Пешком по побережью Японского моря, или Как сделать Дальний Восток ближе

сентябрь 2014 г.

Время действия сентябрь 2014 г.

Я живу на Алтае, и для меня весь Дальневосточный регион долгое время представлялся одним большим белым пятном, находящимся в правом углу карты Евразии. С течением времени это белое пятно стало превращаться в конкретные географические объекты, каждый из которых достоин отдельного посещения и осмотра.

Для первого знакомства с этими объектами мы с мужем выбрали самый простой вариант – юг Приморья, а конкретно полуостров Гамова в Хасанском районе. Во-первых, туда легче всего добраться, во-вторых, погода там в конце сентября стабильная и море ещё довольно тёплое, в третьих, потому что фотографии этих мест были самые красивые, в-четвёртых, поездка предполагалась быть не очень дорогой, так как ночёвки планировались в палатке, а не в отелях или на базе отдыха.

Во время подготовки к поездке, мы узнали, что самым большим препятствием является то, что места эти заповедные. То есть, большая часть полуострова относится к Дальневосточному морскому заповеднику. Поэтому, там имеются ограничения на пребывание.

Очень не хотелось бы проделать такой длинный и нелёгкий путь и в конце узнать, что нас никуда не пропустят. Слава богу, такого не случилось, и мы прошлись пешком, можно сказать, по всей береговой линии полуострова Гамова. Мы люди не молодые, в прошлом году вышли на пенсию, и прятаться, а также откупаться от егерей и охранников как-то не солидно, и это не в нашем характере. Тем более, что к природе относимся бережно, животных не обижаем, растения не уничтожаем, мусор за собой не оставляем, да его особо и нет, ведь всё несёшь на себе, поэтому все продукты берём по минимуму, никаких банок, бутылок, в основном, это крупы, макароны, сухое молоко, сушёные овощи со своего огорода и даже сушёный мясной фарш.

Огромная благодарность, всем, кто помогал нам в подготовке к поездке. Благодаря их советам, всё прошло просто превосходно. Мы получили столько положительных эмоций, что хочется ими поделиться с другими людьми. Такую красоту невозможно передать словами и даже фотографиями, её нужно видеть своими глазами. Полуостров Гамова это, то место, которое непременно надо посетить хотя бы раз в жизни, чтобы потом с гордостью сказать словами Дмитрия Анатольевича «Как много в России красивых мест!»

Итак, 14 сентября, рано утром наш самолёт прибыл в аэропорт Кневичи. Целый день мы гуляли по славному городу Владивостоку, осматривали набережные, мосты, морской и ж/д вокзалы, подводную лодку, прокатились на фуникулёре, поднялись на смотровую площадку, съездили на остров Русский, погуляли там по кампусу. Приятно было походить по улицам Светланской и Алеутской (а не по проспекту Ленина, 50 лет СССР или 40 лет Октября).

Тепло, зелено, цветочки кругом, нет даже намёка на осень, а какой ландшафт – холмы, море и мосты, мосты, мосты. Особенно они красивы при ночном освещении.

Несколько раз поймала себя на мысли, что некоторые места очень напоминают Гонконг, к тому же довольно часто встречались азиатские лица. Вообщем, хоть я не очень люблю города, Владивосток – понравился и люди доброжелательные, с удовольствием подсказывают, как лучше добраться туда, куда тебе надо.

На следующий день, утром с автовокзала выезд до Зарубино. Автобусы ходят туда 2 раза в день. Ехать 5 часов, билет стоит около 500 рублей в одну сторону. Летом автобус заходит в Андреевку, а с 15 сентября высаживает на повороте, а сам идёт дальше в Зарубино. По закону подлости, сегодня оказалось именно 15 сентября и в Андреевку нам придётся от поворота топать пешком. Но это будет завтра, а сегодня тогда уж поехали в Зарубино.

В местном магазинчике от рыбокомбината купили консервы из мидий. Где мы ещё попробуем такой деликатес? Поискали место под палатку, чтоб одну ночь переночевать. Но берег нам не понравился, каменистый и весь завален мусором. Посовещавшись, решили здесь не останавливаться и уехали на попутной машине опять до поворота на Андреевку.

Там и провели свою первую ночь в палатке на берегу Японского моря. Рядом с нами было озерко с пресной водой и огромным количеством птиц, которые нас совершенно не боялись.  Мягкий песочек, тихий шелест волн, крики чаек, подкопчённые мидии на ужин – что ещё нужно для счастья человеку? Вполне удачное начало поездки.

На следующий день нужно было дойти до посёлка Витязь и там найти себе место, как минимум на пару ночей. Спидометра у нас нет, но примерно, от трассы до Андреевки 5 км, по самой деревне вдоль моря ещё 2-3 км и ещё 7 км до Витязя. И, хоть путь не близкий, но вполне реально пройти его за несколько часов. Нам повезло, что дорога была сухая, так как давно не было дождей. День был жаркий, рюкзаки – максимально наполненными (съесть ещё ничего не успели), поэтому идти было тяжело.

В Андреевке искупались в море, водичка не тёплая, но приятная, освежающая. Шли долго, когда поднялись на перевал, и до Витязя осталось совсем немного, открылся чудесный вид на бухту. Несмотря на усталость, кинулись фотографировать. К вечеру добрались таки до Витязя, на входе в посёлок есть несколько хороших стоянок для палаток, рядом родник – не будет проблем с пресной водой. Возможно, летом там всё занято, но сейчас все места были свободны. Палатку поставили под большим маньчжурским орехом, очень уютно, с видом на море из нашего 5* отеля.

За ночь хорошо отдохнули и наутро пошли в радиалку на мыс Шульца. Не знаю, насколько опасно оставлять палатку и все вещи в ней, а самим уходить на целый день? Но мы рискнули.

На противоположном берегу бухты был виден белый шар, это бывший дельфинарий, сейчас пустующий. И рядом с ним старинное деревянное судно.

Вошли на территорию морской экспериментальной станции, проезд туда запрещён, а ходить можно. Обошли мыс Шульца поверху, вид оттуда открылся сказочный, потому что день был безоблачный, и море всё сияло от солнечных бликов. На горизонте в лёгкой дымке были видны острова, как миражи. Нам сказали, что это последние российские острова, дальше уже Корея.

Нашли тропу, ведущую в бухту Галечную, она заросла травой, но идти можно, пока не дошли до дубовой рощицы и ручейка вдоль неё. Там тропа исчезла, без тропы идти не рискнули, да и вечерело уже, вернулись по знакомой дорожке. На перекрёстке, в посёлке столкнулись с первой змеёй.

Она лежала и никуда не торопилась, только высовывала язык. Скорее всего, это был уж, но это не важно, главное, нам не понравилось, что она не спешила уползти и спрятаться с дороги. Это означало, что надо быть ещё внимательнее. Скажу сразу, за весь поход мы встретили их 5 штук (были и такие же, полосатые, а были и коричневые, может щитомордники). К счастью, при этом никто не пострадал: ни мы, ни они.

Вернувшись к себе, домой (в палатку), убедились, что никто ничего не тронул, и всё было в порядке, только там нас ждал вот такой гость, красавец – богомол.

Мы приготовили ужин, и отдыхали, сидя на камушке и, опустив уставшие ноги, в солёную морскую водичку. Рядом с нами в прозрачной воде были видны морские звёзды (одна около 25 см в размахе).

Единственное, что нас волновало, это то, что нужно было решить, что делать дальше? У нас было 2 варианта: 1-й – оставлять базовый лагерь здесь и ходить в радиалки  на другую сторону полуострова; 2-й – со всем своим скарбом ходить от бухты к бухте, как пилигримы, и, где получится, останавливаться на ночёвки. Второй вариант, конечно, труднее, но намного интереснее. Мы, естественно, лёгких путей не ищем, поэтому выбрали 2-й вариант.

Добрые люди с форумов снабдили нас картой, на которой нанесены названия бухт и мысов, но дороги там отмечены очень схематично. Но этой карты оказалось вполне достаточно для ориентирования на местности. Дорог и всяких троп там много, но заблудиться не получится. Даже, если в какой то момент пойдёшь не по той тропе, то главное  дойти до какой-нибудь открытой возвышенности. Оттуда можно увидеть море, и тогда уже легко сориентироваться, где ты находишься и куда тебе надо.

Сначала мы пошли в бухту Теляковского, не дойдя несколько десятков метров до моря, прямо на дороге, наткнулись на огромную свалку мусора. Вот тебе и заповедник. Стало очень грустно и обидно, что есть такие люди, которые позволяют себе так гадить, что их и людьми-то после этого называть не хочется. Неужели, нет способа навести порядок в таком уникальном месте и потом поддерживать его?

Вскоре вышли на мыс, поросший могильными соснами, с крутым спуском вниз и видом на остров Томящегося сердца. Бирюзовое море блестело на солнце. ОХ!!! Дух захватило от этой красоты.

К острову спустились по верёвкам и перебрались вброд, очень осторожно, как по минному полю, боясь наступить на морских ежей, их там тьма тьмущая. Поискали камень, который, является сердцем острова. Говорят, если его удастся раскачать, то можно услышать стук, похожий на стук сердца. С камнем нам не повезло, не нашли, или не смогли раскачать, но честно - старались. Зато, какие виды, какая красота кругом!

Всё посмотрели, повосхищались и вернулись к себе в палаточку, которую на этот раз поставили в лесу под дубом. Хотя об этом узнали позднее – всю ночь палатка обстреливалась желудями. Было весело.

В один из дней над морем появилась чёрная туча, сверкали молнии, и грохотал гром, надвигалась гроза. Было жутковато попасть во власть стихии на открытом месте, надо было искать какое-то убежище. На глаза попалась дорожка, по которой мы поспешили пойти посмотреть, куда же она приведёт. Вскоре перед нами предстала батарея с орудиями. До сих пор, мы встречали только доты в бухтах. Вот это подарок судьбы. Теперь мы себя чувствовали в полной безопасности, никакой дождь и гроза нам были не страшны в таком укрытии. Муж, как мальчишка, резво облазил всю батарею сверху донизу. Мощь орудий вызывает восхищение, несмотря на то, что с ними уже поработало время и люди.

А гроза тем временем просто ушла куда-то, так и не дойдя до нас.

Война войной, а обед по расписанию, поэтому мы тут же вскипятили чай, перекусили и пошли дальше на маяк Гамова.

Каждый день в этом путешествии был не похож на предыдущий. Постоянно нас ожидали какие-нибудь сюрпризы или находки. Один день мы провели, купаясь недалеко от нерп. Их блестящие головки радовали нас до самого заката солнца.

На берегу мы увидели шиповник с большущими спелыми ягодами.

С этого дня витаминный чай из этих плодов в нашем меню был ежедневно.

Иногда мы устраивали себе выходной или банный день: грели воду, мылись, просто лежали-загорали на солнышке и много-много купались в море.

В бухте Сосновой неожиданно для себя получили дозу адреналина. Нам не захотелось подниматься там, где мы спустились в бухту, решили пойти другим путём. Вначале казалось, что подъём не крутой и его легко преодолеть свободным лазаньем. Но когда из-под рук и ног стали сыпаться камушки, а цепляться стало не за что, поняли, что это было неправильное решение. Но спускаться было ещё опаснее, далеко внизу под нами было море со скалами. Полезли дальше и, наконец, выбрались. Вздохнули с облегчением, но оказывается рановато. Дальше не было тропы и нам пришлось продираться напролом по густому кустарнику, почти в рост человека (судя по листочкам - лещина). Наверняка, не одну змею спугнули. Хорошо, что всё закончилось благополучно. Будем учиться на своих ошибках: в следующий раз будем ходить только по готовым тропам.

Эта бухта тоже никого не оставит равнодушным. Отвесные скалы, море невероятных оттенков, разные виды водорослей, стойкий запах хвои.

С большим усилием заставляешь себя идти дальше, кажется ничего краше, уже быть не может. Но поднимаешься на возвышенность и открывается новая панорама. И опять красота!

Острова Входные и бухту Тёплую видно издалека. Там действительно была самая тёплая водичка. И вообще это место очень похоже на какой-нибудь тайский пляж.

А в дождь мы всё-таки попали. В тот день у нас была запланирована радиалка в бухту Нерпичью и Среднюю. Дождь моросил целый день, но нам он не помешал, на такой случай были припасены костюмы от дождя и резиновые сапоги. Никакие треккинговые ботинки не сравнятся с простыми резиновыми сапогами. Это и 100% защита от воды, и от укуса змей. Мы весь поход восхваляли их, как гениальное изобретение человечества.

Вдоль берега по бухте Астафьева мы дошли до мыса Азарьева, поднялись на мыс. Оттуда открылся вид на бухту Нерпичью, Среднюю и даже краешек бухты Горшкова.

Спустились по верёвке в бухту Нерпичью. Сама по себе бухта красивая, глубоко врезается  в сушу, но всё побережье замусорено. Похоже, что это не дело рук туристов, отдыхающих там, а результат морских течений, которые этот хлам выбрасывают именно сюда на берег. Дальше наш путь лежал на мыс Острый, который со стороны бухты Средней был скорее круглый, чем острый.

Очень приятное местечко. Устроившись на корнях сосен, как под зонтом, сделали там перекус. Рядом плавали каякеры и помахали нам ручкой. В бухте Средней в 1-й лопасти находится кордон. Он расположен так, что по берегу и 3-я и 2-я лопасти просматриваются полностью. Несмотря на это, нас никто не остановил, и мы спокойно гуляли по берегу. На обратном пути, в дубовой роще, набрали грибов, по виду это были подберёзовики, но берёз рядом не было, и они получили название поддубники. На ужин сготовили лапшу с грибами. Вечером поднялся сильный ветер, палатку хлестало так, что казалось или улетим, или всё в клочки порвёт. На море был шторм, но всё обошлось.

За ночь все тучи раздуло, и день опять был тёплый и солнечный. Все намокшие и отсыревшие вещи просушили на ветру и уложили в рюкзаки. Пора возвращаться. Решили, что искать какую-то новую для нас дорогу в Андреевку через Нерпичью или Среднюю будет труднее, чем идти по уже знакомой дороге. Быстро дошли до Витязя (за 40 минут) и пошли дальше, поднялись на знакомый перевал, и нас подобрала попутная машина, аж до Зарубино. Вот так повезло! Пока мы ехали, сами удивлялись, как мы смогли всю эту дорогу одолеть пешком с большим грузом за плечами.

В Зарубино опять набрали деликатесов: крабы и креветки самим полакомиться,  а консервы разные для гостинцев домой.

Во Владивостоке ещё и культурную программу выполнили – сходили в театр Оперы и балета на Бориса Годунова. В последний день перед отлётом у нас был ещё один невыполненный пунктик: посетить Токаревский маяк.

Рискуя опоздать на самолёт, мы сделали это. День был хмурый, по небу неслись серые свинцовые тучи, штормовые волны накатывали  на гравийную насыпь, ведущую к Маяку. Так же, как и 100 лет назад, маленький беленький в красной шапочке, он стоял наперекор стихии и времени.

Мы стояли рядом с ним и чувствовали, что Дальний Восток стал для нас намного ближе. Белое пятно исчезло совсем, перед глазами теперь калейдоскоп из ярких картинок, которые навсегда врезались в нашу память.