и на дороге которая тоже была мокрая. Через несколько километров ходьбы по сырой траве промокло всё и одежда и обувь. В трекингах с гортексом вода прям хлюпала и чмякала, не помогали ни мембраны ни пропитки. Натирали ноги. Нас жрали комары, мокрец, оводы и какие-то цветные мухи. На привалах это было вообще невыносимо. Костя проводил нас примерно полпути до кордона Корейский и пошёл обратно в Гроссевичи.

На Корейский мы вышли к 13 часам. На территории кордона была выкошена трава. Мух и гнуса почти не было. Пообедали в летней кухне. Координаты кордона, которые нам дал заповедник, оказались не точными (о неточности нас предупредили сразу). Корейский стоит N 48 град. 02,524 мин Е 139 град. 24 град. 24,807 мин.. До обеда, по ЖПСке мы прошли 14,3 км.. Дальше начиналась охраняемая территория заповедника.

С обеда пошли на «Белую Глину». Баторыч советовал не идти всё время по дороге, она уходит вдоль Мульпы на север, а свернуть раньше и перейти 4 протоки Мульпы вброд. Там, сразу за протоками, должен быть следующий кордон. «Белую Глину» мы так и не нашли. По координатам вышли на косу между протоками Ботчи. Там и затаборились. С обеда прошли ещё 11 километров. Итого 25 за первый день пешки.

Восьмой день. 3.08. Проснулись то ли от будильника, то ли от грохочущей грозы в 5 утра. Позавтракали и опять вырубились. Второй раз проснулись когда уже было солнечно.

Собрались и двинулись только в 10:40. Идти было тяжело. Очень густая растительность по берегам. Шли по косам. На одной из кос видели большое копытное животное. Косы на Ботчи очень большие, метров по 300 в среднем, по ним идти одно удовольствие, только вот приходится постоянно бродить с берега на берег.

Бродили не через всю речку, а через её протоки и то было тяжко. Хорошее течение и глубина по пояс. Нас почти смывает. За день было около 15 бродов. Переходить реку взявшись друг за друга кольцом парни отказались, неудобно им, а по одному не могут. Переходили цепочкой. Я по центру, они по краям. Когда переходили поодиночке, лично мне очень помогало весло. На него можно было и опереться как на палку или даже подгребать на ход цепляясь за воду. За день прошли всего 9 км по ЖПСке. Встали в 17:30 на косе. N 48 град. 07,668 мин. Е 139 град. 16,784 мин.. Не успели мы расположиться, на другой стороне реки, метрах в 40 от нас, на заломе на рисовался мишка. Откуда он там взялся мы не заметили. Немного погремел посудой. Косолапый посмотрел на нас, потом на скалу и пути отхода, опять на нас и потихоньку пошёл лесом. Пронесло.

Здесь на косе мы и расположились как полагается, на камнях возле воды чтобы в крайнем случае сигануть в воду.

В этом месте долина Ботчи была уже совсем не такая широкая как в низовьях. В плотную к берегам подобрались склоны сопок. Травы стало гораздо меньше. В основном это был папоротник. Вдоль берегов появились изюбриные тропы. Воды в реке было уже не так много. Я надеялся, что жизнь скоро наладится и нам станет легче двигаться.

Девятый день. 4.08. Проснулись в 6:00. Пол часа просто валялись, потом стали собираться. Вышли в 8:30. Почти за час прошли вдоль реки около полкилометра. Идти тяжело. Падаем то в ямы то в канавы.

Посовещавшись пришли к тому что на пешую часть маршрута заложено очень мало времени и нам не пройти это всё в срок. Задумали возвращаться в Гроссевичи и морем идти на катамаране до Самарги. Вернулись на вчерашнее место ночёвки. Перед обедом пришёл вчерашний медведь. На этот раз я его заметил ещё на подходе. Погремел посудой. Он сразу развернулся и резво дал дёру. Опять встали на старом месте. Отдыхаем. Строим катамаран.

Десятый день. 5.08. Подъём в 6. Как обычно долгие сборы. В девятом часу стартуем. По началу сплав был приятным. Иногда таскаем кат через косы или перекаты. Река просматривается с воды далеко вперёд. Течение хорошее. Плёсы редко. Русло то и дело делится на протоки и снова соединяется, опять делится... Ближе к обеду, когда до Гроссевичей по прямой было чуть болше 10 километров, заломов стало очень много, река стала безобразно делиться на множество мелких проток и в оконцове сплавляться дальше по ней стало просто не реально. Долина реки в этом месте очень широкая. Основное русло уже совсем не в том месте где оно было пол века назад когда рисовались генштабовки загруженные в наш навигатор. В этот момент могли бы здорово помочь снимки со спутника, хотя бы если б были бы просто картинки на бумаге. Уже дома я посмотрел, что основное русло было правее, тогда как мы шли ближе к левым берегам левыми протоками.

Искать дальнейшие пути сплава становилось всё труднее. Посовещавшись решаем разобрать катамаран, выходить на наш пеший трек и ногами добираться до посёлка. Время около 16 часов. До Гроссевичей по прямой с этого места было 10 км, а до дороги 800 метров. Эти 800 метров мы шли около часа попеременно пробиваясь через траву. Ходить по этой зелёнке просто невыносимо. Я даже черёмуху на ходу почти не ел. По дороге шли как обычно, 40 минут идём 10 отдыхаем. Потом отдыхать решили чаще. Уже в темноте пришли в посёлок. Баторыч пригласил нас в дом. Спросил как оно? Мы ответили одним словом. Но заулыбался. Сидели попивали чаёк, Баторыч опять рассказывал истории где он был где ходил. Мне запомнилось про то как у него валенки на ногах покаробило. Костя подошёл чуть позже. Не помню кто из них, сказал что с Нельмы берут лес и скорее всего от туда можно будет уехать лесовозами. На то и понадеялись.

Одиннадцатый день. 6.08. Встали в 8:00. Завтракали около 2 часов. До обеда вновь строили катамаран. Вышли после обеда около 15 часов. До Нельмы около 50 км. Погода в этот день была отличная. Шлось легко. За остаток дня пролетели почти половину пути до Нельмы. Заночевали на каменистом пляже у ручья. N 47 град. 51,580 мин. Е 139 град. 19,848 мин.

Двенадцатый день. 7.08. Встали в 7:30. Погода плохая. То дождь то ливень. Готовили под тентом на горелке. Вышли в 9:00. Дождь. Волна метра по полтора. Небольшой встречный ветер иногда с сильными порывами. После обеда дождь почти кончился, а вот ветер наоборот усилился. Идти вёслами стало невозможно. Крайние 3 километра просто бурлачили. Встали около 17 часов в устье реки Быстрая. Там были пустые рыбацкие бараки. На эту ночь мы поселились в одном из бараков. Растопили в нём печь. Сварили еду. Согрелись. Просушились. До Нелмы всего то каких то там 13 километров. Координаты N 47 град. 46,188 мин. Е 139 град. 13,466 мин.

Тринадцатый день. 8.08. Подъём в 7:30. В 8:45 мы уже на вёслах. Встречный ветер. До обеда прошли всего 6 километров. После обеда идти невозможно, сдувает. С обеда вялимся на песчаном пляже. Загораем. Ближе к вечеру ветер стал стихать. В 17:45 делаем попытку выйти. Удачно. Чуть более чем через час мы в Нельме. Ещё на подходе с моря замечаем штабеля леса и технику для погрузки. Где же лесовозы? Наверное это конец нашей гребли. Причалили возле затопленного судна. Вытащили и привязали кат. Пошли на разведку. В посёлке встретили людей. Спросили где можно встать на ночлег чтоб не мешать местным, где взять пресную воду и где лесовозы? С кем мы разговаривали оказались не здешними. Они отвели нас к местному мужику чтоб мы у него спросили. Тот нам рассказал, что на лесовоз мы опоздали, последний уехал отсюда лет 10 назад. Если мы хотим выбраться на лесовозе, то до дороги по которой они ездят отсюда 50 км, 40 из которых можно проехать на проходимой машине если вода в ручьях не поднимется. Всё понятно, маслать нам вёслами ещё полтиник до Самарги. Рыбаки, к которым мы подошли сначала, оказались очень гостеприимными. Предложили нам один из домов. Там мы и заночевали. Немного поболтали. Они рассказали как видели как-то тут в километре от берега мужика идущего на резинке из Сов.Гавани в Приморье. Наверное это тот же, про которого нам в Инокентьевском рассказывали. Выходить завтра решили рано, чтоб по максимуму пройти сколько можно утром пока море спокойное.

Четырнадцатый день. 9.08. Встали рано, в 3:00. Растопили печку во дворе. Позавтракали. Уже в 4 утра наступили утренние сумерки. От берега отошли в 5:20. Проходя три мыса что южнее Нельмы встретили рассвет. Зрелище шикарное. Солнце встало прям из воды. Очень красиво! На обед остановились около 11 часов на большом песчаном пляже.

До Адими по прямой оставалось всего каких то 18 километров. После обеда шли из последних сил. Проходя Жёлтый мыс видели несколько акул. Одна из них проплыла так близко что можно было её ударить веслом, но я засцал. Причалили в Адими около 18:00. Конец активной части нашего похода.

Здесь на пляже мы прожили ещё две ночи и улетели домой.

Итоги:

полная фотогалерея похода здесь>>>: http://turizm.primkray.ru/galleries/bo-dzhausa-pervaya-popytka

Текст:Алексанндр Чернавин

Фото: общие с фотоаппарата команды.

ЗЫ: подготовка к походу  и карты здесь: http://turizm.primkray.ru/news/gory-bo-dzhausa